скачать рефераты

МЕНЮ


Основные рыночные факторы, влияющие на характер инновационной деятельности

Основные рыночные факторы, влияющие на характер инновационной деятельности

Содержание

Введение

Глава I Общетеоретические аспекты характеристики инновационной деятельности

1.1           Понятие и виды инноваций

1.2           Этапы инновационного процесса

1.3           Организационные формы инновационной деятельности

Глава II Рыночные факторы, влияющие на характер инновационной деятельности

2.1 Внешние факторы

2.2 Внутренние факторы

Глава III Характеристика основных тенденций развития отечественной инновационной системы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1 Этапы инновационного процесса

Приложение 2 Финансирование инновационного проекта

Введение

Актуальность исследования непосредственно связано с тем, что инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России.

Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, что характерно для централизованно управляемой экономики.

В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи[1]. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Цель работы – охарактеризовать основные рыночные факторы, которые определяют характер инновационной деятельности российских предприятий.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.                Охарактеризовать теоретические аспекты инновационной деятельности.

2.                Выделить основные рыночные факторы, определяющие характер инновационной деятельности.

3.                Описать процесс развития инновационной деятельности современных российских предприятий.

Предмет исследования – процесс инновационной деятельности.

Объект исследования – основные рыночные факторы, влияющие на характер инновационной деятельности.

Исследование включает следующие методы: аналитический, дедукция и индукции, анализа и синтеза, а также сугубо социологические методы исследования – анализ первичных социологических исследований.

В работе были использованы монографические работы и учебники.

Глава i. Общетеоретические аспекты характеристики инновационной деятельности

1.1 Понятие и виды инноваций

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера[2].

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительским качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

Необходимо отметить, что понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно – исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии.

В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В специальной литературе можно встретить различные варианты классификации инвестиций. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги[3].

В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. Различают следующие виды инноваций:

По степени радикальности (новизны):

- базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

- улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на сказах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

- псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

2. По характеру применения:

- продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;

- технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:

- социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;

- комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;

- рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

3. По стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием наукой и техники: инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями рынка.

4. По роли в воспроизводственном процессе: инновации потребительские; инновации инвестиционные.

5. По масштабу: инновации сложные (синтетические); инновации простые.

Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствии чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).

Также инновации можно разделить на два вида: технические и организационные[4].

К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги.

Часто успех деятельности предприятия определяется совместным эффектом, получаемых при внедрении нового продукта, новой технологии или новых услуг. Технические нововведения могут классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли.

В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модифицированные нововведения.

Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом наносят базовые нововведения, связанные с развитием научно – технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший – модификационные нововведения.

Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые технологические возможности и новые потребности, на которых базируются две известные модели инновационного процесса Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в различных отраслях и в различных странах указывает на то, что потребность играет более важную роль, чем новые технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходимо учитывать и своевременно использовать обе первопричины и соответствующие инновационные модели.

Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических, и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия[5]. К ним относятся: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.

Таким образом, понятие инноваций в широком смысле слова включает в себя конкретный объект или мероприятие, внедренным в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.

Рынок инноваций достаточно широк, поэтому вся совокупность инноваций требует проведения соответствующей классификации.

В зависимости от классификационного признака, формируется и содержание.


1.2 Этапы инновационного процесса

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи от ее практической реализации (см. приложение 1).

Содержание инновационного процесса включает в себя:

1)                поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;

2)                научные исследования и разработка новых изделий, новой технологии и новых форм и методов организации производства, в том числе опытно – конструкторские и технологические разработки;

3)                создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.

При этом инновационный процесс включает в себя ряд последовательных этапов: систематизация поступающих идей нововведений, формирование идеи нового продукта, анализ экономической эффективности нового продукта, создание нового продукта, тестирование нового товара на рынке, принятие решения о внедрении нового продукта в производство[6].

Систематизация поступающих идей нововведений является начальным этапом инновационного процесса. Накопление идей возможных новаций и их систематизация проводятся постоянно в процессе текущей маркетинговой, научно – исследовательской и другой деятельности предприятия. Периодически эта работа приводит к формированию идей нововведений на предприятии. При возникновении возможности или необходимости новации начинается инновационный цикл. Содержание работ первого этапа этого цикла включает:

1)                Сбор информации о технологических изменениях на рынке, о нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР и служб маркетинга производственных отделений. Изучение и анализ пожеланий, требований и рекламаций потребителей, поступающих от сбытового аппарата предприятия, торговых посредников и покупателей. Накопление информации о потенциальных возможностях предприятия в области разработки и освоения новой продукции.

2)                Определение видов риска, степени их влияния на ожидаемые результаты создания и внедрения нововведений.

3)                Сбор и анализ информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития, имеющих отношение к идее новации.

Формирование идеи нового продукта предусматривает выбор идеи создания, которая может быть реализована. На этом этапе рассматриваются все выявленные идеи, и определяется та из них, которая в наибольшей степени учитывает ресурсы возможности, а также будущую выгоду предприятия от ее реализации при создании нового продукта. Этап содержит следующие работы:

1)                предварительную оценку возможностей коммерческого использования идей;

2)                оценку практической реализуемости идей;

3)                определение степени технологической общности нового продукта и традиционных изделий предприятия;

4)                оценку соответствия новой продукции имиджу предприятия и стратегии его развития;

5)                определение патентной чистоты идеи нового продукта.

Анализ экономической эффективности нового продукта включает оформление идеи в виде инвестиционного проекта создания нового продукта и его предварительную оценку. В рамках формулирования проекта обеспечивается определение технико-экономических характеристик продукта или проекта, оценка его качества или потребительских свойств. В обязательном порядке проводится оценка или прогноз потенциального рыночного спроса и объема продаж предлагаемого продукта. Формируется предварительная программа его создания и освоения в производстве. С учетом программы проводится оценка объема необходимых инвестиций на создание и организацию производства этого продукта, а также определение срока окупаемости. Важным элементом обоснования является анализ и оценка наличия необходимых ресурсов для создания и производства новых продуктов (технология, машины и оборудование, сырье и материалы, персонал, финансовые средства), а также оценка сроков создания, освоения нового продукта в производстве и выхода на рынок. Этап заканчивается анализом и оценкой рентабельности (прибыльности) производства нового продукта и разработкой программы маркетинга по этому продукту.

Создание нового продукта начинается после соответствующего решения руководством предприятия[7].

Решение о создании нового продукта принимается на основании программы маркетинга по продукту, содержащей все необходимые сведения по новому продукту, с учетом технико-экономического обоснования его эффективности, анализа информации о рынке сбыта и влияния внедрения этого продукта на общие экономические результаты производственной деятельности предприятия.

На этом этапе выполняются все работы по его освоению в производстве, в том числе:

1)                Разработка программы (конкретного проекта) создания нового продукта.

2)                Реализация программы (проекта).

3)                Создание опытного (промышленного) образца и проведение его испытаний с целью проверки технических характеристик, технологии изготовления, проверки безопасности, в том числе экологической.

4)                Определение наименования, товарного знака, дизайна, упаковки, маркировки и решение прочих вопросов, связанных с оформлением нового продукта как товара предприятия.

Тестирование нового товара на рынке проводится по цене и другим коммерческим условиям на ограниченном рынке в течение ограниченного срока (но не менее 3-х месяцев). С учетом результатов тестирования определяются:

1)                каналы реализации, дающий наибольший экономический эффект предприятию;

2)                средства и методы рекламы нового продукта;

3)                             организация технического обслуживания продукта (гарантийного и послегарантийного) и другие вопросы реализации продукта на целевом рынке.

Принятие решения о внедрении нового продукта в производство завершает инновационный цикл создания нового продукта.

Основой принятия решения о внедрении нового продукта в производство и о масштабе такого производства (ограниченная партия, серийное и массовое производство) является маркетинговая программа по производству. Разработка и принятие такой программы проводится с учетом маркетинговых программ по продуктам и результатов тестирования нового продукта на рынке.

Маркетинговые программы по производству или производственному отделению предприятия включает:

1)                коммерческое обоснование производственной программы, ее структуру, ассортимент и количественные показатели выпускаемой продукции;

2)                объем продаж, рентабельность продукции и производства в целом;

3)                производственные возможности предприятия: использование имеющихся производственных мощностей, обеспеченность ресурсами и квалифицированным персоналом;

4)                каналы и методы сбыта, известность и имидж предприятия на рынке;

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.