скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности стиля управления руководителя в современных условиях

Рис. 2.1 Определение стиля управления персоналом Барановой Д.В.


8 из 10 порошенных работников СТВ «ТВиСТ» оценили стиль управления Барановой Д.В. как демократический. Лишь два сотрудника посчитали, что стиль управления данного руководителя – либеральный. К либеральным качествам, по мнению большинства, были отнесены: неумение влиять на  дисциплину, всегда вежливое обращение к подчиненным, сотрудники не только советуют, но и могут давать указания руководителю.

Абсолютно единогласно работники СТВ «ТВиСТ» считают, что их руководитель положительно относится к самостоятельной работе сотрудников,  ответственность распределяет между собой и подчиненными, всегда обращается к подчиненным доброжелательно и вежливо. Мнения разошлись (пятьдесят на пятьдесят) на следующем пункте: половина опрошенных считает, что их руководитель не очень требовательный, а другая – что она требовательна, но одновременно и справедлива. Кроме того, есть еще один вопрос, мнения по которому сильно разошлись: два человека считают, что в критических ситуациях Баранова Д.В. плохо справляется со своими обязанностями, четверо – как правило, руководитель переходит на более жесткие меры, и вторая четверка – что критические ситуации не изменяют стиля руководства. Возможно, это связано с тем, что некоторые сотрудники еще не сталкивались с ситуациями такого рода и отвечали, представляя руководителя в какой-то экстремальной ситуации.


Таблица 2.2. Характеристика выборки

№п/п

             Показатели



Ф.И.О.


должность

Стаж


образование

Возраст

Пол

Общий

В дан. Дол-ти

1

Бляхман Данила

Оператор, монтажер

2,5

2,5

Фт, 5 курс

21

м

2

Глебов Артем

Оператор, монтажер

3

3

Фт, инженер

21

м

3

Панкович Любовь

Репортер, выпускающий редактор

6


1

Мт, 2 курс

19

ж

4

Смаков Руслан

Дизайнер, монтажер, оператор, актер

4

1

РтФ, 3 курс

20

м

5

Суворов Андрей

Репортер, ведущий

1

1

РтФ, 3 курс

19

м

6

Нехорошева Марина

Выпускающий редактор, репортер

2,5

2,5

Мт, 5 курс

20

ж

7

Дмитрий Еннер

репортер

0,5

0,5

ЭтФ, 3 курс

21

м

8

Карпов Александр

Оператор, монтажер, дизайнер

2

2

Фт, 4 курс

20

м

9

Малахов Илья

Оператор

0,5

0,5

ЭУ, 2 курс

18

м

10

Давыдов Дмитрий

Оператор, монтажер

1,5

1,5

Фт, 5 курс

20

м


Анализ выборки показывает, что она является однородной по возрасту (от 19 до 21), по полу (2 из 10 – девушки), по образованию (неполное высшее у 9 из 10).

2.2 Методика самоопределения стиля руководства

«Управленческая матрица» («решетка менеджмента»)


Для того, чтобы составить более точный портрет стиля управления руководителя СТВ «ТВиСТ», нами была использована методика «решетка менеджмента» в интерпретации Н.Н. Обозова.

Методика по графическому определению в пространстве управлен­ческих стилей руководства была разработана американскими психологами Р. Блейком и Д. Мутоном в 60-е годы. В так называемой «ре­шетке менеджмента» пространство управленческих стилей руковод­ства создается двумя измерениями. Первое измерение – ориентация на производство (производственные задания). Второе измерение – ориен­тация на персонал, на заботу о людях.

Управление в новых условиях рыночной экономики предполагает совершенствование управленческих навыков руководителя (менеджера). Каков образ идеального менеджера в Вашем представлении? Каков Ваш стиль управления? Попробуйте проанализировать этот стиль с помощью «решетки менеджмента», которая описывает характерные типы управленческого поведения. С помощью этой «решетки» можете проанализировать и стили управления хорошо знакомых Вам руководителей.

Инструкция. В тест-опроснике представлены 18 суждений, касающихся разных аспектов поведения руководителя. Исходя из Ваших  собственных предпочтений, выскажите мнение о том, как поступили бы Вы в каждой из описываемых ситуаций. На каждое из суждений следует отобрать одну из предложенных пяти альтернатив: «Всегда», «Часто», «Иногда», «Редко», «Никогда». Отметьте выбранные Вами от­веты-альтернативы на каждое из 18 высказываний в бланке регистрации ответов знаком «плюс» (+).


Тест-опросник

1*. Я действую как представитель этого коллектива.

2.   Я предоставляю членам коллектива полную свободу в выполне­нии работы.

3*. Я поощряю применение единообразных (унифицированных) способов работы.

4.   Я разрешаю подчиненным решать задачи по их усмотрению.

5.  Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в рабо­те.

6.     Я предоставляю подчиненным возможность делать работу так, как они считают наиболее целесообразным.

7.     Я поддерживаю высокий темп работы.

8.     Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение учебно-производственных заданий.

9*. Я разрешаю возникающие в коллективе конфликты.

10*. Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действий.

11*. Я решаю сам, что и как должно быть сделано.

12.  Я уделяю основное внимание показателям учебно-производст­венной деятельности.

13.  Я распределяю поручения подчиненным, исходя из производст­венной необходимости.

14.     Я способствую разным изменениям в своей организации.
15*. Я тщательно планирую работу своего коллектива.

16*. Я не объясняю подчиненным свои действия и решения.

17*. Я стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и наме­рения – для их же пользы.

18. Я предоставляю подчиненным возможность (за пределами рас­писания занятий) устанавливать свой режим работы.


Анализ и интерпретация тестирования

Порядок заполнения бланка регистрации ответов:

1. В суждениях, отмеченных звездочками, там, где выбраны альтернативы «Редко» и «Никогда», проставить единицы.

2. В суждениях, которые звездочками не отмечены, там, где выбраны альтернативы «Всегда» и «Часто», также проставить единицы.

3. Ответы-альтернативы, отмеченные единицами, в суждениях 2, 4, 5, 6, 8, 10*, 14, 16*, 18 обвести кружками. Суммировать единицы в кружках и полученный результат записать в позицию П (персонал).

4. Суммировать остальные единицы в бланке ответов и результат записать в позицию З (Производство, производственные задания).

5. Нанести координаты по позициям «П» и «3» на «решетку менеджмента» (рис. 2.2).

 Бланк регистрации ответов

Порядковые номера суждений

Выбранные ответы альтернативы

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1*


+




2


+1




3*



+



4



+



5

+1





6


+1




7


+1




8



+



9*

+





10*




+1


11*




+1


12



+



13

+1





14

+1





15*



+



16*




+1


17*


+




18

+1






П=7

З=3  

На «решетке менеджмента» координаты 1.1 соответствуют поведению руководителя, обращающего минимальное внимание на результаты производства и человека.

Координаты 9.1 – это очень жесткий курс администратора, соответствующий авторитарному стилю управления. Его кредо: производственный результат – все, человек – лишь исполнитель. При таком курсе управленческого администрирования возникают ответные реакции подчиненных, старающихся уйти из-под постоянного давления со стороны руководителя, найти для этого любой предлог. В свою очередь это ведет к тотальному контролю со стороны администратора. Большую часть его времени начинают поглощать функции контроля и надзора. Харак­терная черта таких руководителей – ориентация на безоговорочную ис­полнительность, подавление инициативы, поиск виновников и т.п.

Руководитель с координатами 1.9 («мягкий») в основу своей деятель­ности ставит человеческие отношения. Такой руководитель очень удобен для подчиненных, поскольку создает почти семейную атмосферу в кол­лективе. Старается оберегать свой коллектив от возникающих разногла­сий. Перспективные работники под таким руководством могут стать малоинициативными и даже потерять интерес к творчеству.

Стиль управления, отмеченный координатами 9.9, состоит в умении гак построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности са­мореализации и подтверждения собственной значимости. Создаются условия работы, позволяющие наилучшим образом использовать по­тенциальные возможности сотрудников коллектива.

Координаты 5.5 соответствуют стилю управления руководителей, которые «стараются занять позицию «золотой середины» между мето­дами управления «жестких» и «мягких» управленцев. Они во всем ста­раются достичь компромисса. У них ярко выражено стремление рабо­тать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает им возможность использовать целиком имеющиеся в их распоряжении ресурсы. «Решетка менеджмента» позволяет оценить результаты такого управления: половина возможного при половинной же заинтересованности в труде [4, c.22]

Ориентация на персонал (П)

 Незначительная            Забота о людях           Значительная

9

1.9. Максимум внимания к людям, минимум внимания к работе.




9.9. Высокая

ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям.

8





7




6




5.5. Умеренное внимание к работе и людям.




5







4







3

1.1. Незначительное внима­ние к производству и людям




9.1. Максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям.

2




1




 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

незначительная         забота о производстве            значительная

Ориентация на выполнение производственных заданий (З)


Координаты 3.7, обозначенные в нашем примере звездочкой   ,   относятся, скорее всего, к типу 1.9, где больше всего внимания уделяется  потребностям людей, хорошим взаимоотношения на работе, формированию дружеской атмосферы в коллективе и выработке рабочего ритма, удовлетворяющего сотрудников. Именно благодаря такому акцентированию внимания и функционирует Студенческое телевидение УГТУ-УПИ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.