скачать рефераты

МЕНЮ


Организационно-кадровое обеспечение государственой кадровой политики

Организационно-кадровое обеспечение государственой кадровой политики

Оглавление


Введение........................................................................................................... 3

1. Сущность государственной молодёжной политики.................................... 7

1.1 Современное состояние молодежи в Российской Федерации и основные направления государственной молодёжной политики......................................................... 7

1.2 Опыт и проблемы реализации  молодежной политики в    Белгородской области        17

2. Основные направления организационно-кадровой работы по обеспечению государственной молодежной политики....................................................... 21

2.1 Кадровое обеспечение государственной молодежной политики............ 21

2.2 Государственная поддержка талантливой научной молодежи и развитие кадрового потенциала российской науки........................................................................ 26

2.3 Содействие экономической самостоятельности, занятости и предпринимательству молодежи........................................................................................................ 30

3. Механизмы формирования и функционирования кадрового состава в сфере государственной молодежной политики....................................................... 36

3.1 Кадровая работа с молодежью на предприятиях.................................... 36

3.2 Кадровая политика региона...................................................................... 42

Заключение..................................................................................................... 46

Библиографический список литературы....................................................... 49


Введение


Сегодня Россия находится на важном этапе своего экономического, политического и социального развития. Кризис переходного периода преодолен, и страна начинает работать в режиме стабилизации позитивных завоеваний. Основным участником этого процесса должна стать и, по сути, уже становится российская молодежь. Именно она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни.

Российская молодежь в своем большинстве принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути. По социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она в целом поддерживает демократию. Две трети молодых граждан признают свободу выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью.

В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение.

По самооценке, молодое поколение считает себя главным фактором устойчивости развития России и в большинстве своем - движущей силой коренных преобразований в обществе. Российская молодежь – главный заказчик достойного будущего, главный стратегический ресурс нашей страны.

Для нормального функционирования системы современного общества потребуется новая волна управленцев и экономистов, формировавшихся на основе новых принципов. Вместе с тем в настоящее время в России еще не создана система формирования кадрового резерва, его обучения и использования. Наиболее предприимчивые представители молодежи, видя безразличие к себе государства, идут по пути продвижения через частные коммерческие структуры, "теневую экономику" и не рассматривают государственную службу, общественную деятельность в качестве своей вероятной перспективы.

Решающим условием национальной безопасности и успешного развития современной России является обеспечение ее конкурентоспособности. Это предполагает укрепление позиций России во внешнеполитической сфере и мировом разделении труда, мировой науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления; обеспечение необходимого уровня обороноспособности.

Успешное решение этих задач невозможно без эффективного участия молодежи.

Степень эффективности этого участия определяется тем, насколько молодежь:

·        знает, разделяет, принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

·        обладает необходимыми физическими, личностными, образовательными, профессиональными качествами;

·        имеет необходимые возможности для активного участия в развитии страны.

При этом необходимо учитывать, что молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей:

·        во-первых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений;

·        во-вторых, молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. При этом одновременно именно молодежь в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы;

·        в-третьих, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями и интересами всего общества;

·        в-четвертых, молодежь выполняет особые социальные функции:

·        наследует достигнутый уровень развития общества и государства, обеспечивает преемственность;

·        формирует в себе образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

·        является основой "новой" постиндустриальной экономики, развития ее высокотехнологичных отраслей, а также науки и культуры, служит источником и базой инноваций;

·        молодые люди составляют основную часть кадрового состава силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

Актуальность темы исследования заключается в том, что опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи; что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.

Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.

Целостная и последовательная государственная молодежная политика призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Напротив, отсутствие или недостаточное развитие государственной молодежной политики снижает качество реализации социальных функций молодежи, в целом – приводит к торможению государственного и социально-экономического развития.

Отличительной особенностью государственной молодежной политики как составной части социальной политики является то, что те, в отношении кого и проводится эта политика являются одним из главных субъектов ее реализации. Молодежь творит свою политику. Это творчество проявляется в форме молодежной инициативы, в создании и деятельности молодежных общественных объединений. Молодежная политика предполагает активное инновационное участие молодежи в жизни общества. Это заставляет рассматривать молодежную политику в ряду вопросов стратегического развития всего общества, наращивания его творческого потенциала и инновационных ресурсов.

Все позитивные и негативные явления, сопровождающие преобразовательные процессы в молодежной среде в масштабах страны, как в капле воды, отражены и в масштабе Белгородской области. Молодёжь Белгородчины - четверть населения области, представляет собой внушительную силу, которой по плечу самые сложные и трудные дела.

Основная цель работы состоит в исследовании проблем и перспектив реализации организационной кадровой работы по обеспечению государственной молодежной политики в Российской Федерации и Белгородской области.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать проблемы реализации государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях.

2. Рассмотреть основные направления организационно-кадровой работы по обеспечению государственной молодежной политики. 

3. Исследовать механизм реализации молодежной политики на промышленных и других предприятиях, организациях. 

4. Рассмотреть рыночный подход формирования кадровой политики региона.

1. Сущность государственной молодёжной политики

 

1.1 Современное состояние молодежи в Российской Федерации

и основные направления государственной молодёжной политики

 

Российская молодежь не оторвана от мира, от развития своей страны и адекватна своему времени. Она адаптирована к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей. Происходит рост традиционных и зарождение новых "групп риска". Все более заметны проявления экстремизма и радикализма.

Негативные тенденции, доминирующие в молодежной среде:

·        уменьшается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами. По прогнозам, к 2025 году доля молодежи в структуре населения России снизится с 25% до 18%. Налицо кризис молодой семьи – количество разводов достигло 500 на 1000 браков, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка;

·        ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения, что может привести к качественному снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала российского общества. С катастрофической скоростью в молодежной среде распространяются наркомания, токсикомания, алкоголизм;

·        продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям. В течение 1990-х гг. число осужденных за уголовные деяния в возрасте до 29 лет возросло в 2 раза. Более половины всех правонарушений совершается несовершеннолетними. Число беспризорных сопоставимо с уровнем 20-х годов прошлого века; 

·        снижается качество образования;

·        происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57% (в среднем – 39%). Многие из молодых людей вообще никогда не работали. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг, отдают предпочтение рабочим местам, не требующих высокой профессиональной квалификации;

·        доля предпринимателей не превышает 2-3% от численности всей молодежи, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;

·        происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

·        слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Характерными чертами массового молодежного сознания становятся правовой нигилизм, отсутствие социальной воли, "стадный" инстинкт.

В то же время, наблюдается рост позитивных тенденций в развитии российской молодежи:

·        в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал. Увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;

·        растет самостоятельность и практичность, ответственность за свою судьбу, мобильность, восприимчивость к новому;

·        увеличивается престижность качественного образования и профессиональной подготовки. Меняется отношение к образованию – формально-статусное отношение уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;

·        растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья;

·        современная российская молодежь стала полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в глобальные экономические, политические и гуманитарные процессы.

В совокупности это привело к тому, что ценностно-смысловое пространство молодежи формируется либо на основе криминальных субкультур, либо на основе ценностно-поведенческих моделей, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодых россиян.

На фоне социально-экономических потрясений последних лет происходили важные сдвиги в общественном сознании молодежи. При том, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовность к жизни и работе в новых условиях, рост недовольства качеством жизни стал ощутимее. Активизировались установки на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, стремлении иметь хоть не слишком большую, но гарантированную зарплату и т. п.

В таких явлениях общественного сознания молодежи проявляется усиление патриотических позиций. Однако патриотизм, основанный на отторжении современной России, не может не быть противоречивым и деформированным.

Осложняет ситуацию отсутствие общественно-признанных морально-нравственных ориентиров развития, образа будущего России, слабо развиты условия для самореализации и воплощения социально значимых инициатив молодежи. Отсутствует механизм согласования интересов молодежи с интересами других групп общества.

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть достигнуто лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, развитии цивилизованных механизмов взаимоотношений между обществом и входящими в него новыми поколениями.

Образовавшиеся пробелы в воспитании и социализации молодежи восполняются легкодоступными носителями информационного продукта.
Ведущую роль в этом процессе играют средства массовой информации. В современной молодежной среде им принадлежит лидерство в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания. При этом продукт массовой потребительской культуры во многом способствует росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая негативные тенденции в ее развитии.

Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая как традиционные, так и инновационные институты социализации, добиться их разумного баланса и взаимодополнения, используя для этого возможности государства и общества.

Реализация государственной молодёжной политики должна быть направлена на обеспечение через процессы социализации влияния на становление нового поколения как основного инновационного ресурса развития страны.

Государственная молодежная политика (далее ГМП) является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Государственная молодежная политика регулирует и обеспечивает эффективность отношений молодежи, общества и государства, является органичной частью внутренней и внешней политики государства, системы его безопасности.

Целью государственной молодежной политики являются:

·        осуществление системного государственного влияния на процессы социализации молодого поколения;

·        создание условий и гарантий самореализации молодых граждан;

·        использование инновационного потенциала молодежи для обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества, достойной жизни граждан, укрепления национальной безопасности и конкурентоспособности страны;

·        развитие и поддержка молодежных и детских общественных объединений, движений, содействие реализации общественно-полезных инициатив молодежи.

Государственную молодежную политику следует рассматривать как один из ключевых факторов решения стратегических задач в сфере обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности России, становления гражданского общества, обеспечения достойных условий жизни граждан.

В свою очередь, государственная молодежная политика должна рассматривать молодежь как базовый стратегический ресурс государства и общества, как субъект социальной и экономической политики. Это, прежде всего, означает повышение степени внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также оптимизацию системы реализации ГМП.

Необходимо отказаться от подхода к ГМП как к средству, направленному преимущественно на создание специальных привилегированных условий для молодежи по сравнению с остальными социальными группами и обществом в целом.  Основой ГМП должно стать социальное партнерство, стимулирование активности молодежи в различных сферах, выработка эффективных механизмов участия государства в процессах социализации.

Государственная молодежная политика призвана создать механизмы взаимной ответственности: государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательного развития. [15]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.