Организация производственной системы предприятия на примере ЗАО "Колос"
Организация производственной системы предприятия на примере ЗАО "Колос"
Актуальность
исследования: Состояние экономики государства во многом зависит от уровня
развития промышленного производства. Содержательная сторона деятельности
производственных предприятий крайне многообразна и оказывает существенное
влияние на различные стороны жизни общества. Современный этап переходной
экономики России характеризуется ростом предпринимательской активности и
переходом к разнообразным формам собственности; происходят, хотя и медленно,
изменения в технологической базе производства. Повышение открытости российской
экономики и усиление международной конкуренции обостряет проблему поиска
источников повышения эффективности и конкурентоспособности российских
промышленных предприятий. Производственная система предприятия охватывает все
стадии его производственной и сбытовой деятельности, начиная от поступления
сырья и материалов и заканчивая отправкой готовой продукции клиентам. Таким
образом, от эффективности производственной системы зависит качество продукции,
издержки производства и, в конечном счете, конкурентоспособность предприятия.
Эффективность производственной системы определяется тем, насколько рационально
используются имеющиеся на предприятии ресурсы (труд, капитал, сырье и материалы
и др.), с учетом производственной специфики предприятия и особенностей его
внешнего окружения. В настоящее время стимулирование модернизации
производственных систем начинает входить в поле деятельности экономической
политики государства.
Объект
исследования: ЗАО «Колос».
Предметом
исследования является организация управления производственной системой ЗАО
«Колос».
Цель
исследования: определить эффективность организации управления производственной
системой ЗАО «Колос» и определить пути ее дальнейшего развития и
совершенствования.
Постановка цели исследования требует решения следующие задач:
– рассмотреть теоретические аспекты функционирования
производственных систем организации, их состав и свойства, функциональные
подсистемы, типы производственных систем и основные направления их развития;
– описать организационное положение ЗАО «Колос», выявить тенденции
развития;
– описать и проанализировать состояние производственной системы
ЗАО «Колос» в разрезе ее основных функциональных подсистем, выявить проблемы и
недостатки;
– определить направления
развития и повышения эффективности организации управления производственной
системы ЗАО «Колос».
Теоретической основой написания курсовой работы
послужили монографии,
научные статьи, уставные и финансовые документы предприятия.
1.1 Состав и свойства производственных систем
Производственная
система – это особый класс систем, представляющих собой обособившуюся в
результате общественного разделения труда часть производственного процесса,
способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами
производить продукцию или оказывать услуги.
Каждое
предприятие является такой производственной системой, включающей комплекс
взаимосвязанных и целенаправленных элементов, предназначенных для достижения
определенных целей: вещественных (здания, оборудование, сырье, материалы, оснастка,
конструкторско-технологическая документация и другие), кадровых, информационных
(планы, нормы, нормативы, документооборот и так далее), финансовых,
энергетических и других ресурсов, обеспечивающих выпуск соответствующей
продукции или реализацию услуг. Существование подобной системы обусловлено
наличием спроса на продукцию или услуги, возникающее на рынке. Их основной и
определяющей частью являются производственные процессы, для организации которых
необходимы орудия труда, предметы труда и рабочая сила:
1. Процесс
производства (конверсии) – это последовательность действий и операций по
преобразованию сырья и материалов в товары и услуги. В основе совершенствования
процесса производства лежит процесс изменения средств производства, который
проходит следующие последовательные стадии:
· механизация – частичное использование машин для
работы ранее выполняемой людьми;
· автоматизация – это полная передача
механических операций машинам, приводящая к минимальному участию человека в
производственном процессе;
· стандартизация – единообразие товаров,
деталей и операций по их изготовлению, делающее людей и детали
взаимозаменяемыми (массовое производство);
· компьютеризация производственных процессов от
стадии разработки до управления производственным процессом, в результате
которой создаются возможности для гибкой переналадки станков для выпуска
разнообразной по ассортименту продукции.
2. Ресурсы – материалы, сырье, труд
В результате воздействия сырье и материалы
подвергаются ряду изменений:
· целенаправленное изменение физических и
химических свойств предметов труда;
· сборка или разъединение деталей или других
предметов;
· подготовка предмета к другой технологической
операции, транспортировке, контрольной операции или хранению;
· планирование, калькуляция, сообщение или
получение информации‚ проектирование.
Труд – это технологическая характеристика труда‚ как
элемента производственной операции. То есть речь идет о содержании труда,
степени равномерности, ритмичности, роли в выполнении операции (место работника
в производстве)[1].
Типы труда определяются уровнем научно-технического
развития производства:
1. Шаблонный труд отличается однообразием
выполняемых операций, равномерностью и ритмичностью работы, постоянным местом
действия. Он строго подчинен существующим технологическим схемам и принципам
деятельности. Оценивается по точности выполнения принятых для данных условий
производственных нормативов. Например, рабочий на конвейере, машинистка.
Жесткая регламентация деятельности. Жесткое деление труда на труд по
организации и исполнительский труд. Ответственность исполнителя за результаты
труда ограничена.
2. Полушаблонный труд. Работник выполняет
законченный комплекс операций и несет ответственность за функционирование
определенного участка производства. В случае необходимости работник
полушаблонного труда корректирует процесс труда в соответствие с меняющимися
условиями. Например, строители, штукатур-маляр; конторские служащие, лаборанты,
статистики. Исполнитель выполняет ряд функций по организации, несет
определенную индивидуальную ответственность.
3. Творческий труд основан на критическом осмыслении
накопленного практического и теоретического опыта, на поиске новых идей и гипотез,
а на их основе – более совершенных технологий, форм организации. Knowledge
workers – работающие посредством знаний. Например, секретарь-референт, врач,
адвокат, учитель и т.п. В условиях НТП творческий труд выходит за пределы
традиционных сфер своего распространения и все более внедряется в
производственный процесс: наладчики автоматизированных систем, операторы,
конструкторы, дизайнеры и т.п.
Заключительным
элементом производственного процесса является продукция – результат
деятельности фирмы или производственного подразделения (желаемого состава и
вида). В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции производственный
процесс может быть сложным и простым. Простой процесс предполагает выпуск
одного продукта или услуги; сложный – предполагает использование различных
ресурсов и выпуск широкой номенклатуры продукции. Для последнего требуется
проектирование процесса «ресурсы – продукция», учитывающего сочетание разных
целей[2].
Производственные
системы имеют ряд особенностей, отличающих их от систем других классов. К
наиболее существенным из них относятся:
·
множественность
(делимость) системы, проявляющаяся в том, что она подразделяется на подсистемы
и элементы, находящиеся в определенных отношениях. Возможны различные варианты
разделения систем управления на подсистемы в зависимости от задач анализа и
синтеза систем управления. Это свойство используется при моделировании
подсистем и элементов с целью оптимизации функционирования как отдельных
частей, так и системы в целом. Иерархическое построение системы обеспечивает ее
повышенную устойчивость к внешним воздействиям, способствует локализации
конфликтов, возникающих между отдельными элементами системы, и согласует
отдельные цели элементов и подсистем с общими целями всей системы;
·
нестационарность
(изменчивость) отдельных параметров системы;
·
уникальность
и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях (благодаря наличию
у нее активного элемента человека) и вместе с тем наличие у нее предельных
возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
·
динамизм
системы, позволяющей обеспечивать возможность ее оперативной перестройки при
возникновении организационно-технических изменений в производстве, изменять
структуру и формировать новые варианты поведения;
·
устойчивость
системы, ее нечувствительность к некоторым посторонним возмущениям и
способность противостоять разрушающим систему тенденциям; это свойство
формируется на стадии ее проектирования;
·
способность
и стремление к целеобразованию, то есть формированию целей внутри системы.
Наличие цели (программы) функционирования и критериев (показателей) ее
достижения для каждого подразделения системы подчиненных общесистемной цели и
критерию, позволяет оценивать эффективность работы каждой подсистемы и их
элементов;
·
кибернетический
характер, так как большинство процессов в ней имеет информационный характер или
тесно связано с подготовкой, передачей либо переработкой
производственно-технической информации. Управление предприятием в качестве
кибернетической системы представляет собой набор элементов, взаимодействующих
между собой через информационные каналы. С помощью обратных связей
осуществляется целенаправленное управление объектами и поддерживается
динамическое равновесие системы. Обратные связи могут быть как положительными,
так и отрицательными, причем последние наиболее характерны для управления
предприятием[3].
Необходимым
условием эффективного функционирования производственной системы является
соблюдение принципа необходимого и достаточного разнообразия системы, в
соответствие с которым сложность управляющей системы должна быть не меньше
сложности управляемого объекта, что учитывается при определении функций
управления и построении аппарата управления. Принцип внешнего дополнения
требует рассматривать систему с учетом ее взаимодействия с внешней средой или с
системой более высокого уровня. С точки зрения управления любая
производственная система имеет несколько уровней. Высший уровень – это
объединение, предприятие. Средний – производство, цех, служба, управление,
отдел. Низший уровень – участок, бригада, рабочее место. Независимо от уровня
иерархии в состав производственной системы традиционно включаются следующие
ресурсы:
·
технические
– производственное основное и вспомогательное оборудование, технологическая
оснастка, основные и вспомогательные материалы и т.д.;
·
технологические
– технологические процессы, научно-технический уровень производства;
·
кадровые
– профессионально-квалификационный состав и уровень работников предприятия;
·
пространственные
– характер производственных помещений, территория предприятия, коммуникации;
·
финансовые
– состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и т.д.;
·
информационные
– характер внутренних и внешних информационных потоков.
Каждый из
перечисленных выше видов ресурсов не обладает свойствами всей системы, но в
совокупности они характеризуют возможности производственной системы для
достижения стоящей перед ней задачи. Это означает, что, только имея в своем
распоряжении все названные ресурсы, предприятие может организовать производство
продукции или оказывать услуги, способные удовлетворять потребности и запросы
потенциальных потребителей[4].
1.2 Функциональные подсистемы производственной
системы предприятий
Исследование производственных систем может
осуществляться на основе структурного и функционального подходов.
Структурный или объектный подход характеризуется
разделением производственной системы на составляющие элементы (объекты) по
определенным признакам и сложившимся связям между ними. В рамках такого подхода
формируется производственная структура, когда основным элементом является
рабочее место, на котором выполняется производственная операция как основной
элемент производственного процесса. На основе структурного подхода формируются
иерархические уровни и соответственно вертикальные связи в производственной
системе.
Функциональный
подход предлагает выделение функциональных подсистем, в основе которых лежит их
роль в реализации целей системы или определенный вид деятельности. Наибольшее
применение функциональный подход получил в 70-х годах в рамках ситуационной
теории менеджмента. Он дает представление об основных рычагах и механизмах,
приводящих в действие систему и обеспечивающих ее сбалансированную работу в
условиях постоянно меняющейся внешней среды. Любое предприятие (организация)
состоит из совокупности взаимосвязанных систем, каждая из которых имеет
определенную функцию и действует в соответствии с задачами организации и играет
важную роль в ее выживании.
Несмотря на
отсутствие единого подхода к функциональному структурированию организации, чаще
всего его основой является ресурсный подход. Так, например, в составе
организации выделяются: подсистема техники, подсистема человеческих ресурсов и
подсистема управления. Если организация рассматривается не только как форма
устройства общественного производства, но также как форма социально
специализированной деятельности людей, то в качестве функциональных подсистем
чаще всего выделяют производство; финансы; персонал; менеджмент; НИР. Выделение
функциональных подсистем служит основой формирования горизонтальных связей в
производственной системе предприятия. В соответствии с функциональным подходом
в производственной системе предприятия выделяются подсистема основного
производства, подсистема вспомогательного производства и подсистема
обслуживания[5]. В рамках
подсистем осуществляются определенные виды деятельности, самостоятельность и
определенность целей и содержание которых позволяет объединить их в следующие
функциональные подсистемы:
1. Подбор,
расстановка, повышение квалификации, управление профессиональным продвижением
кадров. Эта подсистема реализуется отделом кадров и входящей в его состав
службой подготовки и повышения квалификации кадров. Подбор и расстановка кадров
в соответствии со знаниями, опытом и способностями, а также дальнейшее повышение
их квалификации, имеет важное значение, так как уровень профессиональной
подготовки, особенно управленческих кадров, в значительной степени определяет
успешную работу предприятия.
2.
Внутризаводское стратегическое и тактическое планирование и прогнозирование.
Для реализации этой подсистемы на предприятии создается планово-экономический
или планово-производственный отдел. Основной направленностью этого
подразделения является планирование производства и реализации продукции,
развития предприятия, себестоимости, прибыли и рентабельности производства,
труда и заработной платы, финансов, материально-технического обеспечения и
социального развития коллектива.
3.
Техническое развитие предприятия и техническая подготовка производства. Эта
подсистема реализуется специально создаваемыми службами главного конструктора и
главного технолога, которые занимаются конструкторской и технологической
подготовкой производства, включающих:
·
решение
задач по проектированию новых и совершенствованию ранее освоенных видов продукции;
·
обеспечение
производства необходимой документацией по этой продукции;
·
проектирование
новых и совершенствование уже освоенных технологических процессов;
·
опытную
проверку и внедрение технологических процессов.
4.
Организация и управление основным производственным процессом. Эта подсистема
реализуется непосредственно в цехах основного производства. Управленческий
персонал цехов и участков, участвующий в этом процессе организует и управляет
процессом выполнения производственных программ с заданным ритмом и необходимого
качества.
5.
Организация и управление обслуживающими процессами. Эта подсистема охватывает
вспомогательное и обслуживающее производства и реализуется
ремонтно-механическим, инструментальным, энергетическим, транспортным и
складским хозяйствами. Она включает решение задач обслуживания и ремонта всех
видов оборудования и оснастки, обеспечения инструментами, всеми видами энергии,
транспортное и складское обслуживание.
6.
Оперативно-производственное планирование и диспетчеризация. Реализация этой
подфункции возложена на производственно-диспетчерскую службу предприятия,
которая осуществляет объемное планирование, обеспечивая тем самым рациональное
построение производственной программы для предприятия и его цехов,
оперативно-календарное планирование путем разработки календарных планов
производства и календарно-плановых норм и диспетчерский контроль за
производством, благодаря чему поддерживается ритмичность и равномерность
выпуска продукции[6].
7. Управление
качеством продукции. Основной целью этой функциональной подсистемы является
реализация трех основных составляющих системы качества продукции:
Страницы: 1, 2, 3
|