скачать рефераты

МЕНЮ


Отражение человека как объекта профессионального менеджмента в доктринах Х, Y, Z

p> Традиционно существовало несколько точек зрения по поводу типов российского менталитета:
1-западники;
2-славянофилы;
3-евразийтство.

Западники (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский и др.) отрицали самобытную форму мышления русских. По их мнению, необходим переход к западным стандартам и формам мышления. Западничество оказало существенное влияние на российскую ментальность. Особенно сильно это сказалось в среде интеллигенции и предпринимателей, которые восприняли некоторые черты чисто западных умонастроений (стремление к свободе, индивидуализм, прагматизм и т.д.). В настоящие время прозападные настроения имеют в российской среде много убежденных сторонников. Они считают западную ментальность единственно верной, доминирующей и основополагающей при формировании новой системы экономических отношений. По мнению западников, “ россияне и американцы имеют чуть ли не совпадающий менталитет. Внедрение у нас американских принципов хозяйствования и их стиля жизни...” преподносятся как выход из создавшейся критической ситуации.

Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.) наоборот считали, что Россия имеет принципиально отличный от западноевропейского путь развития, собственный образ мышления, основанный на ее самобытности, патриархальности, консерватизме и православии. Основа этой ментальности – общественная форма хозяйствования. Исходя из этого положения, ряд ученых полагают, что “ менталитет россиян – главное препятствие американизации
России.

Однако крайние точки зрения чаще всего оказываются неверными. В действительности, Россия представляет собой сочетание западничества и славянофильства. Это нашло отражение в теории евразийства. Последняя не отрицает влияния на русскую ментальность как запада, так и востока. Россия всегда стояла между Европой и Азией. Ее географическое и расово-этническое многообразие впитало в себя эту геополитическую реальность.

От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от
Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм – два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Причем они входят в противоречие между собой в силу полярности их основ. Их соотношение в ходе исторического развития не было постоянным.
В дореволюционные времена общинные традиции были определяющими. В ходе столыпинских реформ произошел скачок в развитии индивидуализма. После революции 1917г. тенденция развития коллективизма вновь стала определяющей в динамике ментальности. В таких условиях индивид мог паразитировать за счет коллектива, искать не тяжелую, но хорошо оплачиваемую работу, хитрить, изворачиваться, что было хорошо известно в советское время. Но борьба с ним оказалась безуспешной. Ментальность нельзя искоренить, ее можно лишь использовать в интересах личности, коллектива и общества.

Наоборот, люди пропитанные духом коллективизма, верой в светлые идеалы, работали ради общества, ради коллектива. В итоге они оказывались жертвой развивающегося индивидуализма, их менталитет трансформировался.
Человек, понявший бесполезность своих усилий, начинал лениться, превращался в “ винтик”. Подобная психология сформировалась в 60-е годы и нашла отражение в «теории Х» Макгрегора. Она оказалась особенно актуальной для нашей страны, где объектом управления стал работник безынициативный.
Инициатива стала наказуема, а ее “ виновники” наталкивались на недоброжелательное к себе отношение, которое вызывалось самим фактом проявления несанкционированной свыше самостоятельности.

Таким образом, и индивидуализм, и коллективизм приходили в противоречие с традициями командной экономики. Последняя явилась одной из важнейших причин неэффективности советской системы.

В настоящее время дуализм русского менталитета, его противоречивость, перешли на качественно иной уровень. Наблюдается новая волна роста индивидуализма, с одной стороны, и стирания общинных традиций, с другой.
Однако дуализм был и остается главной чертой отечественной ментальности.
Это и дает возможность определить его место по отношению к американскому и японскому менталитету. Если считать американский индивидуализм и основанный на нем менеджмент одной крайней точкой, а японский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия с её двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точками положение. Причем надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Исходя из этого, основной тенденцией становления русского менталитета является постепенное и неуклонное движение к индивидуализму в сторону американизированной ментальности.

Дуализм российского менталитета, его динамика, тенденция становления позволяют смоделировать систему менеджмента, адекватную российскому менталитету. В нем выделяются следующие синтезирующие блоки (таблица 6, см. приложение).

Первый синтезирующий блок группизм (коллективизм) – индивидуализм” предполагает самый широкий спектр используемых приемов и методов управления. В каждом отдельном случае необходимо учитывать их соотношение и, в зависимости от этого, пытаться определить структуру управленческих решений; сочетание коллективной и индивидуальной ответственности; коллективного и индивидуального контроля; бригадной и индивидуальной оплаты труда и т.д.

Другой противоречивый блок – соотношение трудолюбия и лености.
Контраст русской души как никакой другой впитывает в себя это противоречивое единство. С одной стороны, нужен «кнут» и «кулак», чтобы работать. С другой, мы имеем примеры высочайшего трудолюбия, которыми по праву восхищается весь мир. В этом случае наиболее эффективным окажется
«пряник». Высокая и соответствующая трудолюбию и таланту оплата труда. По существу такая оплата перестала действовать еще с 1917 года. Тем более она не действует сейчас, когда заработная плата вообще не выплачивалась годами.
Громадную и, можно сказать, определяющую роль реализации системы оплаты “ по труду и таланту” для возрождения и развития российской экономики нам еще только предстоит увидеть.

В современной России еще не прошла ностальгия по “ сталинским” временам, когда решения диктовались “ железной” волей руководителей. Нельзя исключать их действия там и тогда, где сильны традиции авторитаризма, но слаба производственная и технологическая дисциплина. Авторитарный стиль руководства бывает необходим в оборонной промышленности при выполнении срочных и сверхсрочных заказов.

В формируемой системе управления необходимо учитывать и соотношение таких качеств, как настойчивость, стремление к осуществлению цели и имеющуюся расхлябанность, доходящую до своих крайней формы – преступная халатность, взрывы, пожары и т.д. Последняя должна искореняться специальной системой управленческих мер, использующих как коллективные, так и индивидуалистические меры воздействия экономических и правовых факторов.

В России уживаются рядом догматизм и стремление к новому. Аскетизм и безудержное мотовство, огромная набожность и ничем не прикрытый воинствующий атеизм и безбожие. И все это может причудливо сочетаться в одном коллективе в самых различных соотношениях.

Поэтому особенностью русского менеджмента является гибкость, приспособляемость, маневренность, диалектичность. Его формирование должно начаться с микроуровня, т.е. строиться конкретно на каждом предприятии и учреждении. Это значит, что наличие переходной экономики предполагает адекватную систему менеджмента с длительным периодом становления. Последняя должна учитывать: 1) устоявшийся дуализм менталитета; 2) его различия в разных регионах; 3) огромные просторы страны.

Для ее реализации необходимо налаживание общероссийской психологической службы, имеющей свои отделения в каждом регионе, на каждом крупном предприятии. В задачи этой службы на макроуровне будет входить создание общероссийской и региональной карт ментальности. Это поможет социально-психологическим службам предприятий выявить соотношение психологических качеств работников, на основе которых и будут моделироваться конкретные системы управления, учитывающие двойственность и соотношение противоречивых сторон российской ментальности.

Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость.

В крупных городах с развитой психологией индивидуализма все чаще отношения строятся на практицизме, все больше проявляется стремление к обогащению. Система формирующегося российского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность. Таким людям лучше всего поручать индивидуальные участки работы, где они могли бы проявить все свои способности и получать зарплату в соответствии с ними.

Работников с коллективистской психологией целесообразно использовать на участках, где применяются специфические, адекватные им методы управления, с акцентом на коллективный труд, коллективную ответственность и контроль, использование бригадной формы организации труда и его оплаты и т.д.

При таком подходе можно осуществлять и целенаправленный отбор управляющих. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению. Подобный тип руководителя, сочетающий в себе гибкость, приспособляемость и огромные волевые качества придется формировать длительные годы.

Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, можно осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является необходимой, но вынужденной мерой.
Стратегическая перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению.

Заключение

В заключении стоит отметить, что действующая в России на протяжении многих лет система, которую можно соотнести с принципами «теории Х», будет тормозить развитие экономического сектора страны. Даже если технологический уровень будет велик, то несовершенное управление человеческим ресурсом не позволит выйти экономике на профессионально высокую ступень развития, быть конкурентоспособной и гибкой к изменениям внешней среды.

Поэтому необходимо разработать такую теорию управления, которая бы включала лучшее из теорий Y, Z и полностью соответствовала российской специфике. Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место
России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер. Последнее приобретает чрезвычайно важное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности.

Однако задача эта не из легких и прежде, чем появятся первые результаты возможно пройдут годы. Поэтому в сложившейся ситуации государству целесообразно взять на себя функцию стимулирования творческого и высококвалифицированного труда, поскольку предприятия с их сложившейся системой внутриколлективных отношений к этому еще не готовы.

Государство может влиять на преодоление кризиса труда путем пропаганды образцов высокой культуры труда и производства. Для этого следовало бы эффективнее использовать совместные предприятия, пропуская через них определенную часть работников, которые, вернувшись на свои предприятия, принесут с собой и новые эталоны культуры труда. Решению этой задачи также способствует регулярный обмен специалистами с развитыми промышленными странами.

В ряду первоочередных мер должна быть и переориентация служб социального развития отраслей и предприятий с сугубо социально-бытовых проблем на проблемы качества трудовой жизни, которые в настоящее время практически выпадают из сферы их деятельности. Особое внимание следует обратить на подбор кадров для этих служб.

Можно ожидать, что выход из кризисной ситуации в сфере труда неминуемо будет сопровождаться дестабилизацией трудовых отношений, т. к. затронет жизненные интересы многих групп работников. Противодействие инновациям будет исходить не только от работников, занятых примитивным трудом или имеющих компенсации за вредные условия труда, но и от высококвалифицированных специалистов устаревающих профессий. При существующей низкой ценности учебы и творчества для основной массы работников им будет психологически сложно существовать в тех условиях, когда результат зависит не только от имеющихся навыков, но и от способности и желания повышать квалификацию, когда уровень благосостояния не даруется свыше, а определяется мерой собственной ответственности за свою судьбу.
Переход к новым технологиям в развитых странах сопровождался серьезными социальными последствиями, обусловленными безработицей, увеличением интенсивности и нервно-психологической напряженности труда

В условиях демократизации политической жизни дестабилизация трудовых отношений может иметь тяжелые последствия, если не будут разработаны и приняты меры со стороны государства. При этом важное значение имеет контроль за состоянием общественного мнения, позволяющий прогнозировать стихийное поведение масс.

Список литературы:

1. Герчикова И. Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2001, - 501 с.
2. Егоршин А. П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2001, - 720 с.
3. История менеджмента /Под ред. Д. В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997,

-256с.
4. Кравченко А. И. История менеджмента. –М.: Академический Проект, 2000, -

352 с.
5. Менеджмент /Под ред. Ф. М. Русинова, М. Л. Разу. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС,

2000, - 502 с.
6. Мескон М. Х, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998,

- 800 с.
7. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс,

1999, - 279 с.
8. Пью Д. С., Хиксон Д. Дж. Исследователи от организациях, 1999
9. Спивак А. В. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.:

Питер, 2000, - 416 с.
10. Управление персоналом организации / Под ред. Кибанова А. Я. – М.: ИНФРА-

М, 1999, - 512 с.
11. Шекшня С. В. Управление персоналом оргназиации.- М.: ЗАО «Бизнес-школа»

«Интел Синтез», 1997, - 336 с.
Информация из интернета:
1. Базарова Т. Ю.
Управление персоналом
2. Друкер П.
Ради чего стоит трудиться, не жалея сил
3. Одинцов П. К., Веретенникова Л. А.
Проблема становления и развития науки управления
4. Поморина М.
Управление эффективностью деятельности банка через систему центров прибыльности: сильные и слабые стороны
5. Токарев В.
Гипотеза о новой парадигме управления
6. Шаталова Н. И.
Особенности национального характера и стереотипы поведения российского работника.
7. Шевченко Е.
Теория менеджмента о стилях управления
8. Этапы формирования и развития менеджмента

Приложение

Таблица 1 Основные положения теории Z и принципов управления IBM.

|Теория Z |Принципы IBM |
|Отношение доверия между менеджментом |Сильная (официально провозглашенная |
|и работниками |вера в индивидуализм. «Уважение к |
| |человеку превыше всего». |
|Глубокие убеждения в совместных |Кадровая политика, обеспечивающая |
|этических ценностях |выполнение 1-го тезиса |
|«Пожизненный найм» (политика полной |Единый статус для всех работников |
|занятости) |(отделение статуса работника от |
| |занимаемой им должности) |
|Обогащение работ (возможность выбрать|Привлечение на работу специалистов |
|для себя работу по силам и по |высшей квалификации |
|интересам) | |
|Личные стимулы к труду (материальная |Расширенная подготовка, особенно |
|заинтересованность) |высших управляющих |
|Неспециализированная карьера (смена |Максимальное делегирование полномочий|
|видов деятельности) |работникам |
|Личное (на основе консенсуса) участие|Намеренное затруднение деятельности |
|работника в принятии решений |линейных руководителей (принижение |
| |полномочий, ориентация на «групповых |
| |лидеров») |
|Аргументированный контроль |Поощрение несогласия |
|Разъяснение сути целевых показателей | |
|Взращивание сильной культуры, |Поощрение горизонтальных связей |
|позволяющей координировать | |
|деятельность без прямых распоряжений | |
|и прямого контроля | |
|Холистический подход к работнику: |Институциализация изменений |
|человеческая личность как высшая |(непрерывная реорганизация, мешающая |
|форма целостности, задача |укреплению бюрократических структур) |
|удовлетворения всех потребностей | |
|работника | |

Таблица 2. Соответствие менеджмента менталитету
|№ |Черты менталитета |Обусловленные ими особенности |
| | |управления |
|1 |Индивидуализация сознания, |Ориентация на личность; оплата по |
| |повышенное чувство собственного|личному вкладу; личные способности - |
| |достоинства |двигатель карьеры |
|2 |Стремление к обособленности |Формальные отношения на производстве; |
| | |формирование рабочих мест, учитывающее|
| | |независимость работника; |
| | |управленческое решение зависит от |
| | |чувства собственного достоинства |
| | |работника |
|3 |Прагматизм |Целеустремленность руководителей и |
| | |подчиненных; выбор главного, основного|
| | |направления, обеспечивающего |
| | |достижение цели; личные |
| | |взаимоотношения подавляются, когда это|
| | |мешает достижению поставленной цели |
|4 |Практицизм |Формирование нестандартной системы |
| | |управления, приведение ее в |
| | |соответствие с конкретными целями и |
| | |заданиями |
|5 |Рационализм |Главной чертой управления становится |
| | |выбор оптимального решения; |
| | |формирование оптимальной структуры |
| | |производства; рациональные отношения в|
| | |коллективе; отсутствие излишеств и |
| | |нагромождений в системе управления |
|6 |Стремление к богатству |Дисциплина и рост в карьере |
| |(алчность) |определяется уровнем заработной платы;|
| | |управленческие решения основаны на |
| | |выгоде; основной мотив управленческих |
| | |решений – деньги |
|7 |Пунктуальность |Облегченные формы контроля за рабочим |
| | |процессом; скрупулезность в выполнении|
| | |порученных заданий; высокий уровень |
| | |дисциплины; слаженность систем |
| | |управления |
|8 |Консерватизм |Неприемлемость нововведений; почитание|
| | |руководителя; высокое качество; |
| | |поддержка существующей организации |
| | |труда, установившейся производственной|
| | |структуры |
|9 |Леность |В управлении необходим пресс – |
| | |давление; низкая производительность |
| | |труда, в т.ч. и управленческого; |
| | |стремление к изменению в производстве,|
| | |тогда когда это обеспечивает минимум |
| | |затрат |
|10 |Трудолюбие |Высокая производительность при всех |
| | |прочих равных условиях; отсутствие |
| | |жестких управленческих решений по |
| | |отношению к персоналу |
|11 |Аккуратность |Высокое качество; высокая культура |
| | |управления; выборочные формы контроля;|
| | |высокая исполнительность; |
| | |управленческая установка на |
| | |непрерывный рост качества |
|12 |Бережливость |Максимальная экономия на системе |
| | |управления; имеет место установка на |
| | |экономию ресурсов; внедрение |
| | |безотходных технологий |
|13 |Группизм |Управленческие решения принимаются |
| | |коллективно на основе единогласия; |
| | |коллективная ответственность; |
| | |коллективный контроль; ориентация |
| | |управления на группу; оплата труда по |
| | |показателям работы группы |
|14 |Патернализм |Неформальные отношения с подчиненными;|
| | |продвижение по службе по старшинству и|
| | |стажу работы; замедленная оценка |
| | |работы и служебный рост; определяющие |
| | |качества руководителя: быть отцом |
| | |коллектива, координировать и |
| | |контролировать деятельность |
| | |подчиненных |
|15 |Высокая приспособляемость к |Восприимчивость нововведений, быстрое |
| |новизне |их внедрение |
|16 |Христианство – протестантское |Альтруизм сочетается со стремлением к |
| |направление |деньгам, уважением и поклонением |
| | |богатству; в управлении возможно |
| | |достижение целей любыми средствами |
|17 |Христианство-православное |Стремление к трансцендентному; |
| |направление |осуждение богатств; пуританство |
|18 |Ислам |Авторитет руководителя по возрасту; |
| | |религия первична, производство |
| | |вторично; опора на общину; дисциплина |
|19 |Синтоизм |Обостренное чувство экологической |
| | |безопасности; использование |
| | |энергосберегающих и |
| | |материалосберегающих технологий |
|20 |Буддизм |Производство - вторичное дело, деньги |
| | |также, религия, вера – цель жизни; |
| | |религиозные ценности определяют |
| | |поведение на производстве |

Таблица 3. Соответствие менеджмента менталитету Японии
|№ |Черты менталитета |Обусловленные ими особенности управления |
|1 |Группизм |Управленческие решения принимаются коллективно на|
| | |основе единогласия; коллективная ответственность;|
| | |коллективный контроль; ориентация управления на |
| | |группу; оплата труда по показателям работы группы|
|2 |Бережливость |Максимальная экономия на системе управления; |
| | |имеет место установка на экономию ресурсов; |
| | |внедрение безотходных технологий |
|3 |Аккуратность |Высокое качество; имеет место высокая культура |
| | |управления; выборочные формы контроля; высокая |
| | |исполнительность; управленческая установка на |
| | |непрерывный рост качества |
|4 |Практицизм |Формирование нестандартной системы управления, |
| | |приведение ее в соответствие с конкретными целями|
| | |и заданиями |
|5 |Высокая |Восприимчивость нововведений, ориентация на |
| |приспособляемость к |быстрое их внедрение; массовая покупка патентов и|
| |новизне |лицензий |
|6 |Патернализм |Личные неформальные отношения с подчиненными; |
| | |продвижение по службе по старшинству и стажу |
| | |работы; замедленная оценка работы и служебный |
| | |рост; определяющие качества руководителя быть |
| | |отцом коллектива, координировать и контролировать|
| | |деятельность подчиненных |
|7 |Трудолюбие |Высокая производительность при всех прочих равных|
| | |условиях; отсутствие жестких управленческих |
| | |решений по отношению к персоналу |
|8 |Синтоизм |Обостренное чувство экологической безопасности; |
| | |использование энергосберегающих и |
| | |материалосберегающих технологий |
|9 |Буддизм |Производство и деньги – вторично, религия, вера –|
| | |цель жизни; религиозные ценности определяют |
| | |поведение на производстве |

Таблица 4. Соответствие менеджмента менталитету в США

|№ |Черты менталитета |Обусловленные ими особенности управления |
|1 |Индивидуализм |Индивидуальный характер принятия |
| | |управленческих решений; ориентация на личность|
| | |и личные способности; оплата и продвижение по |
| | |службе определяется личным вкладом; |
| | |индивидуальная ответственность; четко |
| | |формализированный процесс контроля |
|2 |Повышенное чувство |Формальные отношения на производстве; |
| |обособленности |формирование рабочих мест, учитывающее |
| | |независимость работника; на управленческое |
| | |решение влияет чувство собственного |
| | |достоинства работника |
|3 |Прагматизм |Целеустремленность руководителей и |
| | |подчиненных; выбор главного, основного |
| | |направления, обеспечивающего достижение цели; |
| | |личные взаимоотношения подавляются, когда это |
| | |мешает достижению поставленной цели |
|4 |Практицизм |Формирование нестандартной системы управления,|
| | |приведение ее в соответствие с конкретными |
| | |целями и заданиями; отсутствие утопизма в |
| | |управленческих решениях |
|5 |Рационализм |Главной чертой управления становится выбор |
| | |оптимального решения; формирование оптимальной|
| | |структуры производства; рациональные отношения|
| | |в коллективе; отсутствие излишеств и |
| | |нагромождений в системе управления |
|6 |Стремление к |Дисциплина и рост в карьере определяется |
| |богатству (алчность) |уровнем заработной платы; управленческие |
| | |решения основаны на выгоде; основная |
| | |направленность управленческих решений – делать|
| | |деньги |
|7 |Трудолюбие |Дает возможность высокой производительности |
| | |при всех прочих равных условиях; отсутствие |
| | |жестких управленческих решений по отношению к |
| | |персоналу |
|8 |Христианство – |Альтруизм сочетается со стремлением к деньгам,|
| |протестантское |уважением и поклонением богатству; в |
| |направление |управлении возможно достижение целей любыми |
| | |средствами |

Таблица 5. Сравнительная характеристика систем управления Японии и США

|Параметры оценки|ЯПОНИЯ |США |
|менеджмента | | |
|Демократизм |Управленческие решения |Индивидуальный характер |
|управления |принимаются коллективно на |принятия решения |
| |основе единогласия | |
|Форма |Ответственность коллективная|Ответственность |
|ответственности | |индивидуальная |
|Формализация |Нестандартно гибкая система |Строго формализированная |
|систем |управления |структура управления |
|управления | | |
|Формы контроля |а) неформальная организация |а) четко формализованная |
| |контроля; |процедура контроля; |
| |б) коллективный контроль |б) индивидуальный контроль |
| | |руководителя |
|Влияние |а) замедленная оценка работы|а) быстрая оценка |
|возрастных |и служебный рост; |результата, ускоренное |
|параметров на |б) продвижение по службе по |продвижение по службе; |
|служебный рост |старшинству и стажу работы; |б) деловая карьера |
| |в) долгосрочная занятость |обусловлена личными |
| |руководителя в фирме |результатами; |
| | |в) найм на работу на |
| | |короткий период |
|Приоритетные |Основной критерий |Главное качество |
|качества |руководителя – умение |руководителя – |
|руководителя |координировать и |профессионализм и инициатива|
| |контролировать деятельность | |
| |подчиненных | |
|Критерий оценки |Оплата труда по показателям |Оплата труда по |
|труда |работы группы, службы, стажу|индивидуальным достижениям |
|Специализация |Подготовка руководителей |Подготовка |
|руководителя |универсального типа |узкоспециализированных |
| | |руководителей |

Таблица 6.Основные прогнозируемые черты российской системы управления

|№ |Характерные |Предпосылки |Особенности управления в зависимости |
|блока|черты |использования |от черт менталитета |
| |менталитета |данных форм | |
| | |менеджмента | |
|1 |Группизм |Там, где |Управленческие решения принимаются |
| | |преобладает |коллективно на основе единогласия; |
| | |коллективизм |коллективная ответственность; |
| | | |коллективный контроль; ориентация |
| | | |управления на группу; оплата труда по |
| | | |показателям работы группы |
| |Индивидуализ|Регионы с более |Ориентация на личность; индивидуальный|
| |м |развитой |контроль; оплата по личному вкладу; |
| | |рыночной |личные способности - двигатель карьеры|
| | |экономикой | |
| |Трудолюбие |Наличие |Высокая производительность при всех |
| | |трудолюбивого |прочих равных условиях; отсутствие |
| | |контингента |жестких управленческих решений по |
| | | |отношению к персоналу |
|2 |Леность |Контингент |В управлении необходим пресс – |
| | |людей, не |давление; низкая производительность |
| | |желающих |труда, в т.ч. и управленческого; |
| | |работать |стремление к изменению в производстве |
| | | |тогда, когда это обеспечивает минимум |
| | | |затрат |
|3 |Преобладание|Производственная|Авторитарный стиль управления; строгий|
| |авторитарных|необходимость |контроль; ограничение |
| |форм | |самостоятельности |
| |мышления | | |
| |Анархизм |Недоверие к |Форма управления без четко выраженной |
| | |управляющим |власти, стимулирование развития |
| | |работникам |личностного фактора |
|4 |Практицизм |Наличие |Формирование нестандартной системы |
| | |практичных |управления; рациональность системы |
| | |работников |управления; неформальные отношения |
| | | |между управляющими и работником |
| |Устремленнос|Коллективы |Мягкость (мечтательность) в |
| |ть к |ученой |управлении; попустительство в |
| |трансцендент|интеллигенции |отношении работника; расплывчатость |
| |ному | |(неопределенность) системы управления |
|5 |Стремление к|Коллектив |Предоставление свободы действия |
| |новому |творческих людей|творческим личностям, поощрение |
| | | |неординарных поступков |
| |Догматизм |Религиозная |Затрудненное восприятие нового; |
| | |среда |отрицание достижений НТП, трудности с |
| | | |их внедрением |
|6 |Настойчивост|Контингент |Стремление к достижению цели; поиск |
| |ь |настойчивых |новых путей для достижения |
| | |людей |поставленной цели |
| |Расхлябаннос|Контингент “ |Отсутствие ясных целей, воли и желания|
| |ть |расхлябанных” |их осуществлять |
| | |людей | |
|7 |Атеизм, |Среда неверующих|Почти полное отсутствие моральных |
| |нигилизм | |ценностей в формах и методах |
| | | |управления |
| |Христианство|Религиозная |Осуждение богатств; пуританство; |
| |– |среда |презрение грязных денег; учет |
| |православие | |общественного мнения |

Что же касается российской науки управления, то она занимает промежуточную позицию между этими двумя управленческими культурами.

Однако, российские менеджеры переживают ныне времена строгих требований, сдвигов и угроз. Это влияет на все стороны жизни организации, вызывая реакции, меняющиеся от радости и надежды к неуверенности и отчаянию.

В это связи нельзя пройти мимо антибюрократической кампании, которая развернулась в нашей стране в последние годы в условиях перестройки. С одной стороны идет борьба с административно-командной системой. С другой – пытаются искоренить руководителя, управленца, профессионального менеджера.

Рыночная экономика основанная на конкуренции, свободе производителей, а не иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует никак не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система. Поэтому российские менеджеры обязаны знать суть западной и восточной управленческих культур, так как без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать наиболее благоприятные условия по обеспечению высокого уровня конкурентоспособности и экономического лидерства.



Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.