Основы стандартизации, метрологии и сертификации
Определение
экономической эффективности рекомендуется осуществлять при разработке и приме*
нении следующих видов стандартов:
1.
стандарта на
продукцию и услуги, устанавливающего технические требования или технические
условия;
2.
стандарта на
работы (процессы);
3.
стандарта на
методы контроля.
Следующие примеры [16]
свидетельствуют о значительном экономическом эффекте стандартизации Так,
внедрение государственного стандарта на холодильники дает экономию на каждом
холодильнике до 200 кВт/ч в год. Поскольку холодильник есть почти каждой семье,
то объем экономии электроэнергии по стране будет эквивалентен объему выработки
новой электростанции. Разработка и внедрение комплекса стандартов в области
защиты материалов и изделий от коррозии, старения и биоповреждений сокращает
потери в этой области на 2%, что эквивалентно 600— 800 млн. у.е. в год.
Определение
технической и (или) социальной эффективности рекомендуется проводить для
основополагающих (организационно-технических и общетехнических) стандартов.
Техническая
эффективность работ по стандартизации может выражаться в относительных показателях технических
эффектов, получаемых в результате применения стандарта: например, в росте
уровня безопасности, снижении вредных воздействий и выбросов (стоков), снижении
материале- или энергоемкости производства или эксплуатации, повышении ресурса,
надежности и др.
Информационная
эффективность работ по стандартизации может выражаться в достижении необходимого для общества
взаимопонимания, единства представления и восприятия информации (стандарта на
термины и определения и т.п.), в том числе в договорно-правовых отношениях
субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного
управления, в международных научно-, технических и торгово-экономических
отношениях. Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые
на практике обязательные требования к продукции (процессам и услугам)
положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других
социально значимых аспектах.
Она
выражается в показателях снижения уровня производстве иного травматизма, уровня
заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения:
социально-психологического климата и др.
Как правило,
социальный эффект стандартизации не поддается прямому подсчету. Нередко
разработка и внедрение комплекса стандартов (допустим, на детское питание) не
только не дают экономии де-, нежных средств, но и требуют дополнительных
затрат. Однако получаемый в результате работ по стандартизации эффект улучшения
здоровья малышей — огромное социальное достижение.
Рекомендации
по расчету показателей эффективности работ по стандартизации даны в [43].
10. ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Особенности организации
проведения работ по стандартизации на современном этапе, выбора приоритетных
направлений стандартизации определяются тремя обстоятельствами [1]:
необходимостью,
выполнения Соглашения по техническим барьерам в торговле как условия
присоединения России к ВТО и членства в этой организаций;
условиями
проекта “Развитие стандартизации”, финансируемого главным образом за счет займа
Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
необходимостью
финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет
государственного бюджета, но и внебюджетных источников (средств хозяйствующих
субъектов и пр.).
В перспективе
предстоит решать ряд задач [27].
1.
Интенсивное развитие работ по стандартизации в приоритетных направлениях.
Как и прошлое
пятилетие (1992—1997- гг.), приоритетными направлениями остаются:
экология и
безопасность (в первоочередном порядке должны решаться задачи стандартизации
детского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсикологического
воздействия на человека, потенциально опасной техники);
информационные
технологии;
ресурсосбережение.
В число приоритетных
за последнее время выдвинулись:
нормативное
обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей — внесение в
стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация
идентификационных параметров и методов их определения для предотвращения
фальсификации продукции (алкогольная и табачная продукция, косметика и
парфюмерия и т.п.);
стандартизация
бухгалтерской и банковской деятельности;
стандартизация
услуг по оценке имущества.
2.
Формирование технического законодательства в области стандартизации.
Развитие
технического законодательства (технических регламентов) должно осуществляться в
следующих направлениях:
разработка по
конкретным группам и видам продукции или деятельности законодательных актов,
которые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это
принято в основополагающих законах) проведения работ по стандартизации,
метрологическому обеспечению и сертификации;
включение
непосредственно в законодательные акты — законы, постановления Правительства РФ
и т.д. (как аналоги применяемых в ВТО технических регламентов) — конкретных
требований, в частности нормативов, т. е. норм прямого действия.
Предполагается
[27], что законы должны разрабатываться в двух основных случаях: если в рамках
процедур разработки стандартов не удается достигнуть консенсуса, в связи с чем
принятие стандартов затягивается или откладывается на неопределенное время, а
необходимость регулирования параметров продукции (работ, услуг) на
общегосударственном уровне стала очевидной; когда несоблюдение требований по
ранее принятым действующим стандартам, имеющим общегосударственное значение,
приобретает систематический характер.
3. Выполнение
условий присоединения России (c ВТО). Основные условия членства в ВТО в части
стандартизации предполагают решение двух задач:
обеспечение
гармонизации отечественных стандартов с международными;
информационное
взаимодействие с государствами - членами ВТО.
Решение
первой задачи следует увязывать с возможностью финансирования работ. В первую
очередь должна осуществляться гармонизация стандартов в тех областях, где
зафиксировано наличие технических барьеров.
Для решения
задачи информационного взаимодействия с государствами — членами ВТО создан
Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных
стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться
телекоммуникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут
международные и зарубежные экспортеры и импортеры. Как уже отмечалось выше,
разработка и внедрение указанной сети — основной объект, финансируемый МБРР.
Взаимодействие
в рамках ВТО также предполагает опубликование не реже одного раза в шесть
месяцев программы работ по стандартизации; выявление отступлений (различий) в
отечественных НД от международных стандартов и направление в секретариат ВТО
соответствующих уведомлений (нотификаций); представление по запросам членов ВТО
копий проектов НД.
4.
Актуализация действующего фонда: государственных стандартов.
Она должна
осуществляться в темпах, соответствующих передовой зарубежной практике
стандартизации (сейчас в России ежегодное обновление НД находится в пределах
2%, тогда как в ЕС, США, Японии - 10-12%).
5. Повышение
роли добровольных стандартов. Добровольные стандарты, заключая в себе
рекомендуемые требования, предпочтительны для применения в целях повышения
конкурентоспособности продукции (услуг). Переход в России на полностью
добровольный характер применения стандартов должен быть постепенным. Его
полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов законодательного
регулирования безопасности и качества продукции; более широкое использование
субъектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах
(контрактах) и другой коммерческой документации.
К сугубо
добровольным стандартам на современном этапе можно отнести в первую очередь
стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных
технологий; стандарты разных категорий на основе международных (региональных)
стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых
превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение
является капиталоемким мероприятием.
6. Широкое
участие субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в финансировании
разработки новых стандартов.
Сознавая
особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и
высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на
продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как
Калининградский ЦСМ, Ростест—Москва, журнал “Стандарты и качество”,,
Национальный фонд защиты потребителей. Так, например, последняя организация
организовала и профинансировала разработку первого отечественного стандарта на
йогурт.
ГЛАВА
II. ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ
1.
МЕТРОЛОГИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Основные
понятия в области метрологии
Метрология — область
знаний и вид деятельности, связанные с измерениями.
Объектами
метрологии являются единицы величин, средства измерений, эталоны, методики
выполнения измерений.
Традиционным
объектом метрологии являются физические величины. Кроме физических
величин в. последнее десятилетие в прикладной метрологии начали использоваться нефизические
величины. Это связано с применением термина “измерение” в новых для
метрологии сферах — экономике, медицине, информатике, управлении качеством и
пр.
Характеристика
физических величин дана в разделе 2.
Измерение
— совокупность
операций, выполняемых с помощью технического средства, хранящего единицу
величины, позволяющего сопоставить измеряемую величину с ее единицей и получить
значение величины. Это значение называют результатом измерений.
Например,
прикладывая линейку с делениями к какой-либо детали, сравнивают ее с единицей,
хранимой линейкой, и, произведя отсчет, получают значение величин (длины,
высоты и других параметров детали).
Погрешность
измерений —
отклонение .результата измерений от истинного (действительного) значения
измеряемой величины.
Средство
измерении -
техническое устройство, предназначенное для измерений (Закон РФ “Об обеспечении
единства измерений”— далее Закон РФ).
Эталон
единицы величины —
средство измерения, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы
величины с целью передачи ее средствам измерений данной величины (Закон РФ).
Единство
измерений —
состояние измерений, при , котором их результаты выражены в узаконенных
единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с
заданной вероятностью (Закон РФ).
Итак, первым
условием обеспечения единства измерений является представление результатов
измерений в узаконенных единицах, которые были бы одними и теми же всюду, где
проводятся измерения и используются их результаты. В России, как и в
большинстве других стран, узаконенными единицами являются единицы величин
Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и
весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.
Второе условие единства измерений — погрешность измерений не превышает (с
заданной вероятностью) установленных пределов. Погрешности измерений средства измерений
указываются в придаваемом к нему техническом документе — паспорте, ТУ и пр. Главным
нормативным актом по обеспечению единства измерений является Закон РФ “Об
обеспечении единства измерений”. Он направлен на защиту прав и законных
интересов граждан, экономики страны от отрицательных последствий недостоверных
результатов измерений.
В стандартах
на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) должно быть соблюдено
главное условие обеспечения единства измерений — указаны погрешности измерений
для заданной вероятности. Например, в стандарте на методы определения плотности
молока и молочных продуктов указывается погрешность определения плотности
молока (ареометрическим методом) не более ±0,5 кг/м3 при вероятности
0,99.
Метрологическая
служба — совокупность
субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства
измерений (Закон РФ).
По существу,
метрологическая служба — это сеть организаций, отдельных организаций или
отдельных подразделений, на которые возложена ответственность за обеспечение
единства измерений. Различают понятия “государственная метрологическая служба”,
“метрологические службы государственных органов управления РФ” и
“метрологические службы юридических лиц”
Поверка
средства измерений —
совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической
службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью
определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным
техническим требованиям (Закон РФ).
1.2 Краткая история метрологии, роль измерений и значение
метрологии
Метрология как область
практической деятельнов-ти зародилась в древности. На всем пути развития
человеческого общества измерения были основой отношений людей между собой, с
окружающими предметами, природой. При этом вырабатывались единые представления
о размерах, формах, свойствах предметов и явлений, а также правила и способы их
сопоставления.
Наименования
единиц измерения и их размеры появлялись в давние времена чаще всего в
соответствии с возможностью применения единиц и их размер ров без специальных
устройств, т. е. создавались с ориентацией на те единицы, что были “под руками
и ногами”. В России в качестве единиц длины были “пядь”, “локоть”.
Для
поддержания единства установленных мер еще в древние времена создавались
эталонные (образцовые) меры. К ним относились бережно: в древности они
хранились в храмах, церквях как наиболее надежных местах для хранения ценных
предметов.
По мере
развития промышленного производства повышались требования к применению и хранению
мер, усиливалось стремление к унификации размеров единиц физических величин.
В начале
1840 г. во Франции была введена метрическая система мер. Значимость метрической
системы глубоко оценил Д.И. Менделеев. В 1867 г. с трибуны съезда русских
естествоиспытателей он выступил с призывом содействовать под-? готовке
метрической реформы в России. По его инициативе--^ Петербургская академия наук
предложила учредить международную организацию, которая обеспечивала бы
единообразие средств измерений в международном масштабе. Это предложение
получило одобрение, и в 1875 г. на Дипломатической метрологической конференции,
проведенной в Париже, в которой участвовали 17 государств (в том числе Россия)
была Принята Метрическая конвенция.
По мере
унификации единиц измерений во многих государствах вводились законодательные
нормы, которые защищали покупателей от недобросовестности производителей и распространителей
товаров и услуг. В России в XVI в. контроллеры (целовальники) на рынках
разыскивали и отбирали старые (неофициальные) меры. За пользование ими налагали
большой штраф и даже заключали виновных в тюрьму.
Еще больше
усилился надзор за мерами в XVII в. Им занимались таможни, “кружечные дворы”. В
Москве действовали Померная изба и Большая таможня. Померная изба проводила
периодическую (“как год минет”) поверку мер и изымала неправильные
(“воровские”) меры.
В наказе
царя Федора Алексеевича Большой Московской таможне о сборе таможенных пошлин
(1681 г.) говорилось, что за найденные у торговцев воровские меры определялась
конфискация товаров и ссылка с семьей.
Решительный
и жесткий характер Петра I проявился в его наказе “О сборе в Московской Большой
таможне пошлин” (1698): “за найденные непрямые, воровские весы лавки опечатать,
товары отобрать и семьей сослать”. Он же в Уставе воинских артикулов (1716)
писал: “Наказание за обмер и обвес — возвратить добро втрое, взимать штраф,
подвергнуть телесному наказанию”. В 1745 г. публикуется Указ сенатский о рассылке из
камер-коллегии во все города заклейменных мер для хлеба и о взыскании штрафа с
того, у кого окажутся неуказанные меры. В 1858 г. Елизавета Петровна
повелела: “Сделать аршины железные верные и с обеих концов заклейменные так,
чтобы ни урезать, ни упиловать невозможно было”. Долгое время
метрология была в основном описательной наукой о различных мерах и соотношениях
между ними. Но в процессе развития общества роль измерений возрастала, и с
конца прошлого века благодаря прогрессу физики метрология поднялась на
качественно новый уровень. Большую роль в становлении метрологии в России
сыграл Д.И. Менделеев, руководивший отечественной метрологией в период с 1892
по 1907 г. “Наука начинается... с тех пор, как начинают измерять”, — в этом
научном кредо великого ученого выражен, по существу, важнейший принцип развития
науки, который не утратил актуальности и в современных условиях.
Развитие
естественных наук привело к появлению все новых и новых средств измерений (СИ), а они, в свою очередь,
стимулировали развитие наук, становясь все более мощным средством исследования.
Так, повышение точности измерений плотности воды привело в 1932 г. к открытию
тяжелого изотопа водорода — дейтерия. Подобных примеров, которые подтверждают
роль измерений как инструмента познания, множество. Здесь уместно привести
высказывание крупнейшего русского физика и электротехника Б.С. Якоби:
“Искусство измерений является могущественным оружием, созданным человеческим
разумом для проникновения в законы природы и подчинения ее сил нашему
господству”.
Можно
выделите три главные функции измерений в народном хозяйстве:
1.
учет продукции
народного хозяйства, исчисляющейся по массе, длине, объему, расходу, мощности,
энергии;
2.
измерения,
проводимые для контроля и регулирования технологических процессов (особенно в
автоматизированных производствах) и для обеспечения нормального
функционирования транспорта и связи;
3.
измерения
физических величин, технических параметров, состава и свойств веществ,
проводимые при научных исследованиях, испытаниях и контроле продукции в
различных отраслях народного хозяйства.
От качества СИ зависит
эффективность выполнения указанных функций. Приведем несколько примеров,
относящихся к первой функции СИ: погрешности эксплуатируемых в настоящее время
счетчиков энергии (в среднем 2%) приводят к неопределенности в учете такого же
количества электроэнергии; состояние современного весового хозяйства таково,
что : в процессе взвешивания остается неучтенным около 1% всех измеряемых
продуктов производства. Повышение точности- измерений позволяет определить
недостатки тех или иных технологических процессов и устранить эти недостатки.
Все это в конечном счете приводит к повышению качества продукции, экономии
энергетических и тепловых ресурсов, а также сырья и материалов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|