скачать рефераты

МЕНЮ


Ответы на вопросы ГОС экзамена по Президентской программе 2004г. (менеджмент, экономика, финансы, маркетинг)

p>Дополнительно:

Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели: индекс Бэйна (норма экономической прибыли), индекс Лернера, коэффициент Тобина, индекс Папандреу.
Индекс Бэйна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. Он определяется как:

В условиях конкуренции на товарных рынках и эффективного финансового рынка индекс Бэйна должен быть одинаков (нулевой) для различных видов активов.

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций и облигаций) с восстановительной стоимостью ее активов:

где Р - рыночная стоимость активов фирмы; С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимой для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Если фондовый рынок оценивает фирму больше, нежели составляет восстановительная стоимость ее активов, т. е. если P > C (q > 1), то это означает, что фирма получает дополнительную прибыль. Фактический или ожидаемый уровень прибыли в отрасли выше, чем необходим, чтобы удерживать фирму в данной отрасли.
К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки рентабельности и предельных затрат для отрасли.

Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производcтва или выпускают уникальные товары, т. е. для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Индекс монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса, т. е. спроса на товар данной фирмы.
Необходимым условием осуществления монопольной власти служит слабое влияние на объем продаж данной фирмы цен других фирм одного и того же рынка.
А. Папандреу в 1949 г. предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:
[pic] где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj - цена конкурента (конкурентов); lj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены.

Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не определяет уровень монопольной власти - способности влиять на цену.

Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти - способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль.

Монополистическая конкуренция. Издержки монополистической конкуренции.

Неценовая конкуренция, реклама.

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, приближающаяся по своим характеристикам к конкурентному рынку, но содержащая элементы монополии. Она отличается большим числом продавцов и покупателей, незначительными барьерами входа-выхода, неоднородностью производимого продукта и наличием большого числа несовершенных товаров-заменителей. Спрос на продукцию фирм достаточно эластичен, но всё-таки убывает, рыночная власть невелика.
Монополистичекая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что вследствие низких барьеров вхождения и колебаний спроса

долгосрочное равновесие отрасли достигается при нулевой экономической прибыли (LRAC=P).

Монополистическая конкуренция напоминает монополию тем, что цена превышает предельные издержки (Р>МС), а оптимальный выпуск не соответствует эффективному (минимуму LRAC - Рис. 5.4).

[pic]

К преимуществам монополистической конкуренции относится то обстоятельство, что она стимулирует производство очень широкого ассортимента разнообразных потребительских благ и услуг.

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое соперничество с конкурентами, соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

Дифференциация (неоднородность) продукта проявляется в различном качестве товаров и способах их предпродажного и послепродажного обслуживания, в различных условиях продажи, в рекламе, торговых марках и знаках и т.п.

Олигополия: характерные черты, достоинства, недостатки. Модель Курно.

Анализ олигополистического рынка в теории игр.

Олигополия – это рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены. При олигополии каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и поэтому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.

Существует несколько видов олигополии:
-«некоординированная» олигополия, которая исключает контакты между фирмами для установления общей цены и квот производства.
-«картель» (сговор) олигополистов, представляет сговор с целью установления такого согласованного уровня цен и объемов продаж, чтобы максимизировать прибыль всей отрасли в целом.
-«игра по правилам» - это компромисс между «некоординированной» олигополией и картелем. Правила эти могут быть негласными, например – ценовое лидерство или негласно принятая рыночная цена.

Характерные черты олигополии. Ограниченное число участников рынка и их сильная взаимозависимость (по определению). Борьба фирм сконцентрирована на увеличение доли рынка. Большая вероятность «жестких» цен (ценовой войны) и неценовой конкуренции. Большое распространение слияний и поглощения фирм, как наиболее эффективного способа захвата большей доли рынка. Стремление к сговору или «играм по правилам». Наличие существенных барьеров вхождения в отрасль, которые принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д.
Достоинства

Для потребителя возможна благоприятная ценовая конкуренция участников олигополии, при которой он может получить доступ к более дешевым товарам, или более качественным, в случае, если одни из участников олигополии делают ставку на качестве товара и его рекламе.

Из-за наличия конкуренции более высокого порядка отрасль может развиваться более динамично. Участники олигополии стремясь к захвату большей доли рынка, снижают цены, повышают качество продукции, увеличивают объем продукции, стремясь к прибыли от масштаба. Все это благоприятно сказывается на отрасли в целом.
Недостатки
Возможность сговора может привести к высоким ценам и низкому объему производства, и как следствие, к кризису в отрасли. Необходимость антимонопольного регулирования.

Теория Курно (Августин Курно французский экономист, 1838г) - теория олигополистического ценообразования. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает производить такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным.
Курно сделал два главных вывода:
1. Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара.
2. Цена равновесия зависит от числа продавцов. При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам.
Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается тем больше, чем больше возрастает число продавцов. Многие экономисты постулировали, что фирмы ожидают реакции своих соперников на изменение цен или объемов продаж. Модель Курно, в которой допускается бездействие соперника (объем его продаж фиксирован), подвергалась критике.

Анализ олигополистического рынка в теории игр. Часто отмечают, что в действительности олигополия - это игра характеров - игра, в которой так же, как в шахматах или в покере, каждый игрок должен предугадать действия соперника - его блеф, контрдействия, контрблеф - настолько, насколько это возможно. Основоположники теории игр Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн,
1944, "Теории игр и экономическое поведение". Поскольку характер ценообразования и количество производимого товара зависит от стратегии игрока на олигополистическом рынке, то экономистами и математиками были разработаны множество сложных игр по олигополии. Игры отличаются тем, сколько знает каждый игрок о действиях другого, сколько раз повторяется игра, каково количество игроков, структура расходов. Разрабатывались также игры, участники которых использовали "смешанную стратегию", разнообразя свою реакцию на действия конкурентов на случайной основе. Эти исследования дали много интересных результатов, применимых к отдельным случаям, не приведя к каким-то общим выводам. Некоторые игры разрешаются равновесием
Нэша, некоторые нет. Некоторые приближаются к конкурентной модели с увеличением числа фирм, некоторые нет. Некоторые приводят к эффективному разрешению (либо с точки зрения игроков, либо с точки зрения рынка), некоторые нет. Теория игр продолжает оставаться активной областью исследования олигополии.


Типология кооперативного поведения олигополистов: картель, тайный сговор.

При олигополии, фирмы обладая стратегическим поведением, стараются найти ту или иную форму кооперации.

Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем, объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников. На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами. Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран

Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран.

Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде "жесткости цен" или "лидерства в ценообразовании", так и через особые организации типа "патентных пулов" (или консорциумов).

Однако, в силу перечисленных выше причин, чаще всего развиты такие формы олигополии, при которых между фирмами отсутствует формальное соглашение о контроле над рынком.

“Игра по правилам” - это компромисс между “некоординированной” олигополией и картелем. Правила эти могут быть негласными, например - ценовое лидерство или негласно принятая единая рыночная цена.

Цели и методы антимонопольного регулирования. Проблемы его осуществления в экономике России.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Методы регулирования:

-Антимонопольные законы. Развитие законов. Жесткость контроля исполнения законов со стороны государства.

-Стимулирование государством развития платежеспособного спроса всех категорий потребителей: населения, производственного спроса. Это приведет к развитию производства, увеличению количества товаропроизводителей и развитию конкуренции.

-Контроль деятельности естественных монополий, контроль цен на их товары и услуги. Они не могут вести себя как коммерческие структуры. Цена должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем максимизацию получения роста
ВВП (главным образом за счет развития реального сектора экономики).

-Государственные меры по выполнению антимонопольного законодательства: ускоренное рассмотрение в суде, ответственность судей за нарушение сроков рассмотрения антимонопольных дел.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО
ЕЭС России" контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" -
94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.

Проблемы антимонопольного регулирования в России:

-Отсутствие заинтересованности государства в проведении антимонопольной политики (отсутствие серьезных дел в суде, непринятие мер по естественным монополиям, отсутствие защитительных мер по защите потребителей, пострадавших от финансовых махинаций и финансовыми пирамидами, отсутствие контроля за процессом приватизации (аукционы)).

-Слабость судебной (арбтражной) и исполнительной систем.

-Бездеятельность самих антимонопольных органов. Получила развитие в основном деятельность по защите прав потребителей, но на локальном уровне
(не как система).

-Коррупция и криминализация.

-Экономическая и технологическая неподготовленность (все это понимали, кроме Гайдара. Переход к свободному рынку от государственного монополизма
– утопия.).

-Противоречие интересам олигархов.

-Противоречие интересам региональных властей.

-Плохая управляемость хозяйственными структурами в условиях рынка.

2 вариант ответа

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.
Называются несколько причин:
1. Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
2. Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
3. Малый бизнес так и не получил должного развития.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:
1. Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей);
2. Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
3. Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
4. Согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.
Методы Антимонопольной Политики
1. Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

2. Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией.
3. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.
4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.
5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изометрические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод
(листовая инструментальная холоднокатная сталь) и др.
Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.