Планирование и управление предприятиями железнодорожного транспорта
Планирование и управление предприятиями железнодорожного транспорта
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Характеристика структуры и порядка разработки
производственной программы
1.1 Характеристика предприятия и основные этапы его
развития
1.2 Анализ финансового состояния завода за прошедший
период и современное состояние рынка ремонтных услуг
1.3 Технико-экономические показатели и планирование в
ремонтном производстве
1.4 Производственная программа предприятия
1.5 Анализ плана по труду
1.6 Планирование издержек производства и себестоимости
продукции
ГЛАВА 2 Элементы системы СПУ и ее применение в
ремонтном производстве
2.1 Элементы сетевого планирования. Сетевые графики
2.2 Операции, входящие в состав сетевых графиков
2.3 Особые ограничения. Критический путь. Резерв
времени
ГЛАВА 3 Применение системы СПУ при ремонте электровозов
3.1 Разработка сетевого графика
ремонта электровоза
3.2 Мероприятия по улучшению деятельности
завода на основе системы СПУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А План по труду на 2009-2010 год
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анализ затрат на производство
товарной продукции за 2008г., тыс. руб.
ПРИЛОЖЕНИЕ В План/факт на 2008 год
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Программа ремонта
электровозов на НЭРЗ в 2008 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Выдача узлов электровоза в аппаратном цехе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность сетевого планирования на предприятиях железнодорожного транспорта в настоящее время не вызывает сомнения. Наряду с линейными графиками и табличными расчетами сетевые методы планирования находят широкое применение при разработке перспективных планов и моделей создания сложных производственных систем и других объектов долгосрочного использования. Сетевое планирование служит основой экономических и математических расчетов, графических и аналитических вычислений, организационных и управленческих решений, оперативных и стратегических планов, обеспечивающих не только изображение, но и моделирование, анализ и оптимизацию проектов. Целью и предметом данной выпускной квалификационной работы станет исследование системы сетевого планирования и управления (СПУ) на предприятия железнодорожного транспорта. Для выполнения поставленной задачи необходимо рассмотреть методологию сетевого планирования, сущность и роль СПУ как метода планирования управления. Будет проведен анализ финансового состояния НЭРЗ, рассмотрены издержки производства и себестоимость продукции, производственная программа предприятия, план по труду. Объектом исследования станет Новосибирский электровозоремонтный завод филиал ОАО «ЖЕЛДОРРЕММАШ». При сетевом планировании производства выражается, какие работы, в какой последовательности и за какое время предстоит выполнить, чтобы обеспечить окончание всех видов деятельности не позже заданных: - видна цепочка работ, от которых зависит своевременное выполнение проекта; - после составления сетевого графика выявляются резервы, который можно использовать внутри проекта и, следовательно, сократить длительность и стоимость.
Для исследования обратимся
к трудам специалистов и практиков. Среди них Богатин Ю.В., Швандар В.А.,
Видяпин В.И., Генкин Б.М., Егоршин А.П. Каптёлкин В.А., Кофман А., Дебазей Г.,
Петрова Ю.Д., Раков В.А., Савицкая Г.В., Шлендер П.Э. и многие другие.
ГЛАВА 1 Характеристика структуры и порядка разработки
производственной программы
1.1 Общая
характеристика. Основные этапы развития
История
Новосибирского электровозоремонтного завода начинается со строительства
паровозоремонтных мастерских (приказ заместителя наркома путей сообщения
№7–156/У3–1941г.), а выпуск продукции начали в 1942–1943 годах.
В 1964 году
началось освоение ремонта электровозов Новочеркасского электровозостроительного
завода. В 1971–1975 годы полностью закончена
реконструкция завода.
За период с 1964 года до
настоящего времени заводом освоены и выпущены из ремонта электровозы
производства Новочеркасского электровозостроительного завода серий: ВЛ–8; ВЛ–10;
ВЛ–23; ВЛ–60 и производства завода «Шкода» г. Пльзень Чехословакия серий: ЧС–2;
ЧС–3; ЧС–4; ЧС–2т; ЧС–4т [11, с. 67; 17, с. 17].
В 2000 году завод
прекратил ремонтировать электровозы серии ВЛ–60. В 1997 году был освоен ремонт
электровозов серии ЧС–4т в объёме КР–2 и ремонт новой серии ЧС–2т в объеме КР–1,
а в 1999 году в объёме КР–2.
По итогам работы за 2000
год Новосибирскому ЭРЗ присуждено 1–ое место в соревновании среди предприятий
МПС.
В номинации БИЗНЕС–ОЛИМП
«За успешное развитие партнерства и решение социальных задач» завод объявлен
лауреатом по итогам 2000 года.
Основными целями
деятельности Завода являются удовлетворение потребностей железных дорог,
отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций в ремонте электровозов,
колесных пар и тяговых двигателей, механизмов, узлов и запасных частей при
высоком качестве, надежности, снижения себестоимости и получение прибыли.
Для достижения указанных целей Завод осуществляет
следующие виды деятельности:
– производство капитального ремонта электровозов;
– производство капитального ремонта тяговых двигателей
и вспомогательных машин;
– производство капитального ремонта локомотивных
колесных пар;
– изготовление деталей контактной сети;
– производство запасных частей для подвижного состава;
– выпуск чугунного литья, поковок, штамповок;
– разработка конструкторской документации на ремонт
электровозов, узлов и деталей;
– производство товаров народного потребления;
– выполнение работ по договорам с заказчиками;
– осуществление в установленном порядке
внешнеэкономической деятельности в производстве работ, составляющих основу
деятельности завода.
Имущество Завода, находящееся на его балансе,
закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения и состоит из основных
фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых
отражается в его самостоятельном балансе [16, с. 29].
Завод владеет, пользуется и распоряжается имуществом в
пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Источниками формирования имущества Завода являются:
– имущество, закрепленное за Заводом МПС РФ;
– денежные и иные средства, полученные от оказанных
услуг, производства работ и реализации продукции;
– средства, выделенные в установленном порядке из
федерального и местного бюджетов, фондов МПС РФ;
– кредиты банков и другие средства кредиторов;
– доходы от ценных бумаг;
– иные источники, не запрещенные законодательством
Российской Федерации.
Сильно изношены здания и сооружения завода, состояние
которых влияет на осуществление плана производственной программы. Возрастной
состав зданий и сооружений представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Возрастной состав зданий и сооружений
№ п/п
|
Возрастной состав
|
Количество зданий
|
Средний %
износа
|
1
|
От 5 до 10 лет
|
1
|
11
|
2
|
От 10 до 20 лет
|
7
|
44
|
3
|
От 20 до 50 лет
|
32
|
62
|
4
|
Свыше 50 лет
|
7
|
54
|
Приведенный анализ показывает, что порядка 14,9 %
зданий и сооружений построено в послевоенные годы хозяйственным способом и в
настоящее время 7% зданий требуют капитального ремонта.
Численность рабочих Новосибирского электровозоремонтного
завода в период с 1996 года колебалась как в сторону увеличения (максимальное
значение – 2332 человека зафиксировано в 1996 году), так и в сторону уменьшения
(минимум рабочих – 1860 человек было на заводе в 2004 году). Контингент
изменялся в зависимости от плановых и фактических объёмов ремонта, задания
руководства на сокращение численности по указанию МПС. По состоянию на 20 марта
2002 года общая численность работников НЭРЗ составляет 2333 человека, что на 1
человека больше максимального значения за прошедшие 12 лет (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2 – Численность рабочих НЭРЗ
Отдел
|
Численность
|
Женщин
|
Мужчин
|
Руководители
|
Специалисты
|
Рабочие
|
Служащие
|
Заводоуправление
|
9
|
1
|
8
|
9
|
-
|
-
|
-
|
Отдел главного технолога
|
29
|
13
|
16
|
6
|
20
|
1
|
2
|
Отдел главного конструктора
|
13
|
3
|
10
|
1
|
12
|
-
|
-
|
Экономический отдел
|
17
|
12
|
5
|
3
|
14
|
-
|
-
|
Финансовый отдел
|
5
|
4
|
1
|
1
|
4
|
-
|
-
|
Главная бухгалтерия
|
19
|
19
|
-
|
5
|
13
|
-
|
1
|
Юридическое бюро
|
2
|
2
|
-
|
1
|
1
|
-
|
-
|
Отдел кадров
|
10
|
9
|
1
|
1
|
8
|
1
|
-
|
Отдел главного механика
|
5
|
1
|
4
|
2
|
3
|
-
|
-
|
Отдел главного метролога
|
11
|
3
|
8
|
1
|
4
|
6
|
-
|
Отдел главного энергетика
|
7
|
6
|
1
|
1
|
6
|
-
|
-
|
Отдел маркетинга
|
12
|
5
|
7
|
1
|
5
|
6
|
-
|
Прочие отделы
|
314
|
144
|
170
|
5
|
53
|
207
|
4
|
Электровозосборочный цех
|
259
|
64
|
195
|
20
|
4
|
235
|
-
|
Электромашинный цех
|
222
|
48
|
174
|
16
|
6
|
200
|
-
|
Аппаратный цех
|
181
|
34
|
147
|
10
|
6
|
165
|
-
|
Колесный цех
|
84
|
19
|
65
|
8
|
4
|
72
|
-
|
Ремонтно-комплектовочный цех
|
64
|
17
|
47
|
5
|
4
|
55
|
-
|
Секционный цех
|
152
|
98
|
54
|
7
|
4
|
141
|
-
|
Тележечный цех
|
117
|
24
|
93
|
8
|
6
|
103
|
-
|
Инструментальный цех
|
67
|
17
|
50
|
5
|
4
|
58
|
-
|
Литейный цех
|
129
|
45
|
84
|
10
|
5
|
113
|
1
|
Кузнечный цех
|
61
|
21
|
40
|
4
|
4
|
53
|
-
|
Ремонтно-механический цех
|
73
|
13
|
606
|
3
|
64
|
0
|
|
Энергоцех
|
103
|
35
|
68
|
7
|
2
|
94
|
-
|
Теплосиловой цех
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
Строительный цех
|
71
|
23
|
48
|
4
|
2
|
65
|
-
|
Котельный цех
|
95
|
25
|
70
|
10
|
1
|
84
|
-
|
Центральная заводская лаборатория
|
20
|
19
|
1
|
1
|
3
|
16
|
-
|
Автотранспортный и ж/д участки
|
109
|
13
|
103
|
9
|
10
|
96
|
1
|
ЖКХ
|
72
|
56
|
16
|
4
|
12
|
56
|
-
|
ИТОГО:
|
2333
|
788
|
1545
|
215
|
217
|
1892
|
9
|
Что касается возрастного состава, то наибольшую группу
здесь представляют рабочие в возрасте 41–50 лет (31,4%). Вторая по величине
группа рабочих: среди мужчин (21–30 лет) – 358 человек (15%), среди женщин (31-40
лет) – 153 человека (6,5%). Также на заводе числятся 4 рабочих в возрасте до 18
лет (3 парня и одна девушка) и 193 работника в возрасте свыше 60 лет (136 из
которых – мужчины). Данные приведены в таблице 1.2. Среднесписочная численность
производственно–промышленного персонала (ППП) и непромышленной группы
представлена на рисунке 1.1.
Рисунок
1.1 – Динамика численности рабочих 2003–2009 год, чел.
1.2 Анализ финансового состояния завода за прошедший
период и современное состояние рынка ремонтных услуг
Значения финансовых показателей Новосибирского
электровозоремонтного завода за 2008–09 годы представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Финансовые
показатели НЭРЗ на 2008–2009 годы
Данные таблицы свидетельствуют о том, что финансовое
положение Новосибирского электровозоремонтного завода в последнее время крайне
медленно, но улучшается. Это можно проследить по динамике ряда показателей.
Во–первых, увеличилась прибыль предприятия более чем в
два раза. Уменьшилась статья «Убытки прошлых лет» на 8,2 млн. руб.
Общее изменение дебиторской задолженности характеризуется
положительно, т.е. сумма за 2008 год в 85199 тыс. рублей снизилась до 83889 тыс.
рублей, однако сильно увеличилась сумма долга железных дорог перед предприятием
(в 4,62 раза по сравнению с предыдущим годом).
Неважное положение складывается в части возврата
кредитов и уплаты налогов. При внешнем изменении кредиторской задолженности в
сторону уменьшения на 15,6 млн. рублей общая картина выглядит много хуже, т.к.
данная сумма составляет лишь 7 % от всей суммы долга. Это вызвано тем, что,
несмотря на оплату в бюджет более 90 млн. рублей завод увеличил долг перед внебюджетными
фондами более чем на 40 млн. рублей.
Таким образом, превышение кредиторской задолженности
над дебиторской в 2,7 раза, что 13% больше чем в 2008 году.
Финансовая деятельность осуществляется за счет заемных
средств. При значительной дебиторской задолженности выполняются не все обязательные
платежи, практически не изменяется кредиторская задолженность. Недостаток
собственных оборотных средств практически не изменился в течение последних лет,
так как высвобожденные оборотные средства были направлены на восполнение
технологических заделов (незавершенное производство) и оплату поставляемых
материалов [16, с. 72].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|