скачать рефераты

МЕНЮ


Организация - основа менеджмента

·                    Структура организации

Каждая организация вырабатывает для себя взаимодействие имеющихся уровней управления и функциональных областей в такой форме, чтобы успешно достичь целей организации. Успех менеджера невозможен без учета им действующей структуры организации, поскольку ему приходится согласовывать свои планы и решения с определенными должностными лицами и звеньями управления.

·                    Технологии

Технология представляет собой соединение квалифицированных ' навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, соответствующих знаний, необходимых для воплощения желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Технологии прямо связаны с планами и заданиями, поскольку выполнение последних обуславливает использование определенных технологий как средств преобразования поступающих извне материалов в готовые изделия. В развитии технологии отмечают три крупных переворота: промышленная революция, стандартизация и механизация, применение конвейерных линий.

·                    Процессы

Принятие решений, утверждение соответствующих планов и бюджетов базируется на определенном порядке действий, процедурах, составляющих содержание процессов управления. Обоснованные процессы управления упрощают и удешевляют менеджмент, делают его более продуктивным.

·                    Персонал

Персонал является главным объектом менеджмента. Поскольку менеджер руководит непосредственно людьми, персонал, наряду с менеджерами, является и субъектом управления, так как в современных условиях сотрудники принимают активное участие в принятии решений. Таким образом, люди представляют собой центральный фактор в любой модели менеджмента.

Существуют три основных аспекта человеческой деятельности в качестве элемента внутренней среды:

–                   поведение отдельных людей;

–                   групповое поведение;

–                   поведение руководителя, деятельность менеджера в роли лидера и его влияние на индивидуальное и групповое поведение.

·                    Культура

Культура представляет собой своеобразный микроклимат в организации, который помогает персоналу продуктивно выполнять задания. Главным фактором формирования той или иной культуры являются ценности персонала и, прежде всего, высшего руководства.

·                    Финансы

Все финансовые операции организаций опосредуются соответствующими финансовыми расчетами. Но интересы разных категорий людей в финансовой деятельности организации могут быть совсем _противоположными. К примеру, желание акционеров увеличить выплату дивидендов или предпринимать меры в сфере социальной ответственности, могут противоречить повышению заработной платы сотрудников. Менеджеру приходится не только учитывать постоянно финансовые ограничения, но и предотвращать конфликты в финансовой сфере.

Внешняя среда представляет собой объективные факторы, окружающие организацию в обществе (государстве, мире), к которым она должна приспосабливаться. Значение внешней среды было осознано в конце 50-х годов нынешнего столетия. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку менеджмента. Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных менеджеров. По сути, руководители высших и в определенной мере средних уровней важнейших для общества организаций (деловых, образовательных, государственных) под влиянием разнообразных событий в мире и государстве вынуждены сосредотачивать своё внимание на быстро изменяющейся среде, на влиянии этой среды на внутреннее строение и развитие организации.

Внешнее окружение включает такие основные звенья:

− политико-правовая среда;

− социально-культурная среда;

− технологическая среда;

− экономическая среда;

− экологическая среда;

− международная среда.

·        Политико-правовая среда

Политико-правовая среда представляет систему нормативно-правовых актов, правительственных и политических организаций, законодательной, судебной и исполнительной власти, которая создает правовое поле бизнесовой деятельности, влияет на условия ведения бизнеса в той или другой стране.

Составные политико-правовой среды:

− политическая система;

− законодательная и нормативно-правовая система;

− политические партии и политические лидеры;

− органы судебной и исполнительной власти в центре и на местах;

− состав правительства и органов местной власти, их функции и полномочия, касающиеся регулирования бизнеса;

− политическая стабильность;

− профсоюзы и другие общественные организации;

− средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).

·                    Социально-культурная среда

Социально-культурная среда - это факторы, связанные с населением страны, уровнем его развития, традициями, привычками. Значение этой среды состоит, во-первых, в том, что часть населения является клиентом для большинства компаний, поскольку люди являются главными покупателями. Во-вторых, местное население для любой организации выступает в качестве основного источника формирования персонала.

Составляющие социально-культурной среды:

− численность населения страны и данной местности, его демографические и возрастные характеристики;

− численность и структура семей, их традиции;

− уровень квалификации, образования, трудовых навыков трудоспособного населения;

− уровень доходов населения, структура потребностей;

− жизненные ценности, установки, традиции, обычаи, стереотипы населения и отдельных его групп, этические и эстетические стандарты;

− религиозные верования;

− миграционные процессы, мобильность населения;

− межнародные, межэтнические отношения.

·                    Технологическая среда

Технологическая среда - это научно-технические разработки и оборудование, определяющие методы изготовления и продажи продукции (услуг, работ) в обществе.

Основные элементы технологической среды:

− патенты, авторские свидетельства, рационализаторские предложения;

− научно-технические разработки, отчеты по научно-исследовательским работам, проектные разработки, инжиниринговые работы;

− информация и технические средства её обработки;

− системы технологий в разных сферах жизнедеятельности людей;

− потенциал научно-исследовательских, проектно-конструкторских, исследовательских, инжиниринговых организаций.

·                    Экономическая среда

Экономическая среда включает деятельность всех организаций в сфере бизнеса.

Составные экономической среды:

− наличие в обществе основных отраслей народного хозяйства, предприятий, организаций;

− инфраструктура экономики: транспорт, коммуникации;

− полезные ископаемые, энергетические ресурсы;

− характеристики производственной продукции (услуг, работ), валовой национальный продукт;

− состояние экономики и показатели её развития (кризисные явления, инфляционные процессы, процентные ставки и др.);

− состав и структура финансово-банковской системы;

− государственные и местные органы регулирования экономики;

− налоговая политика, льготы, штрафы, санкции.

·                    Экологическая среда

Экологическая среда характеризует природное окружение организации, представляющее собой, с одной стороны, источник определенных ресурсов (земля, полезные ископаемые, солнечный свет, воздух, вода и др.), а с другой стороны, пространство, в которое поступают результаты деятельности организации.

Составные части экологической среды:

–                   земельные и водные ресурсы, воздушный бассейн, их состояние и характеристика;

–                   растительный и животный мир;

–                   природные условия деятельности организации (температурный режим, погодные условия, уровень осадков, поры года);

–                   реальный и допустимый уровни загрязнения воздуха, земли, воды токсичными отходами;

–                   реальный и допустимый уровни неблагоприятных воздействий на окружающую среду электрическими, магнитными и другими полями;

–                   тенденция экологических изменений вокруг фирмы;

–                   экологические движения и организации, экологическая деятельность государственных органов и общественности.

·                    Международная среда

Международная среда включает такие отношения между отдельными государствами и международные институции, которые непосредственно влияют на хозяйственные результаты данной организации.

Составные международной среды:

–                   состояние и тенденции развития международных экономических отношений;

–                   международные региональные организации, способствующие развитию международного бизнеса (ЮНИДО, Всемирный банк, Международный Валютный Фонд, Европейский Союз и др.);

–                   многосторонние международные и двусторонние договоры;

–                   деловые международные ассоциации;

–                   посольства и торговые представительства в других странах;

–                   международный транспорт и международные коммуникации;

–                   международные учебные заведения, научные исследования, конференции, встречи;

–                   валютные курсы.

Внешняя среда включает факторы прямого и опосредованного действия:

·                    Факторы прямого действия:

− поставщики материалов, капиталов, трудовых ресурсов;

− законы и законодательные органы, определяющие статус, направления и механизмы деловой деятельности организации;

− потребители;

− собственники;

− конкуренты.

·                    Факторы опосредованного действия

Факторы опосредованного действия влияют опосредованно на деятельность компании. К примеру, Чернобыльская катастрофа 1986 г. опосредованно повлияла не только на деятельность других атомных электростанций, но и на предприятия других отраслей, на экологическую среду и т.д.

Составляющие факторов опосредованного действия:

− состояние экономики;

− научно-технический прогресс;

− политические и социально-культурные изменения;

− влияние групповых интересов на организацию;

− влияние международных событий или событий в других странах на состояние дел в организации.

3. Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий

Уровень управлениячасть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.

В менеджменте определены три основных уровня управления.

Три основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу)

1.      Технический уровень - ежедневные текущие операции и действия, необходимые для обеспечения производительной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.

2.      Управленческий уровень - координация и согласование внутри организации разнообразных действий и форм деятельности разных подразделений, разработка и выполнение производственных программ и бюджетов.

3. Институционный уровень - разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация организации к разнообразным переменам, регулирование взаимоотношений с окружающей средой.


Иерархия управления

Три основных уровня менеджеров

Менеджеры нижнего звена.

Функции

·                   осуществление контроля выполнения производственных заданий;

·                   непосредственное руководство рабочими, сотрудниками;

·                   соблюдение требований технологических процессов и техники безопасности;

·                   обеспечение информацией руководителей высшего уровня о выполнении производственных заданий.

Ответственность

·                   непосредственное использование выделенных ресурсов: сырья, энергии, оборудования;

Особенности

·                   напряженность;

·                   разнообразие действий;

·                   частые перерывы;

·                   переход от одного задания к другому;

·                   короткое время для принятия и выполнения решений;

·                   много общения с руководством и коллегами.

Менеджеры среднего звена

Функции

·                   координация и контроль деятельности менеджеров нижнего звена;

·                   разработка производственных программ и планов;

·                   подготовка информации для принятия решений высшими менеджерами;

·                   обеспечение связи между менеджерами высшего и нижнего уровней.

Ответственность

·                   эффективность использования ресурсов соответствующего подразделения.

Особенности

·                   значительные отличия для разных организаций;

·                   участие в принятии решений высшими менеджерами;

·                   работа с документами;

·                   ведение бесед;

·                   участие в заседаниях;

·                   устное общение.

Менеджеры высшего звена

Функции

·                   стратегическое управление организацией;

·                   формирование корпоративной культуры;

·                   общее руководство организацией.

Ответственность

·                   конкурентные позиции организации;

·                   достижение организацией своих целей;

·                   выплата дивидендов акционерам.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.