Особенности государственного управления и социального менеджмента
Собрание
граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного
самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее
половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего
возраста.
Конференция
граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного
самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее
двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее
половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
К
исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление
структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие
устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений
и дополнений;
3) избрание
органов территориального общественного самоуправления;
4) определение
основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5)
утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления
и отчета о ее исполнении;
6)
рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного
самоуправления.
Органы
территориального общественного самоуправления:
1) представляют
интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают
исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут
осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда,
благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на
удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей
территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора
между органами территориального общественного самоуправления и органами
местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе
вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов,
подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами
местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных
актов.
24. Проблемы
профессиональной этики
Практика
кадровых процессов и служебных отношений позволяют сформулировать основные правила
этического поведения государственных служащих, которыми они должны
руководствоваться в своей повседневной профессиональной деятельности. В этических
правилах гражданских служащих выражаются одновременно и общечеловеческие, и
специфические качества, составляющие нравственный облик современного чиновника.
Каких отношений в процессе общения служащих требует государственная служба? Прежде,
всего отношений, вытекающих из общечеловеческих норм морали и нравственности.
Во-первых,
государственная
служба требует от гражданских служащих взаимной честности и правдивости. Это
дает моральное право служащему замещать предоставленную ему должность
государственной службы. Обман, сделка с совестью — это.не просто личная
слабость чиновника, это нанесение урона государственному органу. Кроме того,
без точной правдивой информации невозможно принимать адекватные управленческие
решения, верно анализировать ситуацию.
Во-вторых,
в отношениях
служащих должны быть чуткость, доброжелательность, отзывчивость. Ежедневно
работники государственного аппарата сталкиваются с проблемами, жалобами и
предложениями людей. Важно понять человека, учесть мотивы его действий. Часто
одной логики бывает мало, необходимы доброжелательность и отзывчивость. Такие
же качества должны проявляться и в отношениях между сотрудниками, внутри
служебного коллектива.
В-третьих,
скромность
гражданского служащего и искренность, исключающие высокомерие, зазнайство,
двойные стандарты в отношениях с людьми. Скромный человек никогда не выпячивает
свое «Я», не признает за собой никаких исключительных достоинств и особых прав.
Он проявляет толерантность, необходимую терпимость к окружающим, критически
относится к своим заслугам и недостаткам. Для гражданского служащего
недопустимы самоуверенность, нетерпимость и хамство к подчиненным и
посетителям.
Искренний
человек верит в то, что говорит и что делает. Это одно из главных требований
нравственности современного управленца.
В-четвертых,
вежливость и
корректность в обращении. Данное правило предъявляет следующие требования. Гражданский
служащий на службе и в быту должен быть тактичен, уважителен, деликатен. Его
речевое поведение должно быть направленно на предотвращение возможных
конфликтов интересов на службе и конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо
проявлять сдержанность и уравновешенность в дискуссиях, стараться понять
оппонента. Человека нельзя считать профессиональным госслужащим, если он
постоянно прерывает партнера по диалогу, не умеет слушать, позволяет себе
агрессивный тон и неуместные замечания. Следует спокойно и выдержанно
реагировать на критику. Золотое правило: чем критичнее вопрос, тем корректнее
на него надо отвечать.
Специфическим
правилами этики
гражданских служащих являются правила субординации, доступности, паритетности.
Опыт
государственной службы и данные социологических опросов показывают, что, в сфере
государственных служебных отношений существуют серьезные нравственные проблемы
и недостатки.
Это
чванство и высокомерное отношение к людям, ложная гордость своим должностным и
социальным статусом, это честолюбие и тщеславие, нетерпимость к критике, непомерные
амбиции, нежелание признавать свои ошибки, в том числе в кадровых вопросах, это
чувство безответственности за свои слова и действия. В государственном органе или
его структурном подразделении иногда складываются отношения, когда служебная
карьера и благополучие служащего зависят только от его начальника. Поэтому
работник начинает служить только ему, забывая о государственных интересах.
Наряду с этим новый служащий вынужден адаптироваться и приспосабливаться к
установленным «правилам игры» в коллективе, которые не всегда соответствуют
закону. В случае отказа служащего играть по этим неформальным правилам среда
включает механизмы по отторжению данного человека. Перед таким давлением у
служащего с неустойчивым нравственным стержнем отступают гражданские ценности, замирает
голос совести и он становится «как все». Это серьезная нравственная проблема,
ставящая человека f перед трудным
моральным выбором.
В
кадровой политике и кадровой работе мы также наблюдаем ряд «нравственных
перекосов», которые ведут к усложнению проблемы формирования государственной
службы профессиональным, высоконравственным кадровым составом, к большой текучести
и неукомплектованности кадров в государственных органах и в конечном счете к дискредитации
государственной службы. Не секрет, что существуют «теневые принципы» кадровой
политики в государственной службе, например: «командный» принцип формирования персонала;
принцип подбора и назначения кадров по признакам родственных, земляческих, дружеских
и иных связей; принцип корпоративной закрытости; принцип личной преданности;
принцип «отсева неугодных»; принцип «телефонного права»; принцип продажи
«хлебных» должностей. Предпосылки данных явлений — игнорирование
законодательства о государственной службе, формальное и пристрастное проведение
аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей, отсутствие служебного
и общественного контроля, гласности и открытости за кадровыми перемещениями. В
данном случае открыто попираются не только нормы права, но и морали.
Причинами
существования негативных нравственных качеств в поведении и деятельности гражданских
служащих являются:
•
недостатки нормативно-правового обеспечения государственной службы и кадровой политики;
• традиционные
недостатки кадрового обеспечения государственной службы — протекционизм,
коррупция, патернализм;
• слабость
служебного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе и
за кадровой деятельностью;
• отсутствие
реальной связи государственной службы с гражданским обществом и общественного
контроля за кадровой политикой;
• традиционализм,
использование старых механизмов и методов регулирования государственно-служебных
отношений и кадровой деятельности, отсутствие инновационных подходов;
• недостаточная
социальная защищенность государственных служащих.
Пути
решения этих проблем:
Правовой
путь — активная
разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной
службе.
Организационный
путь — проведение
целенаправленных мероприятий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией
во власти, ужесточение государственного контроля за работой «зон повышенного
риска» — административных служб, связанных с бизнесом, собственностью, налогами,
пошлинами, госзаказами и т.д.
Кадровый
путь — выработка и нормативное
закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их
профессиональным, деловым и нравственным качествам. Назначение на должность
только по конкурсу на основании выработанных критериев оценки.
Морально-психологический
путь — восстановление
традиционных моральных ценностей государственной службы и кадровой политики —
служения государству и обществу.
Социальный
путь — выработка
системы стимулирования высоконравственного поведения чиновников, позитивной
мотивации на добросовестное исполнение служебных обязанностей.
Политический
путь — наличие
политической воли государства, направленной на решительное пресечение
коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной службы и кадровой
политики.
25. Управление рисками
Так как современное
общество часто называют “обществом постоянных рисков”, для государственных
деятелей важно умение адаптироваться к опасностям и рискам при проведении
политики или принятии решения в условиях нарастания политической и экономической
неустойчивости в мире. Чтобы оценить риски, требуются специальные знания и
навыки, поэтому в последнее время появилось много консультативных центров,
которые занимаются изучением различных рисков. Для защиты от рисков необходимо
создать механизм выявления и управления рисками, т. е., во-первых, провести
углубленный и обстоятельный анализ рисков, во-вторых, разработать систему
управления рисками. В общем этот механизм должен включать два основных
элемента:
1) выявление
и анализ факторов риска;
2) управление
и предупреждение рисков.
Анализ рисков
позволяет определить области потенциальных рисков, критические факторы рисков,
классифицировать их и оценить негативные последствия. Все это предполагает три
этапа действия:
• определение
рисков;
• измерение
рисков;
• оценка
рисков.
В процессе
анализа основное внимание уделяется определению зон, или областей, рисков (в
том числе финансовая, политическая, социальная, военная, природная и др.) и
выявлению всех факторов риска, связанных с деятельностью определенных объектов
или внешними обстоятельствами. Целесообразно все факторы риска разделить на
основные и дополнительные, известные и малоизвестные. Это позволит их
классифицировать и приступить к анализу выявленных факторов. Обычно в целях
экономии исследуются прежде всего основные или критические факторы риска.
Важное
значение имеет изучение предпосылок повышенного риска при принятии решения, которые
можно сгруппировать в следующие блоки:
• отсутствие
информации; ;
• отсутствие
контроля;
• недостаток
времени.
Чтобы оценить
риски, необходимо выбрать критерии или показатели рисков (прибыль, издержки,
результаты и др.). Затем определить уровень риска (большой, средний, малый) и
сравнить риски по нескольким альтернативным вариантам государственной политики
или принимаемым решениям. Иногда все риски относят к трем группам в зависимости
от степени убытков или ущерба: приемлемый уровень риска, критический уровень
риска, катастрофический уровень риска.
Существуют
две модели факторного анализа риска: линейная и нелинейная. Чаще всего
используют линейную модель, при которой изучается непосредственное влияние
факторов риска на данный процесс или объект и рассчитываются негативные последствия.
Нелинейная модель является более сложной, так как учитываются также взаимодействия
между различными факторами рисков, что значительно затрудняет их анализ, хотя и
позволяет оценивать уровень риска более точно.
После
проведения анализа рисков по каждому из альтернативных вариантов решения и
оценки уровня рисков выбирается оптимальный вариант решения. Таким образом, последовательно
определяются:
• область и
совокупность факторов рисков;
• характер и
содержание рисков;
• вероятность
рисков;
• возможные
потери и негативные последствия;
• средства
предотвращения или уменьшения потерь от рисков;
• оценка
рисков при альтернативных вариантах решения;
• определение
вариантов с наименьшими рисками и потерями;
• выбор
оптимального варианта.
На следующем
этапе, когда определены и изучены потенциальные риски, встает задача по управлению
рисками, т.е. возникает потребность в формировании защитного механизма и
разработке альтернативных действий, что позволяет не только их заранее выявлять,
но и принимать меры по их локализации и предотвращению на различных стадиях
процесса.
Управление
рисками включает три этапа:
•
разработку плана по управлению рисками и выбор стратегии;
• формирование
механизмов предотвращения рисков; ,
• контроль
и мониторинг рисков.
Так, перед
руководителем имеется несколько стратегий уменьшения рисков, которые он может выбрать,
включая:
• овладение
ситуацией риска;
•
предотвращение или сведение риска к минимуму;
•
финансирование и возмещение затрат по убыткам;
• перенос риска на других или взятие
его на себя.
Возможны
также создание защитного механизма от опасностей, воздействие на факторы рисков
для их ликвидации, адаптация к проявлениям внешней среды и др. Данный выбор во
многом зависит от уровня риска и ситуации, которая может характеризоваться:
• отсутствием
риска;
• минимальным
риском;
• стандартным
риском;
• особым
риском;
• риском выше
стандартного. Если риск превышает стандартные показатели, то необходимо
предпринимать соответствующие меры. Для государственных руководителей в
качестве ориентиров при формировании системы управления рисками могут служить вопросы:
- что может
идти неправильно? " - как и когда я узнаю об этом?
- что надо
делать для предотвращения нежелательного развития событий?
- каковы
должны быть действия, когда произошел сбой или была допущена ошибка?
После того
как выбрана стратегия и определены необходимые мероприятия, принимаются решения
во вопросу создания механизма управления рисками и осуществляется контроль за
ситуацией. С учетом сложной и неопределенной обстановки в России умение
анализировать и управлять рисками является одним из важных навыков
руководителей любого ранга, позволяющим принимать оптимальные решения и
проводить гибкую политику.
26.
Основные направления реформы государственной службы
Начало
реформированию государственной службы положила «Концепция реформирования системы
государственной службы Российской Федерации» от 15 августа 2001 г. № Пр-1496. Указом Президента от 19 ноября 2002 г. № 1336 была утверждена Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.)».
Концепция
содержит перспективные для разработки идеи и положения о том, какой должна быть
государственная служба России. И эти идеи обретают свою правовую форму в
соответствии с упомянутой Федеральной программой, предусматривающей
«...создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования
государственной службы Российской Федерации». 27 мая 2003 г. принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». Закон
впервые определил систему государственной службы и ее виды.
Впервые
реально оформлен и юридически и организационно обособленный вид государственной
службы — государственная гражданская служба.
В 2004 г. принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,
регулирующий прохождение государственным служащим государственной гражданской
службы от поступления на службу до еепрекращения, включая более четкие и
прозрачные процедуры подбора кадров (конкурс), кодекс поведения и материальное
поощрение по результатам работы. 1 февраля 2005 г. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вступил в силу.
В
соответствии с этим законом приняты указы Президента Российской Федерации «О
проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской
Федерации», «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими
служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального
уровня)», «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной
гражданской службы Российской Федерации», «О порядке присвоения и сохранения
классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
федеральным государственным гражданским служащим», «Об утверждении Положения о
персональных данных государственного гражданского служащего Российской
Федерации и ведении его личного дела», «О порядке и условиях командирования
федеральных государственных гражданских служащих» и др.
Основными
направления реформы:
1.
Упорядочение функций и структур государственного управления (административная
реформа в узком смысле слова).
2.
Организационно-экономические механизмы ГГС (планирование, организация и оценка
деятельности, финансирование и управление бюджетными средствами).
3. Статус
работников органов государственного управления, в том числе государственных
служащих в собственном смысле слова, их стимулирование (денежное содержание и
"социальный пакет"), кадровая политика (отбор и продвижение кадров),
этический кодекс госслужащего.
4.
Информатизация государственного аппарата, переход на преимущественно электронный
документооборот.
5.
Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров.
Важным и в определенном
отношении исходным элементом реформы гражданской государственной службы (ГГС)
является административная реформа в узком смысле слова, то есть реформа органов
государственного управления, привязка их структуры к выполняемым функциям.
На основе выполняемых
функций предполагается выделить четыре типа органов государственного
управления:
министерства - органы, выполняющие функции
выработки государственной политики и координирующие деятельность
государственных агентств, служб и надзоров, действующих в соответствующей сфере
(примерами министерств могут служить министерства финансов, юстиции, обороны);
службы - органы, оказывающие услуги,
связанные с реализацией властных полномочий государства и финансируемые
исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей
хозяйствующих субъектов и населения (службы судебных приставов, налоговая,
таможенная);
агентства - органы, оказывающие
государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на коммерческой
основе (примерами могут служить авиационно-космическое, статистическое агентства);
надзоры - органы, реализующие контрольные
функции государства по отношению к хозяйствующим субъектам и населению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|