скачать рефераты

МЕНЮ


Основы стандартизации, метрологии и сертификации

ГМН за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида осуществляется путем контроля за соблюдением метрологических требований к содержимому нетто(“Нетто” — слово итальянского происхождения — “чистый” (чистый вес). На упаковках может быть содержимое “брутто”. Указанное слово (итальянского происхождения) — “нечистый”: масса товара с упаковкой.) в упаковках. Количество потребительского товара, содержащегося в упаковке, готовой для продажи, должно отвечать нижеследующим требованиям.

Отклонение содержимого нетто каждой индивидуальной упаковки от номинального количества (количества, указанного на упаковке) не должно превышать значение предела допускаемых отклонений (Т), регламентированного в НД. Например, в стандарте на вафли допускаются следующие отклонения в массе нетто единицы упаковывания (в %) не более: при массе до 200 г — ±5; свыше 200—500 г — ±2,5; свыше 500 г — ±1,0.

Если нет специальных указаний в НД, упаковки с фасованным товаром считаются бракованными, когда отклонение содержимого нетто индивидуальной упаковки от номинального количества превышает значение Т, указанного в таблице Правил по метрологии (ПР 50.2.004). Согласно их данным, например, для номинального количества нетто (М) от 5 до 50 г Т равно 9% от М, а от 15000 до 25000 г — 1%.

Продавец несет ответственность за соответствие количества товара в упаковке номинальному количеству. Если недовложение товара превышает допустимое, упаковка считается бракованной и подлежит реализации только после определения действительного значения количества фасованного товара в упаковке и уценке ее пропорционально недовложению.

Объектом надзора являются не только индивидуальные упаковки товара, но и партии фасованных товаров, имеющих одно и то же номинальное количество, один и тот же вид упаковки, расфасованные одним и тем же юридическим лицом. Среднее содержание нетто для любой партии фасованных товаров должно быть не меньше номинального количества.

Измерение значения содержания нетто фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении ГМН должно выполняться с погрешностью, в большинстве случаев не превышающей 1/5 пределов допускаемых отклонений (Т).

Орган ГМС, осуществляющий плановую проверку, не позднее чем за трое суток информирует предприятие, на котором предполагается ее проведение, а также сообщает календарные сроки проведения проверки заинтересованным и приглашаемым участникам проверки. Внеочередные проверки могут осуществляться без предварительного уведомления контролируемого предприятия.

6. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ


Калибровка средства измерения — совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору. Из определения можно сделать два вывода:

1) калибровка проводится для тех СИ, которые не используются в сферах ГМКиН (установленных ст. 13 Закона РФ), а значит, не подлежат поверке;

2) калибровка выполняет две функции: определение и подтверждение действительных значений метрологических характеристик СИ; определение и подтверждение пригодности СИ к применению.

В первом случае лаборатория, калибрующая по заявке (договору) заказчика СИ, не делает вывода о пригодности прибора. Установленные характеристики могут отличаться от паспортных, и только в компетенции заказчика определять, в каких условиях и для каких целей можно и нужно использовать данные СИ.

Во втором случае СИ признается пригодным, если действительное значение его метрологических характеристик соответствует техническим требованиям, установленным в НД или заказчиком. Вывод о пригодности СИ в этом случае делает калибровочная лаборатория.

В решаемых на практике измерительных задачах [5] калибровка может сводиться только к проверке пригодности СИ, т.е. его работоспособности. В частности, требуется знать не действительные значения измеряемой величины, а лишь констатировать наличие величины измеряемого сигнала определенного уровня. Примером может служить калибровка устройств - сигнализаторов предельного значения температуры. В сигнализаторах, имеющих одну или несколько сигнальных лампочек, включение или выключение последних свидетельствует о достижении предельных значений величины. В устройствах, имеющих шкалу в виде нескольких цветовых секторов (подобных посуде фирмы "Цептер"), положение указательной стрелки в пределах конкретного сектора означает определенное состояние объекта измерений.

В ст. 23 Закона РФ указывается на добровольный характер и область применения калибровки: "Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже". Добровольный характер калибровки не освобождает МС от необходимости использования при калибровочных работах эталонов, соподчиненных с государственными эталонами единиц величин.

Калибровка может быть возложена как на МС юридического лица, так и на любую другую организацию, способную выполнить калибровочные работы. Результаты калибровки СИ удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на СИ, записью в эксплуатационных документах или сертификатом о калибровке.

На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами ГМС, заинтересованные МС юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. В этих случаях последним предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.

Аккредитация - процедура добровольная. В каких случаях она необходима? Прежде всего тогда, когда предприятие поставляет продукцию на зарубежные рынки. В этом случае торговый партнер (покупатель) может потребовать от продавца подтверждения того, что характеристики продукции измерялись приборами, проверенными аккредитованной МС.

В 1994-1995 гг. в России сформировалась Российская система калибровки (РСК). В "Положении о Российской системе калибровки" регламентированы следующие вопросы: 1) организация, структура и функции РСК; 2) права и обязанности входящих в нее юридических лиц независимо от форм собственности и пр.

В создании РСК соблюден ряд принципов. Во-первых, система создается на добровольной основе. Никто не вправе навязывать аккредитацию МС. Добровольность вступления в РСК предусматривает процедуру признания, а следовательно, и выполнения всех действующих в системе НД. Во-вторых, в качестве аккредитующих органов могут выступать государственные научные метрологические центры и органы ГМС. В-третьих, аккредитованная МС выдает сертификаты и ставит оттиски калибровочных клейм от имени аккредитующего органа. В-четвертых, РСК строится на принципе компетентности, в соответствии с которым аккредитацию МС проводят аккредитующие органы, компетентные в заявленной. области аккредитации. В-пятых, это принцип самоокупаемости. Он означает, что аккредитация МС является платной услугой.

7. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ


Метрологическое обеспечение сферы услуг на современном этапе следует признать явно недостаточным: отсутствует основополагающий документ, устанавливающий требования к государственной системе обеспечения единства измерений на предприятиях сферы бытовых услуг; только по ограниченному перечню услуг (услугам торговли, банковским услугам) разработаны НД, содержащие требования к измерительным процедурам, выполняемым в процессах предоставления услуг.

По такой потенциально опасной группе услуг, как медицинские услуги, отсутствуют какие-либо НД в области метрологии. В то же время результаты госнадзора свидетельствуют о неблагополучном состоянии диагностического парка приборов и инструментов в больницах. По данным Ростеста [9], из 500 проверенных приборов различного назначения (хирургия, травматология, кардиология, анестезия) 66% (!) давали неверные показания. В ряде учреждений здравоохранения не созданы МС, применяются приборы неутвержденных типов. Госстандарт не получает систематической информации об аккредитованных организациях - поверителях СИ медицинского назначения и предприятиях, имеющих лицензию на их ремонт.

Как уже отмечалось выше, в сферах услуг торговли действуют правила по метрологии, регламентирующие порядок осуществления ГМН за количеством товаров при их продаже. В области банковских технологий действуют ГОСТ Р 8.561 и Рекомендации по государственной системе обеспечения единства измерений (МИ 2328-95). Рассмотрим кратко требования к метрологическому обеспечению банковских технологий.

Метрологическое обеспечение банковских технологий осуществляется в целях получения результатов измерений, использование которых исключает принятие нерациональных или ошибочных решений при реализации банковских технологий.

В банках и учреждениях, осуществляющих банковские операции, должны быть организованы МС или структуры (подразделения или лица), на которые возложены обязанности по обеспечению единства измерений. Их основными задачами являются: своевременное представление на поверку СИ; организация аттестации МВИ; организация и проведение метрологической экспертизы документации, в которой излагаются требования к банковским технологиям. В приложении 3 приведены примеры объектов ГМКиН за банковскими операциями.

Под объектами в сфере банковских операций, подлежащими ГМКиН, понимаются средства и методики измерений (анализа), технические и программные средства, характеристики которых гарантируют точность и стабильность обработки, хранения, а также защиту информации; обеспечивают отсутствие ошибок; арбитражные процедуры в целях защиты прав вкладчиков и интересов участников финансового рынка при выполнении банковских операций.

Под параметрами, подлежащими надзору (см. графу 2 таблицы в приложении 3), понимаются конкретные характеристики технических и программных средств (включая носители информации), отклонение значений которых от нормируемых или рекомендуемых может привести к ошибкам и материальным потерям при осуществлении банковских операций.

Перечень СИ, подлежащих поверке, осуществляется МС банка или должностным лицом банка, ответственным за обеспечение единства измерений, и утверждается органом ГМС, осуществляющей ГМКиН.

При проведении контроля (надзора) особое внимание следует уделять объектам (и их параметрам), для которых установлены и стандартизированы обязательные требования.

Такие виды контроля (надзора), как поверки СИ, аттестация МВИ, производятся на договорной основе ГМС, научными метрологическими центрами. Калибровка СИ производится МС банка или на договорной основе любым специализирующимся предприятием. Метрологическая экспертиза документации производится МС банка, метрологами-аудиторами или на договорной основе научными метрологическими центрами.

8. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА

Метрологическое обеспечение сертификации товаров. Измерения являются главным источником сведений о соответствии продукции и услуг требованиям НД. В соответствии со ст. 12 Закона РФ все СИ, используемые при обязательной сертификации, являются объектом ГМКиН, а значит, должны быть утвержденного типа и поверены.

Точность определения показателей качества товаров, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации, в основном определяется уровнем метрологического обеспечения сертификационных испытаний и требует наличия:

метрологически обоснованных требований к точности результатов сертификационных испытаний;

документов, регламентирующих методики испытаний, которые должны соответствовать требованиям ГСИ;

всех необходимых СИ, предусмотренных методиками испытаний и имеющих действующие клейма или свидетельства об их поверке;

поверенной мерной посуды, соответствующих реактивов, стандартных образцов и аттестованных смесей, которые необходимы, в частности, при сертификационных испытаниях пищевых продуктов и продовольственного сырья, товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров;

персонала, имеющего необходимую квалификацию в области метрологии;

системы подтверждения метрологической пригож нести измерительного оборудования (совокупности СИ, СО, вспомогательного оборудования для проведения измерений).

Метрологическое обеспечение систем качества. По данным [49], до 25% затрат на создание и подготовку СК к сертификации приходится на метрологическое обеспечение. В ГОСТ Р ИСО 9000 (в разделе "Контрольное, измерительное и испытательное оборудование") изложены требования к метрологическим испытаниям.

В начале 90-х гг. был подготовлен первый документ для "метрологической поддержки" стандартов ИСО серии 9000 - ИСО 10012-1 "Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования". Этот стандарт состоит из двух частей:

1) "Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования",

2) "Гарантии качества измерений".

Под "метрологическим подтверждением пригодности" понимается последовательность операций, необходимая для того, чтобы гарантировать соответствие данного экземпляра измерительного оборудования требованиям, отвечающим его назначению. В число операций (среди прочих) включаются калибровка, необходимая настройка или ремонт с последующей перекалибровкой, а также пломбирование и маркировка.

Система должна обеспечивать предотвращение нахождения погрешности, превышающей пределы допускаемой погрешности за счет быстрого обнаружения недостатков, и своевременные меры для их исправления.

Сертификация средств измерений. Система сертификации СИ, созданная в соответствии со ст. 24 Закона РФ, носит добровольный характер и преследует цель содействовать экспорту и повышению конкурентоспособности СИ как товаров. Основная задача системы - проверка и подтверждение соответствия СИ метрологическим нормам и требованиям, установленным в НД, и в отдельных случаях дополнительным требованиям заявителя - предприятия, организации, обратившихся с заявкой на проведение сертификации.

Организация, координация и методическое руководство работами по сертификации осуществляются нейтральным органом системы - подразделением Госстандарта. Основными рабочими звеньями систем мы являются органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). При положительных результатах испытаний в аккредитованных лабораториях орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия. На рис. 9, в дано изображение знака соответствия, наносимого, как правило, на эксплуатационную документацию (паспорт и др.).

По состоянию на 1996 г. было аккредитовано 16 органов по сертификации и 19 испытательных лабораторий, сертифицировано более 150 типов СИ.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ


В соответствии со ст. 25 Закона РФ юридические и физические лица, а также государственные органы управления РФ, виновные в нарушении настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

В соответствии со ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях нарушение должностными лицами или гражданами (зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей) правил поверки СИ, аттестованных МВИ, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, равно как и выпуск, продажа, прокат и применение СИ, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных СИ, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ). Неисполнение должностными лицами или гражданами (зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей) в срок предписаний госинспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению ' измерений влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 МРОТ.

Осуществление должностными лицами (или гражданами) деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату без соответствующёй лицензии влечет наложение штрафа в размере от 30 до 100 МРОТ.

В Уголовном кодексе (далее - УК РФ) отсутствуют специальные нормы об уголовной ответственности за нарушение метрологических правил и норм. Однако, как свидетельствует практика ГМКиН, нарушения, выявляемые госинспекторами, зачастую характеризуются теми или иными признаками составов преступлений, предусмотренных УК, например, обмеривание и обвешивание потребителей путем применения неверных, неисправных, непригодных СИ.

Так, согласно ст. 200 УК РФ "Обман потребителей" виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за любой обман потребителей, в том числе за обман, наступивший в результате применения непригодных СИ, в случае, если:

а) обман совершен в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, либо гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в сфере торговли (услуг);

б) эти деяния совершены в значительном или крупном размере.

При отсутствии одного из указанных признаков преступления уголовная ответственность не наступает. Применение предусмотренных ч. 2 ст. 200 УК повышенных мер уголовной ответственности допускается лишь при наличии хотя бы одного из установленных признаков:

совершение преступления лицом, ранее судимым за обман потребителей;

совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

совершение преступления в крупном размере.

Так, обмеривание, обвешивание наказываются:

штрафом от 50 до 300 МРОТ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;

лишением свободы на срок до 2 лет.

Те же действия, совершенные повторно либо по предварительному сговору группой лиц наказываются:

штрафом размером от ЗООдо 1ОО0 МРОТ;

лишением свободы на срок до 5 дет.

По мнению [4], необходимо внести дополнения в УК РФ, включив в него статью "Нарушение метрологических правил и норм" и предусмотрев в ней наказания за нарушение метрологических правил и норм, повлекших причинение вреда здоровью или жизни людей, окружающей среде либо нанесших имущественный ущерб в крупных размерах.

10. СТРАТЕГИЯ МЕТРОЛОГИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНЕ


Стратегические положения совершенствования метрологической деятельности в России на перспективу базируются на следующих принципах:

сохранение государственности измерительного дела в России и переход от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному;

проведение согласованной политики в области метрологии со странами-участницами СНГ и продолжение курса на сближение принципов проведения метрологической деятельности в России с аналогичными принципами международных организаций и промышленно развитых стран.

Метрологическая деятельность будет развиваться последующим направлениям |21].

1. Трансформация Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) из системы нормативных и методических документов в государственную систему управления деятельностью по обеспечению единства измерений.

В ее основу будет положен головной документ, который регламентирует назначение, цели, задачи, функции, состав и структуру ГСИ, ее место в Российской системе измерений, взаимосвязь нормативной базы ГСИ и ГСС - это ГОСТ Р 8.000 "ГСИ. Основные положения". С помощью этой системы можно добиваться такого положения, при котором несоблюдение требований документов по метрологии независимо от их правового статуса и объекта регламентации было бы невыгодным ни отдельным лицам, ни предприятиям, ни государству в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.