скачать рефераты

МЕНЮ


Организация производственной системы предприятия на примере ЗАО "Колос"

Организация производственной системы предприятия на примере ЗАО "Колос"

Введение

Актуальность исследования: Состояние экономики государства во многом зависит от уровня развития промышленного производства. Содержательная сторона деятельности производственных предприятий крайне многообразна и оказывает существенное влияние на различные стороны жизни общества. Современный этап переходной экономики России характеризуется ростом предпринимательской активности и переходом к разнообразным формам собственности; происходят, хотя и медленно, изменения в технологической базе производства. Повышение открытости российской экономики и усиление международной конкуренции обостряет проблему поиска источников повышения эффективности и конкурентоспособности российских промышленных предприятий. Производственная система предприятия охватывает все стадии его производственной и сбытовой деятельности, начиная от поступления сырья и материалов и заканчивая отправкой готовой продукции клиентам. Таким образом, от эффективности производственной системы зависит качество продукции, издержки производства и, в конечном счете, конкурентоспособность предприятия. Эффективность производственной системы определяется тем, насколько рационально используются имеющиеся на предприятии ресурсы (труд, капитал, сырье и материалы и др.), с учетом производственной специфики предприятия и особенностей его внешнего окружения. В настоящее время стимулирование модернизации производственных систем начинает входить в поле деятельности экономической политики государства.

Объект исследования: ЗАО «Колос».

Предметом исследования является организация управления производственной системой ЗАО «Колос».

Цель исследования: определить эффективность организации управления производственной системой ЗАО «Колос» и определить пути ее дальнейшего развития и совершенствования.

Постановка цели исследования требует решения следующие задач:

– рассмотреть теоретические аспекты функционирования производственных систем организации, их состав и свойства, функциональные подсистемы, типы производственных систем и основные направления их развития;

– описать организационное положение ЗАО «Колос», выявить тенденции развития;

– описать и проанализировать состояние производственной системы ЗАО «Колос» в разрезе ее основных функциональных подсистем, выявить проблемы и недостатки;

– определить направления развития и повышения эффективности организации управления производственной системы ЗАО «Колос».

Теоретической основой написания курсовой работы послужили монографии, научные статьи, уставные и финансовые документы предприятия.

 


1. Организация производственной системы предприятия

 

1.1 Состав и свойства производственных систем


Производственная система – это особый класс систем, представляющих собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами производить продукцию или оказывать услуги.

Каждое предприятие является такой производственной системой, включающей комплекс взаимосвязанных и целенаправленных элементов, предназначенных для достижения определенных целей: вещественных (здания, оборудование, сырье, материалы, оснастка, конструкторско-технологическая документация и другие), кадровых, информационных (планы, нормы, нормативы, документооборот и так далее), финансовых, энергетических и других ресурсов, обеспечивающих выпуск соответствующей продукции или реализацию услуг. Существование подобной системы обусловлено наличием спроса на продукцию или услуги, возникающее на рынке. Их основной и определяющей частью являются производственные процессы, для организации которых необходимы орудия труда, предметы труда и рабочая сила:

1. Процесс производства (конверсии) – это последовательность действий и операций по преобразованию сырья и материалов в товары и услуги. В основе совершенствования процесса производства лежит процесс изменения средств производства, который проходит следующие последовательные стадии:

· механизация – частичное использование машин для работы ранее выполняемой людьми;

· автоматизация – это полная передача механических операций машинам, приводящая к минимальному участию человека в производственном процессе;

· стандартизация – единообразие товаров, деталей и операций по их изготовлению, делающее людей и детали взаимозаменяемыми (массовое производство);

· компьютеризация производственных процессов от стадии разработки до управления производственным процессом, в результате которой создаются возможности для гибкой переналадки станков для выпуска разнообразной по ассортименту продукции.

2. Ресурсы – материалы, сырье, труд

В результате воздействия сырье и материалы подвергаются ряду изменений:

· целенаправленное изменение физических и химических свойств предметов труда;

· сборка или разъединение деталей или других предметов;

· подготовка предмета к другой технологической операции, транспортировке, контрольной операции или хранению;

· планирование, калькуляция, сообщение или получение информации‚ проектирование.

Труд – это технологическая характеристика труда‚ как элемента производственной операции. То есть речь идет о содержании труда, степени равномерности, ритмичности, роли в выполнении операции (место работника в производстве)[1].

Типы труда определяются уровнем научно-технического развития производства:

1. Шаблонный труд отличается однообразием выполняемых операций, равномерностью и ритмичностью работы, постоянным местом действия. Он строго подчинен существующим технологическим схемам и принципам деятельности. Оценивается по точности выполнения принятых для данных условий производственных нормативов. Например, рабочий на конвейере, машинистка. Жесткая регламентация деятельности. Жесткое деление труда на труд по организации и исполнительский труд. Ответственность исполнителя за результаты труда ограничена.

2. Полушаблонный труд. Работник выполняет законченный комплекс операций и несет ответственность за функционирование определенного участка производства. В случае необходимости работник полушаблонного труда корректирует процесс труда в соответствие с меняющимися условиями. Например, строители, штукатур-маляр; конторские служащие, лаборанты, статистики. Исполнитель выполняет ряд функций по организации, несет определенную индивидуальную ответственность.

3. Творческий труд основан на критическом осмыслении накопленного практического и теоретического опыта, на поиске новых идей и гипотез, а на их основе – более совершенных технологий, форм организации. Knowledge workers – работающие посредством знаний. Например, секретарь-референт, врач, адвокат, учитель и т.п. В условиях НТП творческий труд выходит за пределы традиционных сфер своего распространения и все более внедряется в производственный процесс: наладчики автоматизированных систем, операторы, конструкторы, дизайнеры и т.п.

Заключительным элементом производственного процесса является продукция – результат деятельности фирмы или производственного подразделения (желаемого состава и вида). В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции производственный процесс может быть сложным и простым. Простой процесс предполагает выпуск одного продукта или услуги; сложный – предполагает использование различных ресурсов и выпуск широкой номенклатуры продукции. Для последнего требуется проектирование процесса «ресурсы – продукция», учитывающего сочетание разных целей[2].

Производственные системы имеют ряд особенностей, отличающих их от систем других классов. К наиболее существенным из них относятся:

·                   множественность (делимость) системы, проявляющаяся в том, что она подразделяется на подсистемы и элементы, находящиеся в определенных отношениях. Возможны различные варианты разделения систем управления на подсистемы в зависимости от задач анализа и синтеза систем управления. Это свойство используется при моделировании подсистем и элементов с целью оптимизации функционирования как отдельных частей, так и системы в целом. Иерархическое построение системы обеспечивает ее повышенную устойчивость к внешним воздействиям, способствует локализации конфликтов, возникающих между отдельными элементами системы, и согласует отдельные цели элементов и подсистем с общими целями всей системы;

·                   нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы;

·                   уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях (благодаря наличию у нее активного элемента человека) и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

·                   динамизм системы, позволяющей обеспечивать возможность ее оперативной перестройки при возникновении организационно-технических изменений в производстве, изменять структуру и формировать новые варианты поведения;

·                   устойчивость системы, ее нечувствительность к некоторым посторонним возмущениям и способность противостоять разрушающим систему тенденциям; это свойство формируется на стадии ее проектирования;

·                   способность и стремление к целеобразованию, то есть формированию целей внутри системы. Наличие цели (программы) функционирования и критериев (показателей) ее достижения для каждого подразделения системы подчиненных общесистемной цели и критерию, позволяет оценивать эффективность работы каждой подсистемы и их элементов;

·                   кибернетический характер, так как большинство процессов в ней имеет информационный характер или тесно связано с подготовкой, передачей либо переработкой производственно-технической информации. Управление предприятием в качестве кибернетической системы представляет собой набор элементов, взаимодействующих между собой через информационные каналы. С помощью обратных связей осуществляется целенаправленное управление объектами и поддерживается динамическое равновесие системы. Обратные связи могут быть как положительными, так и отрицательными, причем последние наиболее характерны для управления предприятием[3].

Необходимым условием эффективного функционирования производственной системы является соблюдение принципа необходимого и достаточного разнообразия системы, в соответствие с которым сложность управляющей системы должна быть не меньше сложности управляемого объекта, что учитывается при определении функций управления и построении аппарата управления. Принцип внешнего дополнения требует рассматривать систему с учетом ее взаимодействия с внешней средой или с системой более высокого уровня. С точки зрения управления любая производственная система имеет несколько уровней. Высший уровень – это объединение, предприятие. Средний – производство, цех, служба, управление, отдел. Низший уровень – участок, бригада, рабочее место. Независимо от уровня иерархии в состав производственной системы традиционно включаются следующие ресурсы:

·                   технические – производственное основное и вспомогательное оборудование, технологическая оснастка, основные и вспомогательные материалы и т.д.;

·                   технологические – технологические процессы, научно-технический уровень производства;

·                   кадровые – профессионально-квалификационный состав и уровень работников предприятия;

·                   пространственные – характер производственных помещений, территория предприятия, коммуникации;

·                   финансовые – состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и т.д.;

·                   информационные – характер внутренних и внешних информационных потоков.

Каждый из перечисленных выше видов ресурсов не обладает свойствами всей системы, но в совокупности они характеризуют возможности производственной системы для достижения стоящей перед ней задачи. Это означает, что, только имея в своем распоряжении все названные ресурсы, предприятие может организовать производство продукции или оказывать услуги, способные удовлетворять потребности и запросы потенциальных потребителей[4].

 

1.2 Функциональные подсистемы производственной системы предприятий


Исследование производственных систем может осуществляться на основе структурного и функционального подходов.

Структурный или объектный подход характеризуется разделением производственной системы на составляющие элементы (объекты) по определенным признакам и сложившимся связям между ними. В рамках такого подхода формируется производственная структура, когда основным элементом является рабочее место, на котором выполняется производственная операция как основной элемент производственного процесса. На основе структурного подхода формируются иерархические уровни и соответственно вертикальные связи в производственной системе.

Функциональный подход предлагает выделение функциональных подсистем, в основе которых лежит их роль в реализации целей системы или определенный вид деятельности. Наибольшее применение функциональный подход получил в 70-х годах в рамках ситуационной теории менеджмента. Он дает представление об основных рычагах и механизмах, приводящих в действие систему и обеспечивающих ее сбалансированную работу в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Любое предприятие (организация) состоит из совокупности взаимосвязанных систем, каждая из которых имеет определенную функцию и действует в соответствии с задачами организации и играет важную роль в ее выживании.

Несмотря на отсутствие единого подхода к функциональному структурированию организации, чаще всего его основой является ресурсный подход. Так, например, в составе организации выделяются: подсистема техники, подсистема человеческих ресурсов и подсистема управления. Если организация рассматривается не только как форма устройства общественного производства, но также как форма социально специализированной деятельности людей, то в качестве функциональных подсистем чаще всего выделяют производство; финансы; персонал; менеджмент; НИР. Выделение функциональных подсистем служит основой формирования горизонтальных связей в производственной системе предприятия. В соответствии с функциональным подходом в производственной системе предприятия выделяются подсистема основного производства, подсистема вспомогательного производства и подсистема обслуживания[5]. В рамках подсистем осуществляются определенные виды деятельности, самостоятельность и определенность целей и содержание которых позволяет объединить их в следующие функциональные подсистемы:

1. Подбор, расстановка, повышение квалификации, управление профессиональным продвижением кадров. Эта подсистема реализуется отделом кадров и входящей в его состав службой подготовки и повышения квалификации кадров. Подбор и расстановка кадров в соответствии со знаниями, опытом и способностями, а также дальнейшее повышение их квалификации, имеет важное значение, так как уровень профессиональной подготовки, особенно управленческих кадров, в значительной степени определяет успешную работу предприятия.

2. Внутризаводское стратегическое и тактическое планирование и прогнозирование. Для реализации этой подсистемы на предприятии создается планово-экономический или планово-производственный отдел. Основной направленностью этого подразделения является планирование производства и реализации продукции, развития предприятия, себестоимости, прибыли и рентабельности производства, труда и заработной платы, финансов, материально-технического обеспечения и социального развития коллектива.

3. Техническое развитие предприятия и техническая подготовка производства. Эта подсистема реализуется специально создаваемыми службами главного конструктора и главного технолога, которые занимаются конструкторской и технологической подготовкой производства, включающих:

·                   решение задач по проектированию новых и совершенствованию ранее освоенных видов продукции;

·                   обеспечение производства необходимой документацией по этой продукции;

·                   проектирование новых и совершенствование уже освоенных технологических процессов;

·                   опытную проверку и внедрение технологических процессов.

4. Организация и управление основным производственным процессом. Эта подсистема реализуется непосредственно в цехах основного производства. Управленческий персонал цехов и участков, участвующий в этом процессе организует и управляет процессом выполнения производственных программ с заданным ритмом и необходимого качества.

5. Организация и управление обслуживающими процессами. Эта подсистема охватывает вспомогательное и обслуживающее производства и реализуется ремонтно-механическим, инструментальным, энергетическим, транспортным и складским хозяйствами. Она включает решение задач обслуживания и ремонта всех видов оборудования и оснастки, обеспечения инструментами, всеми видами энергии, транспортное и складское обслуживание.

6. Оперативно-производственное планирование и диспетчеризация. Реализация этой подфункции возложена на производственно-диспетчерскую службу предприятия, которая осуществляет объемное планирование, обеспечивая тем самым рациональное построение производственной программы для предприятия и его цехов, оперативно-календарное планирование путем разработки календарных планов производства и календарно-плановых норм и диспетчерский контроль за производством, благодаря чему поддерживается ритмичность и равномерность выпуска продукции[6].

7. Управление качеством продукции. Основной целью этой функциональной подсистемы является реализация трех основных составляющих системы качества продукции:

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.