скачать рефераты

МЕНЮ


Основы стандартизации, метрологии и сертификации

Этапом утилизации не заканчивается деятельность предприятия. К этому сроку, а практически еще раньше предприятие начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникаете новый виток деятельности в области качества — от стадии маркетинга до стадии утилизации и т.д.

Неразрывность стадий и этапов жизненного цикла продукции подсказала исследователям проблемы, качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющей которой служат отдельные этапы жизненного цикла продукции (рис. 2). Эту модель раньше называли пет. ей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — “типичные этапы жизненного цикла продукции”.


Рис. 2. Стадии жизненного цикла продукции

В заключение рассмотрим сущность понятия “система качества”. Необходимыми элементами СК являются организационная структура, методика, ресурс и процессы.

Организационная структура СК устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и представляет собой распределение прав, обязанностей и функций подразделений предприятия и персонала.

Методика — установленный способ осуществления деятельности (ИСО 8402).

Ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология.

Процесс (согласно ИСО 8402) — совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельность, которые преобразуют входящие элементы (в случае продукции — сырье, материалы, комплектующие) в выходящие (готовую продукцию).

Наличие СК, ее соответствие установленным требованиям могут быть доказаны лишь в том случае ; если она представлена в документированном виде.

Документация делает систему “видимой” для разработчиков, пользователей и контролирующих органов

Таким образом, система качества — совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИСО 8402).

 

1.5 Сущность стандартизации


Объект стандартизации (согласно ГОСТ Р 1.0) — продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации (рис. 3). К процессе трудовой деятельности .специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документа-ции, измерение параметров технологических опера-ций, контроль готовой продукции, упаковывание по-ставляемой продукции и т.д. Существуют различный варианты решения этих задач. Цель стандартизации — выявление наиболее правильного и эконо-мичного варианта, т.е. нахождение оптимального ре-шения. Найденное решение дает возможность до-стичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого чис-ла предприятий (организаций) и специалистов. Толь-ко при всеобщем и многократном использовании этою решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного, упорядочения.

На примере модели конкретного объекта рассмот-рим механизм стандартизации (рис. 4). Можно выде-лить четыре этапа работ по стандартизации [17, 44]

1. Отбор объектов стандартизации.

Существует определенная совокупность объектов и действий с ними: А; Б; В; Г; Д; Ж; 3; И; К...

Объекты стандартизации

Продукция (товары народного потребления, сpедства пpоизводства

Услуги (бытовые, поизводственные)

Пpоцессы (pаботы)

Сыpье и пpиpодное топливо

Матеpиалы и пpодукты

Готовые изделия

МАтеpиальные

Нематеpиальные (социально-культуpные)

 

 

и отдельные аспекты одноpодных гpупп пpодукции: - теpмины, обозначения; - паpаметpы и pазмеpы; - технические тpебования; - методы контpоля; - пpавила пpиемки; - пpавила маpкиpовки, упаковки, тpанспоpтиpования и хpанения

и отдельные аспекты одноpодных гpупп услуг: - теpмины; - технические теpмины; - методы оценки; - классификация пpедпpиятий; - тpебования к пеpсоналу

- пpоцессы, пpоисходящие на отдельных стадиях жизненного цикла пpодукции; - пpоцессы, связанные с нематеpиальным пpоизводством (статистической, банковской, издательской деятельностью); - упpавленческие пpоцессы; - измеpительные пpоцессы; - пpоцессы учета и пеpеpаботки инфоpмации; - пpоцессы защитного действия (людей, пpиpоды)

Рис. 3. Классификация объектов стандаpтизации


Допустим, в учреждении используется определен-ный набор типов организационно-распорядительных документов — приказов, докладных записок и т.д. Некоторые из них составляются систематически другие — в разовом порядке: А; Б; В; Г; Б; Д; А; Ж Б;3;А;Б;Б...


Рис. 4. Механизм стандартизации


Объектом стандартизации становятся повторяющиеся объекты — Б и А, в нашем примере — отдельные типы документов.

2. Моделирование объекта стандартизации (например, объекта Б).

Нужно учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты как материальные предметы, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства), т. е. абстрактная модель реального объекта. Например, для организационно-распорядителытого документа такими при знаками являются: состав реквизитов [1) наименование организации, 2) наименование документа...]; оформление реквизитов [1) форма, 2) содержание n, месторасположение]; требования к документу [1) к учету, 2) к использованию ... n, к хранению].

3. Оптимизация модели.

В разных организациях варианты исполнения объекта, т. е. документа Б, могут быть разными: Б1 Б2 Б3 ... Бn. В частности, возможны разный состав реквизитов, различное их оформление, использование разных бланков и т.д. Задача стандартизаторов -унифицировать документ, отобрав наилучший вари ант состава реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимально решение достигается общенаучными методами и методами стандартизации (симплификация, типизаци; и пр.). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.

4. Стандартизация модели.

На заключительном этапе осуществляется, собственно стандартизация — разработка нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели.

Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стандартизации, которая отражена в следующем стандартизированном определении Стандартизация — деятельность, направленная н достижение оптимальной степени упорядочения определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач (ИСО/МЭК 2).

Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ. Применение НД является способом упорядочения в определен ной области. Отсюда НД — средство стандартизации.

1.6 Понятие нормативных документов по стандартизации

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.0).

Термин “нормативный документ” является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, регламенты, общероссийские классификаторы.

Стандарт (согласно ГОСТ Р 1.0) — нормативный . документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт отрасли, стандарт научно-технического или инженерного общества, стандарт предприятия.

Правила (ПР) — документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (ГОСТ Р 1.10).

Рекомендации (Р) — документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (ГОСТ Р 1.10).

Примеры правил и рекомендаций см. в приложении 6.

Норма — положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены (ИСО/МЭК 2).

Примерами норм являются: 1. “О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную” (письмо Комитета РФ по торговле от 15.03.93 № 1-427/32-11); 2. “Нормы радиационной безопасности”. Госсанэпиднадзор РФ. М., 1996.

Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый, органом власти.

При стандартизации продукции (услуг) и обязательной сертификации указанных объектов широко используют технические регламенты.

Технический регламент — регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с. ней процессы и методы производства (ГОСТ 1.0).

Термин “технический регламент”, как и термин “нормативный документ”, является родовым понятием. К техническим регламентам относятся: законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы технические характеристики; государственные стандарты РФ и межгосударственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требовании нормы и правила федеральных органов исполнитель ной власти, в компетенцию которых (в соответствии с законодательством РФ) входит установление обязательных требований (например. Строительные нормы и правила — СНиП Госстроя России; Санитарные правила и нормы — СанПиН Минздрава Рос сии; Правила по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России и пр.).

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) — официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации (этот представитель НД подробно рассмотрен в 1.7).

Примеры технических регламентов, используемых, в частности, при обязательной сертификации услуг общественного питания, см. в приложении 4.

 

1.7 Краткая история развития стандартизации

С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей. Это проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с ; целью их повторного использования. Применение в Древнем .мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра — это примеры деятельности по стандартизации, которая на современном научном языке (см. с. 25) именуется как “достижение •оптимальной степени упорядочения в определенной области “посредством установления положений для всеобщего и многократного использования...”.

В эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использовать методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации).

В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости); с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена система крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Началом развития стандартизации в нашей стране следует считать введение метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Основными задачами Комитета были организация [. руководства работой ведомств по разработке ведомственных I стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов. Была введена категория стандартов — ОСТ (общесоюзный стандарт). В 1926 г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и некоторые товары народного потребления.

В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР Постановлением от 9 июля отменили порядок утверждения стандартов наркоматами, и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

В 1968 г. в соответствии с Постановлением CM CСCР “Об улучшении работы по стандартизации в стране” от 11 января 1965 г. впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов “Государственная система стандартизации” (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0—6. были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Определенной вехой в развитии стандартизации явилось Постановление Совета Министров СССР от 7 января 1985 “Об организации работы по стандартизации в СССР”. В этом постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использована этой документации.

В Постановлении Совета Министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 1340 “О совершенствовании организации работы и стандартизации” определены задачи в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции ее мировое экономическое пространство. В постановлении реализованы основные положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея которой — приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой. Основными положениями постановления являются: установление в стандартах двух категорий требований к качеству продукции — обязательных и рекомендуемых (к обязательным относят требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции); переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если требования таки стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйств; переход начиная с 1991 г. на разработку государственных стандартов, как правило, силами технических комитетов по стандартизации — формирований специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий и организаций.

Образование в 1992 г. независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств — участников СНГ, признавая необходимость проведения в этой области согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Подписание Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской системы стандартизации.

Выдающимся событием в истории стандартизации явилось принятие в 1993 г. Закона РФ “О стандартизации”, который и определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Для периода 1992—1999 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации: развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г.; активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО; первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации; внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.

 

1.8 Цели, принципы и функции стандартизации


Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Согласно Закон РФ “О стандартизации” стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих целей:

o         безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

o         безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

o         обороноспособность и мобилизационная готовность страны;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.