|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ выборки показывает, что она является однородной по возрасту (от 19 до 21), по полу (2 из 10 – девушки), по образованию (неполное высшее у 9 из 10). 2.2 Методика самоопределения стиля руководства «Управленческая матрица» («решетка менеджмента») Для того, чтобы составить более точный портрет стиля управления руководителя СТВ «ТВиСТ», нами была использована методика «решетка менеджмента» в интерпретации Н.Н. Обозова. Методика по графическому определению в пространстве управленческих стилей руководства была разработана американскими психологами Р. Блейком и Д. Мутоном в 60-е годы. В так называемой «решетке менеджмента» пространство управленческих стилей руководства создается двумя измерениями. Первое измерение – ориентация на производство (производственные задания). Второе измерение – ориентация на персонал, на заботу о людях. Управление в новых условиях рыночной экономики предполагает совершенствование управленческих навыков руководителя (менеджера). Каков образ идеального менеджера в Вашем представлении? Каков Ваш стиль управления? Попробуйте проанализировать этот стиль с помощью «решетки менеджмента», которая описывает характерные типы управленческого поведения. С помощью этой «решетки» можете проанализировать и стили управления хорошо знакомых Вам руководителей. Инструкция. В тест-опроснике представлены 18 суждений, касающихся разных аспектов поведения руководителя. Исходя из Ваших собственных предпочтений, выскажите мнение о том, как поступили бы Вы в каждой из описываемых ситуаций. На каждое из суждений следует отобрать одну из предложенных пяти альтернатив: «Всегда», «Часто», «Иногда», «Редко», «Никогда». Отметьте выбранные Вами ответы-альтернативы на каждое из 18 высказываний в бланке регистрации ответов знаком «плюс» (+). Тест-опросник 1*. Я действую как представитель этого коллектива. 2. Я предоставляю членам коллектива полную свободу в выполнении работы. 3*. Я поощряю применение единообразных (унифицированных) способов работы. 4. Я разрешаю подчиненным решать задачи по их усмотрению. 5. Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе. 6. Я предоставляю подчиненным возможность делать работу так, как они считают наиболее целесообразным. 7. Я поддерживаю высокий темп работы. 8. Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение учебно-производственных заданий. 9*. Я разрешаю возникающие в коллективе конфликты. 10*. Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действий. 11*. Я решаю сам, что и как должно быть сделано. 12. Я уделяю основное внимание показателям учебно-производственной деятельности. 13. Я распределяю поручения подчиненным, исходя из производственной необходимости. 14. Я способствую разным изменениям в своей
организации. 16*. Я не объясняю подчиненным свои действия и решения. 17*. Я стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и намерения – для их же пользы. 18. Я предоставляю подчиненным возможность (за пределами расписания занятий) устанавливать свой режим работы. Анализ и интерпретация тестирования Порядок заполнения бланка регистрации ответов: 1. В суждениях, отмеченных звездочками, там, где выбраны альтернативы «Редко» и «Никогда», проставить единицы. 2. В суждениях, которые звездочками не отмечены, там, где выбраны альтернативы «Всегда» и «Часто», также проставить единицы. 3. Ответы-альтернативы, отмеченные единицами, в суждениях 2, 4, 5, 6, 8, 10*, 14, 16*, 18 обвести кружками. Суммировать единицы в кружках и полученный результат записать в позицию П (персонал). 4. Суммировать остальные единицы в бланке ответов и результат записать в позицию З (Производство, производственные задания). 5. Нанести координаты по позициям «П» и «3» на «решетку менеджмента» (рис. 2.2). Бланк регистрации ответов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядковые номера суждений |
Выбранные ответы альтернативы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1* |
|
+ |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
+1 |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3* |
|
|
+ |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|
+ |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
+1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
+1 |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|
+1 |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|
|
+ |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9* |
+ |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10* |
|
|
|
+1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11* |
|
|
|
+1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|
|
+ |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
+1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
+1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15* |
|
|
+ |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16* |
|
|
|
+1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17* |
|
+ |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
+1 |
|
|
|
|
П=7
З=3
На «решетке менеджмента» координаты 1.1 соответствуют поведению руководителя, обращающего минимальное внимание на результаты производства и человека.
Координаты 9.1 – это очень жесткий курс администратора, соответствующий авторитарному стилю управления. Его кредо: производственный результат – все, человек – лишь исполнитель. При таком курсе управленческого администрирования возникают ответные реакции подчиненных, старающихся уйти из-под постоянного давления со стороны руководителя, найти для этого любой предлог. В свою очередь это ведет к тотальному контролю со стороны администратора. Большую часть его времени начинают поглощать функции контроля и надзора. Характерная черта таких руководителей – ориентация на безоговорочную исполнительность, подавление инициативы, поиск виновников и т.п.
Руководитель с координатами 1.9 («мягкий») в основу своей деятельности ставит человеческие отношения. Такой руководитель очень удобен для подчиненных, поскольку создает почти семейную атмосферу в коллективе. Старается оберегать свой коллектив от возникающих разногласий. Перспективные работники под таким руководством могут стать малоинициативными и даже потерять интерес к творчеству.
Стиль управления, отмеченный координатами 9.9, состоит в умении гак построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Создаются условия работы, позволяющие наилучшим образом использовать потенциальные возможности сотрудников коллектива.
Координаты 5.5 соответствуют стилю управления руководителей, которые «стараются занять позицию «золотой середины» между методами управления «жестких» и «мягких» управленцев. Они во всем стараются достичь компромисса. У них ярко выражено стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает им возможность использовать целиком имеющиеся в их распоряжении ресурсы. «Решетка менеджмента» позволяет оценить результаты такого управления: половина возможного при половинной же заинтересованности в труде [4, c.22]
Ориентация на персонал (П)
Незначительная Забота о людях Значительная
9
1.9. Максимум внимания к людям, минимум внимания к работе.
9.9. Высокая
ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям.
8
7
6
5.5. Умеренное внимание к работе и людям.
5
4
3
1.1. Незначительное внимание к производству и людям
9.1. Максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям.
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
незначительная забота о производстве значительная
Ориентация на выполнение производственных заданий (З)
Координаты 3.7, обозначенные в нашем примере звездочкой , относятся, скорее всего, к типу 1.9, где больше всего внимания уделяется потребностям людей, хорошим взаимоотношения на работе, формированию дружеской атмосферы в коллективе и выработке рабочего ритма, удовлетворяющего сотрудников. Именно благодаря такому акцентированию внимания и функционирует Студенческое телевидение УГТУ-УПИ.
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.