скачать рефераты

МЕНЮ


Основы оценки персонала на примере ЗАО "ФЛИК"

Основы оценки персонала на примере ЗАО "ФЛИК"

Содержание


Введение

1. Руководитель в современных организациях

1.1 Факторы, влияющие на современного руководителя

1.2 Навыки руководителя

1.3 Психологические качества личности современного руководителя

2. Оценка руководителей в ЗАО "ФЛИК"

2.1 Характеристика ЗАО "ФЛИК" и его организационная структура

2.2 Оценка руководителей в ЗАО "ФЛИК"

3. Способы повышения эффективности работы руководителей

Заключение

Список литературы

Приложение



Введение


Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого руководителя не организовать должным образом, то руководитель не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации.

Если руководитель не спланирует и правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления.

Эффективная деятельность руководителя во многом определяется наличием и выраженностью целого спектра его личностных особенностей. Под личностью принято понимать системное качество человека, характеризующее его психологический облик, которое формируется и проявляется в ходе профессиональной деятельности и общении.

Оценка качеств и предрасположенности к управленческой деятельности помогает как самому руководителю, так и эффективной работе организации или ее подразделению.

Цель данной работы - изучить и оценить деятельность руководителя в ЗАО "ФЛИК".

Задачи, которые решались в процессе данной работы:

теоретический анализ литературных источников;

изучить применение оценки в деятельности руководителя;

выявить характерные способы применения психодиагностический методик в системе оценки руководителя;

провести оценку руководителя в ЗАО "ФЛИК".


1. Руководитель в современных организациях

 

1.1 Факторы, влияющие на современного руководителя


Руководитель - это человек и так как он действует в реальных условиях, то на него оказывают влияния многие факторы. Не следует забывать также, что на него и оказывают влияние и некоторые ограничения. В целом, можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на работу руководителя: Психологические - нематериальные факторы, помогающие руководителю работать более эффективно в соответствии со своей личностью и потребностями. К таким факторам можно отнести:

Эстетика рабочего места;

Удовлетворенность работой;

Социальный статус;

Другие.

Физиологические - факторы, связанные с возможностями человека и влиянием окружающей среды. К ним относятся:

Объем воспринимаемой информации - человек не может усвоить больше определенного количества. Согласно исследованиям за 1 секунду человек способен усвоить около 5-7 алфавитно-цифровых знаков. Данное требование нужно учитывать при принятие решений. Руководителю необходимо работать только с релевантной (относящейся к делу) информацией, в противном случае будет потрачено лишнее время. Задачу первичной обработки информации или сбор нужной можно поручить аналитическому отделу.

Окружающая среда - человек как живой организм подвержен влиянию внешней среды, которая оказывает существенное влияние. К таким факторам относятся:

Температура окружающего воздуха;

Окружающий звук;

Освещенность рабочего места;

другие.

Норма управляемости - необходимо точно определить со сколькими подчиненными руководитель будет непосредственно взаимодействовать.

Степень материальной удовлетворенности - тесно связанна с психологической удовлетворенностью. Практика менеджмента показывает, что в большинстве случаев повышение материального стимулирование не приводит к повышению производительности в том же объеме.

Все рассмотренные факторы в той или иной мере оказывают влияние на деятельность руководителя, а значит должны учитываться при научной организации производства. Причем все факторы должны учитываться во взаимосвязи, а не как отдельные. Сложностью здесь является то, что нет возможности, в большинстве случаев, сразу оценить влияние каждого фактора на работу руководителя. Это бесспорно усложняет процесс эффективной организации труда руководителя.

 

1.2 Навыки руководителя

Определение задания.

Определение задания очень важная часть навыков руководителя. Если задание будет выполнено не очень хорошо, то это окажет отрицательное влияние на весь коллектив и на каждого работника в отдельности. В идеале задание должно быть таким, чтобы весь коллектив принимал участие в его выполнении и понимал его непосредственное и косвенное значение, как для всей организации, так и для коллектива. То есть задание должно быть общим.

Первая цель руководителя - добиться путем обсуждения и объяснения, чтобы задание стало действительно единым для всего коллектива. Процесс определения задания нужно разбить на три этапа:

определение конечной цели,

определение путей решения,

постановка конкретной задачи.

И еще один важный момент. Руководитель должен убедиться в том, что цели, стремления и результаты соответствуют целям и стремлениям отдела или организации[1].

Инструктаж.

Другой важной функцией является инструктаж. Самым эффективным методом инструктажа является собрание, на котором присутствуют все, кто будет выполнять работу. Это дает людям возможность задавать вопросы и выяснять то, что непонятно.

Искусство инструктажа состоит из следующих навыков:

Подготовка состоит в способности заранее продумывать и планировать сообщение.

Разъяснение состоит в способности объяснить что-либо или делать что-либо доступным для понимания.

Упрощение состоит в способности облекать сложные задачи в простые формы.

Оживление - это способность оживить предмет. Необходимо использовать живой язык, и даже трюки, юмор, проводить инструктаж с энтузиазмом.

Быть самим собой и при этом помнить о том, как важно уметь управлять своими нервами и вести себя естественно перед аудиторией.

Инструктаж означает не только сообщение, которое исходит сверху. Руководитель должен быть готов к обратной связи, а так же знать о том, что происходит внизу.

Мотивация.

Работая с коллективом, руководитель должен использовать все принципы мотивации и удовлетворения от работы. Для того, чтобы мотивировать коллектив, руководитель должен выяснить, каких поощрений добиваются сотрудники, и руководить так, чтобы за хорошую работу они получали поощрения. При этом необходимо помнить о том, что удовлетворение потребностей отдельного работника не должно происходить за счет всего коллектива. Задача руководителя, в данном случае, состоит в поддержании баланса между тремя сторонами: задание, коллектив и личность[2].

Организация.

Под организацией понимается создание структуры, позволяющей коллективу эффективно выполнить работу. Такая структура может быть краткосрочной, то есть рассчитанной на выполнение определенного проекта, или более длительной. При наличии большого коллектива и сложного задания разумно разбить коллектив на автономные группы или передать руководство группой отдельным работникам. Или наоборот, руководитель может просить группы самим выбрать себе руководителей. Однако какой бы ни была структура, необходимо определить четкое разграничение обязанностей.

Некоторые организации имеют структуры, которые оставались неизменными с момента образования, но было бы ошибкой предполагать, что такие структуры останутся неизменными и впредь. Для того, чтобы выжить в современных условиях, организационные структуры должны быть динамичными и реагировать на быстрые технические изменения. По этой причине многие организации приглашают консультантов по менеджменту, чтобы обсудить изменение "культуры организации", хотя изменение в культуре может привести к изменению в структуре. Не все структурные изменения должны исходить сверху. Например, руководитель мог бы начать с рассмотрения оптимального размера рабочей группы. Если она очень большая или передача полномочий не срабатывает, то структура может распасться.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что организация работы, особенно это касается планирования и использования времени, является решающим фактором для эффективного руководства.

Личный пример руководителя.

Руководитель не может не подавать пример. Пример очень важен потому, что люди больше воспринимают зрительно, чем на слух, и то, что они видят, оказывает на них гораздо больший эффект, чем то, что руководитель приказывает им делать.

На более низком уровне руководства менеджеры завоевывают авторитет своей работой, техническими навыками. На более высоком уровне менеджер имеет авторитет, благодаря опыту, хотя его деятельность и не видна. Это не значит, что "видимая" часть работы руководителя не важна.

Есть несколько очевидных способов, с помощью которых руководитель может стать примером для коллектива. Собственная пунктуальность руководителя способствует тому, что и подчиненные стараются приходить вовремя. Если руководитель слушает других и уважает то, что они говорят - это тоже улучшает отношения в коллективе. Обратное очевидно - плохой пример также копируется.

Сотрудничество.

Сотрудничество и консультации так же являются навыками руководителя. Это - элементы открытого "управления". Истинное сотрудничество и консультации требуют использования всех навыков работы с людьми. Для развития навыков в этой области руководитель сам должен поверить в эти идеи.

Сотрудничество - это коллективный подход к принятию решений и решению задач. Руководитель может не участвовать в этом непосредственно, исключая случаи организации и поддержки коллектива. Поддержка руководителем инициатив очень важна так же, как и признание их результатов. В дальнейшем задача руководителя состоит в том, чтобы демократическим путем внедрить эти решения в жизнь[3].

Консультации - это несколько иное. В основном - это процесс сбора информации, необходимой для принятия решений и выполнения заданий. Руководитель может консультироваться со всеми членами коллектива, с коллегами в других отделениях, со специалистами. Однако, окончательное решение на основании полученных информации и советов будет приниматься руководителем[4].

Сотрудничество - это не бесконечные заседания, а открытое управление по открытым вопросам. Менеджмент по согласию - это не отказ руководителя от ответственности, а разумное признание того, что согласие рабочих необходимо для правильного выполнения работы. В современном обществе люди не любят подчиняться, они хотят, чтобы их убедили. Это значит, что руководитель не должен приказывать людям, их надо просить. Это не только вежливо, это - признание реальной жизни. Повиновение обеспечено сильной силой ресурсов - силой нанимать и увольнять. Эта сила сильно ограничена сегодня. Без нее сила положения сама по себе слаба. Менеджер, обладающий силой личности и специалиста, не опасается управления с использованием консультаций и согласия. Это нужно рассматривать не как слабое, а как разумное руководство.

Передача полномочий.

Эффективная передача полномочий - серьезная задача для менеджера. В идеале можно надеяться, что сотрудников набирают, принимая во внимание их способность брать на себя ответственность, но часто менеджер берет уже сложившийся коллектив и у него нет возможности большого выбора работников коллектива. Для небольших периодов времени существует ряд способов передачи полномочий, которые регулируются следующими факторами:

Определение задания.

Степень свободы действия.

Форма контроля.

Плохая передача полномочий или сделанная неохотно часто хуже, чем отсутствие передачи полномочий вообще. Однако разумная передача полномочий может:

увеличить выход продукции;

сделать работу коллектива более удовлетворительной;

улучшить компетентность каждого члена коллектива;

сберечь время руководителя для более продуктивной работы;

позволит руководителю перейти на более высокий уровень работы, так как у него будут компетентные подчиненные, которые могут выполнить работу за начальника[5].

 

1.3 Психологические качества личности современного руководителя


Существует много различных подходов к выделению личностных характеристик руководителей. Специалисты Института диагностики менеджмента выделяют четыре интегральных качества личности эффективных менеджеров:

Умственные способности - способности давать оценку; творческое, комплексное, единообразное, аналитическое мышление.

Социальное отношение - контактоспособность; коммуникационная способность; сила убеждения; напористость; сотрудничество, способность работать в команде.

Отношение к работе - интересы; мотивация; стремление к успеху; гибкость; общительность; надежность.

Отношение к работе - воспринимаемая нагрузка; инициатива; принятие решений; способность к планированию; организованность; контроль[6].

Несколько иной подход, связанный, прежде всего, с акцентом на профессиональные знания и умения руководителя, реализован в классификации К. Брокхофа. В соответствии с этим подходом выделяются следующие характеристики:

овладение технологиями и инновациями;

готовность к интернационализации;

способность к овладению более сложным комплексом принятия решений;

способность общения с теми, кто помогает принять решение;

высокая степень гибкости при внедрении работ;

работа с различными системами мотивации;

готовность к риску и упорному труду;

знание людей для выбора сотрудников и руководства ими[7].

Подробный анализ черт личности современных руководителей дал Р.Л. Ключевский. Он перечисляет наиболее часто упоминаемые черты личности менеджеров, которые обеспечивают эффективность руководства:

доминантность - возможность оказывать непосредственно влияние на окружающих;

уверенность в себе;

эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;

креативность - наличие способностей к творческому рассмотрению и разрешению управленческих задач;

стремление к достижению (нацеленность на достижение поставленной цели возможными средствами, готовность пойти ради этого на известный риск;

ответственность[8].

Прогрессивные организации используют в своей работе различные методы оценки психологических и психофизиологических характеристик управляющих низшего и среднего звена[9].


2. Оценка руководителей в ЗАО "ФЛИК"

 

2.1 Характеристика ЗАО "ФЛИК" и его организационная структура


ЗАО "ФЛИК" является промышленным предприятием, выпускающим различные строительные материалы. На российском рынке предприятие работает 13 лет. Помимо основного производства, находящегося в г. Бердск, имеет розничные магазины в других городах Новосибирской и Омской области.

Предприятие ЗАО "ФЛИК" имеет следующую организационную структуру (рис. 1)


Рис.1. Организационная структура ЗАО "ФЛИК"

На рисунке 1 показана структура руководителей высшего и среднего звена предприятия.

Все решения, касающиеся работы предприятия в целом принимает директор и согласует их с генеральным директором и Правлением, заместители имеют право голоса только в тех вопросах, которые касаются областей их правления.

В подчинении начальников цехов находятся от 30 до 40 работников и в руководстве ими принимают участие начальники смен.

 

2.2 Оценка руководителей в ЗАО "ФЛИК"


В оценке руководителей принимали участие начальники цехов ЗАО "ФЛИК".

Оценка проводилась по двум направлениям:

оценка стиля руководства;

оценка предрасположенности к управленческой деятельности.

Оценка стиля руководителя.

Оценка стиля руководства проводилась методом опроса работников цехов. Результат оценки сопоставлялся с данными таблицы 1, на основании которой делались выводы о стиле руководства.


Таблица 1.

Параметры взаимодействия

с подчиненными

Стиль руководства

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Приемы принятия решений

Единолично решает вопросы

Перед принятием

решений советуется с

подчиненными

Ждет указаний от руководства или

решений совещаний

Способ доведения решения до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит

Просит, упрашивает

Распределение ответственности

Берет на себя или перекладывает на подчиненных

Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями

Снимает с себя всякую ответственность

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает в руки подчиненных

Отношение к подбору кадров

Боится квалифицированных работников, избавляется от них

Подбирает деловых, грамотных специалистов

Подбором кадров не занимается

Отношение к недостаткам собственных знаний

Все знает - все умеет

Постоянно повышает квалификацию, учитывает практику

Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных

Стиль общения

Держит дистанцию, необщителен

Дружески настроен, любит общение

Общается с подчиненными только по их инициативе

Характер отношений с подчиненными

Диктуется настроением

Ровный, постоянный самоконтроль

Мягок, покладист

Отношение к дисциплине

Приверженец формальной жесткой дисциплины

Сторонник разумной дисциплины, дифференцированный подход к людям

Требует формальной дисциплины

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

Наказание - основной метод стимулирования, поощряет избранных по праздникам

Постоянно использует различные виды стимулов

Постоянно использует различные виды стимулов

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.