скачать рефераты

МЕНЮ


Органы управления акционерным обществом и их компетенция

Такой подход к "закрытию" акционерного общества необычен для российской практики, поэтому может повлечь массу ошибок при его применении. В первую очередь возникнет сложность при обозначении так называемого заранее определенного круга лиц. Есть ряд вопросов, на которые закон ответа не дает, но которые обязательно появятся при применении этой нормы.

Во-первых, где та грань, за которой заранее определенный круг лиц не превратится в неограниченный круг лиц? Ведь закон ничего не говорит о критериях определения такого круга. Это может быть привязка к месту работы, или к профессии, или к образованию, или к национальности, возможен и более сложный вариант типа акционеры и работники общества. Вариантов много, но, какой правильный, закон не разъясняет.

Во-вторых, как быть с критериями для юридических лиц, которые тоже могут быть (и, скорее всего, будут) акционерами закрытых обществ? Практика показывает, что при подготовке изменений и дополнений в устав или при разработке его новой редакции именно этот вопрос ускользает от внимания руководителей закрытых акционерных обществ. Закон РФ "Об акционерных обществах" установил срок приведения уставов акционерных обществ в соответствие с новым законом — до 1 июля 1997 г., но в большинстве случаев расшифровка этого положения так и не нашла в уставах своего отражения. Но если в уставе не будет определен круг лиц, среди которых могут распределяться акции, то он фактически будет ограничен лишь учредителями акционерного общества. Это значит, что акционерное общество будет лишено возможности увеличивать число своих акционеров. В зависимости от ситуации это может сыграть как положительную, так и отрицательную роль. Примером последнего может служить ситуация, когда даже при наличии объявленных акций и возможности принятия советом директоров решения об увеличении уставного капитала и внесении изменения в устав нельзя будет продать акции возможному инвестору без дополнительного созыва собрания акционеров и принятия ими решения об этом тремя четвертями голосов голосующих акций. Чтобы исключить возможность такого рода осложнений, можно предложить следующую формулировку в устав общества, которая уже используется в практике акционерных обществ: "Общество вправе размещать свои акции среди акционеров, а также среди юридических и/или физических лиц согласно перечню, утверждаемому советом директоров (наблюдательным советом) при принятии решения об условиях и сроках закрытой подписки".

Вместе с тем, предоставляя право самому обществу определять круг лиц, среди которых можно будет распределять акции, устанавливать их количество и таким образом регулировать "качество" и количество принимаемых акционеров, Закон открывает неограниченные возможности "проникновения" в закрытое акционерное общество любых физических и юридических лиц через приобретение акций у самих акционеров. Это — вторая группа вопросов, которые требуют разъяснения.

Если проанализировать положения п. 2 и 3 ст. 7 Закона РФ "Об акционерных обществах"[16] под углом зрения противопоставления открытого общества закрытому, то неизбежно возникнет новый вопрос: почему применительно к акционерам открытого общества Законом специально оговорено право отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества? Ведь если Закон не оговаривает каких-либо ограничений на отчуждение акций акционерами закрытого общества, то специальное положение об этом для акционеров открытого общества теряет смысл. Если же воспринимать это положение как норму, определяющую различия в правомочиях акционеров разного типа обществ, то в нормах, регулирующих права акционеров закрытого общества, должны содержаться какие-либо ограничения в отношении отчуждения ими своих акций.

В этой ситуации было бы логично связать возможность акционеров отчуждать свои акции именно с теми лицами, которые попали в тот самый "заранее определенный круг лиц". Но напрямую такой связи Закон не предусматривает, как, впрочем, не предусматривает и установления каких-либо ограничений на этот счет в уставе общества.

Казалось бы, в подтверждение отсутствия необходимости таких ограничений вводится норма о преимущественном праве акционеров закрытого общества приобретать акции, продаваемые другими акционерами. Однако это право может быть реализовано акционером лишь по "цене предложения другому лицу".

В положениях Закона нет никаких регуляторов реализации такого права. Поэтому разработчикам уставов закрытых акционерных обществ можно дать следующую рекомендацию для устранения этого пробела: необходимо специально "расшифровать" смысл положения "цена предложения другому лицу" и порядок применения этой нормы в уставе. Например, это можно сделать в такой форме: "Цена предложения другому лицу — это цена акции, устанавливаемая самим акционером-продавцом, по которой лицо, согласившееся ее приобрести, может выкупить ее только после окончания действия преимущественных прав на приобретение акций акционерами и самим обществом.

В случае если акция не выкупается по этой цене и акционер-продавец устанавливает новую, более низкую цену предложения, то это вновь влечет за собой возникновение преимущественного права акционеров общества и самого общества. Далее процедура покупки акции и последствия ее невыкупа повторяются. Установление каждой новой цены предложения другому лицу восстанавливает преимущественное право акционеров этого общества и самого общества приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества".

Но даже следование этой рекомендации не исключает возможности возникновения такой ситуации, когда само общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц, а акционер независимо от размера его пакета акций реально может предлагать свои акции без всяких ограничений. Более того, возможна ситуация, когда акционер безвозмездно передает свои акции, например в форме дарения. В таких случаях Закон вообще не предусматривает возникновения каких-либо преимущественных прав у других акционеров. Как следствие этого — неконтролируемость не только "качества" акционеров, но и их количества, хотя предельное число акционеров, установленное Законом, не должно превышать пятидесяти человек.

Действительно, ограничивая предельное количество акционеров закрытого общества пятьюдесятью акционерами, Закон, казалось бы, предусмотрел тем самым невозможность неограниченно широкого распространения акций. Дополнительно это требование обеспечивается достаточно жесткой нормой п. 3 ст. 7 Закона РФ "Об акционерных обществах", которая определяет, что если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, то в течение одного года оно должно быть преобразовано в открытое. Если число акционеров не уменьшится до пятидесяти, общество подлежит ликвидации в судебном порядке

Вместе с тем в п. 4 ст. 94 Закон ограничил применение этой нормы, распространив ее только на закрытые общества, которые созданы после 1 января 1996 г., и соответственно исключил возможность ее применения в отношении закрытых акционерных обществ, созданных до введения Закона в действие, т.е. до 1 января 1996 г.

Анализ п. 4 ст. 94 Закона показывает, что положения этого пункта были сформулированы законодателем достаточно своеобразно. Этот пункт гласит: "Положения пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются к закрытым обществам, созданным до введения в действие настоящего Федерального закона".

Вместе с тем мы только что рассмотрели три группы вопросов, которые регулируются положениями п. 3 ст. 7 Закона: первая — правомочия самого общества по распределению им своих акций; вторая — преимущественные права акционеров общества по приобретению ими акций, продаваемых другими акционерами; третья — ограничения по количеству акционеров.

Однако из текста п. 4 ст. 94 Закона следует, что ни одно из положений, регулирующих названные вопросы, не распространяется на закрытые общества, созданные до введения в действие Закона.

Начнем с правомочий общества по распределению им своих акций. Сначала Положение об акционерных обществах от 25 декабря 1990 г., затем ст. 97 ГК РФ совершенно однозначно установили запрет для закрытых акционерных обществ на проведение открытой подписки и на предложение своих акций для приобретения неограниченному кругу лиц и соответственно возможность их распределения среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.

Статья 97 ГК РФ распространила эти обязанности и права на все закрытые акционерные общества независимо от даты их учреждения, поскольку ст. 5 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" однозначно установила: "Часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие." Таким образом, положение Гражданского кодекса РФ о возможности закрытого общества распределять свои акции только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц с учетом уже описанных запретов не может быть изъято из регулирования правомочий закрытого общества.

Далее о преимущественных правах акционеров. Наряду с вышеприведенной аргументацией, которая применима и в данном случае, право преимущественной покупки акций осуществляется акционерами также в соответствии с общими правилами, изложенными в ст. 250 ГК РФ. Эти правила заключаются в том, что при продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Таким образом, и преимущественные права акционеров закрытого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, не могут быть изъяты из регулирования правомочий акционеров.

И, наконец, ограничения по количеству акционеров. По этому вопросу ст. 97 ГК РФ не устанавливает каких-либо ограничений, указывая на то, что конкретные количественные ограничения будут установлены Законом "Об акционерных обществах". Отдав на откуп Закону решение вопроса о предельном количестве акционеров закрытого акционерного общества, Гражданский кодекс РФ дал возможность Закону определять круг закрытых акционерных обществ, на которые будет распространяться это ограничение.

Таким образом, несмотря на нечеткую формулировку п. 4. ст. 97 Закона РФ "Об акционерных обществах", все приведенные аргументы доказывают, что нормы п. 3 ст. 7 Закона, которые не применяются к закрытым акционерным обществам, созданным до 1 января 1996 г., касаются только положения, устанавливающего предельное количество их акционеров, и не затрагивают всех других положений.

Последствия такого подхода оцениваются неоднозначно. С одной стороны, эта оценка позитивная, поскольку в процессе преобразования ряда предприятий в акционерные общества (например, арендных предприятий, имеющих право выкупа имущества или уже его выкупивших) было создано большое количество закрытых акционерных обществ с числом акционеров, значительно превышающим пятьдесят, — от двухсот до нескольких тысяч. Положение ст. 94 Закона РФ "Об акционерных обществах" создает спокойные условия для работы тех организаций, которые в соответствии с действовавшим на момент их создания законом могли выбрать совершенно определенный тип акционерного общества и не изменять его. С другой стороны, эту оценку можно считать негативной, поскольку Закон не только не содержит каких-либо регуляторов количества акционеров для таких закрытых акционерных обществ, но и не предусматривает никакого "фиксирования без права изменения" их численности на определенную дату. В настоящее время это провоцирует возникновение совершенно ненормальной, на наш взгляд, ситуации, когда численность акционеров закрытого общества, в несколько раз превышающая предельную, может продолжать увеличиваться. А если это связать с возможностью акционеров продавать свои акции неограниченному кругу лиц, то мы увидим, что попытка закрыть общество через количественный критерий не всегда применима.

Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, создавая при этом заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления ею со стороны акционеров.


1.3. Понятие и принципы построения управленческих  структур


Производственно хозяйственная деятельность каждого предприятия, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий[17]:

·                   решение одних и также вопросов не должно находится в ведение разных подразделений

·                   все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений

·                   на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.

"Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций[18].

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха.

Горизонтальные связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В основу структуры управления положена определённая система. Известны три основные системы управления производством[19]:

·                  линейная

·                  функциональная

·                  смешанная

Линейная - представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

Функциональная  - система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять... В чистом виде эта система используется очень редко[20].

Наиболее распространена смешанная система, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.

При очень большом объеме разнообразных вопросов такая схема чрезвычайно усложняет работу линейного руководителя. Для ее упрощения по определенным вопросам функциональные подразделения могут непосредственно руководить нижестоящими подразделениями. Рациональная структура управления определяется типом предприятия, его масштабом и характеристиками. На предприятиях могут быть использованы безцеховая, цеховая, корпусная или смешанная структуры управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.