Основы стандартизации, метрологии и сертификации
Этапом
утилизации не заканчивается деятельность предприятия. К этому сроку, а
практически еще раньше предприятие начинает изучать предполагаемые потребности,
уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к
проектированию новой продукции. Так возникаете новый виток деятельности в
области качества — от стадии маркетинга до стадии утилизации и т.д.
Неразрывность
стадий и этапов жизненного цикла продукции подсказала исследователям проблемы,
качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности),
составляющей которой служат отдельные этапы жизненного цикла продукции (рис.
2). Эту модель раньше называли пет. ей качества (спиралью качества), а в
последней версии ИСО 9000 — “типичные этапы жизненного цикла
продукции”.
Рис. 2.
Стадии жизненного цикла продукции
В заключение
рассмотрим сущность понятия “система качества”. Необходимыми элементами СК
являются организационная структура, методика, ресурс и процессы.
Организационная
структура СК
устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и
представляет собой распределение прав, обязанностей и функций подразделений
предприятия и персонала.
Методика — установленный способ осуществления
деятельности (ИСО 8402).
Ресурсы: персонал, средства обслуживания,
оборудование, технология.
Процесс (согласно ИСО 8402) — совокупность
взаимосвязанных ресурсов и деятельность, которые преобразуют входящие элементы
(в случае продукции — сырье, материалы, комплектующие) в выходящие (готовую продукцию).
Наличие СК,
ее соответствие установленным требованиям могут быть доказаны лишь в том случае
; если она представлена в документированном виде.
Документация
делает систему “видимой” для разработчиков, пользователей и контролирующих
органов
Таким образом,
система качества — совокупность организационной структуры, методов, процессов и
ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИСО
8402).
1.5
Сущность стандартизации
Объект стандартизации
(согласно ГОСТ Р 1.0) — продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или
подвергшиеся стандартизации (рис. 3). К процессе трудовой деятельности
.специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и
учет количества продукции, составление технической и управленческой
документа-ции, измерение параметров технологических опера-ций, контроль готовой
продукции, упаковывание по-ставляемой продукции и т.д. Существуют различный
варианты решения этих задач. Цель стандартизации — выявление наиболее
правильного и эконо-мичного варианта, т.е. нахождение оптимального ре-шения.
Найденное решение дает возможность до-стичь оптимального упорядочения в
определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в
действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого
чис-ла предприятий (организаций) и специалистов. Толь-ко при всеобщем и
многократном использовании этою решения существующих и потенциальных задач
возможен экономический эффект от проведенного, упорядочения.
На примере
модели конкретного объекта рассмот-рим механизм стандартизации (рис. 4). Можно
выде-лить четыре этапа работ по стандартизации [17, 44]
1. Отбор
объектов стандартизации.
Существует
определенная совокупность объектов и действий с ними: А; Б; В; Г; Д; Ж; 3; И;
К...
Объекты стандартизации
Продукция (товары народного потребления, сpедства
пpоизводства
|
Услуги (бытовые, поизводственные)
|
Пpоцессы (pаботы)
|
Сыpье и пpиpодное топливо
|
Матеpиалы и пpодукты
|
Готовые изделия
|
МАтеpиальные
|
Нематеpиальные (социально-культуpные)
|
|
|
и отдельные аспекты одноpодных гpупп пpодукции: - теpмины,
обозначения; - паpаметpы и pазмеpы; - технические тpебования; - методы
контpоля; - пpавила пpиемки; - пpавила маpкиpовки, упаковки,
тpанспоpтиpования и хpанения
|
и отдельные аспекты одноpодных гpупп услуг: - теpмины; -
технические теpмины; - методы оценки; - классификация пpедпpиятий; -
тpебования к пеpсоналу
|
- пpоцессы, пpоисходящие на отдельных стадиях жизненного
цикла пpодукции; - пpоцессы, связанные с нематеpиальным пpоизводством
(статистической, банковской, издательской деятельностью); - упpавленческие
пpоцессы; - измеpительные пpоцессы; - пpоцессы учета и пеpеpаботки
инфоpмации; - пpоцессы защитного действия (людей, пpиpоды)
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3.
Классификация объектов стандаpтизации
Допустим, в
учреждении используется определен-ный набор типов
организационно-распорядительных документов — приказов, докладных записок и т.д.
Некоторые из них составляются систематически другие — в разовом порядке: А; Б;
В; Г; Б; Д; А; Ж Б;3;А;Б;Б...
Рис. 4.
Механизм стандартизации
Объектом
стандартизации становятся повторяющиеся объекты — Б и А, в нашем примере —
отдельные типы документов.
2.
Моделирование объекта стандартизации (например, объекта Б).
Нужно учесть,
что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты как материальные
предметы, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки,
свойства), т. е. абстрактная модель реального объекта. Например, для
организационно-распорядителытого документа такими при знаками являются: состав
реквизитов [1) наименование организации, 2) наименование документа...];
оформление реквизитов [1) форма, 2) содержание n, месторасположение];
требования к документу [1) к учету, 2) к использованию ... n, к
хранению].
3.
Оптимизация модели.
В разных
организациях варианты исполнения объекта, т. е. документа Б, могут быть
разными: Б1 Б2 Б3 ... Бn. В
частности, возможны разный состав реквизитов, различное их оформление,
использование разных бланков и т.д. Задача стандартизаторов -унифицировать
документ, отобрав наилучший вари ант состава реквизитов, необходимый уровень
оформления, оптимальный формат бланка. Оптимально решение достигается
общенаучными методами и методами стандартизации (симплификация, типизаци; и
пр.). В результате преобразования получается оптимальная модель
стандартизируемого объекта.
4.
Стандартизация модели.
На
заключительном этапе осуществляется, собственно стандартизация — разработка
нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели.
Из
рассмотренного механизма становится понятна сущность стандартизации, которая
отражена в следующем стандартизированном определении Стандартизация —
деятельность, направленная н достижение оптимальной степени упорядочения
определенной области посредством установления положений для всеобщего и
многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных
задач (ИСО/МЭК 2).
Непосредственным
результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ.
Применение НД является способом упорядочения в определен ной области. Отсюда НД
— средство стандартизации.
1.6
Понятие нормативных документов по стандартизации
Нормативный документ —
документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики,
касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.0).
Термин
“нормативный документ” является родовым, охватывающим такие понятия, как
стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила,
рекомендации, регламенты, общероссийские классификаторы.
Стандарт
(согласно ГОСТ Р 1.0) — нормативный . документ по стандартизации, разработанный, как правило, на
основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным
вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный)
признанным органом (предприятием). Стандарты основываются на обобщенных
результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение
оптимальной пользы для общества.
В зависимости
от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории:
международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт
Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт
отрасли, стандарт научно-технического или инженерного общества, стандарт
предприятия.
Правила
(ПР) — документ,
устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или)
общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (ГОСТ Р 1.10).
Рекомендации
(Р) — документ,
содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или)
общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (ГОСТ Р 1.10).
Примеры
правил и рекомендаций см. в приложении 6.
Норма — положение, устанавливающее
количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены
(ИСО/МЭК 2).
Примерами
норм являются: 1. “О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при
подъеме и перемещении тяжестей вручную” (письмо Комитета РФ по торговле от
15.03.93 № 1-427/32-11); 2. “Нормы радиационной безопасности”. Госсанэпиднадзор
РФ. М., 1996.
Регламент — документ, содержащий обязательные
правовые нормы и принятый, органом власти.
При
стандартизации продукции (услуг) и обязательной сертификации указанных объектов
широко используют технические регламенты.
Технический
регламент —
регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или
связанные с. ней процессы и методы производства (ГОСТ 1.0).
Термин
“технический регламент”, как и термин “нормативный документ”, является родовым
понятием. К техническим регламентам относятся: законодательные акты,
постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы
технические характеристики; государственные стандарты РФ и межгосударственные
стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требовании нормы и правила
федеральных органов исполнитель ной власти, в компетенцию которых (в
соответствии с законодательством РФ) входит установление обязательных
требований (например. Строительные нормы и правила — СНиП Госстроя России;
Санитарные правила и нормы — СанПиН Минздрава Рос сии; Правила по
стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России и пр.).
Общероссийский
классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) — официальный документ, представляющий
собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных
группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и
социальной информации (этот представитель НД подробно рассмотрен в 1.7).
Примеры
технических регламентов, используемых, в частности, при обязательной
сертификации услуг общественного питания, см. в приложении 4.
1.7
Краткая история развития стандартизации
С развитием
человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность
людей. Это проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых
трудовых приемов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее
удачные результаты трудовой деятельности с ; целью их повторного использования.
Применение в Древнем .мире единой системы мер, строительных деталей
стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра — это примеры
деятельности по стандартизации, которая на современном научном языке (см. с.
25) именуется как “достижение •оптимальной степени упорядочения в определенной
области “посредством установления положений для всеобщего и многократного
использования...”.
В эпоху
Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами
начинают широко использовать методы стандартизации. Так, в связи с
необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала
осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был
использован метод унификации).
В период
перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения
стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 г. 50
оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно
изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения
взаимозаменяемости и совместимости); с целью перехода к массовому производству
в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по
которому калибр последних был определен в 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена
система крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована ширина
железнодорожной колеи.
Началом
международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями
19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного
бюро мер и весов.
Первые
упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного,
когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала.
Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел
технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к
качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные
комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная
проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и
др.).
Началом
развития стандартизации в нашей стране следует считать введение метрической
системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по
стандартизации — Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны.
Основными задачами Комитета были организация [. руководства работой ведомств по
разработке ведомственных I стандартов, а также утверждение и опубликование
стандартов. Была введена категория стандартов — ОСТ (общесоюзный стандарт). В
1926 г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта
пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и некоторые товары народного
потребления.
В 1940 г.
ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР Постановлением от 9 июля отменили порядок
утверждения стандартов наркоматами, и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный
комитет по стандартизации. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была
введена категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем
Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер
и измерительных приборов при Совете Министров СССР.
В 1968 г.
в соответствии с Постановлением CM CСCР “Об улучшении работы по стандартизации
в стране” от 11 января 1965 г. впервые в мировой практике был разработан и
утвержден комплекс государственных стандартов “Государственная система
стандартизации” (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0—6. были введены четыре категории
стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт
(РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).
Определенной
вехой в развитии стандартизации явилось Постановление Совета Министров СССР от
7 января 1985 “Об организации работы по стандартизации в СССР”. В этом
постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы
нормативно-технической документации определяющей прогрессивные требования к
продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а
также контроль за правильностью использована этой документации.
В
Постановлении Совета Министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 1340 “О
совершенствовании организации работы и стандартизации” определены задачи в
условиях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции ее
мировое экономическое пространство. В постановлении реализованы основные
положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея
которой — приведение национальной системы стандартизации в соответствие с
международной практикой. Основными положениями постановления являются:
установление в стандартах двух категорий требований к качеству продукции —
обязательных и рекомендуемых (к обязательным относят требования, определяющие
безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции);
переход на прямое применение в качестве государственных стандартов
международных и национальных стандартов зарубежных стран, если требования таки
стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйств; переход начиная с
1991 г. на разработку государственных стандартов, как правило, силами
технических комитетов по стандартизации — формирований специалистов, являющихся
полномочными представителями заинтересованных предприятий и организаций.
Образование
в 1992 г. независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало
поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации,
метрологии и сертификации. Правительства государств — участников СНГ, признавая
необходимость проведения в этой области согласованной технической политики,
подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о проведении согласованной политики в
области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением
был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и
сертификации. в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а
также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Подписание
Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили
началом формирования российской системы стандартизации.
Выдающимся
событием в истории стандартизации явилось принятие в 1993 г. Закона РФ “О
стандартизации”, который и определил меры государственной защиты интересов
потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по
стандартизации.
Для
периода 1992—1999 гг. характерны следующие направления развития российской
системы стандартизации: развитие межгосударственной стандартизации в
соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г.; активизация работ по
гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью
освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО; первоочередная
разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие
обязательной сертификации; внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и
создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.
1.8
Цели, принципы и функции стандартизации
Общей целью
стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам
качества продукции, процессов и услуг. Согласно Закон РФ “О стандартизации”
стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих целей:
o
безопасность
продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
o
безопасность
хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных
катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
o
обороноспособность
и мобилизационная готовность страны;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|