Организация - основа менеджмента
·
Структура
организации
Каждая
организация вырабатывает для себя взаимодействие имеющихся уровней управления и
функциональных областей в такой форме, чтобы успешно достичь целей организации.
Успех менеджера невозможен без учета им действующей структуры организации,
поскольку ему приходится согласовывать свои планы и решения с определенными
должностными лицами и звеньями управления.
·
Технологии
Технология
представляет собой соединение квалифицированных ' навыков, оборудования,
инфраструктуры, инструментов, соответствующих знаний, необходимых для
воплощения желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Технологии
прямо связаны с планами и заданиями, поскольку выполнение последних
обуславливает использование определенных технологий как средств преобразования
поступающих извне материалов в готовые изделия. В развитии технологии отмечают
три крупных переворота: промышленная революция, стандартизация и механизация,
применение конвейерных линий.
·
Процессы
Принятие
решений, утверждение соответствующих планов и бюджетов базируется на
определенном порядке действий, процедурах, составляющих содержание процессов
управления. Обоснованные процессы управления упрощают и удешевляют менеджмент,
делают его более продуктивным.
·
Персонал
Персонал
является главным объектом менеджмента. Поскольку менеджер руководит
непосредственно людьми, персонал, наряду с менеджерами, является и субъектом
управления, так как в современных условиях сотрудники принимают активное
участие в принятии решений. Таким образом, люди представляют собой центральный
фактор в любой модели менеджмента.
Существуют
три основных аспекта человеческой деятельности в качестве элемента внутренней
среды:
–
поведение
отдельных людей;
–
групповое
поведение;
–
поведение
руководителя, деятельность менеджера в роли лидера и его влияние на
индивидуальное и групповое поведение.
·
Культура
Культура
представляет собой своеобразный микроклимат в организации, который помогает
персоналу продуктивно выполнять задания. Главным фактором формирования той или
иной культуры являются ценности персонала и, прежде всего, высшего руководства.
·
Финансы
Все
финансовые операции организаций опосредуются соответствующими финансовыми
расчетами. Но интересы разных категорий людей в финансовой деятельности
организации могут быть совсем _противоположными. К примеру, желание акционеров
увеличить выплату дивидендов или предпринимать меры в сфере социальной
ответственности, могут противоречить повышению заработной платы сотрудников.
Менеджеру приходится не только учитывать постоянно финансовые ограничения, но и
предотвращать конфликты в финансовой сфере.
Внешняя
среда
представляет собой объективные факторы, окружающие организацию в обществе
(государстве, мире), к которым она должна приспосабливаться. Значение внешней
среды было осознано в конце 50-х годов нынешнего столетия. Это стало одним из
важнейших вкладов системного подхода в науку менеджмента. Внешнее окружение
организации все больше становится источником проблем для современных
менеджеров. По сути, руководители высших и в определенной мере средних уровней
важнейших для общества организаций (деловых, образовательных, государственных)
под влиянием разнообразных событий в мире и государстве вынуждены сосредотачивать
своё внимание на быстро изменяющейся среде, на влиянии этой среды на внутреннее
строение и развитие организации.
Внешнее
окружение включает такие основные звенья:
−
политико-правовая среда;
−
социально-культурная среда;
−
технологическая среда;
− экономическая
среда;
−
экологическая среда;
−
международная среда.
·
Политико-правовая
среда
Политико-правовая
среда представляет систему нормативно-правовых актов, правительственных и
политических организаций, законодательной, судебной и исполнительной власти,
которая создает правовое поле бизнесовой деятельности, влияет на условия
ведения бизнеса в той или другой стране.
Составные
политико-правовой среды:
−
политическая система;
−
законодательная и нормативно-правовая система;
−
политические партии и политические лидеры;
−
органы судебной и исполнительной власти в центре и на местах;
−
состав правительства и органов местной власти, их функции и полномочия,
касающиеся регулирования бизнеса;
−
политическая стабильность;
−
профсоюзы и другие общественные организации;
−
средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).
·
Социально-культурная
среда
Социально-культурная
среда - это факторы, связанные с населением страны, уровнем его развития,
традициями, привычками. Значение этой среды состоит, во-первых, в том, что
часть населения является клиентом для большинства компаний, поскольку люди
являются главными покупателями. Во-вторых, местное население для любой
организации выступает в качестве основного источника формирования персонала.
Составляющие
социально-культурной среды:
−
численность населения страны и данной местности, его демографические и
возрастные характеристики;
−
численность и структура семей, их традиции;
−
уровень квалификации, образования, трудовых навыков трудоспособного населения;
−
уровень доходов населения, структура потребностей;
−
жизненные ценности, установки, традиции, обычаи, стереотипы населения и
отдельных его групп, этические и эстетические стандарты;
−
религиозные верования;
−
миграционные процессы, мобильность населения;
−
межнародные, межэтнические отношения.
·
Технологическая
среда
Технологическая
среда - это научно-технические разработки и оборудование, определяющие методы
изготовления и продажи продукции (услуг, работ) в обществе.
Основные
элементы технологической среды:
− патенты,
авторские свидетельства, рационализаторские предложения;
−
научно-технические разработки, отчеты по научно-исследовательским работам,
проектные разработки, инжиниринговые работы;
−
информация и технические средства её обработки;
−
системы технологий в разных сферах жизнедеятельности людей;
−
потенциал научно-исследовательских, проектно-конструкторских,
исследовательских, инжиниринговых организаций.
·
Экономическая
среда
Экономическая
среда включает деятельность всех организаций в сфере бизнеса.
Составные
экономической среды:
−
наличие в обществе основных отраслей народного хозяйства, предприятий,
организаций;
−
инфраструктура экономики: транспорт, коммуникации;
−
полезные ископаемые, энергетические ресурсы;
−
характеристики производственной продукции (услуг, работ), валовой национальный
продукт;
−
состояние экономики и показатели её развития (кризисные явления, инфляционные
процессы, процентные ставки и др.);
−
состав и структура финансово-банковской системы;
−
государственные и местные органы регулирования экономики;
−
налоговая политика, льготы, штрафы, санкции.
·
Экологическая
среда
Экологическая
среда характеризует природное окружение организации, представляющее собой, с
одной стороны, источник определенных ресурсов (земля, полезные ископаемые,
солнечный свет, воздух, вода и др.), а с другой стороны, пространство, в
которое поступают результаты деятельности организации.
Составные
части экологической среды:
–
земельные
и водные ресурсы, воздушный бассейн, их состояние и характеристика;
–
растительный
и животный мир;
–
природные
условия деятельности организации (температурный режим, погодные условия,
уровень осадков, поры года);
–
реальный
и допустимый уровни загрязнения воздуха, земли, воды токсичными отходами;
–
реальный
и допустимый уровни неблагоприятных воздействий на окружающую среду
электрическими, магнитными и другими полями;
–
тенденция
экологических изменений вокруг фирмы;
–
экологические
движения и организации, экологическая деятельность государственных органов и
общественности.
·
Международная
среда
Международная
среда включает такие отношения между отдельными государствами и международные
институции, которые непосредственно влияют на хозяйственные результаты данной
организации.
Составные
международной среды:
–
состояние
и тенденции развития международных экономических отношений;
–
международные
региональные организации, способствующие развитию международного бизнеса
(ЮНИДО, Всемирный банк, Международный Валютный Фонд, Европейский Союз и др.);
–
многосторонние
международные и двусторонние договоры;
–
деловые
международные ассоциации;
–
посольства
и торговые представительства в других странах;
–
международный
транспорт и международные коммуникации;
–
международные
учебные заведения, научные исследования, конференции, встречи;
–
валютные
курсы.
Внешняя
среда включает факторы прямого и опосредованного действия:
·
Факторы
прямого действия:
−
поставщики материалов, капиталов, трудовых ресурсов;
−
законы и законодательные органы, определяющие статус, направления и механизмы
деловой деятельности организации;
−
потребители;
−
собственники;
−
конкуренты.
·
Факторы
опосредованного действия
Факторы
опосредованного действия влияют опосредованно на деятельность компании. К
примеру, Чернобыльская катастрофа 1986 г. опосредованно повлияла не только на
деятельность других атомных электростанций, но и на предприятия других
отраслей, на экологическую среду и т.д.
Составляющие
факторов опосредованного действия:
−
состояние экономики;
−
научно-технический прогресс;
−
политические и социально-культурные изменения;
− влияние
групповых интересов на организацию;
−
влияние международных событий или событий в других странах на состояние дел в
организации.
3. Уровни
управления. Менеджер – профессиональный управляющий
Уровень
управления − часть организации, где могут приниматься самостоятельные
решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.
В менеджменте
определены три основных уровня управления.
Три
основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу)
1. Технический
уровень - ежедневные текущие операции и действия, необходимые для
обеспечения производительной работы без срывов в производстве продукции или
оказании услуг.
2. Управленческий
уровень - координация и согласование внутри организации разнообразных
действий и форм деятельности разных подразделений, разработка и выполнение
производственных программ и бюджетов.
3. Институционный
уровень - разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация
организации к разнообразным переменам, регулирование взаимоотношений с
окружающей средой.
Иерархия
управления
Три
основных уровня менеджеров
Менеджеры
нижнего звена.
Функции
·
осуществление
контроля выполнения производственных заданий;
·
непосредственное
руководство рабочими, сотрудниками;
·
соблюдение
требований технологических процессов и техники безопасности;
·
обеспечение
информацией руководителей высшего уровня о выполнении производственных заданий.
Ответственность
·
непосредственное
использование выделенных ресурсов: сырья, энергии, оборудования;
Особенности
·
напряженность;
·
разнообразие
действий;
·
частые
перерывы;
·
переход
от одного задания к другому;
·
короткое
время для принятия и выполнения решений;
·
много
общения с руководством и коллегами.
Менеджеры
среднего звена
Функции
·
координация
и контроль деятельности менеджеров нижнего звена;
·
разработка
производственных программ и планов;
·
подготовка
информации для принятия решений высшими менеджерами;
·
обеспечение
связи между менеджерами высшего и нижнего уровней.
Ответственность
·
эффективность
использования ресурсов соответствующего подразделения.
Особенности
·
значительные
отличия для разных организаций;
·
участие
в принятии решений высшими менеджерами;
·
работа
с документами;
·
ведение
бесед;
·
участие
в заседаниях;
·
устное
общение.
Менеджеры
высшего звена
Функции
·
стратегическое
управление организацией;
·
формирование
корпоративной культуры;
·
общее
руководство организацией.
Ответственность
·
конкурентные
позиции организации;
·
достижение
организацией своих целей;
·
выплата
дивидендов акционерам.
Страницы: 1, 2, 3
|