скачать рефераты

МЕНЮ


Организация - основа менеджмента

Организация - основа менеджмента

Феодосийский политехнический институт

Николаевского университета кораблестроения им. адм. Макарова









Реферат

по менеджменту

на тему:

«Организация − основа менеджмента»


работу выполнила

студентка гр.Ф-331

Виняр А.И.











Феодосия 2009


План


1. Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации

2. Внутренняя и внешняя среда организации

3. Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий


1. Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации


Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде.

Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Организация первичное хозяйственное звено в экономике, совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение установленных целей перспективного развития.


Организацию характеризуют следующие элементы:


Уровни организации:

·                   мировая система;

·                   народное хозяйство;

·                   отрасли народного хозяйства;

·                   объединения предприятий;

·                   предприятия;

·                   подразделения (цех, участок, отдел, служба и т.п.);

·                   рабочее место.

Предметные области организации:

·                   сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства в пространстве (пространственная организация производства);

·                   то же во времени (временная организация производства).

Основные категории организации:

·                   типы организации;

·                   формы организации;

·                   методы организации;

·                   принципы организации.

Субъекты организации - персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.

Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация − сознательно координируемое сообщество людей для достижения установленных целей.

Критерии организации

·                   Готовность двух или более людей совместно работать.

·                   Существование одной или нескольких общих целей (желаемый результат, конечное состояние).

·                   Обмен информацией.

Создание организации как структуры необходимо для того, чтобы работники эффективно выполняли свою работу в соответствии с планом, знали свое место и цели, причем их цели должны совпадать с целями организации в целом.

Организация обладает следующими общими признаками:

·                   наличие внутреннего центра – персонала и менеджеров, – который определяет её характер, координирует деятельность с целью обеспечения единства действий;

·                   объединение процессов, которые взаимодействуют нецеленаправленно и эффективно;

·                   сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации и реагирования работника и менеджера;

·                   определенная, зависящая от процесса гибкость, саморегулирование деятельности – принятие самостоятельных решений, творческое преломление внешних команд, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;

·                   обособленность – замкнутость внутренних процессов, наличие границ;

·                   единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда;

·                   наличие цели (целей) – объединяет участников, придает смысл их деятельности;

·                   организационная культура – совокупность норм, традиций, верований, ценностей, определяющих поведение людей.

Для четкой работы организации необходимо, чтобы при ее создании и функционировании соблюдались следующие требования:

·                 цели должны быть понятны всем работникам;

·                 система целей должна реализовывать глобальную цель;

·                 информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест;

·                 работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;

·                 удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.

Организация - это согласованная система сознательно координированной деятельности или взаимодействие двух или более людей для достижения общей цели. (Честер Барнард, Президент "Нью-Джерси Белл Телефон" 1938г.)

Виды организаций

причина существования менеджмента

Организации                         объект менеджмента


основа мира менеджеров



 

Юридическое лицо - это организация, которая:

·                   имеет обособленное имущество в собственности в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;

·                   отвечает имуществом по своим обязательствам;

·                   может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права;

·                   может быть истцом и ответчиком в суде;

·                   имеет самостоятельный баланс или смету.

Общие характеристики организаций:

·                   ресурсы ― люди, капитал, материалы, сырье, энергия, технология, информация;

·                   зависимость от внешнего окружения (потребители, поставщики, правительства, профсоюзы, акционеры, законодательные акты и др.);

·                   горизонтальное разделение труда ― разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяющие организовать изготовление продукции в значительно большем объеме и продуктивнее, чем при самостоятельной работе такого же количества людей;

·                   подразделения ― отдельные части организации, объединяющие группы людей, которые выполняют конкретные специфические задания, достигают отдельных целей как составляющих общих целей организации;

·                   вертикальное разделение труда ― выделение специальной деятельности для координации действий, связанных с горизонтальным разделением труда;

·                   управление ― особая деятельность определенной группы людей для согласования и координации, с целью продуктивного достижения установленных целей.

Законы организации

Закон это отражение объективных и устойчивых связей между компонентами системы, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении.

Синергия ― особенное свойство открытых систем, организаций продуцировать в результате взаимодействия их составляющих элементов (подразделений, людей и др.) эффект значительно больший, чем сумма результатов, независимых действий этих элементов. Формула синергии:


S = 2 + 2 = 5, 6, …. n


Выделяют такие виды синергии как рыночная, затратная, технологическая, управленческая. В основе управленческой синергии лежит соединение знаний, навыков и опыта всех членов организации, каждый из которых может воспользоваться для достижения организационных целей преимуществами других членов.

Закон единства анализа и синтеза: процессы анализа (разделения, дифференциации и т. д.) дополняются синтезом, т. е. противоположными процессами соединения, интеграции и т. п. Сначала проводится анализ, затем — синтез.

Закон информированности, упорядоченности: в организационном целом порядка не может быть больше, чем информации.

Закон композиции: цели организации должны быть согласованы и направлены на поддержание основной цели более общего характера.

Закон конкуренции— объективный процесс "вымывания" с рынка некачественных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.

Закон масштаба — закон, согласно которому увеличение масштаба производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости. Существует точка насыщения, когда при увеличении программы выпуска себестоимость (трудоемкость) продукции не снижается, так как этот фактор исчерпал себя.

Закон наименьшего звена: структурная устойчивость целого определяется наименьшей устойчивостью какой либо из его частей. Например, прочность цепи определяется (при прочих равных условиях) наименее прочным звеном.

Закон онтогенеза: каждая организация проходит в своём развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.

Закон пропорциональности: отражает, необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость.

Закон самосохранения: любая естественная или искусственная система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее использовать свой ресурс.

Закон экономии времени — закон экономии суммы затрат прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товара за его жизненный цикл. Этот закон отражает экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара.

Жизненные стадии и циклы организации

Согласно органическому подходу к управлению, функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития так и его стадийность.

Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост, стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться окончанием деятельности или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее « возрождения» или «преображения» (рис.).


Эффективность организации

 
1- формирование организации; 2- интенсивный рост; 3 - стабилизация; 4 - кризис.


В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации ни одна фирма (предприятие) не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей и противоречий.

Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие специфику управленческих задач в определенные периоды времени, называются стадиями.

Периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, называются циклами развития

Стадии развития организации.

Первая стадия развития организации - ее формирование.

На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свою нишу рынка, она может перейти в следующую стадию - интенсивный рост.

На второй стадии развития организация растёт, увеличивается объём реализуемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности

Если организации удаётся стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, она может перейти к  третьей стадии - стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность за счёт снижения себестоимости продукции и сокращения издержек. В связи с изменчивостью рынка потребления, цикл жизни товара ограничен. Это сказывается и на стадийности развития организации.

После стадии стабилизации организация может перейти в стадию кризиса, который характеризуется снижением рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.

Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке и т.д. Если это удалось, то она сможет вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны.

На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. Взгляд на организацию сквозь призму стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и ориентации. Более того, возникает возможность определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации в организации.

2. Внутренняя и внешняя среда организации

 

Управление организациейэто процесс распределения и движения всех видов ее ресурсов с заранее заданной целью по заранее разработанному плану с непрерывным контролем результатов работ. Управление неотрывно связано с внешней и внутренней средами организации, их анализом и изменениями. Современная тенденция развития науки и практики управления состоит во все увеличивающемся значении фактора изменчивости среды менеджмента.

Среда менеджмента - это объективные ситуационные факторы, непосредственно влияющие на деятельность менеджеров.

Выделяют внутреннюю среду (организация) и внешнюю среду (общество).

Компоненты организации

 

Внутренняя среда (организация)

·                    Цели и стратегия

Каждая организация имеет много достаточно разнообразных целей. Деловые организации сосредоточены, главным образом, на производстве товаров, предоставлении услуг, выполнении работ и получении за счет этой деятельности прибыли. Цель некоммерческих организаций состоит не в получении прибыли, а в достижении своих уставных целей за счет снижения затрат. Государственные организации стремятся успешно достичь целей, определенных в соответствующих нормативно-правовых актах.

·                    Планы и задания

Конкретизация целей осуществляется путем разработки согласованной системы планов и заданий, регламентирующих деятельность всех подразделений организации в выбранных направлениях. Задания представляют собой порученную работу, которая должна выполняться в надлежащие сроки.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.