Подготовка, переподготовка, повышение квалификации трудовых ресурсов в общем и на железной дороге
Внедряя современные обучающие, тестирующие и
экзаменационные компьютерные программы, в ДЦО не отказываются от традиционных
форм, разрабатывая методические пособия для изучения устройства тяжелых путевых
машин, бесстыкового пути, а также лабораторных работ дефектоскопистами
подвижного состава. Ежегодно увеличивается количество профессий, по которым
разрешена начальная подготовка.
Неоценимую помощь в совершенствовании учебного
оборудования и полигонов оказывают отраслевые службы и предприятия дороги. По
заказам ДЦО изготавливают различные наглядные пособия, в первую очередь,
приборы безопасности и современные дефектоскопы.
Чтобы иметь дополнительные средства на финансирование
развития базы, ДЦО готовит машинистов тепловозов, их помощников, монтеров и
бригадиров пути, составителей поездов, деффектоскопистов, мастеров погрузки для
промышленных предприятий. На рассмотрение Департамента локомотивного
хозяйства МПС готовится проект двухгодичного многоступенчатого обучения
машинистов локомотивов (слесарь — помощник машиниста –
машинист).
В планах ДЦО — не только подготовка специалистов, но и воспитательная работа,
способствующая укреплению трудовой и производственной дисциплины, повышению
престижности работы на железнодорожном транспорте, снижению текучести кадров.
ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ».
ИНВЕСТИЦИИ
В ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.
К настоящему
времени в зарубежной экономической теории и хозяйственной практике утвердилась кадрово-образовательная концепция инновационного
процесса, согласно которой трудовые
ресурсы, или человеческий капитал,
рассматриваются как единственный источник всех перспективных качественных сдвигов в науке, технике, производстве в целом. Этим объясняется повышенный
интерес к развитию системы высшего и
продолженного образования. Причем на первый план сегодня выходит
проблема эффективности инвестиций в подготовку
и переподготовку высококвалифицированных
специалистов, повышения адаптивных
возможностей образовательной системы.
Сам факт возникновения этой проблемы и сложность ее решения
объясняются двойственностью положения вуза. С одной стороны, он является одним
из элементов рыночной экономики, образующим и поддерживающим рыночные отношения. Так, формируя рынок высококвалифицированной рабочей
силы, он выступает товаропроизводителем. Затем он является субъектом рынка
научной продукции, представляя собой одновременно товаропроизводителя и потребителя. Кроме того, вуз обеспечивает
функционирование других
товаропроизводителей различными услугами, являясь при этом элементом инфраструктуры рынка. В современных условиях
и отечественные вузы, финансовые потребности которых из госбюджета
удовлетворяются лишь на 30-40 %,
вынуждены проводить обширные маркетинговые исследования, оценивая
текущее состояние и перспективы рынков труда
и научной продукции. Подобная работа позволяет выявить наиболее
очевидные пробелы в кадровом потенциале
предприятий, обусловленные принципиальными
изменениями в условиях хозяйствования, и начать подготовку специалистов, дефицит которых наиболее болезненно
сказывается на производственной деятельности.
Кроме того, появляется возможность определить тематику исследовательских программ, представляющих
взаимный интерес для вузов и предприятий. Тем самым усиливается рыночная ориентация вуза.
В подобной
ситуации в лучших условиях находятся те учебные заведения, которые накопили
достаточный опыт успешного сотрудничества с
предприятиями на основе договорных отношений. К их числу относится и
Дальневосточный государственный университет
путей сообщения (ДвГУПС). В сложной социально-экономической обстановке
университету удалось не только
сохранить складывающиеся десятилетиями связи с предприятиями железнодорожного
транспорта, но и обогатить и
углубить их.
Договорные
отношения «вуз - предприятие» предполагают
взаимовыгодное сотрудничество по трем направлениям деятельности: подготовка специалистов с высшим образованием,
переподготовка и повышение квалификации, проведение
прикладных исследований. Когда в университете началась реализация системы целевой индивидуальной подготовки студентов (ЦИПС), наступил новый этап во
взаимоотношениях «вуз - предприятие». Учитывая конкретные потребности
заказчиков, ЦИПС позволяет студентам - усилить и расширить отдельные элементы подготовки по осваиваемой ими
специальности либо дополнительно приобрести вторую специальность. Предприятия же получают необходимое количество
специалистов с заданными качественными
характеристиками и привлекают научный потенциал вуза к решению конкретных
технических, экономических, управленческих
задач. У вуза при этом появляются дополнительный источник финансовых
поступлений и возможность поддерживать
качество обучения на высоком уровне за
счет более тесных и разнообразных контактов с предприятиями. Эти
контакты включают совместное проведение профориентационной
работы, определение целей и содержания подготовки, организацию практики
и стажировки, оснащение учебных и научных
лабораторий, контроль качества
обучения.
Интересно, что если на начальном этапе, вступая в договорные
отношения в рамках программ ЦИПС, предприятия стремились
прежде всего преодолеть неопределенность в изучении качества подготовки молодых
специалистов, то теперь их заботит и проблема количества. Ведь, по имеющимся оценкам, за последние 8 лет доля юношей и девушек
от 18 до 30 лет снизилась на предприятиях железнодорожного транспорта с 22 до 18 %, а обеспеченность отрасли
специалистами с высшим образованием упала за последние годы на 5%.
В соответствии с указанием МПС России введена совместная с железными
дорогами работа по потребности в подготовке и переподготовке специалистов в
области управления с учетом изменений во внешне хозяйственной среде
деятельности предприятия отрасли.
Работа во время
практики после первого и второго курсов
позволяют руководителям практики и заинтересованным работникам
предприятия-заказчика составить общее
представление о способностях студента, его творческом потенциале,
поведенческих характеристиках и в результате определить, в каких должностях
возможна его наиболее полная реализация как
специалиста. С учетом этого составляется программа прохождения
студентами дальнейшей практики непосредственно на их будущих рабочих местах.
При условии успешного освоения студентом основной и дополнительной
учебной программы и качественного выполнения заданий практики в договоре ЦИПС
предусмотрена
доплата к стипендии в размере, устанавливаемом заказчиком.
Помимо прямого
финансирования отдельных элементов подготовки конкретных студентов
(дополнительных учебных программ, практики, стажировки) предприятия в рамках
договорных отношений с вузом направляют средства на закупку учебного и научного
оборудования, что позволяет удерживать обучение на современном уровне.
Многолетний опыт
плодотворного сотрудничества вузов с предприятиями железнодорожного транспорта позволил провести совместное исследование по
оценке соответствия качественных характеристик работников кадровых и экономических служб требованиям,
предъявляемым к персоналу
предприятий, работающему в современной рыночной среде. В результате был сделан вывод, что многие работники не имеют достаточного образовательного
уровня, а у части профиль подготовки не соответствует характеру выполняемых функций. Если все это не
сказывалось на качестве их работы в прежних условиях, то сегодня может обернуться существенными экономическими, потерями,
прямыми или косвенными. При этом переподготовка или повышение квалификации работников в ряде случаев не дадут результатов, так как им не хватает
базовых знаний в области общетехнических, экономических, гуманитарных
дисциплин. И сами работники осознают необходимость не просто получения временных знаний по ряду направлений их
деятельности, а повышения своего образовательного уровня в целом. Поэтому
вузы и руководство дороги признали целесообразным организацию заочного
обучения работников кадровых служб по
специализации «Управление персоналом» специальности
«Менеджмент».
Непрерывность образования наряду с получением заочного
образования, прохождением курсов переподготовки и повышения
квалификации, предусматривает экономическую учебу, организуемую на
предприятиях. Осталась в прошлом практика проведения экономической
учебы «для галочки»; сегодня и рядовые, и руководящие работники проявляют вполне понятную
заинтересованность в изучении основ
рыночного хозяйства, ознакомлении с современными методами внутрипроизводственной организации и управления.
Очевидно, что с подобной работой предприятия не могут справиться
самостоятельно. В свою очередь, вузы способны выполнить ее лишь частично,
так как не знакомы со структурой кадрово-образовательного потенциала
конкретного
предприятия, особенностями методов управления и стиля руководства, наработанным
коллективом опытом перестройки хозяйственной деятельности и др. Поэтому понятно, что организация и успешное проведение
экономической учебы возможны лишь
при тесном сотрудничестве предприятий с вузами в рамках договорных отношений. В
этом случае предприятия могут контролировать качество оплачиваемой ими услуги (курса занятий) на всех
этапах, начиная с разработки ее качественных характеристик и заканчивая оценкой эффективности. Вполне очевидны
и те преимущества, которые дает такая
форма организации экономической
учебы преподавателям вуза и, конечно же, самим слушателям.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
РАБОТНИКОВ ВЕДУЩИХ ПРОФЕССИЙ.
Совершенствование
профессиональных знаний и навыков основных участников перевозочного процесса -
машинистов локомотивов, дежурных по станциям и поездных диспетчеров - является
важнейшим направлением профилактической работы по обеспечению безопасности
движения поездов. Это - основа действующей на железнодорожном транспорте
системы подготовки и повышения квалификации работников. Ведь наряду с
новичками, которые еще не в полной мере овладели своей специальностью, и
опытные специалисты в ряде случаев допускают ошибки, приводящие к серьезным
последствиям.
Участники
перевозочного процесса должны обладать профессиональной компетентностью, уметь
предвидеть возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, своевременно
выявлять предпосылки к нарушению безопасности
поездов, полностью исключать их или
быть готовыми к лиголизации последствий. Опыт проведения специализации занятий
с машинистами-инструкторами дорогах подтверждает эффективность предъявляемых
требований в процессе обучения.
Обучающие должны
иметь полное представление о важнейших моментах формирования личности
участника перевозочного процесса и его социальной зрелости.
К сожалению,
таких специалистов до настоящего времени в отрасли не готовили. Некоторые
сдвиги в решении этой проблемы наметились с созданием в вузах МПС специальных
кафедр, которые призваны обеспечить знание будущими инженерами путей сообщения
основ работы железных дорог и правил их технической эксплуатации, особенностей
функционирования человеко-машинных систем, динамики взаимодействия подвижного
состава и пути и, наконец, способов ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
В процессе
обучения, как и при проведении профилактической работы по обеспечению
безопасности движения, непосредственные участники перевозочного процесса должны
получать наглядное представление о том, как влияют на их работу состояние
организма, психофизиологические возможности, погода и другие факторы. Так,
внезапные проверки готовности машинистов к поездке показали, что лишь у
половины из них состояние организма при явке на работу полностью соответствует
норме, у 20 % находится в пределах допустимых отклонений, а у 30 % ниже нормы.
После отдыха в пункте оборота - в норме у 65 %, в пределы допустимых отклонений
- у 30, ниже нормы - у 5%.
Таким образом,
около четверти машинистов после домашнего отдыха по своему психофизиологическому
состоянию фактически к работе не подготовлены.
Проверка уровня
профессиональных знаний в условиях ограниченного времени важна для
предупреждения сбоев в перевозочном процессе, но снижает надежность работы
машиниста в целом, так как это несколько сдерживает его мыслительный процесс.
По вопросам
обучения операторов на тренажерах сегодня существуют разные точки зрения.
Безусловно, тренажеры - это эффективные средства обучения. Они различаются по
стоимости и характеру воздействия на обучаемого. Наибольший эффект дают
тренажерные комплексы, но можно использовать и простые абстрактные модели,
формирующие навыки управляющей деятельности и процесс принятия решения. Но
обязательным во всех случаях является наличие реального пульта управления.
Опыт работы на
тренажерах показывает, что только подготовка в условиях, близко имитирующих
реальные, стимулирует максимальную заинтересованность обучаемых, необходимую
для эффективной их тренировки и усвоения навыков и умений. И только в этом
случае удается легко перейти с тренажера на реальный поезд или пульт диспетчера
при минимальном времени стажировки и безусловном обеспечении безопасности
движения.
Относительно
дешевым и высокоэффективным, например для подготовки машинистов, может быть
тренажер в виде вагона, включаемого в реальный поезд, где смонтированы пульты
управления обучаемых и инструктора, а моделирования аудиовизуальной обстановки
может быть выполнена в виде передающих телекамер, установленных в кабине
машиниста локомотива, и микрофонов, связанных с аппаратурой аудио - видео
воспроизведения на рабочих местах. Инфформационно-вычислителыми
системасдатчнками, фиксирующими любые управляющие действия обучаемых, и система
автоматического контроля и регистрации этих действий монтируются также на
рабочих местах в вагоне. Такой тренажер полностью отражает реальное движение
поезда и продолжительность рабочей смены в условиях монотонии, почти полного
отсутствия физической нагрузки, но значительного умственного и психического
напряжения.
Для повышения
эффективности управляющей деятельности основных участников перевозочного
процесса необходимо использовать пособия, разрабатываемые с учетом требовании
закона опережающего поведения, важности основных действий, обеспечивающих
выход из аварийной ситуации (изучение обучаемыми примерно 20 % общего числа
факторов позволяет им в 80 % случаев обеспечить безошибочную деятельность),
усвоения и переработки информации памятью, формирования психологических структур
деятельности и наличия лидерства в обучаемых группах. Лучшей результативности
обучения способствует формирование учебных групп из работников с равными
профессиональными знаниями и умениями. При работе с индивидуальными средствами
отображения информации в подгруппе должно быть не более пяти, а с коллективными
- девяти человек. Кроме того, необходимо учитывать снижение у обучаемых
мотивации к приобретению новых знаний при получении ими явно заниженной или
завышенной оценки.
Совершенствование
подготовки основных участников перевозочного процесса - важный фактор
обеспечения безопасности движения поездов. Накопленный транспортными
институтами научный потенциал, наличие опытного командно - инструкторского
состава на железных дорогах позволяют в сжатые сроки реформировать систему
повышения уровня профессиональных знании и умений непосредственных исполнителей
и тем самым добиться стабильной безаварийной работы стальных магистралей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ НА СТАНЦИИ.
В связи с тем, что в управлении
технологическими процессами решающую роль играет человек, его опыт и профессиональная
подготовка, на станции проводится большая работа по отбору, обучению
оперативного и командного состава, сохранению квалифицированных кадров
в условиях неизбежного сокращения штата
работников.
С
этой целью создаются и действуют образовательные подразделения. Проводится
большая организационная работа, в результате
которой необходимо получение лицензии на ведение подготовки, переподготовки и повышение квалификации
кадров. В соответствии с лицензией
станция имеет возможность готовить на
базе общего среднего образования работников широкого круга специальностей: операторов поста централизации, операторов ЭВМ и сортировочной горки,
сигналистов, составителей поездов
четвертого разряда и после курсового
обучения без отрыва от производства составителей поездов пятого разряда, а в грузовом цехе - приемщиков поездов и
товарных кассиров. Организация процесса обучения регламентируется учебными планами, разрабатываемыми индивидуально на основе учебных программ.
Непосредственное руководство
образовательным подразделением возложено на инженера технического отдела.
Профессиональная подготовка кадров на станции включает
теоретическое обучение и профессиональную практику.
Практические
занятия проходят непосредственно на рабочих местах. Вновь принимаемые, на
станцию, работники после медицинского освидетельствования проходят вводный
инструктаж и в присутствии инженера по охране труда знакомятся
с маршрутом служебного прохода к рабочему месту. Для обеспечения тесной
привязки обучения к местным условиям и принятой на станции технологии, всестороннего изучения должностных обязанностей и
действий в нестандартных ситуациях
обучающийся работник закрепляется
за опытным высококвалифицированным не освобожденным от основной работы инструктором производственного обучения, который в течение всего времени
учебы несет за него ответственность.
Теоретические
занятия и консультации с педагогическим персоналом организует инженер
по подготовке кадров. Воспользоваться учебной литературой, местными нормативными
документами или получить ответ на возникшие вопросы работник
может в любое удобное для него время. А непосредственно на рабочем месте
не только закрепляются теоретические знания, но и под руководством опытного
наставника обучающийся детально рассматривает последовательность
действий, обращает внимание на те элементы технологических,
операций, при выполнении которых, наиболее возможны ошибки и нарушения в
работе, разбирает конкретные примеры. Подготовка кадров массовых
профессий заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов.
Обновление
материально-технической базы станции, переоснащение рабочих мест требует
переобучения работников, ознакомления их с новой техникой.
Важное
направление технического обучения - подготовка оперативного
персонала, выполняющего операции по приготовлению поездных и маневровых
маршрутов, - дежурных по станции, операторов постов централизации и сортировочной
горки.
Рабочий план,
составленный для технического обучения дежурных по станции, включает в
себя изучение положений ПТЭ и Инструкций, техническо-распорядительного
акта, а также изменений в технологии работы с поездами и вагонами. С командным составом
станции проводится разбор и анализ
обстоятельств случаев брака, допущенных на станции, а также на других предприятиях сети дорог. Прорабатываются варианты оформления записей в журналах
поездной документации. При этом
особое внимание обращается на
наиболее часто допускаемые ошибки или неточности.
Отдельные вопросы требуют в течение года повторного, а то и неоднократного
рассмотрения. В этих целях проводятся совещания по темам «Безопасность
движения и сохранность подвижного
состава», «Сохранность перевозимых народнохозяйственных грузов»,
«Организация работы с опасными грузами»,
«порядок ликвидации аварийных ситуаций
на станции». Сложившееся на дорогах неблагополучное положение с уходом вагонов послужило причиной повторной
проработки вопросов закрепления подвижного состава, предъявления повышенных требовании к ответственным за закрепление работникам и проверки их
знаний по зачетной системе.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|