скачать рефераты

МЕНЮ


Основы стандартизации, метрологии и сертификации

Не вполне ясен в сертификации услуг вопрос о критериях для отнесения требований к качеству (показателей качества) к группе обязательных. Следует согласиться с Г.Н.Воробьевой [15] в том, что соответствие услуги функциональному назначению складывается из разных видов совместимости. При этом надо вспомнить, что в соответствии со ст. 7 Закона РФ “О стандартизации” совместимость является обязательным требованием. Если использовать системный подход при установлении состава требований совместимости, то к обязательным требованиям должны быть отнесены: эрго-номичность, поскольку это система “человек—техника”; профессионализм и этичность обслуживающего персонала, поскольку это система “человек—человек”, и ряд других требований. Особо надо подчеркнуть роль человеческого фактора в обеспечении качества обслуживания, а значит, и услуги: грубость, некоммуникабельность персонала нередко являются источником серьезных стрессов потребителя услуги.

9. СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА


В вводной части гл. 1 дано понятие систем качества (см. с. 18—20), а в подразделе 6.1.3 — действующих на них стандартов (см. с. 96).

9.1 Значение сертификации систем качества


В последние годы в мире стремительно растет число компаний, сертифицировавших свои системы качества (СК) на соответствие стандартам ИСО серии 9000. В настоящее время эти стандарты применяют более 80 стран. Число компаний, сертифицировавших СК, в 1997 г. возросло в 5 раз по сравнению с 1994 г. По данным Регистра Ллойда, предприятия с сертифицированной СК работают в 2—3 раза эффективнее по сравнению с остальными.

Тенденция стремительного роста ССК связана как с внешними причинами (требование заказчика, повышение конкурентоспособности), так и внутренними.

К важным внешним причинам следует отнести тот факт, что многие зарубежные органы и системы сертификации включают ССК в процедуры сертификации продукции. Так, в ЕС семь из одиннадцати действующих директив [24], устанавливающих обязательную сертификацию продукции, предусматривают ССК как условие получения знака соответствия — СЭ. Сертификация систем качества позволяет увеличить цену на продукцию в среднем в 1,5—2 раза*. Предприятия, имеющие ССК, могут претендовать на льготные условия кредитования и страхования (при страховании ущерба за некачественную продукцию). Благодаря ССК предприятия побеждают в международных тендерах. При возникновении судебных исков, связанных с браком продукции, сертификат на СК расценивается судом как доказательство невиновности. Правительства ряда стран при решении вопроса о размещении госзаказа отдают предпочтение предприятиям с ССК.

Поэтому важной задачей федеральных органов исполнительной власти России является поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедривших СК. В этом плане заслуживает внимания постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 “О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг”.

Существует ряд внутренних причин, побуждающих предприятия к ССК: более полное удовлетворение требований потребителей; сокращение издержек производства; сокращение числа проверок со стороны потребителей и надзорных органов; улучшение культуры производства; повышение ответственности за качество.

Ряд предприятий страны имеют одновременно на СК как национальный сертификат, так и сертификат одной из международных сертификационных фирм — “Бюро Веритас”, “Регистр Ллойда”, “Дет Норске Веритас”, “Тюф-Серт” и др.

В целом Россия существенно отстает от ряда стран с сильно развитой рыночной экономикой по числу предприятий с ССК — около 200, тогда как в отдельных странах их десятки тысяч: по данным ИСО, в 1998 г. в Великобритании — около 57 тыс.; в Германии — около 21 тыс.; в США —около 19 тыс.

9.2 Правила и порядок сертификации систем качества


Сертификация систем качества в России организуется и проводится для создания уверенности у потребителей продукции (услуги)*, руководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сторон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей установленным требованиям.

ССК осуществляется в рамках как обязательной сертификации, так и добровольной.

Сертификат и знак соответствия на СК имеют отличия от сертификата и знака соответствия на продукцию. Знак соответствия СК (см. рис. 15.1, в) состоит из единого знака системы, свидетельствующе го об аккредитации ОС и знака ОС. Знак соответст вия размещается на сертификате на СК. Не допуска ется нанесение знака соответствия на продукцию.

Главный объект ССК — деятельность по управ лению и обеспечению качества. Эту деятельност проверяют и оценивают поэлементно на соответстви требованиям ГОСТ ИСО 9001-ГОСТ Р ИСО 9003 со гласно заявленной модели (табл. 7).

Объекты проверки при сертификации систем качества, производств и анализе условий производств в схемах сертификации продукции 2а—4а, 9а, 10а

Продолжение табл. 7

 

1 0 — менее полное требование, чем в ИСО 9001 и ИСО 9002.

2 Проверка объекта производится только в части специальных процессов.

3 Производится проверка только подпунктов ГОСТ Р ИСО 9001-96 (ИСО 9001—94): 4.10.4 “Окончательный контроль и испытания” и 4.10.5 “Протоколы контроля и испытаний”.

4 Производится только проверка подпункта 4.20.2. “Процедуры” ГОСТ Р ИСО 9001-96 (ИСО 9001-94).

ССК включает в себя этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации.

На этапе организации работ заявитель направляет заявку в ЦОС системы — Технический центр Регистра. Последний определяет ОС. После оплаты регистрационного взноса ОС передает заявителю следующие документы:

комплекс исходных форм документов для проведения предварительной оценки СК;

перечень документов, представляемых на ССК.

В частности, в состав исходных данных для предварительной оценки СК входят сведения о предприятии, используемой технической документации, показателях качества изготовления продукции (коэффициент дефектности, уровень гарантийных ремонтов и т.д.).

Далее сертификация может проходить по следующим этапам:

I — предварительная оценка СК;

II — проверка и оценка СК в организации;

III — инспекционный контроль за сертифицированной СК.

На I этапе комиссия проводит анализ представленных документов для предварительной оценки готовности заявителя к ССК. Этап завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения II этапа ССК.

Если на I этапе проводится заочная оценка деятельности по управлению и обеспечению качества, то на II этапе проводится обследование проверяемой организации по согласованной с ней программе.

Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные несоответствия (например, отсутствует один элемент) и малозначительные несоответствия (например, незначительное упущение при реализации отдельных требований стандарта).

Несоответствия могут быть сняты главным экспертом в двух случаях: проверяемая организация представляет дополнительные доказательства того, что обнаруженные экспертом несоответствия не являются обоснованными; обнаруженное несоответствие устраняется в ходе проверки. Значительное несоответствие может быть переведено главным экспертом в категорию малозначительную в случае представления проверяемой организацией объективных доказательств.

СК признают соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. СК признают несоответствующей стандарту при наличии одного значительного несоответствия или более 10 малозначительных несоответствий.

Результатом проверки и оценки СК может быть один из трех вариантов:

система полностью соответствует стандарту;

система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы;

система содержит значительные несоответствия.

Решение о рекомендации СК к сертификации (отказе в ССК) принимает главный эксперт на основе акта о результатах проверки и оценки СК. При положительных результатах ОС оформляет проект сертификата соответствия СК и проект разрешения (лицензии) на применение знака соответствия. Указанные документы вместе с актом проверки представляют Техническому центру Регистра. Одновременно ОС и организация заключают договор на проведение инспекционного контроля.

Технический центр Регистра принимает окончательное решение о регистрации сертификата в реестре Регистра и выдаче лицензии на применение знака соответствия.

Инспекционный контроль (этап III) устанавливают на весь период действия сертификата и осуществляют не менее одного раза в год. При проведении контроля эксперты обязательно проверяют наличие корректирующих мероприятий и их результаты по данным предыдущих проверок на основе замечаний о несоответствиях.

Как и при сертификации продукции и услуг (работ), в ряде случаев возникает необходимость в проведении внепланового ИК.

Согласно Э. Демингу [18] качество на 98% зависит от системы качества и только на 2% от человека. Сегодня на рынке промышленно развитых стран, по существу, конкурируют не продукция, а системы качества.

Несмотря на весьма значительные успехи тех, кто использует системы качества по стандартам ИСО серии 9000, все большее значение в промышленности придается развитию систем качества путем реализации принципа TQM (аббревиатура от английских слов Total Quality Management) — Всеобщего менеджмента качества. В 1997 г. в Германии примерно 35 предприятий начали осваивать TQM.

Основные целевые установки системы: “тотальное” вовлечение в деятельность по качеству всего персонала, а также поставщиков потребителей; постоянная динамика качества, в частности курс на достижение чрезвычайно низкого уровня дефектности (100—10 дефектных единиц на 1 млн изделий);

снижение себестоимости. Судя по двум последним целям, система TQM фактически направлена на управление конкурентоспособностью продукции.

В стандартах ИСО 9000 в версии 2000 г. используется ряд принципов TQM. Стандарты новой версии будут совместимы со стандартами ИСО серии 14000 на системы управления окружающей средой.

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ) И ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ


При осуществлении госнадзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией (услугами) государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами территориальных органов Госстандарта на основании актов проверки предприятий принимают меры, направленные на пресечение, устранение и предотвращение нарушений и причин, их вызвавших. В этих целях они в соответствии ПР 50.1.007 выдают нарушителям предписания и предъявляют штрафные санкции за нарушение обязательных требований стандартов, правил сертификации и неисполнение предписаний.

Предписания могут быть следующие:

1) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в частности требований безопасности (когда нарушения можно устранить). За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение применяют штрафы в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ);

2) о приостановке реализации произведенной продукции, оказания услуг в случае их несоответствия обязательным требованиям государственных стандартов. За уклонение от исполнения применяют штраф в размере стоимости реализованной продукции (услуг) или в размере до 10 тыс. руб.;

3) о прекращении выпуска (когда причины вреда продукции устранить невозможно) и продажи опасных товаров. За уклонение от исполнения применяется штраф в размере до 5000 МРОТ;

4) об отзыве от потребителей опасных товаров. За неисполнение предписания или причинение ущерба этими товарами налагается штраф до 5000 МРОТ.

За нарушение правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) на органы по сертификации (ОС) налагаются штрафы в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг). Нарушение правил может выразиться в необоснованной выдаче сертификата соответствия:

при отрицательных результатах испытаний;

при недоказанности соответствия товаров (работ, услуг) требованиям стандартов (например, не соблюдена программа испытаний, испытания проведены не по всем требованиям безопасности);

когда сертификат соответствия выдан на товары (работы, услуги), не входящие в область аккредитации ОС;

когда сертификат соответствия выдан ОС после истечения у него срока действия аттестата аккредитации, приостановления или аннулирования его.

На испытательные лаборатории (ИЛ) и центры налагаются штрафы в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) при их обязательной сертификации.

Дела о наложении штрафов рассматривают с участием представителей субъекта хозяйственной деятельности, изготовителя (исполнителя, продавца), ОС, ИЛ, других заинтересованных лиц в 15-дневный срок со дня поступления акта проверки.

В Законе РФ 'O сертификации продукции и услуг” указано, что юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении обязательной сертификации, в соответствии с действующим законодательством несут уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. В Законе РФ “О стандартизации” также предусматривается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за нарушение положений закона, в частности за несоблюдение обязательных требований государственных стандартов.

В соответствии со ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях на должностные лица или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации налагают штраф в размере от 5 до 100 МРОТ. При этом в качестве нарушений правил обязательной сертификации квалифицируются такие действия, как:

реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям НД, на соответствие которым она сертифицирована;

реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или НД, которым должна соответствовать указанная продукция; либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика);

представление недостоверных результатов испытаний продукции или необоснованная выдача сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

В соответствии со ст. 238 действующего Уголовного кодекса РФ предусматривается ответственность за выпуск или продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг, а также за неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие требованиям безопасности. По существу, речь идет о нарушении обязательных требований государственных стандартов (и других НД — СНиП, СанПиН и т.д.) и правил сертификации, поскольку сертификаты соответствия являются официальными документами, подтверждающими безопасность.

По мнению юриста [40], под выпуском следует понимать передачу (отгрузку) товара изготовителем заказчику (покупателю по договору поставки), а также передачу на склад готовой продукции товара, прошедшего технический контроль предприятия и окончательно подготовленного к сдаче заказчику.

Одного факта выпуска и продажи товара или исполнения услуг (работ), опасных для потребителей, недостаточно, чтобы преступление считалось оконченным. Для этого необходимо наступление предусмотренных последствий: причинение вреда здоровью людей, смерть человека. Поэтому выпуск или продажа опасного товара (или исполнение опасных услуг) могут рассматриваться как начало осуществления преступного умысла и квалифицироваться как приготовление к совершению преступления. Под причинением вреда здоровью людей следует понимать причинение легкого или тяжкого телесного повреждения.

Мера наказания дифференцируется в зависимости от тяжести преступления, числа и возраста пострадавших людей.

Так, в соответствии с УК РФ, указанные деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ либо ограничением или лишением свободы на срок до 2 лет.

Для наступления ответственности по ст. 238 УК не требуется неоднократного совершения выпуска (продажи) или неоднократного выполнения работы (услуги). Ответственность может наступить за единичный случай.

В соответствии с ч. 2 этой статьи те же деяния, если они: а) совершены в отношении товаров (работ или услуг), предназначенных для детей в возрасте до 6 лет, б) повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью двух или более лиц, в) повлекли по неосторожности смерть человека, наказываются штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Деяния, предусмотренные ч.1 и 2 указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 10 лет.

11. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕРТИФИКАЦИИ


Как известно, в России сертификация введена в 1992 г., когда был принят Закон РФ “О защите прав потребителей”. Именно в этот период российский рынок стали заполнять в огромном количестве импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Оперативно сформированная Госстандартом России система сертификации позволила ограничить поступление опасных товаров в страну, т. е. реализовать свои защитные функции. Эффект сертификации, который, к сожалению, трудно подсчитать, определяется предотвращением затрат общества на лечение, реабилитацию пострадавших и восстановление объектов. Например [14], отказ в выдаче всего 350 сертификатов в Ростест—Москва на продукцию стоимостью 110 тыс. руб. позволил, по экспертной оценке, предотвратить травмы, отравления и заболевания не менее 200 тыс. человек.

Вместе с тем за пятилетний срок существования системы сертификации выявился ряд недостатков и проблем. Особенно много проблем возникает в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему, в частности с подготовкой к вступлению в ВТО.

11.1 Развитие сертификации в ближайшей перспективе


В ближайшей перспективе сертификация будет развиваться по следующим направлениям [28].

1. Гармонизация отечественных правил с международными ч региональными правилами.. Необходимость гармонизации правил вызвана широким развитием торгового сотрудничества, планами вступления в ВТО, введением в ЕС обязательного подтверждения соответствия продукции как необходимого условия для допуска товаров на европейский рынок.

В работе по гармонизации необходимо иметь в виду совершенствование законодательного и нормативно-методического обеспечения.

В настоящее время внесены изменения в Закон РФ “О сертификации продукции и услуг”. Предстоит решать проблему унификации законов РФ, вводящих обязательную сертификацию. В 1997 г. действовало более 25 законов, предусматривающих обязательную сертификацию различных видов продукции и услуг. Указанные законы не всегда стыкуются между собой, в ряде случаев противоречат друг другу. По мнению [14], необходимо ввести законодательную норму, по которой такие законы должны устанавливать: перечни объектов сертификации; наименование федерального органа исполнительной власти, организующего работы по сертификации этих объектов; нормативную базу сертификации; порядок использования, изъятия, утилизации и уничтожения продукции, подлежащей обязательной сертификации, но не соответствующей требованиям НД по безопасности.

В настоящее время фонд организационно-методических документов в области сертификации в определенной степени сформировался. Происходит его упорядочение путем разделения (как это указывалось в 6.2) на две группы: 1) общероссийские (федеральные) документы; 2) системные документы, применяемые в рамках конкретных систем сертификации (например, “Системы сертификации ГОСТ Р”).

Предстоит большая работа по обеспечению единообразия правил и порядков сертификации однородной продукции в рамках Системы ГОСТ Р. Введение единых требований особенно важно для тех ОС, которые работают по нескольким системам сертификации однородной продукции.

2. Совершенствование методов сертификации, в частности совершенствование схем сертификации. Будет продолжено сближение схем российской сертификации с европейской. Уже сделан первый шаг — введены (дополнительно к классическим схемам ИСО) схемы, предусматривающие применение декларации о соответствии, которая как способ доказательства “пронизывает” европейскую систему. По мнению [II], очень перспективна сертификация на стадии проектирования (соответствует европейскому модулю В “Проверка типового образца”). Повышение разнообразия схем позволит заявителю выбирать наиболее приемлемую из них как с точки зрения затрат, так и с учетом степени опасности продукции, объемов и характера ее производства, обращения и применения.

3. Обеспечение обратной связи в деятельности по сертификации. До сих пор не налажена система сбора информации об эффективности сертификации. Такая информация, в частности, должна обеспечивать получение сведений о потенциально опасной продукции со статистическими данными о несчастных случаях, связанных с ее применением.

Вышерассмотренные направления имеют в основном организационно-методический характер.

Рассматриваемые ниже направления имеют главным образом практический характер.

4. Совершенствование инфраструктуры сертификации. Указанное совершенствование будет осуществляться за счет более равномерного распределения ОС и ИЛ по территории России (сейчас они сконцентрированы больше в европейской части страны), расширения сети аккредитованных ИЛ (в России на один ОС в среднем приходится два-три ИЛ, тогда как за рубежом соотношение более рациональное — 1:10). Эта задача особенно актуальна для функционирования системы сертификации пищевых товаров, которые имеют самую крупную инфраструктуру — сеть ОС и ИЛ.

5. Приближение сертификации импортируемой продукции к местонахождению изготовителей и поставщиков. Это позволит разгрузить таможенные органы от работ по организации сертификации и снизить число нарушений правил сертификации, возникающих при большом скоплении импортируемой продукции на таможне.

Речь идет о переходе от партионной к предконт-рактной сертификации у зарубежного изготовителя. Так работают совместные предприятия “ГОСТ—Европа” (в Германии), “ГОСТ—Азия” (в Сингапуре), многие зарубежные предприятия — наши традиционные поставщики: “Проктер энд Гэмбл”, “Сэндвик” и др.

6. Расширение участия России в международных системах сертификации и международная аккредитация отечественных ИЛ и сертификационных центров. Это будет способствовать признанию отечественных сертификатов за руб "жом и расширит международную торговлю.

7. Расширение практики сертификации систем качества. К Г-'98 г. в стране сложилась развитая система сертификации систем качества: достаточно полная нормативная база сертификации и аккредитации; 18 ОС, аккредит )ванных в области сертификации СК; система подгот^гки и аттестации экспертов по ССК. Однако тяжелое положение в экономике страны сдерживает ССК. Многим предприятиям, осознавшим необходимость ССК как условие выживания, трудно сразу преодолеть эту планку. Поэтому проблему ССК они решают в два этапа: сначала подготавливают и сертифицируют свои производства (при которой проверяется 10 элементов качества), а затем (через год-полтора целенаправленной работы) сертифицируют СК (при которой проверяется 16—20 элементов). Если в 1997 г. в стране прошли ССК не более 30 предприятий, то сертификатов на производство было выдано более 100. Улучшение экономического состояния предприятий в сочетании с побудительными мотивами ССК (рассмотренными в разделе 9) подтолкнет процесс развития ССК.

11.2 Концепция совершенствования действующей в стране сертификации


1. В подготовленной Госстандартом Концепции [28] намечается переход от собственно сертификации как деятельности, осуществляемой третьей стороной, к более общему контролю безопасности — к оценке и подтверждению соответствия. Последняя предусматривает возможность использования наряду с сертификацией оценки соответствия непосредственно изготовителем (продавцом), т. е. первой стороной, а также комбинации из них.

Сейчас во всех внешних документах Госстандарт переходит от применения термина “сертификация” к понятию “оценка соответствия”. Тем более что в Соглашении ГАТТ (ВТО) о технических барьерах в торговле, а также в международном терминологическом документе ИСО/МЭК 2 использован именно этот термин.

Суть Концепции не столько в гармонизации терминологии в области сертификации, сколько в переходе на более гибкие формы оценки соответствия, в переходе от сертификации как единственной формы оценки соответствия к разнообразным формам, включая подтверждение соответствия через декларацию о соответствии.

На основе вышеупомянутой Концепции разработан проект Федерального закона (ФЗ) “О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям” [48]. Указанный проект ФЗ обеспечивает преемственность положений Закона РФ “О сертификации продукции и услуг” и после утверждения предусматривает его замену.

2. Способы оценки и подтверждения предлагается [11] формировать исходя из модульного принципа (по аналогии с европейскими модулями и с учетом положительного опыта работы по схемам сертификации РФ) и ранжировать по степени “жесткости” — от использования только декларации поставщика о соответствии до сплошного контроля продукции третьей стороной. Согласно проекту ФЗ способы подтверждения соответствия и сформированные из них с учетом степени опасности продукции (услуги) схемы подтверждения соответствия утверждаются Правительством РФ.

3. Система оценки и подтверждения соответствия является одним из механизмов контроля качества и безопасности и потому должна гармонично сочетаться с другими формами контроля — государственным контролем и надзором, лицензированием, добровольной сертификацией (рис. 16).

Применительно к каждому из трех состояний продукции (процесс создания, реализация, сервисное обслуживание) должны быть определены наиболее эффективные механизмы контроля.

Центр тяжести механизма оценки и подтверждения соответствия должен быть перенесен на стадию создания продукции. Главную роль в обеспечении качества и безопасности на этой стадии должно играть внедрение систем качества.


Рис. 16. Принципиальная схема обеспечения качества и безопасности (предложения ВНИИ сертификации [46])


Для определенных видов продукции, в частности потенциально опасной, эффективным механизмом обеспечения качества и безопасности может стать допуск предприятий к производству через лицензирование. Качество и безопасность продукции, обеспечиваемые СК при создании продукции, должны подкрепляться СК в организациях, функционирующих на стадии реализации и сервисного обслуживания. Допуск организации к оказанию соответствующей услуги также должен осуществляться через лицензирование. Уверенность общества в том, что товар не утратил на рынке качество и безопасность, должна обеспечиваться государственным надзором и контролем, местным (региональным) надзором и общественным контролем за этим товаром в сфере обращения.

4. Предлагается “снятие избыточности” обязательной сертификации.

В 1998 г. в России около 60—70% товарной продукции подлежало обязательной сертификации, в то время как в странах ЕС обязательному подтверждению соответствия подлежит лишь 10—15% [28]. Как уже отмечалось выше, принято более 20 законов, вводящих обязательную сертификацию. При этом во многих случаях отнесение продукции к объекту обязательной сертификации произведено без учета ее потенциальной опасности и не оправдано с точки зрения риска общества. Поэтому необходимо сократить номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

Сокращение номенклатуры намечается проводить за счет включения менее опасных объектов в перечень продукции (услуг), соответствие которых будет подтверждаться посредством принятия декларации о соответствии*. Не следует смешивать декларацию о соответствии как составную часть (способ доказательства) некоторых схем сертификации с декларацией о соответствии как самостоятельным выходным документом, подтверждающим соответствие продукции [34]. После регистрации в ОС этот документ согласно ст. 7 Закона РФ “О сертификации продукции и услуг” приобретает юридическую силу наравне с сертификатом.

Указанным законом предусмотрено, что продукция, соответствие которой может подтверждаться декларацией о соответствии, определяется перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации. При поступлении декларации о регистрации в ОС последний не вправе регистрировать ее, если продукция и услуги, соответствие которых может подтверждаться декларацией, не включены в перечни. Экземпляр зарегистрированной декларации ОС оставляет, что позволяет обеспечить прослеживаемость продукции (услуги), соответствие которой ею подтверждено.

Предусмотрено, что требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждает Правительство Российской Федерации.

Как установлено ИСО/МЭК 22, декларация о соответствии должна основываться на результатах испытаний и других оценках, которые изготовитель продукции и исполнитель услуги получил для подтверждения соответствия.

Другой критерий оптимизации номенклатуры — обоснованность издержек на работы по сертификации. Для ряда субъектов хозяйственной деятельности (малых предприятий, бюджетных организаций и пр.) расходы на процедуры сертификации просто непосильны.

5. Планируется существенное повышение роли добровольной сертификации (на основе зарубежного опыта). Во многих странах при активной поддержке правительств специально создаются мощные системы добровольной сертификации с высоким авторитетом как у потребителей, так и у изготовителей (см. с. 202 об опыте Франции).

Очень перспективна добровольная сертификация на соответствие требованиям государственного стандарта с лицензированием права простановки знака соответствия (см. рис. 15.1, б) государственным стандартам в соответствии с ГОСТ Р 1.9—95 “ГСС. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам”. По существу этот Знак — знак качества, которому потребитель привык доверять. Однако до сих пор ГОСТ 1.9—95 (в отличие от своих зарубежных аналогов) не работает. Предстоит найти механизмы, побуждающие изготовителя к такой маркировке.

В перспективе будут развиваться региональные системы добровольной сертификации с учетом нужд конкретных регионов (подобных действующей системе добровольной сертификации бриллиантов и драгоценных камней “Уралгемсерт” и др.).

6. Предлагается введение единого знака допуска продукции и услуг на рынке. Этот знак должен выдаваться с учетом всех требований безопасности, установленных стандартами, СанПиН, СНиП, правилами пожарной безопасности и т. д. Применение такого “интегрального” знака будет удобно всем покупателям, производителям, контролирующим и надзорным органам. В проекте ФЗ “О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям” предусмотрены две модификации единого знака доступа на рынок: графическое изображение и код уполномоченного органа по сертификации, если в доказательстве соответствия принимает участие третья сторона; только графическое изображение, если знак применяется на основании декларации о соответствии, представленной поставщиком.

7. Очень актуально и перспективно создание в рамках СНГ региональной системы сертификации с едиными правилами и единым знаком соответствия. Создание единой системы сертификации позволит устранить барьеры при продвижении товаров на территории стран Содружества.

8. С 1999 г. в стране начинают формироваться наряду с системами качества предприятий системы охраны окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО 14000. С 1 апреля 1999 г. введена в действие первая группа государственных стандартов на основе ИСО серии 14000. Сертификация этих систем даст обществу и каждому гражданину гарантию сохранения окружающей среды и связанного с ней здоровья. Поскольку идеология стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 одинакова и сертификация на соответствие тем и другим стандартам может происходить на одном и том же предприятии, то, по мнению специалистов, процедуру сертификации по конкретному предприятию целесообразно делать единой, т. е. проверять одной комиссией соответствие требованиям обеих серий стандартов.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.