скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности влияния руководства на процесс принятия управленческого решения

Таблица 3

Взаимосвязь стиля руководства с процессом принятия управленческого решения

Стиль управления

Стадии процесса принятия управленческого решения

Стиль Патерналист

СтильОппортунист

Стиль Фасадист

1.Анализ ситуации

Дает распоряжение специалистам

Дает распоряжение специалистам

Дает распоряжение специалистам

2. Идентификация проблемы

Дает распоряжение специалистам

Дает распоряжение специалистам

Прежде чем прийти к выводу совершает множество разнообразных подготовительных действии, тщательно оценивает все варианты.

3.Определение критериев

Получает от подчиненных информацию. При этом может говорить или не говорить подчиненным, в чем она заключается

Собирает весь коллектив выслушивает все мнения, при этом он уже все решил, а это делает доля того, чтобы угодить всем.

4.Разработка альтернатив


5.Выбор наилучшей альтернативы



Передает полномочия к ниже стоящем, руководствующему органу

6. Согласование решений


Может согласовать и не согласовать с сотрудниками


Готов принять любое решение, которое покажет его с хорошей стороны.

7.Управление реализацией


Руководитель стремиться сам внедрить в жизнь решение, которое может быть недостаточно осмысленным и обоснованным

Если не сам выполняет принятое им решение, то очень внимательно следит за их выполнением



Будет следить за выполнением решения так, чтобы выглядело со стороны, что он

работает




8. Контроль и оценка результатов




Вывод: в реальной жизни в поведении каждого руководителя наблюдается некоторые общие черты, присущие разным стилям, но при доминирующей роли какого- либо из них. Под стилем управления каждого руководителя понимается способ и манера поведения в процессе принятия управленческого решения.

Каждый стиль отражает специфические характеристики личности руководителя, особенности работы с людьми. Нельзя точно сказать, какой стиль наиболее эффективный, это зависит от многих причин. Руководитель должен сам анализировать ситуацию, чтобы определить соответствующий курс действии, зависимый от ряда факторов, связанных с руководителем и подчиненным, и обусловленных ситуацией управления.

2. Исследование стиля управления руководителя на примере библиотеки г. Полевского

2.1. Характеристика организации Централизованной библиотечной системы г. Полевского


До 1916 года литература была сосредоточена в двух школах – мужской и женской. В 1917 году фонды школ были объединены и создана библиотека в 1000 экземпляров, а разместили ее в отдельном здании в клубе им. Сталина. В 1938 году завком Северского Металлургического комбината, в ведении которого находилась библиотека. Выделил деньги для покупки книг и фонд библиотеки составил более 3000 экземпляров книг. В 1937 году к этой библиотеке присоединили научно- техническую, так как завод развивался, и нужно было хранить ту литературу, которая накопилась с создания завода. А также библиотеку партработника.

В 1940 году библиотеки снова разъединяют на научно- техническую и профсоюзную. Библиотеки получают разные задания и пополняют фонд самостоятельно. Профсоюзную возвращают обратно в клуб им. Сталина, но в конце сороковых годов она получает новое помещение. В котором и находится по сей день – это первый этаж жилого дома в самом центре города.

В 1959 году был построен Дворец Культуры завода, и библиотека была переведена в их ведение.

В 1962 году была выделена Детская библиотека, которая размещалась в здании Дворца пионеров. Через 4 года в 1963 году библиотека была переведена в ведение завкома завода . Точного учета книжного фонда не было. Поэтому книжный фонд переписан в новые инвентарные книги и составил около 53000 экземпляров книг.

В 1970 году расширяют площадь помещения. Следовательно, увеличивается число читателей и книжный фонд. Начинают принимать в соревнованиях между библиотеками, очень часто занимая призовые места, за что награждались премиями.

В начале 80-х годов начинается централизация библиотек. На базе профсоюзной библиотеки было централизовано 4 библиотеки, т.е. они стали системой. Но это долго не продлилось т.к. в стране началась перестройка. Библиотечная система была ликвидирована, и все филиалы вновь стали самостоятельными библиотеками.

До 1994 года библиотека считалась профсоюзной библиотекой северского Трубного Завод. В 1994 году началась централизация библиотек.

В настоящее время в Централизованную библиотечную систему входят библиотеки Полевского и близлежащих сел.

Рисунок 3 Структура Централизованной библиотечной системы


Центральная библиотечная система обязана формировать, хранить и предоставлять библиотек наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовать взаимоиспользование ресурсов методическую помощь библиотекам. Функции Центральной библиотечной системы распределены в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом деятельности, а также выполняют следующие функции:

1. Сбор, хранение и распространение документов, вышедших регионе и документов регионе (функция региональной памяти)

2. Содействие систематическому образованию всех уровней, равно как и самообразованию

3. Обеспечение граждан ко всем уровней, равно как и самообразованию.

4. Предоставление надлежащего информационного обслуживания местным предприятиям, объединениям и группам по интересам

5. Центральная библиотечная система является центром оказания научно – методической помощи библиотекам, создание основ для обеспечения, координации и кооперации библиотек ( функция региональной библиотечной политики)

Такие библиотеки должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие. Участвовать на конкретной основе или иной другой в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела – обеспечить высокое качество и комфортность услуг. Их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов.


2.2. Организация и методы исследования


Исследование проводилось в Центральной библиотечной системе г. Полевского.

В моей исследовательской работе принимало участие 6 респондентов. Распределение участников исследования по возрасту, стажу работу, половому признаку отображено в таблице 4.

Таблица 4

Распределение участников исследования

Должность

Возраст

Общий стаж

Стаж работы в этой должности

Пол

1.Директор Централизованной библиотечной системы

53

31

10

Женский

2.Заведующая городской библиотеки №9

56

36

5

Женский

3.Заведующая детской городской библиотеки №2

48

26

1

Женский

4.Главный библиотекарь городской библиотеки №9

37

17

4

Женский

5. Заведующая библиотекой №1

33

15

7

Женский

6. Заведующая библиотекой №5

45

29

10

Женский


По общему стажу работы и стажу работы в должности выборка не является однородной. Различие респондентов является значительным, от 15 до 36- общий стаж, а стаж работы в должности – от 1 до10 лет.

По возрасту - выборка является также неоднородной. Так как все участники исследования находятся в различной возрастной группе от 33 до 56 лет.

По половому признаку выборка однородна, так как все исследуемые руководителям женского пола.

Для исследования стиля руководителей различного уровня и особенностей принятия ими управленческих решений мною были использованы следующие методы психологической диагностики: тестирование, интервью, и анализ эффективности деятельности Централизованной библиотечной системы.

Исследование способов действия руководителей на различных стадиях процесса принятия управленческого решения

Интервью проводилось с помощью получения информации устным опросом. В интервью представлены вопросы, характеризующие стадии принятия управленческого решения и возможные варианты выбора способов действия на конкретной стадии (таблица 5). Интервью составлено на основе теоретических подходов к характеристике стадии управленческого решения (Э.А. Смирнов).

Таблица 5

Варианты выбора способов действия на конкретной стадии принятия управленческого решения

Вопросы

Примерные ответы

1. что вы предпринимаете при анализе ситуации?

- Даю распоряжения специалистам

- Изучаю все сам

2. Какие действия вы принимаете при идентификации проблемы?

- Начинаю обсуждение

- Даю распоряжения специалистам

- Передаю полномочия

3. Как вы определяете критерии выбора?

- Самостоятельно

- Привлекаю к этому специалистов

- Соглашаюсь с тем, что предложат

4. Как происходит разработка альтернатив?

- Собираю информацию

-Предлагаю сотрудникам

- Выслушиваю мнение

5. Как происходит выбор наилучшего альтернативного варианта?

- Самостоятельно

-Соглашаюсь с тем, что предложат

6. Как происходит согласование идей?

- Принимаю решение сам

-Принимаю решение, согласовав с сотрудниками

- Предпочитаю не вмешиваться

7. Как вы управляете реализацией решений?

-Приказываю подчиненным

-Устанавливаю, кто и что должен сделать

-Предпочитает не вмешиваться

8. Как осуществляется контроль и оценка результатов?

- Буду сам контролировать каждый шаг

-Следит, как реализуется решение

- Предпочитает не вмешиваться


2.3 Результаты исследования и их обсуждение


Исследование способов действия руководителя на различных стадиях процесса принятия управленческого решения

Результаты исследования способов действия руководителя на различных стадиях процесса принятия управленческого решения отражены в таблице 2 (Приложение ).

 Как показал результат таблицы, на первой стадии процесса принятия управленческого решения все руководители схожи в ответах одного - Директора Централизованной библиотечной системы. Он изучает все сам. На второй стадии процесса принятия управленческого решениям ответы на вопросы у первого респондента и третьего одинаковы – они начинают обсуждение, а четвертый и пятый – передают полномочия, распоряжения дают специалистам второй и шестой респонденты. На третьей стадии процесса принятия управленческого решения самостоятельно выбирают критерии первый и шестой респонденты, привлекают к этому специалистов – третий и второй, соглашаются с тем, что предложат - четвертый и пятый. На четвертой стадии процесса принятия управленческого решения схожи в ответах на вопросы первый и шестой - они собирают информацию для разработки альтернатив, а предлагают это делать сотрудникам второй и четвертой респонденты. Выслушивают мнения третий и пятый респонденты. На пятой стадии процессам принятия управленческого решения самостоятельно выбирают наилучшую альтернативу респондент первый, второй, третий, шестой, а соглашаются с тем, что предложат- четвертый и пятый респонденты. На шестой стадии принимают решение сами первый, третий, и шестой респонденты, а принимает решении, согласовав с сотрудниками, второй респондент.

В отличие от других четвертый и пятый респонденты - предпочитают не вмешиваться. На седьмой стадии процесса принятия управленческого решения первый и третий респонденты - приказывают подчиненным, устанавливают, кто и что, должен сделать - второй и шестой респонденты, предпочитают не вмешиваться – четвертый, пятый. На последней, восьмой стадии, осуществляется контроль и оценка результатов. На этой стадии первый третий респонденты будут контролировать шаг, четвертый и пятый предпочитают не вмешиваться, а второй и шестой – следят, как реализуется решение.

Результаты исследования особенностей стиля управления

Анализ результатов наблюдения подлежат качественной обработке и представлении нами в характеристике каждого респондента.

Директор Централизованной библиотечной системы (автократический стиль) всегда говорит четко, расставляя паузы. Речь выразительная, старается говорить не слишком быстро, модуляция колоса плавная, но в критических ситуациях говорит резко и прерывисто. Чаще всего использует монолог и не любит, когда ее перебивают, показывая это интонацией и паузами.

Заведующая городской библиотеки №9 (демократический стиль) старается всегда объясняет все доступно, при этом может повторить несколько раз одну и ту же фразу. Говорить очень быстро, иногда сбивается с мысли, используя разную модуляцию высоты голоса. При общении часто может использовать смех.

В отличии от предыдущего руководителя заведующая детской библиотекой №5 (либеральный стиль) старается говорить тихо, сдержанно. Речь монотонная, сбивчивая, замедленный темп речи, тональность голоса низкая, тембр скрипучий.

Главный библиотекарь городской библиотеки №9 (патерналистский стиль) говорит очень выразительно и громко, считает, что ее могут услышать, правильно произносит каждое слово. Темп речи умеренный, модуляция голоса плавная. Может разделить свою фразу покашливанием и паузами.

У заведующей библиотеки №2 (оппортунистский стиль) – плавная, спокойная, размеренная манера речи, говорит выразительно, иногда иронизирует. Чаще всего начинает с вводных фраз. Темп речи в течение разговора может меняться. В начале своего монолога говорит медленно, постепенно ускоряя речь, и в конце беседы темп речи становится быстрым.

Вывод: изучение стиля управления руководителей, Централизованной библиотечной системы г. Полевского показало, что каждый из них имеет свой индивидуальный стиль управления при процессе принятия управленческого решения. В целом способствует достижению эффективности деятельности библиотек. Влияние стиля управления на процессе принятия управленческого решения проявляется в выборе различных способов действия, на этапах процесса управленческого решения, обусловленных стилем управления. Стиль управления имеет свои индивидуальные особенности, проявленные в способах общения.

Заключение


В ходе данной работы мы изучили влияния стиля руководства на процесс принятия управленческого решения руководителями Централизованной библиотечной системы г. Полевского.

Изучение теоретических подходов к определению понятия « стиль управления» в отечественных и зарубежных исследованиях показало. Что проблема стиля управления достаточно изучена. Выделена классификация и характеристика стилей руководства, процесс принятия управленческого решения. Вместе с тем, практика служб управления персоналом показывает, что технология целенаправленной работы по исследованию влияния стиля руководителя, на процесс принятия управленческого решения библиотеки не выстроена или не используется в конкретных сферах деятельности организациях, что представляет актуальность исследования этой проблемы на данном этапе.

Изучение стиля управления руководителей библиотек г. Полевского показало, что каждый из них имеет свой индивидуальный стиль управления при процессе принятия управленческого решения. В целом способствует достижению эффективности деятельности библиотек. Влияние стиля управления на процесс принятия управленческого решения проявляется в выборе различных, способов действия, на этапах процесса управленческого решения, обусловленных стилем управления. Стиль управления имеет свои индивидуальные особенности, проявленные в способах общения.

В работе представлены рекомендации организационного и содержательного харктераи разработки к ним.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.

Список использованных источников


1.                 Андреева И.Г. Персонал- технология менеджмента. -СПб.: 2001.

2.                 Боди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. Перевод с англ., -СПб., «Питер», 2001.

3.                 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, - М.: Гардарики, 2001.

4.                 Дворсков К.П., Ширяев С.А. О стиле и культуре руководства.- Новосибирск, 2003.

5.                 Кабушкин Е.П. Основы менеджмента: Учеб. Пособие -Мн: Новое знание, 2001.

6.                 Кротов Н.В. Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2005.

7.                 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: «Дело ЛПД»,2004.

8.                 Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов ВУЗов в 3 книгах:- М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2000.

9.                 Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для ВУЗов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002.

10.            ЛукьяноваН.Ф., Талан М.В. Типы руководителей и их стиль общения. // Справочник серетаря и офис- менеджера -2003. -№5.

Приложение 1


Таблица 1

Стили руководства по половым признакам


Мужчина- руководитель

Женщина- руководитель

1.У мужчины руководителя существует своеобразное « табу» на проявление эмоции (их открытое проявление на работе считает признаком непрофессионализма)

1. Склонна активно выражать свои эмоции, как позитивное, так. И негативные эмоции. Иногда это может влиять на работу.

2. Стремиться к соперничеству, соревнованию. Причем он всегда должен выиграть любое соревнование

2. По отношению к другим людям склонна вести себя как мать, стремиться к дружеским отношениям.

 

3. Важно, чтобы точка зрения была принята тем, на кого он хочет повлиять.

3. Для женщины руководитель важно, чтобы ее точка зрения была понята тем, на кого она хочет повлиять.

 

4. Агрессивно реагирует на критику, даже если она имеет основание, воспринимается, как попытка его слабости. Мужчина не может позволить себе казаться слабым.

4. Внешне спокойно реагирует на критику, чем мужчина, но может затаить обиду на критикующего

 

5. Для него важнее инструментальное, экспертное лидерство (лидерство как профессионала). Обычно считает, что достаточно дать четкую инструкцию, что делать.

5.Для нее важнее эмоциональное лидерство. Женщина руководитель больше внимания уделяет отношениям между сотрудниками, чем отношению сотрудников к работе.

 

6. стремиться к независимости, свободе, автономности. Он либо уходит от отношений, в которых чувствует свою зависимость, либо начинает доказывать свою независимость.

6.Стремиться к взаимозависимости, привязанности. Любит, чтобы показывали свою зависимость и значимость руководителя для сотрудников.

 

7. Для мужчины- руководителя важно содержание совместной деятельности. Если деятельность, разговор интересен для него режиме, то в принципе не важнос кем ! Будет нравиться любой.

7.Важнеен симпатия к партнеру по взаимодействию. С симпатичным, дружелюбным неагрессивным человеком можно решать любые вопросы!

 

8. Мужчина руководитель выстраивает систему доминирования, в основе контроль и возможность предсказывать поведение подчиненного

8. Выстраивает систему взаимодействия. Ждет всегда обратной связи. Для нее важно как отреагировали на ее просьбу или распоряжение.

 

9. Предусматривает широкий обмен информацией и коллегиальное обсуждение для принятия решения.

9. Предпочитает узкое коллективное обсуждение, при большом объеме информации, для принятия решения.

 

10. Предпочитает такие структуры как материнские холдинговые, самостоятельные.

10. Предпочитает такие структуры: компании, филиалы, подразделения.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.