Основы менеджмента организации
2 пути:
1) Дефляционная политика - направлена на сокращение
бюджетного дефицита. Ограничение кред. экспансии, сдерживание денежной эмиссии.
В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование -
регулирование темпа прироста денеж. массы в определ-х пределах в соответствии с
темпом роста ВНП.
2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью
увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств - индексация доходов,
определяемая уровнем прожиточного минимума или стоимостью стандартной
потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания
нежелательных явлений м. устанавливаться пределы цен или замораживание
зарплаты, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Меры регулирования:
1. Стабилизация и стимулирование производства, 2. Совершенствование
налог. системы, 3. Создание рыночной инфраструктуры, 4. ответственности
предприятий за рез-ты хоз. деят-ти, 5. Регулирование курс нац. валюты, 6. Проведение
опр. мер по регулированию цен и расходов, 7. Достижение полит. Стабильности, 8.
Структурная реформа, направленная на преодоление эк. Диспропорций.
Для выполнения гос. функций необходимы фин. рес, кот форм-ся
в госбюджет. Госбюджет - фин. отношения по форм-ию, перераспр-ию бюдж-фондов
гос-ва. Бюджет зависит от: полит. обстановки, степени гос. вмешательства в
жизнь общества, ВВП и НД, задач соц-эк. развития. Имеет свои специф. особенности
1) непосредственную подвластность гос-ву, 2) единство и целостность, 3) демокр-зм
в формир и исп. ресурсов, 4) разноуровневость, 5) построен. Госбюджета в соотв.
с фед. делением, 6) органич. связь с осн. фин. категориями, 7) двойственный
хар-р доходов и расходов.
Принципы построения ГБ: единство (сосредоточения дох. и расх),
полнота (учет всех затрат и поступлений), правдивость и гласность.
В хоз практике госбюджет представлен в виде баланса дох. и
расх, конкр. статьи кот-х опред-ся соотв. бюджетной класс-ей. Доходы госбюджета
склад-ся из налогов и сборов:
1) закрепленные налоги (поступ. в отдел, звенья Б системы), 2)
регулирующие налоги. Бюдж система - совокупность сфер и звеньев, связ - ых
между собой и имеющих опред. отн. Налоги делятся на фед., респ., местн. Осн. платежи
в госбюджет: налог на имущ, на прибыль, НДС, плата за пользов. недрами,
земельный налог, акцизы, подоходн, трансп прочие налоги и эк. санкции. Кроме
того, неналоговые поступления: дох от гос. деят, от имущ субвенций, ср-ва цел. банк.
фондов, взносы в гос. фонды соц. страх, пенс, страх-ия от безработицы Внебюджетные
фонды - неналоговые поступления (пен фонд, соц страх, ф занятости, ф соц
поддержки населения, ф мед страх)
Осн. расходы:
1) гос. управл, 2) правоохр. деят, 3) энерг-ка и строит-во, 4)
с/х и рыболов-во, 5) дорож. хоз и связь, 6) ЖКХ 7) оборона, 8) культура и
искусство 10) СМИ, 11) платежи по госдолгу, 12) соц. полигика, 13) соц-пособия
и т.д. Расходы госбюджета выполняют функции полит., соц., хоз регул-ия.
Дефицит - превышение расх. над дох. Традиц. Покрывается
путем эмиссии денег.
Госбюджет выполняет 2 функции: распред-ую и контр-ую. Распр
- концентрация ден. ср-в в бюджете, их перераспр. по отраслям н/х, сферам
общест. пр-ва, соц. группами насел, терр-ями м вх исполь-ие по назнач-ию. Контр.
- контр-ть процесс использ-я дох части бюджета по всем видам налогов, своевр и
правиль-ть исполнения, полнота, обосн-ть и соотв-ие перераспр-ия ден ср-в
согласно бюдж. класс-ции расходов, за расх по назнач-ию.
Госбюджет состоит из бюджетов субъектов РФ, бюджетов
регионов и терр-ий, местных бюджетов. Выделяют консолидир Б (объединенный),
федер бюджеты субъектов федерации и местные.
2 принципа построения бюджета 1) котловой (все п/п ЧР платят
налоги в бюджет ЧР, потом ЧР осущ-т перечис-е в федер. - ый бюджет), 2) одноканальный
Госдолг - совокупность всех имевших место в стране дефицитов (превышение
расходов над доходами) госбюджета, за минусом профицитов.
Налоговая система и налоговое регулирование экономики Налоги
- обязательные безвозмездные и невозвратные платежи субъектов хоз-ия и
населения органам госуправления.
Налоги - главная статья бюджетных доходов. Явл-ся
обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня ли во внебюджетный фонд,
осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях опр. закон. актами.
Объект налогообложения - доход (прибыль), стоимость опр. товаров,
отдельные виды деят-ти налогоплательщиков, операции с ин. валютой, пользование
природными ресур-ми, имущество юр и физ лиц, передача имущества, добавленная
стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты установленные
законодательством.
Функции налогов:
Фискальная (аккумулирует ден. средства в госбюджет)
Контрольная (оценивается эффективность каждого налогового
канала)
Распределительная (стимулирующая и сдерживающая)
В РФ взимаются платежи:
федеральные налоги субъектов в составе РФ
местные налоги.
Компетенции органов гос власти опред-ся в соот с законом
"об основах налоговой системы в РФ".
К федеральным относятся: НДС, налог на прибыль, подоходный
налог с физ лиц, акцизы, тамож пошлины, налог на реализацию ГСМ, платежи за
пользование природн ресурсами, сбор на использование наименование "Россия".
К республиканским (9): налог на имущество п\п, транспортный
налог плата за воду, лесной, от реализации алкогольных, табачных и ювелирных
средств, налог на приобретение автотранспорта.
К местным (18): на имущество физ лиц, земельный, сбор за
право торговли, на рекламу, на перепродажу автомобилей, целевые сборы на
благоустройство территорий, налог на содержание жилфонда и объектов
соц-культурной сферы, сбор на нужды образ учреждений.
Виды налогов:
подоходный налог и налог на прибыль (с чистого дохода)
отчисления работодателей и работников в соц фонды, пен фонд,
соц страх, на собственность (имущество юр и физ лиц)
налоги с фонда оплаты труда (транспорт, благоустройство и т.д.)
акцизы и НДС
экспортные и импортные пошлины прочие Льготы по
налогообложению:
необлагаемый минимум;
понижение налоговых ставок;
целевые налоговые льготы, включая налоговое кредитование, т.е.
отсрочка платежа.
Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямые - налоги с физ и
юр лиц на прибыль, подоходный налог, на имущество. Косвенные - налоги на товары
и услуги оплаченные в цене товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и
узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и
безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через
регулирование денежной массы в обращении. ликвидности банковской системы,
долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на
достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции,
проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных
процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи
центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.
Кредит - относительно самостоятельная категория
распределения, наделенная специф признаками: платность, возвратность, срочность,
матер обеспеченность.
Функции К: Перераспределительная Экономия издержек обращения
(ускоряется движение денеж потоков за счет кредитов)
Ускорение централизации и концентрации капитала.
В зависимости от субъектов экономических отношений фин-кредитный
словарь подразделяет кредит на:
банковский; - государственный; - товарный (потребительский);
- межхозяйственный Банк - фин-кред учреждение, осущ-е свою деят-ть на рынке
ссуд капиталов. Сущ-ть банков закл-ся в орг-ции ден - кред процесса. Цель - извлечение
прибыли, получение% с активов.
В РФ 2-х уровневая банк. система: ЦБ и КБ
Банки делятся на 3 оси. типа: эмиссионные (монополия на
выпуск ден эмиссий), коммерческие и специализир-е. КБ кредитуют промышленным,
торг и др п/п гл образом за счет капитала, привлеч в виде вкладов, осущ-ая
расчеты между п/п-ями, а также занимаясь фондовыми, комисс-ыми и валютными
операциями. К специализированным отн-ся банки, осущ преимущественно
определенные виды фин-кред. отн: страховые, инновационные, инвестиционные (фин-ие
и д/сроч кред-ие капвлож), ипотечные (ссуды под залог недв-ти), пооперационные,
муниц-ые, биржевые, сберегательные.
Банки подчиняются ЦБ, кот выдает лицензии, опред-т резерв
фонд. уст. кап. банков, выдает кредиты банкам под%, устав ставку рефинанс,
зан-ся эмиссией денег, хранит валюту и золотого запаса, выпол. функции фин
агента гос-ва, проводит м/н кред-ден политику, обесп-т беспереб снабжен экон-ки
платеж сред-ами, обесп. эфф. систему расчетов, контрол работу фин органов,
покупает гос ценн бумаги.
Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных и
культурных потребностей человека. Он выражается в количестве и качестве
потребляемых человеком благ и услуг. Включает в себя: - культуру быта, - поведение.
- потребление, - общественный порядок, - использование свободного времени и т.п.
Динамика уровня жизни отражается на состоянии и развитии образа
жизни.
Качество жизни - понятие характеризующее посредством
сопоставления с уровнем жизни качественную сторону удовлетворения материальных
и культурных потребностей людей.
Качество жизни отождествляется с понятиями: - образ жизни, -
стиль жизни.
Уровень жизни показывает насколько мы удовлетворили
потребности. Качество показывает как удовлетворение потребностей сказывается на
жизни (в духовном, материальном плане).
Рыночная потребительская корзина - включает не только
потребительский товар, но и инвестиционный товар и т.п.
Включает среднюю и минимальную потребительскую корзину.
В России - средняя потреб. корзина состоит из 70
наименований, минимальная - 20.
Главной целью внешнеэкономической политики являются
содействие стабильному росту и повышению эффективности национальной экономики,
дальнейшая интеграция России в систему международного разделения труда в
условиях глобализации мирового хозяйства. Реализация внешнеэкономической
стратегии, как показывает опыт развитых и развивающихся стран, невозможна без
активной координирующей и регулирующей роли государства.
Для процесса глобализации прежде всего характерен
опережающий по отношению к материальному производству poст
объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков. Это
означает, что национальные государства в современных условиях уже не могут
регулировать экономическую жизнь внутри страны, не считаясь с процессами
глобализации. Регулирующая роль государств при усилении влияния внешних
факторов в стабильных экономиках имеет тенденцию к снижению.
Глобализация выходит за экономические рамки, оказывая
влияние на основные сферы общественной деятельности. Процесс глобализации
вызван объективными факторами мирового развития, углублением международного
разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и связи. Движущей
силой глобализации выступают транснациональные компании (ТНК).
Национальным государствам приходится все больше считаться с
ТНК как с партнерами и соперниками в борьбе за влияние на национальную
экономику.
Процесс глобализации требует новых подходов в национальной
экономической политике, в целом, и во внешнеэкономической политике, в частности,
Внешнеэкономическая политика ориентируется преимущественно на свободную
торговлю, как правило, в развитых странах, достигших высокого уровня
конкурентоспособности, и в странах, где ввозимая продукция не конкурирует с
внутренним производством или является сырьем для значимых отраслей.
России, осуществляющей коренную трансформацию экономической
системы, разумная протекционистская политика необходима. Результатами
реформирования внешнеэкономической сферы в первые годы рыночных преобразований
в России явились незащищенные экономические границы страны, через которые
хлынули на Запад сначала сырьевые ресурсы, а затем и российские капиталы. Массированное
использование на первых порах российскими производителями цен, заниженных по
сравнению с мировыми, имело своими последствиями установление по ряду важнейших
позиций российского экспорта антидемпинговых процедур, действующих и в
настоящее время.
Центральной проблемой внешнеэкономической политики является
увязка открытости экономики с требованиями национальной безопасности. Это
предполагает, что дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности
должна быть тесно увязана с концепцией национальной безопасности России с тем,
чтобы не допускать опасной зависимости от внешнеэкономических факторов при
реализации курса на стабильный рост и структурную перестройку отечественного
производства.
В ходе глобализации мировой экономики возросла вероятность
неблагоприятного воздействия внешних факторов на отечественное хозяйство,
необходимость обеспечения экономической безопасности страны.
Единого понимания сущности экономической безопасности нет,
исследователи определяют ее критерии и систему показателей.
Для переходного периода определяющим выступает разработка
пороговых значений по следующим критериям:
объем ВВП, за пределами которого невозможно самостоятельное
экономическое развитие страны на современном конкурентно-способном базисе,
инвестирование и финансирование основных сфер деятельности, т.е. способность
экономики к расширенному воспроизводству;
удельный вес в промышленности высокотехнологичных,
обрабатывающих отраслей, в том числе наукоемких;
удельный вес импорта во внутреннем потреблении;
уровень жизни основной массы населения (черта бедности);
воспроизводство природно-экологического потенциала;
объемы государственных материальных, золотовалютных и
финансовых резервов.
При выходе за эти предельные значения могут возникать
препятствия нормальному ходу воспроизводства, складываться негативные тенденции.
К "Концепции национальной безопасности Российской
Федерации" (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) отнесены:
тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию
развитых стран;
усиление импортной зависимости;
утечка капитала;
рост государственного внешнего долга;
чрезмерная открытость экономики.
Пороговым уровнем безопасности многие специалисты считают
долю импорта во внутреннем потреблении 30%, в том числе по продовольствию - 25%.
Применительно к внешнему долгу государства для
характеристики уровня экономической безопасности используют два показателя; отношение
величины задолженности к экспорту товаров и услуг и коэффициент обслуживания
долга (отношение выплат по долгу к экспорту товаров и услуг).
Критической величиной первого показателя считается уровень
размером 300%, второго - 25%.
Точное определение "бегству" капитала дать трудно.
Уход капитала за рубеж считается нормальным явлением в странах с рыночной
экономикой. Утечка капитала происходит в те страны, где находится более
прибыльное применение. Существует нелегальный вывоз капитала из страны в
различных формах - невозврат экспортной выручки, оплата фиктивного импорта
товаров и услуг, контрабанда, ценовые манипуляции и т.п. Накопление наличной
иностранной валюты в стране правомерно также относить к "бегству" капитала.
Масштабы угроз экономической безопасности России таковы, что
необходима разработка эффективных механизмов их предупреждения.
Цели и задачи вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)
Участие России в мировом товарообмене упало до уровня более
низкого, чем необходимо для интеграции в мировую экономику. Россия - экспортирующая
страна, но совокупная доля страны в мировом товарном экспорте составляет лишь
1,6%, в импорте - 0,6%. По объему экспорта Россия далеко отстала от развитых
стран Запада и уступает малым государствам Европы (Швейцарии, Австрии, Дании). Доля
США, Германии, Японии в мировом экспорте составляет 13%; 8,9% и 8%
соответственно.
Сырьевая ориентация экспорта усилилась не только из-за
сокращения внутреннего спроса, но и в силу переноса центра тяжести во внешней
торговле на западные рынки, где страна пока еще может конкурировать
минерально-сырьевыми товарами (прежде всего нефтью и газом). Что касается
гражданского машиностроения, сельского хозяйства, пищевой, текстильной
промышленности, они за время реформ не смогли вступить в международную
конкурентную борьбу, потеряв традиционные рынки.
Экспорт сырьевых ресурсов стал стабилизирующим фактором
кризисной российской экономики в период рыночных преобразований. Экспорт
оказывает существенное воздействие на финансовую стабилизацию страны. Вместе с
тем позитивная роль экспорта как макроэкономического стабилизатора проявилась
как фактор поддержания объема ВВП, но не его отраслевой структуры.
Российская экономика с утяжелевшей за время реформ
отраслевой структурой слабо использовала положительный эффект либерализации
внешней торговли для переориентации своих ресурсов на прогрессивные направления
экспортного производства.
Общая теория управления.
Закономерности управления социально-экономическими системами
Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и
подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на
объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах
управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях
структурных подразделений системы управления.
Существует 3 вида методов управления.
1) командный;
2) экономический;
3) социально-психологический.
1) Метод командный. Используемые механизмы:
Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные:
закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для
выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная),
зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические:
выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению
руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и
мероприятий по его реализации.
2) Метод экономический. Механизмы: договорной процент
отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата,
материальные санкции, предусмотренные договором.
3) Социально-психологический метод. Механизмы также
договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед
людьми.
При командном методе управления - отношения субъекта и
объекта - власти и подчинения. Основные достоинства метода:
1) обеспечивается единство воли руководства в достижении
цели;
2) не требует крупных материальных затрат;
3) в малых организациях оперативно достигаются цели и
обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды. Недостатки метода
следующие:
1) подавляется инициатива, творческая работа;
2) отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать
антистимулы;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|