скачать рефераты

МЕНЮ


Организации системы управления предприятием

Для организаций среднего размера характерна стратегия рыночных ниш, или патентная, предполагающая тщательный выбор сегмента рынка и способа поведения организации, имеющего значение для данного сегмента.

Для крупных предприятий характерна стратегия широкого проникновения на новые рынки при высоких затратах на формирование спроса и стимулирование сбыта. "Снятие сливок" - часто используемая стратегия повышения цен на новые товары на первых стадиях жизненного цикла товара на рынке.

Приоритетной для данного предприятия выступает формирование стратегии фирменного товара, предполагающая обеспечение высокого качества товара, устойчивый уровень цен.

Таким образом, стратегия даёт основание для использования конкретных маркетинговых инструментов, средств и методов обеспечения условий для достижения объёма продаж и доли рынка в соответствии с целевыми ориентирами организации.

2.3 Определение основных ценностей руководства предприятия

В практической деятельности менеджеры и руководители предприятий принимают постоянно множество решений. Любое принимаемое решение, касающееся цены, затрат, объёмов реализации в конечном отчете сказывается на финансовом результате предприятия.

Процесс подготовки управленческого решения состоит из сравнения нескольких возможных вариантов разрешения имеющейся проблемы и выбор наилучшего из них. Необходимую руководству экономическую информацию по каждому альтернативному варианту предоставляет менеджер. На основе предоставленных данных и некоторых расчетов специалисты и руководители оценивают возможные варианты решения возникшей проблемы. Чтобы руководители и специалисты при рассмотрении нескольких альтернативных вариантов не погрязли в массе информации, следует понимать, как каждый вариант может повлиять на всю работу предприятия. Отдельные факторы и данные могут не меняться при анализе альтернативных вариантов.

Как руководитель, директор ОАО "ЗГО" должен обладать необходимыми деловыми качествами.


Таблица 2.1 Свод деловых качеств директора ОАО "ЗГО"

Знания

Умения

Знание основ менеджмента

Узкоспециальные умения и навыки

Умения разрабатывать стратегию

Узкоспециальные знания

Планирование

Принятие решений

Знание различных культурных, этнических, индивидуальных ценностей сотрудников

Администрирование, делегирование полномочий, координация деятельности, проведение переговоров

Понимание особенностей влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации

Применение различных подходов к управлению персоналом, мотивация, проведение и инициирование изменений

Знание миссии, стратегических целей и планов предприятия

Адаптирование стиля руководства, представление ОАО "ЗГО" на внешних мероприятиях

Знание основных бизнес-процессов

Отстаивание своих решений, проведение совещаний, анализ и оценка работы сотрудников предприятия

Знание основных корпоративных ценностей

Обработка информации, работа в команде, умение развивать подчинённых


Перечисленный выше свод деловых качеств является критерием выбора на должность директора. Но не только сочетание рассмотренных выше качеств управленца и специалиста является требованиями к личности руководителя, кроме того, он должен обладать некоторыми личностными качествами.


Таблица 2.2 Свод личностных качеств директора ОАО "ЗГО"

Способности

Качества

Интеллект

Результативность, уравновешенность

Способность к рациональному планированию

Инициативность, обязательность, аккуратность

Логико-аналитические способности

Самостоятельность

Способность принимать решения

Открытость, гибкость

Способность к восприятию новых идей

Коммуникабельность, целеустремлённость

Способность слушать

Корректность, лояльность

Способность устанавливать контакт

Стресо- и конфликтоустойчивость

Адаптивность

Ответственность, решимость

Особенность разрешать конфликты

Терпимость, самомотивация

Способность использовать прошлый опыт

Настойчивость, профессиональная честь

Способность учиться

Порядочность, мужество


Таким образом, рассмотрев все требования к личности руководителя, отметим, что настоящий руководитель данной организации обладает всеми необходимыми качествами.


2.4 Проектирование внутренней среды ОАО "ЗГО"


Структура ОАО "ЗГО" включает в себя три основных цеха, вспомогательные участки и службы, а также заводоуправление.

Цех №1: цех по производству товаров народного потребления, тары для упаковки изделий выпускаемых заводом, а также столярные изделия для капитального строительства и ремонта жилого фонда.

Цех №2: основной машиностроительный цех, состоящий из: литейного, механического, сборочного, термического, сварочного и заготовительного участков. Основная продукция: породопогрузочные машины ПП-Н-1, ППН-1с, перегружатели ПСК -1, буровые установки СБКН -2м, 2УБН -2П, запасные части, чугунное, стальное и цветное литье.

Цех №3: механосборочный цех, состоящий из механосборочного, кузнечно-штамповочного и термического участков. Цехом изготавливаются такие изделия, как пневмодвигатели ДАР, буровые коронки К-100В, запасные части к тракторам С-100, заготовки, паковки и металлоконструкции.

Вспомогательные участки и службы: инструментальный участок, отделы главного механика и энергетика, грузовая служба и центральная заводская лаборатория.

Управление заводом осуществляется отделами: конструкторский, технологический, плановый, производственный, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия, отделы снабжения и сбыта, ОТК, служба техники безопасности, отдел кадров и канцелярия.

Сейчас структура завода включает в себя шесть основных участков: участок товаров народного потребления, механосборочный участок, литейный участок, заготовительный и деревообрабатывающий участки, подчиняющиеся отделу основного производства, а также отдел подготовки и обслуживания производства, транспортный участок, ремонтно-строительный участок.

Успех или провал предприятия связан не столько с конъюнктурой, сколько с качеством его менеджмента, то есть с точностью стратегических направлений и с эффективностью их внедрения. Диагностика менеджмента, основная поставленная проблема – это проблема оценки компетенции руководства предприятия. Нельзя ограничиваться только анализом сильных – слабых экономических, технических, социальных сторон, без подъема на высший уровень – генеральной дирекции. Надо отметить, что нет нормативно-справочной модели (методов и стиля), позволяющей сравнением оценить силы и недостатки управления.

Соответствие менеджмента в целом означает адекватность стилей управления, методов планирования и контроля управления, организации, призванию предприятия, его проблематике и стратегии. В зависимости от природы его деятельности, возраста, темпов роста, размера и применяемых стратегий, стили внедрения и методы управления могут больше или меньше подходить предприятию. Не управляют одинаково малым и средним предприятиями, применяющими инновации или большим механизированным предприятием.

Руководство предприятия ответственно за общие результаты, полученные предприятием, однако желательно использовать синтезированные показатели, чтобы измерить "менеджерские достижения". Невозможно определить универсальные показатели достижений руководителя.

Для частного промышленного предприятия, каким является ОАО "ЗГО", действующего на конкурентном рынке, классификация целей может быть следующей:

·                          финансовая рентабельность,

·                          положение на рынке,

·                          техническая оснащенность,

·                          уровень занятости.

Чтобы проектировать внутреннюю среду предприятия необходимо решать следующие задачи:

·                          Организовывать финансовую работу в хозяйствующем субъекте.

·                   Разрабатывать прогнозы и проекты прямых, венчурных и портфельных инвестиций, выполнять необходимые к ним расчеты, оценивать альтернативные варианты вложения капитала с учетом степени риска и размера дохода; выбирать оптимальные варианты.

·                   Разрабатывать проекты перспективных и текущих (годовых, а при необходимости квартальных) финансовых планов, планов поступления и расходования иностранной валюты, доводить показатели этих планов до подразделений хозяйствующего субъекта.

·                   Принимать участие в разработке бизнес-плана (в части финансовых показателей) хозяйствующего субъекта.

·                   Принимать участие в разработке финансовых нормативов (нормативы оборотных средств по видам сырья, материалов, других товарно-материальных ценностей, нормативы затрат и т.п.).

·                   Определять показатели коммерческого расчета и внутрихозяйственного подряда. Рассчитывать их величину. Доводить эти показатели до исполнителей. Осуществлять совместно с другими службами аппарата управления организацию коммерческого расчета и внутрихозяйственного подряда.

·                   Определять объемы поступления и расходования денежных средств, доходы и расходы, размеры налогов для хозяйствующего субъекта.

·                   Определять кредитные взаимоотношения, составлять кассовые планы, кредитные заявки, кредитные соглашения (договоры). Участвовать в составлении гарантийных писем, залоговых свидетельств, страхового полиса, в выпуске векселей и т.д.

·                   Проводить валютную политику. Организовывать проведение валютных операций (конверсия валюты, покупка и продажа валюты, валютные расчеты и кредиты, страхование от валютных рисков).

·                   Оформлять финансовую документацию (банковскую, статистическую, оперативную).

·                   Анализировать финансовое состояние хозяйствующего субъекта и его подразделений, финансовые результаты хозяйственных мероприятий, эффективность использования финансовых ресурсов, уровень валютной самоокупаемости.


2.4.1 Проектирование организационной структуры предприятия

Основная функция предприятия – осуществление деятельности записанной в уставе предприятия. В процессе деятельности предприятие должно оплачивать различные счета по полученным товарно-материальным ценностям и услугам и получать средства от покупателей. В производственной деятельности любое предприятие является частью общества, как единой системы. Предприятие – это открытое звено, зависимое от других звеньев общей системы, которые в свою очередь зависимы от него. Лица, группы, союзы, связанные с конкретным предприятием своими интересами и целями и поэтому зависимые от него, называются взаимосвязанными группами данного предприятия. Это собственники, персонал (руководство, специалисты, служащие, рабочие), финансы, снабжение, потребители и общество в целом. Взаимосвязанные группы делают вклад в предприятие и получают за это компенсацию в различной форме. В кругу взаимосвязанных групп выделяются конкуренты, которые оказывают определенное влияние на деятельность предприятия и его результаты.

Для обоснованного заключения о достоверности отчетности необходима информация о структуре и специфике деятельности предприятия. Из разговоров со специалистами и руководителями предприятия нужно понять отраслевую специфику предприятия, изучить специальные ведомости, нормативные акты, расшифровывающие эту специфику. Необходимо выделить те системы деятельности предприятия, которые отличают его от других в этой области. Необходимо также ознакомиться с историей развития предприятия, описанием видов его деятельности и учетной политикой, существовавшей в предшествующие годы.


2.4.2 Проектирование структуры системы управления

Систематизированные методы управления наиболее предпочтительны, при подготовке решений по проблемам, возникающим в условиях риска и неопределенности. В качестве основного инструмента моделирования у систематизированных методов выступает интеллект человека, а для обработки оценок экспертов можно применять статистические методы и компьютерные технологии.

При решении смежных стратегических проблем используются системно-целевые методы. К таким методам относят методы системного анализа и программно-целевые методы. Основными методами системного анализа управленческих проблем являются:

Диагностика системы – это метод исследования каждого из элементов и системы в целом для выявления "узких мест".


Рис.2.1 Диагностика системы


Отдельные решения являются уникальными, и процесс их подготовки не может быть связан с определенными строгими правилами, конкретными этапами и четкой последовательностью. Однако теория управления подсказывает, что при подготовке управленческих решений существуют определенные общие этапы.

Задачи, стоящие перед предприятием:

1.                       Задачи оперативного характера:

·                                                  определение точки безубыточности;

·                                                  планирование выпуска продукции;

·                                                  принятие решений по ценообразованию.

2.                       Задачи перспективного характера:

·                                                  капитальные вложения;

·                                                  реструктуризация производства;

·                                                  целесообразность освоения новых видов продукции.

Формирование рынков и выработка методов его регулирования выявляет взаимосвязи и взаимозависимости рыночных элементов спроса, предложения, цены. Каждый элемент системы изменяется и зависит от влияния факторов производства, фактических затрат и доходности производства. В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. Чтобы определить прогноз развития предприятия, необходимо выбрать оптимальную стратегию в управлении прибылью, затратами.

Пять основных стратегий:

1.                          увеличение цены реализации;

2.                          снижение переменных затрат;

3.                          снижение доли постоянных затрат;

4.                          увеличение объёмов производства и реализации;

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.