Почему я выбрал профессию менеджера?
Почему я выбрал профессию менеджера?
Реферат
Тема : Почему
я выбрал профессию менеджера?
Содержание:
Введение
Менеджмент
Профессия «менеджер»
Особенности обучения менеджменту
Особенности менеджмента
Особенности работы менеджера
Структура работы менеджера
Проблемы в обучении менеджменту и их
решение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Есть такая профессия –
Менеджер.
Выбирая профессию, каждый
человек должен, прежде всего, самому себе ответить на вопрос: “Почему я выбрал
именно эту профессию?” Целью моего реферата является ответить на вопрос: ” Почему
я выбрала профессию менеджера? ” Для того чтобы это сделать нужно, в первую
очередь, определить, что такое «менеджмент» и каково значение профессии
менеджера в числе многих.
Ни одна компания не может
существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же
появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные
менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее
востребованных профессий.
Наука управления возникла
на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий
управления. Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между
людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, непосредственно либо
опосредованно влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности.
Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с
политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно
должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение
имеют и непременно должны учитываться положения трудового права. Как
самостоятельная наука, со своим предметом и методом, менеджмент сформировался в
конце 19 века.
Менеджмент
Английское слово
"management", употребляемое в русском языке без перевода происходит
от латинского слова "манус" - "рука". Первоначально это
слово использовалось в области управления животными и обозначало искусство
управления ими. Позднее оно было распространено на сферу человеческой
деятельности и стало применяться для обозначения процессов управления людьми и
организациями. Современное понимание этого термина, которое приведено в
Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:
1) вид деятельности,
процесс управления людьми в разнообразных организациях,
2) область человеческого
знания, особое искусство, навык управления,
3) определенную категорию
людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров
отрасли, предприятия, подразделения.
Итак, менеджмент - это в
первую очередь управление. А управление, по определению Питера Друкера, это
особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную,
целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить
как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с
целью повышения эффективности ее работы. А менеджера - как работника компании,
принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему
производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему
работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.
Профессия
«менеджер»
Каждое структурное
подразделение фирмы возглавляет менеджер, основной вид деятельности которого
включает в себя управление внутренними процессами в подразделении и
согласование их со всеми внешними процессами. По аналогии с группированием
структурных подразделений, одни менеджеры подчиняются другим менеджерам, образуя,
таким образом, иерархию менеджеров (управленческую иерархию).
Следует также учесть, что
высокий уровень квалификации и большой объем ответственности работника еще не
означают того, что он является менеджером. Если он самостоятельно и единолично
выполняет работу, связанную с управлением, то это еще не дает оснований считать
его менеджером. Потребность в менеджменте появляется только в том случае, когда
объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников,
специализирующихся в конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять
их деятельностью.
Конечной целью
деятельности любого менеджера является достижение требуемого результата
(качества) всех производственных процессов, которые выполняются в возглавляемом
им структурном подразделении. Управление людьми - работниками компании не
является целью его деятельности, и представляет собой только способ и средство,
позволяющие менеджеру добиться нужных результатов.
По мнению специалистов, у
данной профессии есть ряд особенностей:
* Менеджер - это
руководитель и у него всегда имеются подчиненные.
* Менеджер может быть
предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным
работником.
* Менеджер может
руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.
* Менеджеры возглавляют
государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно
продолжить.
При этом менеджер может
возглавлять предприятие и организацию (менеджеры высшего звена), а может
возглавлять только часть ее (менеджеры среднего, низшего звена).
Среди основных функций
менеджера выделяют:
* Планирование -
определение целей организации и действий по их достижению;
* Организация -
структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;
* Распорядительство - это
процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;
* Координация -
согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;
* Мотивация - создание
условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их
обязанностями;
* Контроль - обеспечение
достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее
выполнения и своевременной корректировки ошибок.
Управление же отдельным
работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя
следующий минимальный набор действий и процедур, выполняемых менеджером:
* Передача прав и
ресурсов: подчиненным менеджерам передается право управлять работниками и право
распоряжаться ресурсами, подчиненным специалистам - только право распоряжаться
ресурсами.
* Анализ результатов и
формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.
* Подготовка и
осуществление корректирующих управленческих действий.
Специалисты отмечают, что
в функциональном плане все действия менеджера условно могут быть распределены
по трем группам. Можно считать, что исполнение функций, отнесенных к одной из
трех групп, соответствует одной из трех ролей руководителя.
В этой системе главное
место занимает "Администратор", который производит необходимые
действия по управлению подчиненными ему работниками и формированию нужной
микросреды. "Технолог" обеспечивает технологическую поддержку
действий менеджера и подготовку решений, а "Специалист" занят
сопутствующей деятельностью неуправленческого характера.
В ряде случаев конкретные
действия менеджера невозможно однозначно отнести к той или другой роли.
Условность ролевого подхода проявляется в ситуациях, когда менеджеру приходится
решать задачи, одновременно входящие в сферу ответственности разных ролей.
Например, принятие решений представляет собой действие, в котором участвуют и
"Администратор" и "Технолог". Однако, распределение функций
руководителя в виде системы трех ролей позволяет в идеальном случае обеспечить
все функциональные потребности менеджера.
Ресурсы менеджера
представляют собой набор средств, которыми он располагает, и которые могут быть
им использованы в процессе управленческой деятельности. Система ресурсов менеджера
формируется из нескольких источников и включает в себя: административные,
профессиональные ресурсы и психологические ресурсы личности.
Источником
административных ресурсов является управленческая иерархия. В личные
административные ресурсы менеджера входит соответствующее его должности право
руководить подчиненными и управлять ресурсами. Получение этого ресурса
происходит в момент, когда менеджер "вступает в иерархию", этот
процесс можно назвать иерархизацией менеджера.
Профессиональные ресурсы
менеджера включают накопленный опыт практической управленческой деятельности и
специальные знания. Структура профессиональных ресурсов должна быть
ориентирована на обеспечение ролевых запросов. Одним из источников этих
ресурсов служит сама личность, самостоятельно инициирующая процессы получения
знаний, и иерархия как источник управленческого опыта и знаний.
Психологические ресурсы
менеджера включают в себя стиль делового поведения и способ мышления.
Источником этого ресурса является сама личность, заданная структурой базовых
компонент, включающих способности, темперамент, характер, волевые качества,
эмоции и мотивацию.
Баланс системы ресурсов
является одним из условий хорошей работы менеджера: профессиональные и
психологические ресурсы менеджера должны соответствовать административным
ресурсам, которые будут ему предоставлены в результате иерархизации.
В заключение хочется
отметить, что лишь навыки топ - менеджеров, то есть менеджеров высшего звена,
можно считать универсальными, поскольку только они применимы в разных
компаниях, независимо от отраслевой принадлежности и организационной формы. Чем
ниже ранг менеджера, тем более специализированы его знания и навыки по
отношению к данной конкретной отрасли деятельности.
Особенности
обучения менеджменту
В настоящее время
управление является такой же профессией, как и все остальные, а обучение
менеджменту стало привычным делом в подготовке профессионалов управления. В то
же время, развитие навыков управления необходимо всем работникам в организации.
Так, курс менеджмента уже преподается во всех вузах и знания теорий и концепций
менеджмента достаточно, поскольку от работника требуется лишь понимание своего
места и назначения в организации. В другом положении находятся люди, изначально
выбравшие профессию менеджера. Для них знание концепций и теорий лишь
технология работы. В эпоху постоянных изменений от менеджера требуется умение
использовать имеющиеся знания в конкретной ситуации, а так же выбирать
направление приложения усилий всей организации.
Часто можно слышать вопрос:
«Сколько стоит обучение менеджменту?» Задавать такой вопрос все равно, что
пытаться экономить на обучении менеджеров, забывая о том, во сколько обходятся
ошибки управляющих. Необходимо смотреть на обучение менеджменту не как на
затраты, а как на инвестиции, позволяющие использовать возникающие
благоприятные возможности.
Только тогда, когда
результаты обучения будут выражаться ростом вознаграждения, способного вернуть
вложенные средства, можно ожидать устойчивый платежеспособный спрос на
обучение. В свою очередь, зарплата является оценкой выполненной работы,
следовательно, обучение должно готовить человека к работе, а результаты
обучения проявляться в деятельности человека, что придает обучению смысл. Так,
рейтинг школ бизнеса учитывает зарплату выпускников, т.е. качество обучения
оценивается по их востребованности, которая зависит от результатов работы. С
экономической точки зрения, если результат обучения должным образом не
отражается в заработной плате, то нет смысла платить за учебу.
С другой стороны, результаты
обучения напрямую не зависят от вложенных денег. Оплата является необходимым,
но не достаточным условием, поскольку приобретаемые знания и умения — не товар,
который можно получить в обмен на деньги, а результат деятельности самого
слушателя в процессе обучения. Вы можете купить продукты, технику, даже
информацию, но никто, ни одна школа бизнеса, не зависимо от ее рейтинга, не
сможет продать вам знания и принимать за вас правильные решения в дальнейшей
деятельности. Подобный подход к знанию, как к товару, а к учебному заведению,
как к магазину, свидетельствует о непонимании сущности образования и об
отсутствии у учащегося чувства ответственности за свои действия в процессе
обучения.
Особенности
менеджмента
Прежде чем говорить об
обучении менеджменту, необходимо отметить принципиальные особенности
менеджмента как учебной дисциплины. Во-первых, менеджмент — это управление
людьми в организации, их поведением и взаимодействием друг с другом, где на
первом месте стоит человек с его интересами и возможностями. Во-вторых, это
практическая дисциплина, в основе которой лежат не только знания, сколько
действия и умения человека. Т.е. недостаточно объяснять происходящие явления, а
необходимо уметь использовать существующие теории на практике. В-третьих, менеджмент
— это междисциплинарная наука, включающая в себя концепции экономики,
социологии, психологии, антропологии …, до исследования операций, теории систем
и математики. В четвертых — истинность теорий и концепций менеджмента
подтверждается успешным опытом деятельности организаций, т.е. их практической
значимостью.
Другое отличие в том, что
менеджер принимает на себя ответственность за результаты деятельности других
людей, и в силу этого, обладает необходимыми полномочиями. Поскольку менеджер
несет ответственность за получение результата, то ему платят не за размышления
и знания, а за умение «добиться» результата от людей в его подчинении, т.е. за
выполненную работу. Таким образом, работу самого менеджера оценивают по
результатам работы всей организации.
Все вышеперечисленные
особенности необходимо учитывать в содержании программ обучения и методике их
преподавания.
Ключевым моментом в
обучении менеджменту как профессии, является понятие работа менеджера, которое
определяет уровень вознаграждения, и, как сказано выше, служит побудительной
причиной к обучению и повышению профессионального уровня.
Поскольку результаты
обучения выражаются в деятельности, то будущего менеджера необходимо
подготовить к предстоящей работе. Важно отметить, что о работе менеджера судят
не потому, что он делает и чего добивается, а по тому, как работают и каких
результатов добиваются люди в его подчинении. Но в чем заключается и с чем
связана работа самого менеджера? Каким образом можно научить выполнению работы?
Особенности
работы менеджера
Работа менеджера включает
в себя задачи, которые необходимо выполнить, чтобы организация достигла
поставленных целей. Кроме того, именно работа, как деятельность, направленная
на получение результата, является критерием оценки менеджера, главным
измерителем его профессионализма и должна быть стержнем, вокруг которого
выстраивается обучение. Подтверждением этому служит оценка выпускников школ
бизнеса, основанная на их годовой зарплате, что является естественным и
объективным измерителем качества обучения, содержания учебной программы и самих
школ бизнеса в целом.
Понятие работы, как
деятельности, направленной на получение результата, по Т. Котарбинскому можно
разложить на элементы, присущие деятельности человека и выявить ее основные
составляющие.
Работа — это, прежде
всего результат, который можно измерить, оценить, использовать в другой работе
или продать. Кроме того, любой работе свойственно преобразование исходного
материала в готовое изделие, которое осуществляется по определенной технологии.
Поскольку работа рассматривается как деятельность человека, то необходимо особо
отметить работника, как человека, имеющего определенные намерения и
осуществляющего действия в направлении достижения результата. Важным элементом,
объединяющим человека и результат работы, является инструмент, применение
которого позволяет воздействовать на материал, а способ воздействия отражает
степень владения инструментом и определяет уровень получаемого результата.
Таким образом, если
обучение является подготовкой к работе, то необходимо добиться понимания ее
смысла, содержания, структуры, результата. Качество обучения в этом случае
будет выражаться в знании технологии, владении инструментом и наличии намерений
и проявляться в полученном результате.
Развитие кадров управления
является в настоящее время ключевым элементом, позволяющим организации
адаптироваться к изменениям и устойчиво развиваться. Для осознания происходящих
во внешней среде преобразований и проведения организационных изменений нужны
менеджеры, которые будут в состоянии ставить собственные цели и самостоятельно
принимать решения, а не ждать указаний свыше или копировать действия других.
Содержание работы
менеджера можно представить как набор задач и вопросов, которые находятся на
«повестке дня». Проанализировав многообразие задач, можно выявить ключевые
задачи, свойственные только работе менеджера, и не зависящие от уровня и стиля
управления, выполнение которых позволяет объединить ресурсы в «живой и
развивающийся организм», т.е. преобразовать материалы в изделие под названием
организация и добиться поставленной цели. Согласно П. Друкеру можно выделить
общие для всех менеджеров и характерные только для их работы пять основных
задач.
1. Постановка целей. Эта
задача включает постановку целей, определение их характеристик и подразумевает
умение не только решать, что нужно сделать для достижения цели, но и найти, и
сформулировать общую цель.
2. Организация работы —
это анализ необходимых действий, решений и отношений, классификация и
разделение работы, построение организационной структуры для координации
выполнения работы.
3. Мотивация и общение —
это комплексная задача по созданию из множества людей единомышленников,
построению отношений с людьми, отношений их к работе и группового
взаимодействия, стимулирование и вознаграждение за хорошую работу.
4. Измерение показателей
— заключается в установлении показателей и критериев, отражающих эффективность
выполнения отдельной работы и организации в целом, проведении анализа
эффективности каждого работника, оценке и интерпретации.
5. Развитие своих
подчиненных — заключается в развитии и профессиональном совершенствовании
работников, помощи в раскрытии способностей, укреплении их личностных качеств и
создании условий для саморазвития.
Эти основные задачи —
базовые элементы содержания работы любого менеджера. Каждая из задач требует
особых качеств и квалификации. Умение решать одну из задач еще не делает
человека менеджером. Знание основных задач позволит оценить и
сконцентрированность направленность программ обучения и развить умение решать
подобные задачи на практике, т.е. обеспечить готовность менеджера к работе.
Каждый работник может улучшить свою деятельность в качестве менеджера,
совершенствуя выполнение именно этих задач, поскольку при отсутствии умения
решать одну из задач невозможно считать себя настоящим менеджером. Интересно
отметить, что эти пять задач, слабо корреспондируются с 20—30 предметами,
обычно представленными в программах обучения менеджменту. Таким образом, для
эффективной работы в качестве менеджера необходимо концентрировать свое
внимание на выполнении основных задач, а при выборе или составлении программ
обучения уделять внимание возможности развития знаний и умений, способствующих
решению этих задач.
Структура
работы менеджера
Однако, помимо
содержательной стороны работы, знания того, что делать, чему учить и какие
предметы вводить в программу обучения, существует процессуальная сторона
обучения, которая не только показывает, как надо делать, но и является основой
для построения методики обучения. Учитывая наличие содержательной стороны
деятельности — в виде пяти основных задач и процессуальной — в виде методов
обучения менеджменту, можно представить работу менеджера в рамках предложенной
Т. Котарбинским модели работы.
Страницы: 1, 2
|