скачать рефераты

МЕНЮ


Основы менеджмента организации

2 пути:

1) Дефляционная политика - направлена на сокращение бюджетного дефицита. Ограничение кред. экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денеж. массы в определ-х пределах в соответствии с темпом роста ВНП.

2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств - индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стоимостью стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений м. устанавливаться пределы цен или замораживание зарплаты, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Меры регулирования:

1. Стабилизация и стимулирование производства, 2. Совершенствование налог. системы, 3. Создание рыночной инфраструктуры, 4. ответственности предприятий за рез-ты хоз. деят-ти, 5. Регулирование курс нац. валюты, 6. Проведение опр. мер по регулированию цен и расходов, 7. Достижение полит. Стабильности, 8. Структурная реформа, направленная на преодоление эк. Диспропорций.



14. Государственный бюджет и бюджетная политика в национальной экономике


Для выполнения гос. функций необходимы фин. рес, кот форм-ся в госбюджет. Госбюджет - фин. отношения по форм-ию, перераспр-ию бюдж-фондов гос-ва. Бюджет зависит от: полит. обстановки, степени гос. вмешательства в жизнь общества, ВВП и НД, задач соц-эк. развития. Имеет свои специф. особенности 1) непосредственную подвластность гос-ву, 2) единство и целостность, 3) демокр-зм в формир и исп. ресурсов, 4) разноуровневость, 5) построен. Госбюджета в соотв. с фед. делением, 6) органич. связь с осн. фин. категориями, 7) двойственный хар-р доходов и расходов.

Принципы построения ГБ: единство (сосредоточения дох. и расх), полнота (учет всех затрат и поступлений), правдивость и гласность.

В хоз практике госбюджет представлен в виде баланса дох. и расх, конкр. статьи кот-х опред-ся соотв. бюджетной класс-ей. Доходы госбюджета склад-ся из налогов и сборов:

1) закрепленные налоги (поступ. в отдел, звенья Б системы), 2) регулирующие налоги. Бюдж система - совокупность сфер и звеньев, связ - ых между собой и имеющих опред. отн. Налоги делятся на фед., респ., местн. Осн. платежи в госбюджет: налог на имущ, на прибыль, НДС, плата за пользов. недрами, земельный налог, акцизы, подоходн, трансп прочие налоги и эк. санкции. Кроме того, неналоговые поступления: дох от гос. деят, от имущ субвенций, ср-ва цел. банк. фондов, взносы в гос. фонды соц. страх, пенс, страх-ия от безработицы Внебюджетные фонды - неналоговые поступления (пен фонд, соц страх, ф занятости, ф соц поддержки населения, ф мед страх)

Осн. расходы:

1) гос. управл, 2) правоохр. деят, 3) энерг-ка и строит-во, 4) с/х и рыболов-во, 5) дорож. хоз и связь, 6) ЖКХ 7) оборона, 8) культура и искусство 10) СМИ, 11) платежи по госдолгу, 12) соц. полигика, 13) соц-пособия и т.д. Расходы госбюджета выполняют функции полит., соц., хоз регул-ия.

Дефицит - превышение расх. над дох. Традиц. Покрывается путем эмиссии денег.

Госбюджет выполняет 2 функции: распред-ую и контр-ую. Распр - концентрация ден. ср-в в бюджете, их перераспр. по отраслям н/х, сферам общест. пр-ва, соц. группами насел, терр-ями м вх исполь-ие по назнач-ию. Контр. - контр-ть процесс использ-я дох части бюджета по всем видам налогов, своевр и правиль-ть исполнения, полнота, обосн-ть и соотв-ие перераспр-ия ден ср-в согласно бюдж. класс-ции расходов, за расх по назнач-ию.

Госбюджет состоит из бюджетов субъектов РФ, бюджетов регионов и терр-ий, местных бюджетов. Выделяют консолидир Б (объединенный), федер бюджеты субъектов федерации и местные.

2 принципа построения бюджета 1) котловой (все п/п ЧР платят налоги в бюджет ЧР, потом ЧР осущ-т перечис-е в федер. - ый бюджет), 2) одноканальный Госдолг - совокупность всех имевших место в стране дефицитов (превышение расходов над доходами) госбюджета, за минусом профицитов.

 

15. Принципы и функции налогообложения


Налоговая система и налоговое регулирование экономики Налоги - обязательные безвозмездные и невозвратные платежи субъектов хоз-ия и населения органам госуправления.

Налоги - главная статья бюджетных доходов. Явл-ся обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня ли во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях опр. закон. актами.

Объект налогообложения - доход (прибыль), стоимость опр. товаров, отдельные виды деят-ти налогоплательщиков, операции с ин. валютой, пользование природными ресур-ми, имущество юр и физ лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты установленные законодательством.

Функции налогов:

Фискальная (аккумулирует ден. средства в госбюджет)

Контрольная (оценивается эффективность каждого налогового канала)

Распределительная (стимулирующая и сдерживающая)

В РФ взимаются платежи:

федеральные налоги субъектов в составе РФ

местные налоги.

Компетенции органов гос власти опред-ся в соот с законом "об основах налоговой системы в РФ".

К федеральным относятся: НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физ лиц, акцизы, тамож пошлины, налог на реализацию ГСМ, платежи за пользование природн ресурсами, сбор на использование наименование "Россия".

К республиканским (9): налог на имущество п\п, транспортный налог плата за воду, лесной, от реализации алкогольных, табачных и ювелирных средств, налог на приобретение автотранспорта.

К местным (18): на имущество физ лиц, земельный, сбор за право торговли, на рекламу, на перепродажу автомобилей, целевые сборы на благоустройство территорий, налог на содержание жилфонда и объектов соц-культурной сферы, сбор на нужды образ учреждений.

Виды налогов:

подоходный налог и налог на прибыль (с чистого дохода)

отчисления работодателей и работников в соц фонды, пен фонд, соц страх, на собственность (имущество юр и физ лиц)

налоги с фонда оплаты труда (транспорт, благоустройство и т.д.)

акцизы и НДС

экспортные и импортные пошлины прочие Льготы по налогообложению:

необлагаемый минимум;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы, включая налоговое кредитование, т.е. отсрочка платежа.

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямые - налоги с физ и юр лиц на прибыль, подоходный налог, на имущество. Косвенные - налоги на товары и услуги оплаченные в цене товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины).


16. Денежно-кредитная система и политика в национальной экономике России


Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении. ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.

Кредит - относительно самостоятельная категория распределения, наделенная специф признаками: платность, возвратность, срочность, матер обеспеченность.

Функции К: Перераспределительная Экономия издержек обращения (ускоряется движение денеж потоков за счет кредитов)

Ускорение централизации и концентрации капитала.

В зависимости от субъектов экономических отношений фин-кредитный словарь подразделяет кредит на:

банковский; - государственный; - товарный (потребительский); - межхозяйственный Банк - фин-кред учреждение, осущ-е свою деят-ть на рынке ссуд капиталов. Сущ-ть банков закл-ся в орг-ции ден - кред процесса. Цель - извлечение прибыли, получение% с активов.

В РФ 2-х уровневая банк. система: ЦБ и КБ

Банки делятся на 3 оси. типа: эмиссионные (монополия на выпуск ден эмиссий), коммерческие и специализир-е. КБ кредитуют промышленным, торг и др п/п гл образом за счет капитала, привлеч в виде вкладов, осущ-ая расчеты между п/п-ями, а также занимаясь фондовыми, комисс-ыми и валютными операциями. К специализированным отн-ся банки, осущ преимущественно определенные виды фин-кред. отн: страховые, инновационные, инвестиционные (фин-ие и д/сроч кред-ие капвлож), ипотечные (ссуды под залог недв-ти), пооперационные, муниц-ые, биржевые, сберегательные.

Банки подчиняются ЦБ, кот выдает лицензии, опред-т резерв фонд. уст. кап. банков, выдает кредиты банкам под%, устав ставку рефинанс, зан-ся эмиссией денег, хранит валюту и золотого запаса, выпол. функции фин агента гос-ва, проводит м/н кред-ден политику, обесп-т беспереб снабжен экон-ки платеж сред-ами, обесп. эфф. систему расчетов, контрол работу фин органов, покупает гос ценн бумаги.


17. Уровень и качество жизни. Основные подходы. Социальная политика государства


Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных и культурных потребностей человека. Он выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг. Включает в себя: - культуру быта, - поведение. - потребление, - общественный порядок, - использование свободного времени и т.п.

Динамика уровня жизни отражается на состоянии и развитии образа жизни.

Качество жизни - понятие характеризующее посредством сопоставления с уровнем жизни качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Качество жизни отождествляется с понятиями: - образ жизни, - стиль жизни.

Уровень жизни показывает насколько мы удовлетворили потребности. Качество показывает как удовлетворение потребностей сказывается на жизни (в духовном, материальном плане).

Рыночная потребительская корзина - включает не только потребительский товар, но и инвестиционный товар и т.п.

Включает среднюю и минимальную потребительскую корзину.

В России - средняя потреб. корзина состоит из 70 наименований, минимальная - 20.

 

18. Теория экономической безопасности. Организация безопасности предпринимательской деятельности в современных условиях


Главной целью внешнеэкономической политики являются содействие стабильному росту и повышению эффективности национальной экономики, дальнейшая интеграция России в систему международного разделения труда в условиях глобализации мирового хозяйства. Реализация внешнеэкономической стратегии, как показывает опыт развитых и развивающихся стран, невозможна без активной координирующей и регулирующей роли государства.

Для процесса глобализации прежде всего характерен опережающий по отношению к материальному производству poст объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков. Это означает, что национальные государства в современных условиях уже не могут регулировать экономическую жизнь внутри страны, не считаясь с процессами глобализации. Регулирующая роль государств при усилении влияния внешних факторов в стабильных экономиках имеет тенденцию к снижению.

Глобализация выходит за экономические рамки, оказывая влияние на основные сферы общественной деятельности. Процесс глобализации вызван объективными факторами мирового развития, углублением международного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и связи. Движущей силой глобализации выступают транснациональные компании (ТНК).

Национальным государствам приходится все больше считаться с ТНК как с партнерами и соперниками в борьбе за влияние на национальную экономику.

Процесс глобализации требует новых подходов в национальной экономической политике, в целом, и во внешнеэкономической политике, в частности, Внешнеэкономическая политика ориентируется преимущественно на свободную торговлю, как правило, в развитых странах, достигших высокого уровня конкурентоспособности, и в странах, где ввозимая продукция не конкурирует с внутренним производством или является сырьем для значимых отраслей.

России, осуществляющей коренную трансформацию экономической системы, разумная протекционистская политика необходима. Результатами реформирования внешнеэкономической сферы в первые годы рыночных преобразований в России явились незащищенные экономические границы страны, через которые хлынули на Запад сначала сырьевые ресурсы, а затем и российские капиталы. Массированное использование на первых порах российскими производителями цен, заниженных по сравнению с мировыми, имело своими последствиями установление по ряду важнейших позиций российского экспорта антидемпинговых процедур, действующих и в настоящее время.

Центральной проблемой внешнеэкономической политики является увязка открытости экономики с требованиями национальной безопасности. Это предполагает, что дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности должна быть тесно увязана с концепцией национальной безопасности России с тем, чтобы не допускать опасной зависимости от внешнеэкономических факторов при реализации курса на стабильный рост и структурную перестройку отечественного производства.

В ходе глобализации мировой экономики возросла вероятность неблагоприятного воздействия внешних факторов на отечественное хозяйство, необходимость обеспечения экономической безопасности страны.

Единого понимания сущности экономической безопасности нет, исследователи определяют ее критерии и систему показателей.

Для переходного периода определяющим выступает разработка пороговых значений по следующим критериям:

объем ВВП, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на современном конкурентно-способном базисе, инвестирование и финансирование основных сфер деятельности, т.е. способность экономики к расширенному воспроизводству;

удельный вес в промышленности высокотехнологичных, обрабатывающих отраслей, в том числе наукоемких;

удельный вес импорта во внутреннем потреблении;

уровень жизни основной массы населения (черта бедности);

воспроизводство природно-экологического потенциала;

объемы государственных материальных, золотовалютных и финансовых резервов.

При выходе за эти предельные значения могут возникать препятствия нормальному ходу воспроизводства, складываться негативные тенденции.

К "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) отнесены:

тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;

усиление импортной зависимости;

утечка капитала;

рост государственного внешнего долга;

чрезмерная открытость экономики.

Пороговым уровнем безопасности многие специалисты считают долю импорта во внутреннем потреблении 30%, в том числе по продовольствию - 25%.

Применительно к внешнему долгу государства для характеристики уровня экономической безопасности используют два показателя; отношение величины задолженности к экспорту товаров и услуг и коэффициент обслуживания долга (отношение выплат по долгу к экспорту товаров и услуг).

Критической величиной первого показателя считается уровень размером 300%, второго - 25%.

Точное определение "бегству" капитала дать трудно. Уход капитала за рубеж считается нормальным явлением в странах с рыночной экономикой. Утечка капитала происходит в те страны, где находится более прибыльное применение. Существует нелегальный вывоз капитала из страны в различных формах - невозврат экспортной выручки, оплата фиктивного импорта товаров и услуг, контрабанда, ценовые манипуляции и т.п. Накопление наличной иностранной валюты в стране правомерно также относить к "бегству" капитала.

Масштабы угроз экономической безопасности России таковы, что необходима разработка эффективных механизмов их предупреждения.

Цели и задачи вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)

Участие России в мировом товарообмене упало до уровня более низкого, чем необходимо для интеграции в мировую экономику. Россия - экспортирующая страна, но совокупная доля страны в мировом товарном экспорте составляет лишь 1,6%, в импорте - 0,6%. По объему экспорта Россия далеко отстала от развитых стран Запада и уступает малым государствам Европы (Швейцарии, Австрии, Дании). Доля США, Германии, Японии в мировом экспорте составляет 13%; 8,9% и 8% соответственно.

Сырьевая ориентация экспорта усилилась не только из-за сокращения внутреннего спроса, но и в силу переноса центра тяжести во внешней торговле на западные рынки, где страна пока еще может конкурировать минерально-сырьевыми товарами (прежде всего нефтью и газом). Что касается гражданского машиностроения, сельского хозяйства, пищевой, текстильной промышленности, они за время реформ не смогли вступить в международную конкурентную борьбу, потеряв традиционные рынки.

Экспорт сырьевых ресурсов стал стабилизирующим фактором кризисной российской экономики в период рыночных преобразований. Экспорт оказывает существенное воздействие на финансовую стабилизацию страны. Вместе с тем позитивная роль экспорта как макроэкономического стабилизатора проявилась как фактор поддержания объема ВВП, но не его отраслевой структуры.

Российская экономика с утяжелевшей за время реформ отраслевой структурой слабо использовала положительный эффект либерализации внешней торговли для переориентации своих ресурсов на прогрессивные направления экспортного производства.

Общая теория управления.

Закономерности управления социально-экономическими системами Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.

Существует 3 вида методов управления.

1) командный;

2) экономический;

3) социально-психологический.

1) Метод командный. Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

2) Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором.

3) Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.

При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения. Основные достоинства метода:

1) обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;

2) не требует крупных материальных затрат;

3) в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды. Недостатки метода следующие:

1) подавляется инициатива, творческая работа;

2) отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.