скачать рефераты

МЕНЮ


Подготовка, переподготовка, повышение квалификации трудовых ресурсов в общем и на железной дороге

Внедряя современные обучающие, тестирующие и экзаменационные компьютерные программы, в ДЦО не отказы­ваются от традиционных форм, разрабатывая методические пособия для изучения устройства тяжелых путевых машин, бесстыкового пути, а также лабораторных работ дефектоскопистами подвижного состава. Ежегодно увеличивает­ся количество профессий, по которым разрешена начальная подготовка.

  Неоценимую помощь в совершенствовании учебного оборудования и полигонов  оказывают отраслевые служ­бы и предприятия дороги. По заказам ДЦО изготавливают различные наглядные пособия, в первую очередь, приборы безопасности и современные дефектоскопы.

Чтобы иметь дополнительные средства на финансирова­ние развития базы, ДЦО готовит машинистов тепловозов, их помощников, монтеров и бригадиров пути, составителей поездов, деффектоскопистов, мастеров погрузки для промыш­ленных предприятий. На рассмотрение Департамента ло­комотивного хозяйства МПС готовится проект двухгодичного многоступенчатого обучения машинистов локомотивов (сле­сарь — помощник машиниста – машинист).                                                                                                           В планах ДЦО — не только подготовка специалистов, но и воспитательная работа, способствующая укреплению тру­довой и производственной дисциплины, повышению пре­стижности работы на железнодорожном транспорте, сниже­нию текучести кадров.



ДОГОВОРНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ «ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ».

ИНВЕСТИЦИИ В ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.


К настоящему времени в зарубежной экономической теории и хозяйственной практике утвердилась кадрово-образовательная концепция инновационного про­цесса, согласно которой трудовые ресурсы, или человечес­кий капитал, рассматриваются как единственный источник всех перспективных качественных сдвигов в науке, технике, производстве в целом. Этим объясняется повышенный инте­рес к развитию системы высшего и продолженного образо­вания. Причем на первый план сегодня выходит проблема эффективности инвестиций в подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов, повышения адап­тивных возможностей образовательной системы.

Сам факт возникновения этой проблемы и сложность ее решения объясняются двойственностью положения вуза. С одной стороны, он является одним из элементов рыночной экономики, образующим и поддерживающим рыночные отношения. Так, формируя рынок высококвалифицирован­ной рабочей силы, он выступает товаропроизводителем. Затем он является субъектом рынка научной продукции, представляя собой одновременно товаропроизводителя и потребителя. Кроме того, вуз обеспечивает функциониро­вание других товаропроизводителей различными услугами, являясь при этом элементом инфраструктуры рынка. В современных условиях и отечественные вузы, финансовые потребности которых из госбюджета удовлетворяются  лишь на 30-40 %, вынуждены проводить обширные мар­кетинговые исследования, оценивая текущее состояние и перспективы рынков труда и научной продукции. Подобная работа позволяет выявить наиболее очевидные пробелы в кадровом потенциале предприятий, обусловленные принци­пиальными изменениями в условиях хозяйствования, и на­чать подготовку специалистов, дефицит которых наиболее болезненно сказывается на производственной деятельности. Кроме того, появляется возможность определить тема­тику исследовательских программ, представляющих взаимный интерес для вузов и предприятий. Тем самым усилива­ется рыночная ориентация вуза.

В подобной ситуации в лучших условиях находятся те учебные заведения, которые накопили достаточный опыт успешного сотрудничества с предприятиями на основе договорных отношений. К их числу относится и Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДвГУПС). В сложной социально-экономической обстановке университету удалось не только сохранить складывающиеся десятилетиями связи с предприятиями железнодорожного транспорта, но и обогатить и углубить их.

Договорные отношения «вуз - предприятие» предпо­лагают взаимовыгодное сотрудничество по трем направле­ниям деятельности: подготовка специалистов с высшим об­разованием, переподготовка и повышение квалификации, проведение прикладных исследований. Когда в университете началась реализация системы целевой индивидуальной под­готовки студентов (ЦИПС), наступил новый этап во взаи­моотношениях «вуз - предприятие». Учитывая конкретные потребности заказчиков, ЦИПС позволяет студентам - уси­лить и расширить отдельные элементы подготовки по осва­иваемой ими специальности либо дополнительно приобрес­ти вторую специальность. Предприятия же получают необ­ходимое количество специалистов с заданными качествен­ными характеристиками и привлекают научный потенциал вуза к решению конкретных технических, экономических, управленческих задач. У вуза при этом появляются допол­нительный источник финансовых поступлений и возмож­ность поддерживать качество обучения на высоком уровне за счет более тесных и разнообразных контактов с предпри­ятиями. Эти контакты включают совместное проведение профориентационной работы, определение целей и содер­жания подготовки, организацию практики и стажировки, оснащение учебных и научных лабораторий, контроль ка­чества обучения.

Интересно, что если на начальном этапе, вступая в дого­ворные отношения в рамках программ ЦИПС, предприятия стремились прежде всего преодолеть неопределенность в изучении качества подготовки молодых специалистов, то теперь их заботит и проблема количества. Ведь, по имеющимся оценкам, за последние 8 лет доля юношей и девушек от 18 до 30 лет снизилась на предприятиях железнодорожного транспорта с 22 до 18 %, а обеспеченность отрасли специалистами с высшим образованием упала за последние годы на 5%.

В соответствии с указанием МПС России введена совместная с железными дорогами работа по потребности в подготовке и переподготовке специалистов в области управления с учетом изменений во внешне хозяйственной среде деятельности предприятия отрасли.

Работа во время практики после первого и второго курсов позволяют руководителям практики и заинтересо­ванным работникам предприятия-заказчика составить об­щее представление о способностях студента, его творческом потенциале, поведенческих характеристиках и в результате определить, в каких должностях возможна его наиболее полная реализация как специалиста. С учетом этого состав­ляется программа прохождения студентами дальнейшей практики непосредственно на их будущих рабочих местах.

При условии успешного освоения студентом основной и дополнительной учебной программы и качественного вы­полнения заданий практики в договоре ЦИПС предусмот­рена доплата к стипендии в размере, устанавливаемом заказчиком.

Помимо прямого финансирования отдельных элементов подготовки конкретных студентов (дополнительных учебных программ, практики, стажировки) предприятия в рамках договорных отношений с вузом направляют средства на закупку учебного и научного оборудования, что позволяет удерживать обучение на современном уровне.

Многолетний опыт плодотворного сотрудничества вузов с предприятиями железнодорожного транспорта позволил провести совместное исследование по оценке со­ответствия качественных характеристик работников кадро­вых и экономических служб требованиям, предъявляемым  к персоналу предприятий, работающему в современной ры­ночной среде. В результате был сделан вывод, что многие работники не имеют достаточного образовательного уров­ня, а у части профиль подготовки не соответствует характе­ру выполняемых функций. Если все это не сказывалось на качестве их работы в прежних условиях, то сегодня может обернуться существенными экономическими, потерями, пря­мыми или косвенными. При этом перепод­готовка или повышение квалификации работников в ряде случаев не дадут результатов, так как им не хватает базовых знаний в области общетехнических, экономичес­ких, гуманитарных дисциплин. И сами ра­ботники осознают необходимость не просто получения временных знаний по ряду направлений их деятельности, а повышения своего образовательного уровня в целом. Поэ­тому вузы и руководство дороги признали целесооб­разным организацию заочного обучения работников кад­ровых служб по специализации «Управление персоналом» специальности «Менеджмент».

Непрерывность образования наряду с получением заоч­ного образования, прохождением курсов переподготовки и повышения квалификации, предусматривает экономичес­кую учебу, организуемую на предприятиях. Осталась в про­шлом практика проведения экономической учебы «для га­лочки»; сегодня и рядовые, и руководящие работники про­являют вполне понятную заинтересованность в изучении основ рыночного хозяйства, ознакомлении с современными методами внутрипроизводственной организации и управле­ния.

Очевидно, что с подобной работой предприятия не мо­гут справиться самостоятельно. В свою очередь, вузы спо­собны выполнить ее лишь частично, так как не знакомы со структурой кадрово-образовательного потенциала конкретного предприятия, особенностями методов управления и стиля руководства, наработанным коллективом опытом перестройки хозяйственной деятельности и др. Поэтому понятно, что организация и успешное проведение экономи­ческой учебы возможны лишь при тесном сотрудничестве предприятий с вузами в рамках договорных отношений. В этом случае предприятия могут контролировать качество оплачиваемой ими услуги (курса занятий) на всех этапах, начиная с разработки ее качественных характеристик и заканчивая оценкой эффективности. Вполне очевидны и те преимущества, которые дает такая форма организации эко­номической учебы преподавателям вуза и, конечно же, са­мим слушателям.



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ОБУЧЕНИЯ  РАБОТНИКОВ ВЕДУЩИХ  ПРОФЕССИЙ.

Совершенствование профессиональных знаний и навыков основных участников перевозочного процесса - машинистов локомотивов, дежур­ных по станциям и поездных диспетчеров - является важнейшим направ­лением профилактической работы по обеспечению безопасности движе­ния поездов. Это - основа действующей на железнодорожном транспор­те системы подготовки и повышения квалификации работников. Ведь наряду с новичками, которые еще не в полной мере овладели своей специ­альностью, и опытные специалисты в ряде случаев допускают ошибки, приводящие к серьезным последствиям.


Участники перевозочного процесса должны обладать профессиональной компетентностью, уметь предвидеть возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, своевременно выявлять предпосылки к нарушению безопасности

поездов, полностью исключать их или быть готовыми к лиголизации последствий. Опыт проведения специализации занятий с машинистами-инструкторами дорогах подтверждает эффективность предъявляемых  требований в процессе обучения.

Обучающие должны иметь полное представление о важнейших момен­тах формирования личности участника перевозочного про­цесса и его социальной зрелости.

К сожалению, таких специалистов до настоящего време­ни в отрасли не готовили. Некоторые сдвиги в решении этой проблемы наметились с созданием в вузах МПС специаль­ных кафедр, которые призваны обеспечить знание будущи­ми инженерами путей сообщения основ работы железных дорог и правил их технической эксплуатации, особенностей функционирования человеко-машинных систем, динамики взаимодействия подвижного состава и пути и, наконец, способов ликвидации последствий чрезвычайных проис­шествий.

В процессе обучения, как и при проведении профилактической работы по обеспечению безопасности движения, непосредственные участники перевозочного процесса должны по­лучать наглядное представление о том, как влия­ют на их работу состояние организма, психофи­зиологические возможности, погода и другие факторы. Так, внезапные проверки готовности машинистов к поездке показали, что лишь у половины из них состояние организма при явке на работу полностью соответствует норме, у 20 % находится в пределах допустимых откло­нений, а у 30 % ниже нормы. После отдыха в пункте оборота - в норме у 65 %, в пределы допустимых отклонений - у 30, ниже нормы - у 5%.

Таким образом, около четверти машинис­тов после домашнего отдыха по своему психо­физиологическому состоянию фактически к работе не подготовлены.

Проверка уровня профессиональных знаний в условиях ограниченного времени важна для предупреждения сбоев в перевозочном процессе, но снижает надежность работы машиниста в целом, так как это несколько сдерживает его мыслительный процесс.

По вопросам обучения операторов на тренажерах сегод­ня существуют разные точки зрения. Безусловно, тренаже­ры - это эффективные средства обучения. Они различаются по стоимости и характеру воздействия на обучаемого. Наи­больший эффект дают тренажерные комплексы, но можно использовать и простые абстрактные модели, формирую­щие навыки управляющей деятельности и процесс принятия решения. Но обязательным во всех случаях является нали­чие реального пульта управления.

Опыт работы на тренажерах показывает, что только подготовка в условиях, близко имитирующих реальные, стимулирует максимальную заинтересованность обучаемых, необходимую для эффективной их тренировки и усвоения навыков и умений. И только в этом случае удается легко перейти с тренажера на реальный поезд или пульт диспетче­ра при минимальном времени стажировки и безусловном обеспечении безопасности движения.

Относительно дешевым и высокоэффективным, напри­мер для подготовки машинистов, может быть тренажер в виде вагона, включаемого в реальный поезд, где смонтиро­ваны пульты управления обучаемых и инструктора, а моделирования аудиовизуальной обстановки может быть выполнена в виде передающих телекамер, установленных в кабине машиниста локомотива, и микрофонов, связанных с аппаратурой аудио - видео воспроизведения на рабочих мес­тах. Инфформационно-вычислителыми системасдатчнками, фиксирующими любые управляющие действия обучаемых, и система автоматического контроля и регистрации этих действий монтируются также на рабочих местах в вагоне. Такой тренажер полностью отражает реальное движение поезда и продолжительность рабочей смены в условиях монотонии, почти полного отсутствия физической нагруз­ки, но значительного умственного и психического напряже­ния.

Для повышения эффективности управляющей деятель­ности основных участников перевозочного процесса необ­ходимо использовать пособия, разрабатываемые с учетом требовании закона опережающего поведения, важности ос­новных действий, обеспечивающих выход из аварийной ситуации (изучение обучаемыми примерно 20 % общего числа факторов позволяет им в 80 % случаев обеспечить безошибочную деятельность), усвоения и переработки ин­формации памятью, формирования психологических струк­тур деятельности и наличия лидерства в обучаемых группах. Лучшей результативности обучения способствует фор­мирование учебных групп из работников с равными профессиональными знаниями и умениями. При работе с индивидуальными средствами отображения информации в подгруппе должно быть не более пяти, а с коллективными - девяти человек. Кроме того, необходимо учитывать снижение у обучаемых мотивации к приобретению новых знаний при получении ими явно заниженной или завышенной оценки.

Совершенствование подготовки основных участников перевозочного процесса - важный фактор обеспечения безопасности движения поездов. Накопленный транспор­тными институтами научный потенциал, наличие опытного командно - инструкторского состава на железных дорогах позволяют в сжатые сроки реформировать систему повыше­ния уровня профессиональных знании и умений непосред­ственных исполнителей и тем самым добиться стабильной безаварийной работы стальных магистралей.



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ НА СТАНЦИИ.

В связи с тем, что в управле­нии технологическими процессами решающую роль играет человек,  его опыт и профессиональная подготовка, на станции проводится большая работа по отбору, обучению оперативного и командного состава, сохранению квалифицированных кадров в условиях  неизбежного сокращения штата работников.

С этой целью создаются и действуют образовательные подразделения. Проводится большая организационная работа, в результате которой необходимо получение лицензии на ведение подго­товки, переподготовки и повышение квалификации кадров. В соответствии с лицензией станция имеет возможность готовить на базе общего среднего образования работников широкого круга специальностей: операторов поста центра­лизации, операторов ЭВМ и сортировочной горки, сигна­листов, составителей поездов четвертого разряда и после курсового обучения без отрыва от производства составите­лей поездов пятого разряда, а в грузовом цехе - приемщиков поездов и товарных кассиров. Организация процесса обуче­ния регламентируется учебными планами, разрабатывае­мыми индивидуально на основе учебных программ. Непос­редственное руководство образовательным подразделени­ем возложено на инженера технического отдела.

Профессиональная подготовка кадров на станции вклю­чает теоретическое обучение и профессиональную практи­ку.

Практические занятия проходят непосредственно на рабочих местах. Вновь принимаемые, на станцию, работники после медицинского освидетельствования проходят вводный инструктаж и в присутствии инженера по охране труда знакомятся с маршрутом служебного прохода к рабочему месту. Для обеспечения тесной привязки обучения к мест­ным условиям и принятой на станции технологии, всесто­роннего изучения должностных обязанностей и действий в нестандартных ситуациях обучающийся работник закреп­ляется за опытным высококвалифицированным не освобож­денным от основной работы инструктором производствен­ного обучения, который в течение всего времени учебы несет за него ответственность.

Теоретические занятия и консультации с педагогичес­ким персоналом организует инженер по подготовке кадров. Воспользоваться учебной литературой, местными норма­тивными документами или получить ответ на возникшие вопросы работник может в любое удобное для него время. А непосредственно на рабочем месте не только закрепляются теоретические знания, но и под руководством опытного наставника обучающийся детально рассматривает последо­вательность действий, обращает внимание на те элементы технологических, операций, при выполнении которых, наиболее возможны ошибки и нарушения в работе, разбирает конкретные примеры. Подготовка кадров массовых профессий заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов.

Обновление материально-технической базы  стан­ции, переоснащение рабочих мест требует переобуче­ния работников, ознакомления их с новой техникой.

Важное направление технического обучения - подготов­ка оперативного персонала, выполняющего операции по приготовлению поездных и маневровых маршрутов, - де­журных по станции, операторов постов централизации и сортировочной горки.

Рабочий план, составленный для технического обучения дежурных по станции, включает в себя изучение положений ПТЭ и Инструкций, техническо-распорядительного акта, а также изменений в технологии работы с поездами и вагона­ми. С командным составом станции проводится разбор и анализ обстоятельств случаев брака, допущенных на стан­ции, а также на других предприятиях сети дорог. Прораба­тываются варианты оформления записей в журналах поезд­ной документации. При этом особое внимание обращается на наиболее часто допускаемые ошибки или неточности.

Отдельные вопросы требуют в течение года повторного, а то и неоднократного рассмотрения. В этих целях прово­дятся совещания по темам «Безопасность движения и со­хранность подвижного состава»,  «Сохранность перевозимых народнохозяйственных грузов», «Организация работы с опасными грузами», «порядок ликвидации аварийных ситуаций на станции». Сложившееся на дорогах неблагопо­лучное положение с уходом вагонов послужило причиной повторной проработки вопросов закрепления подвижного состава, предъявления повышенных требовании к ответ­ственным за закрепление работникам и проверки их знаний по зачетной системе.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.