Организация - основа менеджмента
Организация - основа менеджмента
Феодосийский
политехнический институт
Николаевского
университета кораблестроения им. адм. Макарова
Реферат
по менеджменту
на тему:
«Организация −
основа менеджмента»
работу выполнила
студентка гр.Ф-331
Виняр А.И.
Феодосия 2009
План
1. Понятие организации.
Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации
2. Внутренняя и внешняя
среда организации
3. Уровни управления.
Менеджер – профессиональный управляющий
1. Понятие
организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации
Важнейшим
понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и
функционирует в среде.
Каждое
действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если
среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником
жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для
функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим
организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с
внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
Организация − первичное
хозяйственное звено в экономике, совокупность долговременных норм и правил
построения и функционирования рациональных структур и производственных
процессов предприятия, обеспечивающих достижение установленных целей
перспективного развития.
Организацию
характеризуют следующие элементы:
Уровни
организации:
·
мировая
система;
·
народное
хозяйство;
·
отрасли
народного хозяйства;
·
объединения
предприятий;
·
предприятия;
·
подразделения
(цех, участок, отдел, служба и т.п.);
·
рабочее
место.
Предметные
области организации:
·
сочетание
процессов живого труда с материальными элементами производства в пространстве
(пространственная организация производства);
·
то же
во времени (временная организация производства).
Основные
категории организации:
·
типы
организации;
·
формы
организации;
·
методы
организации;
·
принципы
организации.
Субъекты
организации - персонал предприятия, осуществляющий производственную
деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.
Объектом менеджмента, его
основополагающей категорией является организация − сознательно
координируемое сообщество людей для достижения установленных целей.
Критерии
организации
·
Готовность
двух или более людей совместно работать.
·
Существование
одной или нескольких общих целей (желаемый результат, конечное состояние).
·
Обмен
информацией.
Создание
организации как структуры необходимо для того, чтобы работники эффективно
выполняли свою работу в соответствии с планом, знали свое место и цели, причем
их цели должны совпадать с целями организации в целом.
Организация
обладает следующими общими признаками:
·
наличие
внутреннего центра – персонала и менеджеров, – который определяет её характер,
координирует деятельность с целью обеспечения единства действий;
·
объединение
процессов, которые взаимодействуют нецеленаправленно и эффективно;
·
сохранение
как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного,
зависящего от ситуации и реагирования работника и менеджера;
·
определенная,
зависящая от процесса гибкость, саморегулирование деятельности – принятие
самостоятельных решений, творческое преломление внешних команд, что
обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;
·
обособленность
– замкнутость внутренних процессов, наличие границ;
·
единство
рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения
труда;
·
наличие
цели (целей) – объединяет участников, придает смысл их деятельности;
·
организационная
культура – совокупность норм, традиций, верований, ценностей, определяющих
поведение людей.
Для четкой
работы организации необходимо, чтобы при ее создании и функционировании
соблюдались следующие требования:
·
цели
должны быть понятны всем работникам;
·
система
целей должна реализовывать глобальную цель;
·
информационные
каналы связи не должны иметь «узких» мест;
·
работники
должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;
·
удовлетворенность
в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.
Организация - это согласованная система
сознательно координированной деятельности или взаимодействие двух или более
людей для достижения общей цели. (Честер Барнард, Президент
"Нью-Джерси Белл Телефон" 1938г.)
Виды
организаций
причина существования менеджмента
Организации объект
менеджмента
основа мира
менеджеров
Юридическое
лицо - это организация, которая:
·
имеет
обособленное имущество в собственности в хозяйственном ведении, в оперативном
управлении;
·
отвечает
имуществом по своим обязательствам;
·
может
от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права;
·
может
быть истцом и ответчиком в суде;
·
имеет
самостоятельный баланс или смету.
Общие
характеристики организаций:
·
ресурсы
― люди, капитал, материалы, сырье, энергия, технология, информация;
·
зависимость
от внешнего окружения (потребители, поставщики, правительства, профсоюзы,
акционеры, законодательные акты и др.);
·
горизонтальное
разделение труда ― разделение большого объема работы на многочисленные
небольшие специализированные задания, позволяющие организовать изготовление
продукции в значительно большем объеме и продуктивнее, чем при самостоятельной
работе такого же количества людей;
·
подразделения
― отдельные части организации, объединяющие группы людей, которые
выполняют конкретные специфические задания, достигают отдельных целей как
составляющих общих целей организации;
·
вертикальное
разделение труда ― выделение специальной деятельности для координации
действий, связанных с горизонтальным разделением труда;
·
управление
― особая деятельность определенной группы людей для согласования и
координации, с целью продуктивного достижения установленных целей.
Законы
организации
Закон − это отражение
объективных и устойчивых связей между компонентами системы, проявляющихся в
природе, обществе, человеческом мышлении.
Синергия ― особенное
свойство открытых систем, организаций продуцировать в результате взаимодействия
их составляющих элементов (подразделений, людей и др.) эффект значительно
больший, чем сумма результатов, независимых действий этих элементов. Формула
синергии:
S = 2 + 2
= 5, 6, …. n
Выделяют
такие виды синергии как рыночная, затратная,
технологическая, управленческая. В основе управленческой
синергии лежит соединение знаний, навыков и опыта всех членов организации,
каждый из которых может воспользоваться для достижения организационных целей
преимуществами других членов.
Закон
единства анализа и синтеза: процессы анализа (разделения, дифференциации и т.
д.) дополняются синтезом, т. е. противоположными процессами соединения,
интеграции и т. п. Сначала проводится анализ, затем — синтез.
Закон
информированности, упорядоченности: в организационном целом порядка не может быть
больше, чем информации.
Закон
композиции: цели организации должны быть согласованы и направлены на
поддержание основной цели более общего характера.
Закон
конкуренции— объективный процесс "вымывания" с рынка некачественных
товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс
повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.
Закон
масштаба — закон, согласно которому увеличение масштаба производства
продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению
себестоимости. Существует точка насыщения, когда при увеличении программы
выпуска себестоимость (трудоемкость) продукции не снижается, так как этот
фактор исчерпал себя.
Закон
наименьшего звена: структурная устойчивость целого определяется наименьшей
устойчивостью какой либо из его частей. Например, прочность цепи определяется
(при прочих равных условиях) наименее прочным звеном.
Закон
онтогенеза: каждая организация проходит в своём развитии следующие фазы
жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.
Закон
пропорциональности: отражает, необходимость соотношения между частями целого, а также
их соразмерность, соответствие или зависимость.
Закон
самосохранения: любая естественная или искусственная система стремится сохранить
себя как целостное образование и, следовательно, экономнее использовать свой
ресурс.
Закон
экономии времени — закон экономии суммы затрат прошлого, живого и будущего труда на
единицу полезного эффекта товара за его жизненный цикл. Этот закон отражает
экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара.
Жизненные
стадии и циклы организации
Согласно органическому подходу к управлению, функционирование
организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного
цикла, означающего как процессуальность развития так и его стадийность.
Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии,
сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает
такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост, стабилизацию и
кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться
окончанием деятельности или ликвидацией организации. Вполне возможным считается
и вариант ее « возрождения» или «преображения» (рис.).
Эффективность
организации
|
|
1-
формирование организации; 2- интенсивный рост; 3 - стабилизация; 4 - кризис.
В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности
развития организации ни одна фирма (предприятие) не может слишком долго
оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов
своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а
с переживанием трудностей и противоречий.
Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности.
Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и
фиксирующие специфику управленческих задач в определенные периоды времени,
называются стадиями.
Периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние
ценности и ориентации, называются циклами развития
Стадии развития организации.
Первая стадия развития организации - ее формирование.
На этой стадии для организации важно найти тот товар, который
может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свою нишу
рынка, она может перейти в следующую стадию - интенсивный рост.
На второй стадии развития организация растёт, увеличивается объём
реализуемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений,
направлений деятельности
Если организации удаётся стабилизировать источники дохода,
закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, она может перейти к третьей
стадии - стабилизации. На этой стадии для организации
важно максимально стабилизировать свою деятельность за счёт снижения
себестоимости продукции и сокращения издержек. В связи с изменчивостью рынка
потребления, цикл жизни товара ограничен. Это сказывается и на стадийности
развития организации.
После стадии стабилизации организация может перейти в стадию
кризиса, который характеризуется снижением рентабельности,
потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.
Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу
развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для
потребителя товар, занять новое место на рынке и т.д. Если это удалось, то она
сможет вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации,
которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы
неизбежны.
На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию
развития. Взгляд на организацию сквозь призму стадий развития позволяет более
точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и
ориентации. Более того, возникает возможность определить, в какой степени они
адекватны внутренней ситуации в организации.
2. Внутренняя и внешняя среда организации
Управление
организацией – это процесс распределения и движения всех видов ее ресурсов
с заранее заданной целью по заранее разработанному плану с непрерывным
контролем результатов работ. Управление неотрывно связано с внешней и
внутренней средами организации, их анализом и изменениями. Современная
тенденция развития науки и практики управления состоит во все увеличивающемся
значении фактора изменчивости среды менеджмента.
Среда
менеджмента - это объективные ситуационные факторы, непосредственно влияющие на
деятельность менеджеров.
Выделяют внутреннюю
среду (организация) и внешнюю среду (общество).
Компоненты
организации
Внутренняя
среда (организация)
·
Цели
и стратегия
Каждая
организация имеет много достаточно разнообразных целей. Деловые организации
сосредоточены, главным образом, на производстве товаров, предоставлении услуг,
выполнении работ и получении за счет этой деятельности прибыли. Цель
некоммерческих организаций состоит не в получении прибыли, а в достижении своих
уставных целей за счет снижения затрат. Государственные организации стремятся
успешно достичь целей, определенных в соответствующих нормативно-правовых
актах.
·
Планы
и задания
Конкретизация
целей осуществляется путем разработки согласованной системы планов и заданий,
регламентирующих деятельность всех подразделений организации в выбранных
направлениях. Задания представляют собой порученную работу, которая должна
выполняться в надлежащие сроки.
Страницы: 1, 2, 3
|