скачать рефераты

МЕНЮ


Повышение эффективности оперативного управления производством учхоза УГСХА

4) организация производственного процесса – научно-обоснованное определение того, каким образом, где и при каких издержках производства могут быть качественно изготовлена деталь, узел или все изделие в соответствии с заданными чертежами;

5) контроль издержек производства – анализ сокращения и контроль издержек производства, связанных с конструированием, планированием и изготовлением или сборкой заказанных изделий;

6) организация инструментального хозяйства – выбор инструментов, их конструирование, размещение заказов на инструмент, отправка, учет, хранение, выдача, ремонт и замена инструмента;

7) контроль и регулирование запасов – обеспечение производства необходимыми материалами в нужном месте, в требуемом количестве и в соответствующее время;

8) диспетчеризация – регулирование выполнения работы в соответствии с принятой технологией, производственными нормативами и календарным планом.

Важнейшими принципами оперативного управления производством являются:

- определение типа производства схемой управления производством, а не видом изготовляемой продукции.

- основной признак, определяющий схему организации управления – многодетальность изделий.

- сложность системы оперативного управления производством прямо пропорциональна количеству сборочных узлов.

- независимость степени сложности системы оперативного управления производством от размеров предприятия или производственного подразделения.

- выделение постоянных и переменных расходов при подготовке первичных документов.

- оперативное управление должно носить предупредительный характер, а не регистрацию свершившихся фактов (Герчикова, с. 354).

2.2 Анализ затрат рабочего времени руководителей учхоза УГСХА и подразделений на оперативное управление производством


Анализ затрат рабочего времени проводится на основе хронометража. Хронометраж позволяет более детально изучить какую-либо часть трудового процесса.

Хронометражом называется такой вид наблюдений, при котором изучаются циклически повторяющиеся элементы оперативной, а также отдельные элементы подготовительно-заключительной работы или работы по обслуживанию рабочего места.

Целями хронометража являются:

- установление норм времени и получение данных для разработки нормативов по труду;

- изучение и внедрение передовых приемов и методов труда;

- проверка качества действующих норм;

- выявление причин невыполнения норм отдельными работниками;

- совершенствование организации трудового процесса на рабочем месте.

Различают три способа проведения хронометража:

- непрерывный – по текущему времени, когда замеряются все элементы оперативного времени, циклически повторяющиеся в определенном порядке;

- выборочный – когда замеряются отдельные элементы (приемы работы) операции независимо от их последовательного выполнения;

- цикловой – когда исследуются операции, имеющие очень малую продолжительность, что не позволяет делать их визуальные замеры без объединения в группы, каждая из которых периодически повторяется в каждом цикле и в определенной последовательности.

При непрерывном хронометраже отмечается момент окончания первого и всех последующих элементов операции. Конечное показание секундомера является также суммой продолжительности всех элементов операции. Это позволяет проверить правильность и достоверность проведения наблюдений.

При выборочном хронометраже секундомер включается в начальной и выключается в конечной фиксажной точке изучаемого элемента операции. Полученное при этом время выполнения элемента записывается в хронокарте, когда сделано необходимое число замеров. При проведении циклового хронометража фиксируются затраты времени на элементы операции, объединенные в группы с разным составом изучаемых элементов. Нами был проведен непрерывный хронометраж главных специалистов экономической службы, который представлен в приложениях 2, 3 и в таблицах 8, 9.


Таблица 8

Трехдневное распределение рабочего времени главного экономиста


Операции

Дни

В среднем за день

1

2

3

мин

%

1. Получение информации

2. Работа с корреспонденцией

3. Наряды, оперативные и другие совещания

4. Согласование вопросов

5. Изучение информации и проектная деятельность

6. Поддержка внешних связей

7. Передвижение

8. Потери времени

77

124

85

53

-

57

61

39

16

343

38

38

28

23

35

14

53

268

68

41

-

-

46

21

49

245

64

44

9

27

47

25

9,7

48,0

12,5

8,6

1,8

5,3

9,2

4,9

Итого

Перерыв на обед

Всего

496

126

622

535

124

661

497

121

618

510

124

634

100


Таблица 9

Трехдневное распределение рабочего времени главного бухгалтера


Операции

Дни

В среднем за день

1

2

3

мин

%

1. Получение информации

2. Работа с корреспонденцией

3. Наряды, оперативные и другие совещания

4. Согласование вопросов

5. Изучение информации и проектная деятельность

6. Поддержка внешних связей

7. Передвижение

8. Потери времени

31

237

50

26

-

65

40

31

29

395

26

18

15

-

-

29

26

294

35

28

-

59

38

26

29

309

37

24

5

41

26

29

5,8

61,9

7,4

4,8

1,0

8,2

5,2

5,8

Итого

Перерыв на обед

Всего

480

129

609

512

125

637

506

124

630

499

126

625

100


Норматив затрат рабочего времени главного экономиста составляет: получение информации - 9,7%, хотя должно быть 5,0%; работа с корреспонденцией - 48,0%, должно быть 34,4%; наряды, оперативные и другие совещания -12,5%, вместо 15,3%. Согласование вопросов занимает 8,6% рабочего времени, а должно быть 31,7%, изучение информации и проектная деятельность 1,8%, по плану – 4,6%, передвижение 9,2%, должно быть 4,2%. К тому же, в хозяйстве наблюдаются потери рабочего времени главного экономиста в размере 4,9%.

У главного бухгалтера также имеется расхождение фактических и плановых затрат рабочего времени. Это говорит о том, что рабочее время главного экономиста и главного бухгалтера используется не совсем рационально. Нет графика рабочего дня, и к тому же имеются потери времени. В процессе хозяйственной деятельности, часто возникают случаи, когда происходит дублирование функций бухгалтерской и экономической служб, кроме того, вследствие их разобщенности возникает масса противоречий. Первым шагом к улучшению работы этих служб является разработка твердого графика рабочего дня.

Рассмотрим структуру затрат рабочего времени и его нормативы в таблице 10.


2.3 Обоснование необходимости внедрения диспетчерской службы


Диспетчерская служба – орган централизованного оперативного управления производством с помощью технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия. Она широко развита в агропромышленных предприятиях и государственных органах управления АПК на уровне района и области.

Диспетчерская служба в учхозе УГСХА повышает уровень управления производством благодаря действенному контролю за ходом выполнения технологических процессов, освобождает руководителей и специалистов от непроизводительных затрат времени на решение оперативных вопросов, разъезды по объектам для сбора сведений, дает возможность сосредоточить их внимание на стратегических вопросах, дисциплинирует работников управления, повышает культуру их труда. Диспетчерская служба оказывает большую помощь при организации оперативной связи внутри предприятия и за его пределами не только руководителям хозяйства, но также фермерам и всему населению. Еще больше вырастает ее роль в условиях рынка; функции диспетчеров расширяются, особенно в области внешних связей.

В учхозе УГСХА диспетчерская служба обычно выполняет следующие виды работ:

- обеспечивает постоянную оперативную связь руководителя и специалистов хозяйства, руководителей и других должностных лиц подразделений и служб;

- своевременно доводит до исполнителей оперативные задания и распоряжения руководителей хозяйства и осуществляет контроль за их выполнением;

- оказывает организационную и техническую помощь бригадам, звеньям и конкретным исполнителям в выполнении заданий;

- принимает, обрабатывает и хранит оперативные сведения и учетные данные о ходе производства, контролирует выполнение плановых заданий отделениями, бригадами и звеньями;

- предоставляет руководителям, специалистам и соответствующим службам хозяйства информацию о выполнении работ, производстве продукции, обеспеченности материальными средствами и т.п.;

- учитывает запросы подразделений и организует обеспечение их необходимыми материалами (нефтепродуктами, запасными частями, семенами, удобрениями) и транспортными средствами;

- осуществляет контроль за использованием машинно-тракторного и автомобильного парков, за выполнением графиков технических уходов и ремонтов;

- организует диспетчерские совещания, ведет необходимую диспетчерскую документацию.

Функции диспетчерской службы в зависимости от этапов ее развития неодинаковы. На первом этапе обычно они ограничиваются сбором и передачей различной информации. Руководители и специалисты видят в ней лишь удобное средство связи. На втором этапе подключаются контрольно-учетные и аналитические функции. При полном своем развитии диспетчерская служба выполняет различные работы по оперативному планированию и регулированию производства, наделяется правами распорядительства.

При создании диспетчерской службы проводится ряд организационно-подготовительных мероприятий, включая сбор данных для проектирования, разработку проекта диспетчеризации, приобретение необходимого оборудования и материалов, подготовку работников диспетчерской службы. Объектами диспетчеризации обычно становятся все структурные подразделения и службы управления предприятием, а также мобильные агрегаты (рис. 1).

На должность старшего диспетчера назначен специалист сельского хозяйства, имеющий организаторские способности и опыт работы, хорошо знакомый с условиями производства на данном предприятии. Кроме того, диспетчер обязан знать технологию производства, технику и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы.


2.4 Анализ работы действующей на предприятии диспетчерской службы. Определение этапа внедрения, на котором находится диспетчерская служба предприятия


Диспетчерская служба учхоза УГСХА начала свою работу в 1980 году. В штат службы входят: Старший диспетчер (заместитель директора по оперативному управлению), 2 рядовых диспетчера и 3 ночных диспетчера.

Работники диспетчерской службы передают все указания руководителя предприятия и главных специалистов, а руководитель производственных подразделений должен своевременно и точно отвечать на вопросы диспетчера и выполнять все распоряжения, которые передаются через диспетчерскую. Главные специалисты должны своевременно информировать диспетчера об изменениях плана работ, перестановке рабочей силы и техники.

Функционирование диспетчерской службы в учхозе УГСХА осуществляется по установленному графику, который составлен с учетом правил внутреннего распорядка и производственной необходимостью. В распорядке работы диспетчерского пункта указываются время и вид выполняемой работы, ее конкретные исполнители. У старшего диспетчера в зимний период продолжительность работы с 6 до 18 ч., а летом – с 6 до 20-22 ч. Операторы работают посменно-круглосуточно.

Диспетчерская документация необходима для нормальной организации оперативного учета, анализа выполнения планов и заданий, передачи распоряжений и заявок, контроля за их выполнением. Сводки со всех подразделений докладываются старшему диспетчеру, а после переработки идут директору.

Основным оперативным документом является Журнал диспетчерской службы, в котором фиксируются время и вид связи, кто и откуда передает информацию, ее содержание, время передачи указаний исполнителю и контроля за их выполнением, а также происшествия. Другие журналы отражают работу отдельных отраслей, цехов, подразделений. Например, в растениеводстве используется Журнал выполненных работ, Журнал выхода и реализации продукции, в животноводстве – Журнал учета работы животноводческих ферм и т.д. (Приложение 4).

Диспетчерская служба оснащена различными техническими средствами. Необходимо выделить точные часы, термометр и барометр, телефоны, обеспечивающие связь со 2-м и 3-м отделением, а также городской. Пульт для связи со всеми кабинетами конторы. Различные схемы и табло. Также имеется связь со специалистами сотовая и по рации.

Опыт совершенствования управления на базе диспетчерской службы показывает необходимость ее поэтапного внедрения.

На первом этапе служба оперативного управления осваивает выполнение следующих функций: организация и поддержание стабильной двухсторонней связи руководителей, специалистов служб, подразделений; периодический сбор и систематическая обработка оперативной информации; передача исполнителям распоряжений руководства и специалистов, контроль за их выполнением.

На втором этапе осваивается функция контроля за выполнением хода работ, за техническим состоянием и использованием средств механизации, за реализацией продукции. Диспетчерская служба организует и участвует в работе диспетчерских совещаний, вырабатывающих решения по взаимоувязке текущих организационно-технических вопросов.

На третьем этапе диспетчерская служба становится полноправной службой, главный диспетчер переходит к выполнению прав и обязанностей заместителя руководителя хозяйства по оперативному управлению. На этом этапе становится возможным целесообразное перераспределение функций между специалистами служб аппарата управления, появляется необходимость рационального совмещения функций, приводящего к исключению дублирующих операций, сокращению аппарата управления.

Диспетчерская служба учхоза УГСХА включает все задачи перечисленные выше, следовательно, она находится на наивысшем этапе внедрения.


Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию оперативного управления производством на базе диспетчеризации


3.1 Совершенствование информационно-оповестительной и аналитической работы службы учхоза УГСХА


Вся производственная информация сходится в центре оперативного управления – на диспетчерском пункте. Здесь руководитель и специалисты хозяйства могут получить информацию в таком виде, который позволит быстро воспринять производственную обстановку и осуществить четкую координацию работы всех служб.

Ход производственных процессов стал зримым по всей своей сложности и полноте. Делай выводы, решай, принимай необходимые меры. Это обязанность руководителя и главного диспетчера. Это позволяет эффективнее влиять на процесс организации труда, сократив или исключив вообще время на непроизводительные затраты.

Система оперативного управления позволяет сберегать рабочее время, оперативно решать и устранять аварийные ситуации. Это позволило освободить директора и специалистов хозяйства от лишних малоэффективных затрат времени, дало возможность уделять больше внимания и времени анализу деятельности предприятия.

При совершенствовании информационного обеспечения диспетчерской службы учхоза УГСХА следует определить, какие именно данные необходимы руководству хозяйством для выработки решения по оперативному управлению производственными процессами и выявить избыточную информацию. Требуется дальнейшая работа по уточнению форм диспетчерской документации, используемой для сбора, обработки и анализа оперативной информации. Они должны быть удобными для записи данных, позволять их хранить, систематизировать, обрабатывать и анализировать. Формы диспетчерской документации должны обеспечивать возможность быстрой кодировки информации и передачи ее на вычислительный центр для дальнейшей обработки. Также для успешного выполнения работ по информационному обеспечению оперативного управления целесообразно четко регламентировать деятельность диспетчерского персонала путем разработки и последующего утверждения руководителем хозяйства соответствующих инструкций и технологических схем.

Расчеты по определению наилучших вариантов решений в сложившейся производственной ситуации проводятся с применением различных математических, логико-математических и логических методов. Дальнейшее совершенствование математического обеспечения диспетчерской службы учхоза УГСХА должно осуществляться путем практического использования расчетных методов, применяемых при обработке оперативной информации, оптимизации целевых функций, характеризующих протекание управляемых процессов, прогнозировании их протекания на ближайший период времени и при определении наилучших стратегических и тактических решений в складывающихся производственных ситуациях. Математическое обеспечение диспетчерской службы разрабатывается также для уточнения аналитических моделей управляемых процессов, используемых при оперативном контроле и управлении ими и при формализации процессов принятия решения в типичных производственных ситуациях.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.