Основы управление персоналом
2)
тактичность – это чувство меры, соблюдаемое в разговоре, в личных и служебных
отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и
поступков у человека возникает обида, огорчение, а иногда и раздражение.
Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста,
пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие
посторонних. Уважение к другим – обязательное условие тактичности даже между
хорошими товарищами;
3)
скромность – сдержанность в оценке своих достоинств, знаний и положения в
обществе. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее,
умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для
себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем скромность не
должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью, т.к. это различные
категории;
4)
корректность – это нейтральная, официальная, сдержанная, сухая вежливость.
Умение вести себя с ориентацией на общепринятые правила приличия в любых
обстоятельствах, в т.ч. в конфликтных;
5)
благородство – способность совершать бескорыстные поступки, не допускать
унижения ради материальной или иной выгоды;
6)
точность – соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при
выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении.
В
современном обществе хорошими манерами считаются вежливость, скромность и
сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и
тактично общаться с другими людьми.
Манеры
– это способ держать и преподносить себя, внешняя форма поведения, обращения с
другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для
человека походка, жестикуляция и даже мимика.
К
плохим манерам можно отнести привычку громко говорить, не стесняясь в
выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде,
грубость, проявление недоброжелательности к окружающим, пренебрежение к чужим
интересам и запросам, навязывание другим людям своей воли и желаний,
бестактность, неумение сдерживать свое раздражение и т.д.
Этикет
делового общения подразумевает уважительное и учтивое отношение к людям;
определенные формы знакомства, обращения и приветствия; правила ведения
разговора, беседы и переговоров и т.д.
33.
оперативное планирование работы с персоналом
Планир-ся
след ПОТРЕБНОСТИ ОРГ-ЦИИ: 1.потребность в замещении персонала; 2.потребность в
снижении числ-ти; 3.потребность в увеличении числ-ти. Обычно планир-е
реализуется путем составления оперативного плана,кот вкл в себя след
разделы(оперативн план на 1 год): 1.планир-е потребностей в персонале, в том
числе поиск,отбор,найм за счет внешн и внутр источников; 2.планир-е адаптации
персонала; 3.планир-е использования персонала; 4.планир-е обучения и повышения
квалификации; 5.планир-е деловой карьеры; 6.планир-е высвобождения персонала;
7.планир-е расходов на персонал. План по числ-ти раб-ков должен быть увязан с
прогнозом по сбыту продукции,финансовым и инвистиционным планам.Исходной
т.кадрового планир-я должен быть не план произв-ва,а прогноз сбыта.След-но
кадровое планир-е преобрет вероятностный хар-р.
34.
Основн-е обязанности администрации орг-ции
Обладая
опред-ой властью и в силу должн-х полномочий Админист-я несет конкрет
обязаности в отношении персонала: 1)правильно орг-ть труд подчиненных,чтобы
кажд раб-к имел закрепленное за ним рабочее место,работал по своей спец-ти и
квалификации,был своевр-но ознакомлен с установл заданием и обеспечен работой
втечение всего рабочего дня.;2)обеспечить исправное сост-е оборуд-я,инструмента
и норматив-ые запасы сырья и др ресурсов; 3)соблюдать законод-ва о труде и
правилах охраны труда,в случаях предусмотр-х законод-ом предоставл льготы и
компенсации за вредные и опасные усл труда; 4)обеспеч-ть раб-ов спецодеждой и
др ср-ми индивд защиты;5)своевремено доводить до подразд-й и бригад планового
задания и обеспечивать их выполнения с min затратами труда.6)создавать усл для
роста произ-ти труда,засчет внедрения достиж-я науки и техники.;7)соверш-ть
сист оплаты труда,повышать качество нормир-я,выдавать з/п в установлен-ые
сроки.8)обеспечивать соблюд-е трудовой и произ-ой дисциплины,проводить
воспит-ую и организ-ую работы,устранять потери рабочего времени,рац-но
использ-ть трудовые ресурсы и формир-ть стабильный коллектив.
35.
Делопроизв-ое обеспечение сист упр-я персоналом
Делопроизв-ое
обеспечение или кадровое делопроиз-во-это совокупность документов по персоналу
орг-ции и создание документов или получ-е из вне,обработка и орг-ция движ-я по
всем уровням упр-я,вплоть до передачи в архив. Требования к формир-ся на
нормативно-правовой базе делопроиз-ва.Это совокуп-ть законод-х документов
регламентир-х вопросы создания технологию обработки и хранение документов,а
также регул-т работу служб делопроиз-ва на всех уровнях упр-я. Стр-ра
законод-ой и норматив. базы кадрового делопроиз-ва:1)стр-ры РФ,указы президента
постановл-е провит-ва,норматив-ые акты гос стандарта РФ,министерств и
ведомств.;2)норматив-ые документы по оформл-ю кадровых документов,по орг-ции
делопроизв-ва,по орг-ции архивного хранения. Документы регламентир-ие
кадропроиз-во: гражд кодекс, трудовой кодекс,гос-ая сист документац обеспеч-я
упр-я, типовая иструк-ция по делопроиз-ву и тд. Основные делопроизв-ые ф-ции
упр-я персоналом:разр-ка и оформл-е необходимой кадр
документации(плановой,первич,учетной,распоряд-ой,отчетностатистич-е по соц-му
обеспечению); своеврем обработка поступающая по персоналу; регистр-й учет и
текущее хранение;согласов-ие и произ-во документов;доведение кадров-х
документов до соотв-х работников для исполнения.; контроль за исполн-ем
документов; подготовка документов для сдачи в архив. Классификация и состав
документов используемых в упр-ии персоналом! В системе вращ-ся след док-ты:
1)организац-кадровые(устав орг-ции,коллектив договор,штатное расписание,полож-е
по персоналу(правила внутрен-го распорядка),положения о стр-х
подразд-ях,полож-е о выполнении отдельных видов работ,должностн инстр-ции);
2)по личному составу (труд договоры,личные м учетные карточки,труд
книжки,обязат-во о разглош-ии комерч тайны); 3)организ-но распорядит документы(приказы
и распоряж-я по кадрам,приказы по основ-му произ-ву,информац-справочные
документы(письмы,телеграммы,протоколы,докладные)).В системе упр-я персоналом
обращ-ся плановая отчетность,статистич-я документация,документы по соц
обеспечению.
36.
Основ-е обязн-ти работников организации
Обязанности
раб-ов: 1)соблюдать требования по охране труда и техники безопасности;
2)соблюдать трудовую дисциплину своеврем исполнять распоряж-я
руководству,использ-ть раб-ее время для произ-го труда; 3)соблюд-ть нормы выработки,повышать
произ-ть труда,улучшать качество работы,соблюдать технологич дисциплину; 4)
эффективно использ-ть оборуд-е,бережно относится к спецодежде и
инструментам,рац-но расход-ь сырье,энергию и др ресурсы. 5)содерж-ть раб место
в чистоте и исправном состоянии,соблюдать порядок на территории и правила
хранения мат-х ценностей и документов.
37.
Классиф-я и состав документации,использ-ой в упр персоналом
В
системе вращ-ся след док-ты: 1)организац-кадровые(устав орг-ции,коллектив
договор,штатное расписание,полож-е по персоналу(правила внутрен-го
распорядка),положения о стр-х подразд-ях,полож-е о выполнении отдельных видов
работ,должностн инстр-ции); 2)по личному составу (труд договоры,личные м
учетные карточки,труд книжки,обязат-во о разглош-ии комерч тайны); 3)организ-но
распорядит документы(приказы и распоряж-я по кадрам,приказы по основ-му
произ-ву,информац-справочные
документы(письмы,телеграммы,протоколы,докладные)).В системе упр-я персоналом
обращ-ся плановая отчетность,статистич-я документация,документы по соц
обеспечению.
38.
Содержат-ые теории мотивации труда
Теории
мотивации:
Содержательные-в
кач-ве мотивов рассм потребности чел-ка и внутренне содер-е человека.а)Маслоу
предложил след иерархию потребностей: физиологические, потребности безоп-ти,соц
потр-ти, потр-ти самовыраж-я. По этой теории потребности низких ур требуют
первоочередного удовлет-я. б) По теор Альдефьера потреб-ти объед-ся в
группы:потр-ти сущ-я(безоп-ть,физиолог-ть),потребн-ть в связи, потребности
роста(признание,самоутвр-е).Потреб-ти располжны иерархично,но движ-е может идти
как вверх,так и вниз. в)теория Мак-Клеланда(теор преобретенных потр-ей):
потр-ть достиж-я пост целей, потр-ть соучастия(общ-ые,работа с людьми), потр-ть
власти(ради самой власти,ради достиж-я целей).
39.
Аутплейсмент
Аутплейсмент1)консультации
по трудоустройству сокращаемых сотрудников за счет бывшего
работодателя.2)услуга по консультированию и продвижению на рынок труда
сокращаемого персонала. 3)услуга по организации процесса увольнения сотрудников
наиболее щадящим способом,форма расторжения трудовых отношений между компанией
и работниками, предусматривающая привлечение специализированных организаций в
целях оказания помощи в трудоустройстве уволенным сотрудникам.
Аутплейсмент
состоит из следующих частей:
1.
Проведение анализа профессионализма работника;
2.
Обучение работника написанию резюме, сопроводительного письма, прохождению
собеседования;
3.
Консультирование руководителя фирмы и работника по безконфликтному увольнению;
4.
Оказание помощи работнику в составлении стратегии поиска новой работы, а именно
описание последовательности действий, методов поиска работы и др.;
5.
Советы работнику по прохождению испытательного срока на новом месте работы.
Основные
преимущества аутплейсмента:
Применение
аутплейсмента при увольнении помогает избежать многих судовых разбирательств и
других проблем, связанных с увольнением.
Иногда
бывший работник компании может ей помочь в каком-то вопросе, и только от того,
как произошло увольнение, зависит его решение о помощи.
В
период кризиса и вынужденного сокращения штатов особенно аккуратно необходимо
подойти к процессу увольнения, ведь придёт то время, когда потребуется снова
нанимать специалистов, а "выращенные" компанией, но в последствие
уволенные работники, не захотят возвращаться в компанию. Применение
аутплейсмента важно и для поддержания хорошего отношения работников компании к
руководству, лояльного их отношения к кадровой политике предприятия.
При
увольнении сотрудника с помощью применения аутплейсмента, руководитель может
быть уверен в сохранении сотрудником коммерческой тайны, информации о компании,
которую не должны знать конкуренты.
Эффективный
аутплэйсмент позволяет компании избежать лишних социальных выплат
Мягкое
увольнение позволяет избежать стресса, психологического расстройства
сотрудника, которого сократили.
Интересный
вариант аутплейсмента — это так называемое "конфиденциальное" или "закрытое"
увольнение. "Закрытый" аутплейсмент — это увольнение
высокопоставленного сотрудника, который ничего об этом не подозревает. То есть
если топ-менеджер компании по каким-то причинам не сошелся с руководством и от
него хотят избавиться, то увольнять напрямую часто опасно. Он может навредить
компании, уйдя к конкурентам, или запросить значительную компенсацию, а в
данном случае суммы обычно немалые. Стараясь избежать возможных неприятных
последствий, фирма "заказывает" работника кадровому агентству, и для
кандидата готовится несколько интересных предложений, от которых он не сможет
отказаться. В итоге сотрудник сам с радостью уходит из компании на новую
интересную работу.
40.
Процессуальные теории мотив труда
Теории
мотивации:
Процессуальные-в
них анализ-ся,то как чел-к распред-ет усилия для достиж-я поставл-х целей и как
выбирает конкрет-й тип повед-я.Данные теории не отриц потребностей,но считают
что повед-е людей опред-ся не только ими(потр-ми). а) теор Врума состоит в
том,что чел ожедает,что ожедаемый им тип поведения приведет к ожедаемому
резудьтату. Теория рассм след процесс: затраты
труда,рез-ты,вознагрождения,удовлет-ть вознагрождением.Мотив-я будет
эффективна,если на каждом этапе ожид-е будет положт-ым. б)теор справедливости
уч-го Адамса-основана на соизмерени вознаграж-я с затраченн-ми усилиями
соотнш-ем этого вознаграж-я с вознаграждением др раб-ов,выполняющих аналогичную
работу. в) Модель Портера и Лоуэла-предс собой синтез теории ожид-я и теории
справедливости. Модель содержит фак-ры: затрач-е усилия,восприятия
труда,получ-е рез-ты,вознагражд-я,степень удовлет-я (вознагрождением). В
соотв-ии с моделью рез-ты зависят от прилож-х усилий,от способностей чела,от
осознания своей роли.Вывод из теории: уверенность в том,что дан ур усилия
приведет к конкретному ур ценностей вознагр-я способствуетприлож-ю этих усилий.
41.
Роль профсоюзов в защите трудовых прав раб-ов
Права
и интересы полных раб-ов в орг-ци представл-ют различн проф-ые орг-ции:проф.
союзы,советы труд-х коллективов,органы рабочего самоупр-я и тд. В РФ професс
орг-ции объединены в федерацию независимых профсоюзов РФ(ФНПР). В мировом
масштабе проф союзы объединяют междунар орг-ция труда(МОТ).
Субъектом,представл-м права и интересы раб-ов в орг-ции явл профсоюзн
комитет(профком)избираемый на общем собрании для ведения текущей работы.
Правовое регулир-е труд=х отношен-й осущ-ся на основе ТК РФ,закона РФ "О коллективных
договорах и соглашениях" и др правовых актах и реализация через
коллективный договор. Раб-ль обязан создать условия для деят-ти профкома,т.е
предоставить помещ-е и орг. технику. Основные права профсоюзов:1)профсоюзные
инспекторы могут беспрепятственно посещать орг-цию для проверки соблюде-я
труд-го законодательства и выполнение усл коллективного договора;2)профсоюзн
испекторы могут проводить независ экспертизу по соблюдению усл труда и
обеспеч-ю безоп-ти раб-ов. 3) принимать участие в расслед-ии несчастных случаев
на произ-ве; 4)предъявлять раб-лю предписания о приостоновке работ в случае
непосред-ой угрозы здоровью и жизни раб-ов; 5)имеет право направлять раб-лю
представл-я об устранении выявленных нарушениях,обязат-е для рассм-я; 6)имеет
право участвовать в работе комиссии по испыт-ю и приему в эксплуатацию произв-х
объектов в кач-ве независимых экспертов; 7)имеет право принимать участие в
рассм труд споров и конфликтн-х ситуаций,содержащих нормы труд права; 8)имеет
право участвовать в разр-ке законов,иных нормативных док-тов,норм и правил по
охране труда и согласовывать их в порядке установл-ым правит-ом РФ; 9) имеет
право обращ-ся в соотв-щие органы для привлеч-я к ответс-ти лиц,нарушающих труд
законод-во или в случае сокрытиянесчастных случаев на произ-ве.
42.
Виды,причины и послед-я конфл-ов в трудовом коллективе
Виды
конфликтов в упр-ии персоналом:1)внутриличностные-явл-ся следствием расхожд-я
м/д произв-ми требов-ми и личн потребн-ми; 2) межличностные-столкнов-е
личностей по различн поводам;3)конфликт м/д группой и личностьвозник,когда
групповые нормы повед-я не приним-чся отдельными членами группы.;4)межгрупп-ой-
возник м/д формальными и неформальными гр-ми людей в коллективе,обычно при
распред-я рес-ов. Различ также скрытые и открытые конфликты,естественные и
искусствен-ые,создаваемые преднамеренно или интриги. Причины конфликтов в
упр-ии персон-м:1)несогласов-ть и противореч-ть целей и задач отдельных
подразд-й и раб-ов; 2)нечетное разгранич-е прав и обяз-тей,огранич-ть рес-ов;
3)недостаточность ур-нь проф подготовки испонителя; 4)необоснованнть и особ-ое
публич порицание или похвала; 5)различия в
манере повед-я и в жизненом опыте; 6)неопр-ть
перспектив роста или повышения з/п; 7)плохие усл труда;
8)недостаточное
вним-е стороны рук-ля; 9)чувство зависти к более удачлиым или обида на
справедливую оценку низкого качества работы. Послед-я конфликтов:
1)диструктивные-приводят
к разрушению; 2)позитивные-для мобилизации чел-ка
или целого коллектива.
43.
Соц-экон-я и психологич-я поддержка коллектива
Соц-эк
поддержка осущ-ся как на ур гос,так и на ур орг-ий и придлагает мероприятия по
соц страх-ю и предоставл-хзакон-м,трудовыми соглашениями и иными нормативными
актами. В РФ эти меры предусм:1) гарантии МРОТ;2)нормальную продолжительность
рабочего времени-40ч в нед и сокращ-ую для ряда категорий раб-ов;3)компенсация
за работу в выходные и праздничные дни и др случ,предусм-х
законод-м;4)отчисляется в фонды соц страх-я;5)ежегодгый основной оплачиваемый
отпуск не <28 коллендарных раб. дней.;6)возмещ-е вреда здоровью в связи с
исполнением труд-х обяз-ей;7)гарантии и компенсации при отправ-и в
командировки,при совмещении работы с обучением и др.случаи предусм-е
законод-м.Денеж выплаты как правило произв-ся за счет раб-ля. Психологич-я
поддержка сводится к воздействию на те факторы,кот влияют на форм-е
позитивного,соц-психол-го клиента в коллективе.Моменты психолог поддерж в
идеале должны исключать манипул-е психологическими приемами,т.е культивировать
прямые и чесные отношения в системе рук-ль-подчиненный.
Основные
приемы поддержки:1. каждый раб по возможности должен испытывать удовл-е от
труда;2.кажд раб-ку должна быть предоставл возможнсть оценить свою знач-ть в
коллективе;3)поощрение любой положит-ой инициативе;4.любое серьезное измен-е в
орг-ции,касающ-я персонала должна проводиться с учетом мнения
коллектива;5.персонал должен иметь свободный доступ ко всей необходимиой
инф-ции;6.персоналу должна быть обеспечена защита личных данных(религиозно
убежденная,политич);7. кажд раб-к должен быть уверен в справедливости
получаемого вознаграждения;8.кажд раб-ку должна быть обеспечена возмож-ть проф
подготовки и повыш-я квалификации.9)в орг-ции должна провод-ся работа по
предупр-ю и ликвидации конфликта. Позитивный хар-р психологич поддержки треб от
рук-ва и от раб-ов службы упр-я персоналом соотв-щий подготовки в области
психологии и социол-ии упр-я.
44.
Понятие стиль руководства и психология
Совокуп-ть
своеобраз-х приемов упр-я манера повседневного отнош-я рук-ля к подчиненным
назыв-ся СТИЛЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ.
В
стиле рук-ва опред-ся хар-ом задач,уровнем разв-я коллектива и личностью
лидера. Стили руков-ва 1)директивный или авторитарный-хар-ся централизацией
власти и единоначалием.2)демократический-отличительное уваж-е к
подчин-м,миним-ое участие руков-ва в принятии решений,авторитет приобретения за
счет предоставл-я льгот,ответст-ть за неудачи в работе переклад-ся на
подчиненных.;3)либерально-анархический- хар-ся сверхдемократичностью в след-ии
чего принятые реш-я не выполн-ся,рез-ты работы низкие,психолог-й климат неблагоприятный;4)ситуативный-при
нем гибко учиты-ся ур развития коллектива, хар-ра
задач и возмож-ти рук-ля. Никакой стиль рук-ва не выступает в чистом виде.
Реальный
стиль конкретн рук-ля-это всегда некая комбинация из неск стилей с 1 или
преобладающим.Эффект-м оказ-ся тот рук-ль,кот способен при необх-ти
корректировать свой стиль рук-ва,т.е. ориентир-ся на реальные усл произ-ва и
окруж среды. Вывод:
лидерство
в большой степени явл исскуством.
45.
Общая характеристика мотивации персонала
Мотивация
-
внешнее
или внутр-е побуждение чел-ка к трудовой деят-ти и способы ее иниционирования.
Основные
методы мотивации:1)матер-ое стимулир-е,т.е. з/п,участие в прибыли,
продажа
акций раб-ом и тд. 2) психолог-ое поощрение или моральное стимулир-е,т.е.
удовлет-ть работой, общ-ое признание и тд.
3)устранение отрицат-х стимулов, т.е
несправедливости, обмана,
нервных
возм-тей для карьеры и тд. 4)административный или дисциплинарный метод-лишение
привилегий, выговоров,
увольнения
и тд. Значимым трудовым мотивом м.б. ясная перспектива деловой карьеры,
особенно
для рук-ля или молодого специалиста.
Для
укр-я групповой мотивации используют м-ды: возможность
группы испытывать общий успех; привлеч-е членов группы к общегрупповым
мероприятиям для культивир-я чувства принадлежности к группе; всемирная
поддержка веры в реальность реш-я, стоящих
перед группой задач.
Теории
мотивации:
Содержательные-в
кач-ве мотивов рассм потребности чел-ка и внутренне содер-е человека.
а)Маслоу
предложил след иерархию потребностей: физиологические, потребности безоп-ти,
соц
потр-ти, потр-ти самовыраж-я. По этой теории потребности низких ур требуют
первоочередного удовлет-я. б) По теор Альдефьера потреб-ти объед-ся в
группы:потр-ти сущ-я(безоп-ть,физиолог-ть),потребн-ть в связи, потребности
роста(признание, самоутвр-е).Потреб-ти
расположены
иерархично,но движ-е может идти как вверх,так и вниз. в)теория
Мак-Клеланда(теор преобретенных потр-ей): потр-ть достиж-я пост целей, потр-ть
соучастия(общ-ые,работа с людьми), потр-ть власти(ради самой власти,ради
достиж-я целей).
Процессуальные-в
них анализ-ся,то как чел-к распред-ет усилия для достиж-я поставл-х целей и как
выбирает конкрет-й тип повед-я.Данные теории не отриц потребностей,но считают
что повед-е людей опред-ся не только ими(потр-ми). а) теор Врума состоит в том,
что
чел ожидает, что ожедаемый им тип поведения
приведет к ожидаемому результату. Теория рассм след процесс: затраты труда,
рез-ты,
вознаграждения,
удовлет-ть
вознаграждением. Мотив-я будет
эффективна, если на каждом этапе ожид-е будет
положт-ым. б)теор справедливости уч-го Адамса -
основана
на соизмерени вознаграж-я с затраченн-ми усилиями соотнш-ем этого вознаграж-я с
вознаграждением др раб-ов, выполняющих
аналогичную работу. в) Модель Портера и Лоуэла -
предс
собой синтез теории ожид-я и теории справедливости. Модель содержит фак-ры:
затрач-е усилия, восприятия труда,
получ-е
рез-ты,
вознагражд-я,
степень
удовлет-я (вознаграждением). В соотв-ии с моделью рез-ты зависят от прилож-х
усилий,
от
способностей чела, от осознания своей
роли.
Вывод
из теории: уверенность в том, что дан ур
усилия приведет к конкретному ур ценностей вознагр-я способствует
прилож-ю
этих усилий.
Страницы: 1, 2, 3
|