Построение стратегии развития предприятия на примере сети фирменных магазинов-центров "Росторг"
Инновационная
стратегия исходит из принципа "время – деньги". Выбор инновационной
стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:
1.
Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой
системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует
перестройки всей жизнедеятельности.
2. Рождение.
Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система,
сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее
породивших.
3.
Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся (взрослой)
системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том
числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и
готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.
4.
Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она
исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.
5. Упрощение.
Переломный момент, состоящий в начале "увядания" системы, в появлении
первых симптомов того, что она прошла "апогей" своего развития:
молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.
6. Падение.
Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей
жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.
7. Исход.
Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства
значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к
своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.
8.
Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов
жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве, либо в
проведении технологии утилизации.
Согласно
современной экономической науке, в каждый конкретный период времени
конкурентоспособная производственная единица (организация, организация),
специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной
общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся к трем
поколениям техники – уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному).
2. Анализ
деятельности предприятия «Росторг»
Разработка
стратегической модели начинается с анализа среды, в которой и благодаря которой
(чаще вопреки в современных российских условиях) функционирует предприятие.
Анализ среды состоит из трех основных элементов:
Анализ
макроокружения (анализ внешней среды);
Анализ
конкурентной среды;
Анализ
внутренней среды.
2.1 Анализ внешней среды предприятия
Успехи фирмы
на рынке компьютеров и оргтехники в прошлом и в настоящем можно объяснить
непрерывным растущим спросом на средства, позволяющим идти в ногу со временем,
как среди различных организаций города и области, так и среди простых граждан.
Современным организациям требуются теперь даже не просто сотрудники, владеющими
навыками пользователя ПК (приложение Microsoft Office), но и умеющие работать с
всемирной паутиной Internet и оргтехникой. Трудно
представить человека, который не умеет пользоваться компьютером. Весь мир
поглотила всеобщая компьютеризация, ведь современные технологии позволяют
сэкономить большую часть времени, которого и так не хватает у деловых людей,
получить массу необходимой для работы информации, вести документацию фирмы…
Список можно продолжать до бесконечности. Что и говорить, компьютер – это
удобно, это даже не предмет роскоши, это необходимая часть нашей жизни.
Пик
активности продаж приходится на конец осени – зиму – начало весны. Неудачи,
которые встречаются у фирмы, можно объяснить некоторой несогласованностью
действий со стороны персонала, из-за которой существует потенциальная опасность
потери клиентов (например, несвоевременная доставка, периодическое отсутствие
товара на складе и т.п.).
Состояние
экономики (экономический фактор)
В целом,
экономическая ситуация в стране начинает медленно, но верно выправляться. Этому
способствуют усилия президента и правительства, которые, наконец, занялись
экономикой, а не политическими спорами, а также повышение деловой активности
населения, адаптировавшегося к условиям рыночной экономики.
Курс
иностранной валюты. Часть иностранных фирм (поставщиков продукции на наш
рынок) работает с евро, а часть – с долларом. Постоянное повышение курса этих
валют по отношению к российскому рублю приводит к удорожанию компьютерной
продукции и оргтехники в рублевом эквиваленте и увеличению цены продукции.
Поэтому повышение курса евро и доллара сказывается негативным образом на
деятельности предприятия и заставляет его искать наиболее подходящую цену,
которая бы способствовала незначительному снижению спроса и сохранила бы
прибыль на прежнем уровне.
Налоговая
ставка. В настоящее время снизилось налоговое бремя. Поэтому данный
экономический фактор оказывает позитивное влияние на деятельность нашей фирмы и
дает возможность для дальнейшего развития организации и совершенствования
технологий за счет использования освобожденной от налога прибыли. Изменение
налоговых ставок ведет либо к положительному. Либо к отрицательному влиянию на
деятельность организации.
Инфляция.
Не смотря на существенное снижение темпа инфляции за последний год, все же
наблюдается небольшой рост цен. При этом существующая инфляция приводит к
обесцениванию запасов компьютерной продукции, оргтехники, комплектующих и
сырья, денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге
заставляет предприятие искать источник пополнения оборотных средств. Кроме
этого увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к
повышению цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на неё. Таким
образом, инфляция может представить серьезную угрозу для достижения целей
организации
Также изменение
тарифов на сырье, транспорт, энергию, повышение арендной платы – все это
заставляет повышать цены на всю продукцию.
Оценка этого
фактора: -10.
Рыночный
фактор
Реализация
компьютерной продукции, комплектующих и оргтехники – весьма перспективное
направление в коммерческой деятельности фирмы, так как спрос на эти товары
возрастает с каждым годом. И в данном случае, когда огромное количество фирм
предлагают подобную продукцию, приоритетом при выборе той или иной фирмы или
магазина становится не только ценовой фактор. В целом, цены на продукцию этого
сектора везде одинаковы.
Кроме системы
скидок и кредитов фирма «Росторг» предлагает самый огромный выбор компьютерной
продукции, оргтехники и комплектующих, а также профессиональные консультации по
продукции. Для этого в магазины приглашаются специалисты из представительств
различных фирм, предлагающих подобную продукцию на рынке России (например, “Epson”, LG и т.д.). Кроме того,
корпорация NT (а именно ей, как уже говорилось,
принадлежит сеть магазинов «Росторг») работает непосредственно с центральными
офисами фирм, занимающихся производством комплектующих для компьютеров и
оргтехники, что позволяет более эффективно работать на рынке, в своем секторе.
Оценка этого
фактора: +40.
Политический
фактор.
В целом,
политическая ситуация в стране стабилизируется. Однако, внутренний рынок и
деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий
и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и
законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на
территории которых функционирует каждый отдельный филиал. Приход к власти
нового человека влечет за собой изменения. Хорошо, если они будут
положительными для нашей организации. А вот если будут ужесточены меры к
производственным организациям, то это повлечет за собой повышение цен и, как
следствие, снижение спроса на продукцию. Это уже будет отрицательное изменение.
В целом, влияние политического фактора в данный момент на «Росторг» невелико.
Однако можно отметить следующее:
Дополнительное
сотрудничество в другими фирмами может принести определенную прибыль (кроме уже
имеющихся партнеров следует искать новых, хорошо если их марки будут уже
достаточно известны покупателям и разрекламированы СМИ), но иностранные фирмы
должны быть уверены в стабильности экономической и политической ситуаций в
России;
Изменение
валютного курса влияет, как уже говорилось, на стоимость продукции;
И, наконец,
таможенная политика также оказывает влияние на деятельность фирмы. Например, в
конце прошлого года многие организации, торгующие дискетами и другими
магнитными носителями информации оказались в неприятной ситуации, так как
большая партия дискет осталась на таможне. Результатом этого стало повышение
цен на такую продукцию во всех фирмах Воронежа.
Оценка этого
фактора: -10.
Социальный
фактор.
Не смотря на
то, что фирма «Росторг» находится на нижегородском рынке менее года, уже есть
очевидные хорошие результаты: появились положительные отклики как от оптовых
покупателей, так и от розничных покупателей. Кроме того, у фирмы за столь
короткий срок появились даже постоянные покупатели, которые отмечают
высокопрофессиональную работку продавцов-консультантов, доброжелательный
настрой обслуживающего персонала, качественную сервисную поддержку уже после
покупки. Это свидетельствует о хорошем отношении общества как к бизнесу в
целом, так и к фирме в частности.
Оценка этого
фактора: +40.
Технологический
фактор.
Этот фактор
имеет достаточно большое значение для развития фирмы. Анализ технологической
внешней среды показывает постоянное совершенствование технологий производства и
разработки абсолютно новых различных товаров, что означает улучшение качества,
появление совершенно новых информационных технологий, и это позволяет более
полно удовлетворить запросы покупателей. Наша организация не просто старается,
она обязана идти в ногу с научно-техническим процессом, ибо от этого зависит ее
будущее. Оценка этого фактора: +50.
Природный
фактор.
Такое
природное явление как изменение климата мало чем повлияет на спрос на наш
товар. А вот, например, землетрясение или другие природные катаклизмы снизят
уровень сбыта.
Оценка этого
фактора: +10.
Правовой
фактор.
Юрист фирмы
постоянно отслеживает изменения в законодательстве. И фирма действует в
соответствии с нормами, установленными законодательством. В целом, правовая
ситуация не оказывает сильного влияния на работу фирмы.
Оценка
фактора: +10.
2.2 Анализ
конкурентной среды предприятия
Конкуренты
внутри отрасли
В нашем
регионе функционирует большое число компьютерных фирм. С некими оговорками
можно сказать, что нижегородский компьютерный рынок сейчас напоминает рынок
совершенной конкуренции. Многие крупные фирмы закрыли свои филиалы в Воронеже
именно по этой причине. Но с другой стороны это дает реальный шанс фирме
«Росторг» завоевать большую долю рынка и выместить часть конкурентов (небольших
фирм) с рынка. Поэтому фирма так активно расширяется и проводит массу различных
акций и мероприятий не столько с целью повысить продажи, сколько с целью
завоевать свои позиции и захватить большую долю покупателей.
Конкуренция,
что и говорить, жесткая. Все фирмы предлагают потребителю практически
идентичный товар, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания,
месте расположения конкурентов, уровне цен, предлагаемом выборе, продукции в
наличии и т.д. Словом, попытаться превратить их «минусы» в свои «плюсы».
Например, самый первый магазин «Росторг», расположенный на Бульваре Славы,
имеет самую большую площадь в городе в отличие от остальных компьютерных
магазинов. Он просторен и удобен. Что еще немаловажно, то он находится на
первом этаже многоэтажного здания, а многие компьютерные фирмы располагаются в
подвальных помещениях. Таким образом, уже только своим внешним видом, простором
и оформлением магазин сразу же производит благоприятное впечатление на покупателей.
Можно
сказать, что фирме следует обращать особое внимание на следующие направления:
качество обслуживания, дополнительные услуги (сервис-центр), наличие товара,
престижность.
Потребители
продукции
Пока еще
исследований по потребителям продукции фирма «Росторг» не проводила. Однако в
целом, предприятие ориентируется на потребителей со средним и высоким уровнем
дохода. Небольшое снижение или увеличение доходов потребителей не приведет к
существенному изменению доходов организации. Хотя фирма стремиться, чтобы при
ее упоминании у покупателей возникали такие понятия, как качество,
престижность, профессионализм.
Потенциальные
новые конкуренты
Появление
новых конкурентов скорее всего не предвидится, так как рынок города и района
достаточно насыщен.
В целом, оценка
конкурентного фактора: -20.
На основе
собранной информации по всем пунктам составим итоговую таблицу, в которой
отражаются результаты оценки важности вышерассмотренных факторов внешней среды
как для данного вида предпринимательства вообще, так и для данного предприятия
в частности.
Анализ полученных результатов
Факторы
|
|
Мера влияния
|
Итого
|
|
1-5
|
Угрозы
|
Возможности
|
|
-50
|
-40
|
-30
|
-20
|
-10
|
+10
|
+20
|
+30
|
+40
|
+50
|
Экономический
|
4
|
|
|
|
|
·
|
|
|
|
|
|
-40
|
Рыночный
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
·
|
|
+120
|
Политический
|
2
|
|
|
|
|
·
|
|
|
|
|
|
-20
|
Правовой
|
1
|
|
|
|
|
|
·
|
|
|
|
|
+10
|
Технологический
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
·
|
+250
|
Социальный
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
·
|
|
+120
|
Природный
|
1
|
|
|
|
|
|
·
|
|
|
|
|
10
|
Конкурентный
|
5
|
|
|
|
·
|
|
|
|
|
|
|
-100
|
Таким
образом, наибольшие возможности во внешней среде наблюдаются у
технологического, рыночного и социального факторов, а наибольшая угроза со
стороны конкурентов. Следовательно, обладая таким превосходным потенциалом
фирме следуют развивать свои положительные стороны и бросить максимум сил на
борьбу с угрозой, при этом не забывая об остальных факторах внешней среды, так как
ситуация может измениться в любой момент в любую сторону. То есть у фирмы есть
все шансы захватить рынок в том процентном исчислении, на который фирма
рассчитывает, так как ситуация явно к этому располагает.
2.3
Анализ внутренней среды (управленческое обследование
сильных и слабых сторон)
После анализа
внешней среды проводится оценка сильных и слабых сторон организации. Для
успешного планирования необходимо не только полное представление о существенных
внешних проблемах, но и внутренних потенциальных возможностях и недостатках
организации.
Для
исследования выделяются пять внутренних факторов:
Маркетинг.
Производство.
Финансы.
Человеческие
ресурсы.
Культура
организации.
Маркетинг
Направление
деятельности сети фирменных магазинов-центров «Росторг» - оптово-розничная
торговля компьютерной техникой, комплектующими и оргтехникой. Пока что фирма
занимает ограниченную долю рынка, но чтобы обеспечить прибыльность,
фирма большое значение придает качеству продукции, ее ассортименту, уровню
обслуживания.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|