скачать рефераты

МЕНЮ


Организация управления налогообложением в условиях рынка (на примере ГНИ Октябрьского района г. Орска)

p> К налоговым преступлениям относятся такие деяния, как противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов
(прибыли) или неуплаты налогов. Устанавливается ответственность за уклонение от неявки в органы ГНИ для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках дохода (прибыли) и фактическом их объеме, а равно за непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов налоговой службы. Такие действия при применении уголовного закона наказываются штрафом в сумме от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Также существует уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением налогового законодательства, может наступить и по другим статьям уголовного кодекса.

Так, в соответствии с уголовным кодексом преступным признается незаконное предпринимательство, т.е. за предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, а также с нарушением, а также с нарушением условий лицензирования в течении года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Совершение таких действий влечет уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от одного года, либо штраф от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией имущества или без таковой.

Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность за самовольное осуществление предпринимательской деятельности, разрешенной исключительно государственным предприятиям.

Уголовный закон, устанавливая ответственность за подобные нарушения, как бы повышает действенность и эффективность финансовых и административных санкций, применяемых органами налоговой службы.

Эффективность деятельности органов налоговой службы по контролю за соблюдением налогового законодательства во многом зависит от следующих факторов:

a) правильного и единообразного толкования основных понятий налогового законодательства; b) формирования устойчивой практики применения финансовых санкций за сокрытие или занижение дохода (прибыли); c) повышение правовой квалификации сотрудников ГНИ; d) совершенствования и унификации действующего законодательства.


3.2 Совершенствование налоговой системы, как фактор повышения эффективности системы налогообложения.

Налоговая политика страны органически взаимосвязана с ее экономическим развитием. Налоги играют решающую роль в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода общества. Так, в структуре ВВП налоги, контролируемые государственной налоговой службой
России, составили в 1996 и 1997 годах соответственно 24 и 22%.

Основной недостаток налоговой системы России заключается в том, что она плохо увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов-предприятий. Налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании.

В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизации налоговой системы России выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику.

Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит от массы производимой продукции. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Поэтому сегодняшняя близость критической точки налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налогов.

В первую очередь, это касается налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Необходимо снизить реальные изъятия из прибыли предпринимательства хотя бы до уровня 50% или, как оптимум, до размеров собственного налога на прибыль, т.е. 35%.

Что касается преобразований по НДС, то они необходимы по следующим причинам. Ситуация с НДС в России противоречит элементарным требованиям мировой теории налогообложения. Так, в России базой НДС является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные вычисления. В базу этого налога включается так же акциз и таможенная пошлина, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. По сути, одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж – акциз. В следствие всего этого НДС практически превращается в налог с продаж, выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, многократно увеличивающего цену.

Таким образом, если выпустить «налоговый воздух» из цены, то она снизилась бы в три-пять раз. Это особенно относится к товарам, облагаемым акцизом. Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле увеличивается его дефицитность, поскольку инфляционный фактор в еще большей степени влияет на его расходы.

По этим причинам необходимо значительно уменьшить ставку НДС (в среднем до 8-12% налоговых ставок), а также изменить методику его построения – из налоговой базы убрать элементы, не образующие добавленную стоимость.

Потребуется также широкая дифференциация налоговых ставок, чтобы избежать налогообложения социально-значимых товаров первой необходимости.

Однако, сокращая ставки налогов, необходимо помнить о состоянии доходной части бюджета и об альтернативных источников компенсации налоговых потерь.

Один из них – расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных и неоправданных налоговых льгот. Общая масса существующих налоговых льгот достигает приблизительно двухсот. Это нарушает принцип справедливости налоговой системы, поскольку льготы для одних неизбежно означают дополнительное бремя для других. Разумеется, полностью отказаться от налоговых льгот нереально, но их число следует резко сократить, оставив лишь самые необходимые.

Компенсировать потери бюджета в результате снижения ставок НДС и налога на прибыль возможно и за счет иных источников. Например, за счет увеличения налогов на собственность и имущество, рентных платежей за природные ресурсы, использования лицензионных платежей.

Необходимо внести специальный налог на превышение темпов роста фонда потребления над темпами роста фонда потребления над темпами роста производительности труда. В основу построения этого налога могут быть заложены следующие принципы. Государство устанавливает нормативное соотношение роста фонда потребления и производительности труда, дифференцированное по отраслям и видам деятельности. При этом соотношении взимается определенная сумма налога по базовой (минимальной) ставке. При фактическом изменении ставка налога прогрессивно изменяется в соответствии с изменением этого коэффициента.

Таким образом, налоговые альтернативы снижению изъятия из прибыли предпринимательства в современной России существуют. Но возможности усиления в системе налогообложения России иных, не фискальных задач прямо зависят от общей экономической ситуации в стране. Только в условиях преодоления спада производства, его оживления и подъема, а в результате значительного расширения базы налогообложения может стать реальностью перестройка налоговой системы России в соответствии с требованиями нормальной рыночной экономики. Решающим условием этого является сочетание стимулирующих мер налогообложения с активной промышленно политикой .

Важнейшим этапом проводимой реформы и совершенствования действующей системы налогообложения должно стать принятие Налогового кодекса РФ. По своей важности и объему Налоговый кодекс можно поставить в один ряд с такими законодательными актами, как Конституция и Гражданский кодекс. Он не только закрепляет правоотношения, связанные с формированием основных источников доходов государства – налогов, но и затрагивает права, интересы и материальное благосостояние всех без исключения граждан и организаций. Он представляет собой единый документ, охватывающий всю совокупность налоговых правоотношений и раскрывающий их содержание.

Налоговый кодекс призван устранить недостатки действующего законодательства (запутанность нормативной базы, наличие противоречий, отсутствие единого понятийного аппарата и различные толкования одних и тех же терминов в разных законах, огромное число подзаконных актов, иногда противоречащих законам, множество не раскрытых положений). После принятия кодекса все ранее действовавшие федеральные законы о налогах и сборах должны утратить силу.

Общая часть Налогового кодекса уже находится в высокой степени готовности и вопрос состоит в том, чтобы Федеральное собрание в ближайшее время обсудило принятие этого проекта. Параллельно идет работа над так называемой специальной частью кодекса, которая будет посвящена конкретным видам налоговых платежей, механизмом исчисления и уплаты того или иного налога. Это – громадная работа, в ходе которой придется учитывать не только сегодняшний день, но и заглядывать вперед. Поэтому предстоит поэтапное принятие указанного проекта. Это необходимо еще и для того, чтобы все участники налоговых правоотношений могли досконально ознакомиться с данным документом до его вступления в силу.

При этом цели и содержание Налогового кодекса не должны сводится только к унификации и упорядочению нынешнего налогового законодательства. В нем должны быть развиты и реализованы концептуальные идеи следующего этапа налоговой реформы, предусматривающие:

1. дальнейшее снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет исключения из нее неэффективных налогов и отчислений в отраслевые внебюджетные фонды;
2. расширение налоговой базы за счет отмены не оправдавших себя налоговых льгот, расширения круга плательщиков налогов и состава источников налогообложения;
3. решение комплекса мер, связанных с повышением собираемости налогов и улучшением контроля за соблюдением налогового законодательства.

Таким образом, меры по совершенствованию налоговой системы будут направлены в основном на ослабление ее фискального перекоса, устранение несоответствий и противоречий, создание для законодательных плательщиков
«режима наибольшего благоприятствования» при уплате налогов, а также на общую либерализацию налогового законодательства России.

Итак, первоочередная задача налоговой политики, предусмотренная в проекте Налогового кодекса, – это облегчение налогового бремени производителей за счет уменьшения изъятий из прибыли и недопущения двойного налогообложения. С этой целью предусматривается сокращение количества налогов путем их укрупнения и отмены нерыночных целевых налогов, тормозящих либо искажающих побудительные мотивы экономической и инвестиционной деятельности. Так, предлагается отмена всех налогов с выручки (в частности, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание соцкультбыта и др.). Поскольку налоги, уплачиваемые с валовых поступлений, не учитывают наличие реальной прибыли у предприятия, а также создают кумулятивный эффект – чем больше этапов от начальной до конечной стадии производства, тем больше общая сумма таких налогов. Кроме того, предусматривается отменить налоги, дающие незначительные поступления, и налоги, взимание которых сопряжено с большими материальными издержками, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Это, например, налог на операции с ценными бумагами и налог на приобретение транспортных средств.

Предполагается объединить налоги, имеющие сходную налогооблагаемую базу и налогоплательщиков. Это платежи за право пользования природными ресурсами и акцизы на моторное топливо, отчисления в государственные внебюджетные фонды (кроме Пенсионного). Взамен трех платежей в указанные фонды – обязательного медицинского страхования, занятости и социального страхования
– вводится один платеж – социальный налог, уплачиваемый по единым правилам и в единые сроки. Это не только более удобно для налогоплательщиков, но и обеспечивает унификацию учета и отчетности, системы ответственности и размеров пеней, а также действенный контроль за государственными ресурсами.

В результате количество действующих сегодня более чем ста пятидесяти налогов, сборов и иных обязательных платежей сократятся до чуть более тридцати.

Вторым направлением налоговых преобразований является расширение налоговой базы за счет сокращения налоговых льгот и создания в результате этого справедливого перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками. Количество налоговых льгот, также как и количество действующих налогов, планируется уменьшить примерно до тридцати вместо существующих почти двухсот.

Упрощение налогообложения напрямую ведет к созданию более наглядной, действенной и объяснимой налоговой системы. Излишние сложности отрицательно влияют на общественную психологию и отвращают от многих начинаний, а кроме того, создают благоприятную почву для различных укрывательств и ухищрений.

Важно заметить также, что лишь посредством ослабления налогового бремени и упрощения действующей налоговой системы возможно разрешить одну из самых злободневных проблем российской экономики – низкую собираемость налога.

Собираемость налогов и улучшение платежной дисциплины предприятий связаны, в частности, с неравномерностью налогового бремени, которое несут различные сектора экономики России.

Вклад конкретного сектора экономики в ВВП не обязательно совпадает с его долей в налоговые поступления по двум причинам:

1. различна способность предприятий секторов платить налоги. Например, сельское хозяйство неспособно платить их, поскольку этот сектор убыточен. Поэтому его место в налоговых поступлениях (1,1%) значительно ниже его доли в производстве товаров и услуг (10,7%);
2. многие предприятия легальным и нелегальным способами избегают уплаты налогов. Предприятия тех секторов, где избежать налогов легко, естественно, платят их меньше. Для России таким сектором является банковский.

Различия в налоговой нагрузке для промышленности, сельского хозяйства и банковской деятельности говорят о крайней неравномерности налогообложения в зависимости от принадлежности к тому или иному сектору. Внутри промышленности, также как и во всей экономике, налоговое бремя распределяется крайне неравномерно. Устранение этих перекосов является резервом обеспечения бюджетных поступлений.

Вряд ли можно найти какую-либо еще область экономических отношений, которой уделялось бы такое же внимание со стороны общественности и субъектов хозяйствования, как налогам. Никогда, ни при каких общественных формациях налоги не могут удовлетворить всех, поскольку это – всегда безвозмездное, безэквивалентное и обязательное изъятие определенной части доходов у плательщиков, будь то предприятие, организация. Поэтому, при совершенствовании налоговых отношений речь идет прежде всего об их оптимизации, о поиске таких решений, которые более всего удовлетворяли бы желаниям плательщиков, с одной стороны, и потребности государства, с другой.

Прежде всего, налоговая политика должна способствовать экономическому процветанию жителей. Налог не должен быть «наказанием» за успешную работу и не должен влиять на принятие экономических решений. Налоги призваны приносит доходы для покрытия государственных расходов. Государство при этом должно заниматься оказыванием лишь тех услуг, которые не могут быть оказаны частным сектором во благо большинства жителей.

Следующее требование – соблюдение принципа равенства и справедливости, т.е. налоговая система должна предусматривать равные условия и правила обложения по всей стране; тяжесть налогового бремени должна быть распределена между всеми в равной степени. Налоговая система должна быть простой и наглядной, действенной и объяснимой. Правительство должно отвечать за действенное применение налоговых доходов, поступающих в казну.

И последнее требование гласит, что налоговая система сама должна обходиться малыми управленческими издержками, т.е. административные расходы для управления налогами и соблюдения налогового законодательства должны быть минимальны.

Заключение

Экономическая ситуация, сложившаяся в России в период перехода к рынку, потребовала проведения принципиально новой налоговой политики. Одним из направлений реализации этой политики является введение на территории
Российской Федерации новой системы налогообложения. В конце 1991 года в
России практически проведена налоговая реформа.

Следует отметить следующее: в Российской Федерации законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер, а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо.

В России налоговая система превращается в «систему пособий», и на налоги возлагаются несвойственные им функции. Современное состояние российской системы налогов можно охарактеризовать следующими особенностями:

1. Число всех федеральных, региональных, местных налогов слишком велико

(около ста пятидесяти), а общий уровень всей массы уплачиваемых налогов чрезмерно высок при неоправданном количестве налоговых льгот.
2. Несовершенно налоговое законодательство (отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность нормативных документов, несоответствие законов и директивных документ, несоответствие законов и директивных документов и др.)
3. Механизм исчисления и уплаты налогов крайне сложен, что открывает лазейки для сокрытия объектов налогообложения и неуплаты налогов.
4. Недостаточна правовая информативность налогоплательщиков.

В результате проведенного анализа установлено, что среди федеральных налогов основными по величине являются НДС, налог на прибыль предприятий, акцизные сборы.

Для формирования доходной части региональных бюджетов определяющее значение имеет налог на имущество предприятий.

В совокупности местных налогов весомая роль принадлежит сбору за право торговли, целевым сборам с населения предприятий на содержание милиции, на поддержание и развитие системы образования, на обустройство городов и населенных пунктов.

В дипломной работе проведен анализ выполнения бюджетных назначений на
1997 год по Октябрьскому ГНИ г. Орска по основным видам налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, ресурсные платежи и прочие налоги. Показатели сумм фактических поступлений превышают запланированные показатели, кроме ресурсных платежей, его сумма фактических поступлений ниже на 64,9%.

В целом по данному анализу получены следующие результаты: по общей сумме всех налогов сумма фактических поступлений в 1997 году составила
205143 млн. руб., что превысило плановый показатель на 109,9%.

ГНИ по Октябрьскому району за анализируемый период план по поступления налогов перевыполнен на 9,9%. Следовательно в целом работа и все плановые мероприятия проведены эффективно и в срок.

В результате проведения данного анализа получили, что наибольший удельный вес по суммам фактических поступлений имеют акцизные платежи –
114283 млн. руб., НДС – 80397 млн. руб.

Налог на прибыль и прочие налоги по сравнению с вышеназванными налогами имеют небольшой удельный вес – 6944 млн. руб. и 3217 млн. руб. соответственно. Но самый маленький удельный вес по отношению к другим налогам имеют ресурсные платежи – 302 млн. руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.