скачать рефераты

МЕНЮ


Предмет и объект производственного менеджмента

3.                Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.

4.                Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.

5.                Финансы. Общая цель - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.

6.                Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.

7.                Менеджмент. Ключевая цель в этой области - определение критических сфер управленческого воздействия.

Общая цель =>

Ключевые цели по подсистемам организации=>

Производство / Маркетинг / Персонал / Финансы


(5)             Производственная структура предприятия

 

Производственная структура - это состав его внутренних основных подразделений, а так же порядок и формы их кооперирования в процессе производства.

Факторы, определяющие п.с. предприятия:

1.                Отраслевая принадлежность предприятия;

2.                Объем выпускаемой продукции и трудоемкость ее изготовления;

3.                Конструктивные особенности выпускаемых изделий;

4.                Состав и сложность применяемых технологических процессов;

В процессе формирования п.с. осуществляются расчеты, связанные с определением состава оборудования, обоснование его производительности и взаимозаменяемости, обеспечивается рациональная планировка подразделений, размещение оборудования и рабочих мест. Тем самым создаются организационные условия для бесперебойной работы оборудования и непосредственных участников производственного процесса – рабочих и служащих.

Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета.

Производственная структура предприятия динамична. По, мере совершенствования техники и технологии производства, управления, организации производства и труда совершенствуется и производственная структура. Совершенствование производственной структуры создает условия для интенсификации производства, эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышения качества продукции.

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки, хозяйства и цехи.

Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.

Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

Рабочее место может быть простым и комплексным. Простое рабочее место характерно для производства дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. Простое рабочее место может быть одно- и многостаночным. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением функций при выполнении процесса. Значение комплексных рабочих мест увеличивается с повышением уровня механизации и автоматизации производства.

Рабочее место может быть стационарным и подвижным. Стационарное рабочее место расположено на закрепленной производственной площади, оснащенной соответствующим оборудованием, а предметы труда подаются к рабочему месту. Подвижное рабочее место передвигается с соответствующим оборудованием по мере обработки предметов труда.

В зависимости от особенностей выполняемых работ рабочие места подразделяются на специализированные и универсальные.

От уровня организации рабочих мест, обоснованного определения их количества и специализации, согласования их работы во времени, рациональности расположения на производственной площади существенно зависят конечные результаты работы предприятия. Именно на рабочих местах осуществляется непосредственное взаимодействие материальных, технологических и трудовых факторов производства. На уровне рабочего места используются основные факторы роста производительности.

Участок - производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

На производственном участке помимо основных и вспомогательных рабочих имеется руководитель - мастер участка.

Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связаны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта; во втором - по выполнению одинаковых операций.

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех - наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от заводоуправления единое плановое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.

К хозяйству предприятия относится совокупность взаимосвязанных внутренних подразделений, специализирующихся на обслуживании основного или вспомогательного производств путем оказания определенных услуг. Как правило, в произв. стр-ре завода выделяют транспортное, складское, инструментальное, ремонтное и энергетическое хозяйство.

Производственная структура предприятия должна быть рационально организована, т.е. способствовать эффективному ведению хозяйства. Для этого она должна обеспечивать:

·                   снижение затрат;

·                   максимально возможную специализацию цехов и участков, и рост производительности труда;

·                   относительную простоту структуры (отсутствие дублирующих или раздробленных мелких подразделений) и, как следствие, повышение управляемости ее объектов;

·                   прямоточность производства на основе рационального размещения взаимосвязанных подразделений в пространстве;

·                   возможность расширения предприятия без существенных нарушений производственного процесса;

(6)             Жизненный цикл товара


Жизненный цикл товара состоит из пяти этапов:

(1)Разработка товара. На этом этапе компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара + исслед. работы возможностей реализации этой идеи + проектные работы + изготовление опытного образца. В это время объем продаж равен нулю, а затраты растут по мере приближения к заключительным стадиям проекта.

(2)Выведение на рынок (внедрение и освоение рынка – ранний рост). Этот этап сопровождается медленным ростом объема продаж. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия.

(3)Рост (Завоевание рынка). Период быстрого завоевания рынка и увеличения прибыли – зрелый рост.

(4)Зрелость (Расширение рынка). На этом этапе рост объема продаж замедляется, так как основная масса потенциальных покупателей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции. Продление жизн. цикла товара и /или выпуск разн. моделей.

(5)Упадок (уход с рынка). Происходит спад объема продаж и сокращение прибылей. Обеспечить прибыльность продукта становится практически невозможно. Среди покупателей преобладают "отстающие". Затраты на рекламу постепенно сокращаются. В то же время цены часто повышают из-за низкой ценовой эластичности спроса, а также для сокращения убытков.

Кривая жизненного цикла показывает изменение объема продаж или прибыли на протяжении ЖЦТ. Типичная кривая жизненного цикла имеет S-образную форму.

 

(7)             Связь маркетинга и производства


Для предприятия важное значение имеет обеспечение успеха на рынке, продвижение на него собственных товаров и услуг. Продажа товаров и услуг позволяет предприятию покрыть издержки и получить необходимую прибыль для дальнейшего развития. Маркетинг – это программно-целевой метод организации производства и сбыта товаров и услуг, ориентированный на достижение результатов на рынке. Результаты маркетинговой деятельности проявляются в виде увеличения доли продажи продукции предприятия на рынке, эффективной организации производства, появления новой продукции и т.п. Эффективная работа маркетинговой службы предприятия означает, что оно может быстро и эффективно реагировать на изменение рынка; в состоянии на основе анализа спроса потребителей предложить новый товар или услугу. Предприятия через маркетинговую службу могут проводить исследования рынка, влиять на спрос на рынке различными способами.

Маркетинговые исследования на предприятии находят отражение в маркетинговом плане, который обязательно составляется для нового проекта или при создании нового предприятия. В нем представлены след. разделы:

(1)             Стратегия и цели маркетинга

(2)             Ценообразование

(3)             Схема распространения товара

(4)             Методы стимулирования продаж

(5)             Организация послепродажного обслуживания покупателей

(6)             Реклама

(7)             Формирования общественного мнения (о товаре и фирме)

Маркетинг определяет спрос, либо формирует заказ на товар или сервис. Так же маркетинг определяет состояние рынка, планирование деятельности фирмы, доведение этих данных до подразделений.

Основная задача маркетинга заключается в том, чтобы привести производство в соответствие со спросом, а усилия маркетинговых служб направлять на создание такого ассортимента товаров, который соответствует общественному спросу. Маркетинг анализирует возможности производства и сбыта, приспосабливает его к требованиям рынка. Основная задача маркетинга направлена на поиск наиболее эффективного сочетания традиционно выпускаемой продукции и новой. Для принятия решения о сокращении или повышении объема производства; модернизации продукции или снятия ее с производства.

Маркетинг также используют для установления торговых связей с зарубежными странами и при разрешении экспортной политики предприятия и гос-ва в целом.

Производственная функция маркетинга:

1)организация производства новых товаров, разработка новых технологий;

2)организация материально-технического обеспечения. Система мто оказывает существенное воздействие на издержки производства и стоимость продукции;

3)управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;

Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.

В ведении маркетинга – разработка миссии и видения компании; исследования и разработки; товарная политика; ассортиментная политика; ценовая политика и ценообразование; формирование каналов распределения; формирования комплекса продвижения; разработка бюджетов и др.

В области производства, маркетинг уделяет внимание не только техническим характеристикам товара, но и потребительским ценностям. Маркетинг помогает поддерживать конкурентоспособность товара и повышать этот уровень, разрабатывать новые продукты, которые будут пользоваться спросом.


(8)             Инновации и инновационный процесс


Достижения научно-технического прогресса распространяются в производстве в форме инноваций. Понятие инновация – означает нововведение. Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление.

Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.

Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышения эффективности производства.

С учетом предмета инноваций различают следующие виды инноваций:

- технико-технологические инновации проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства. Они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства;

- организационные нововведения - это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;

- управленческие нововведения - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;

- экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда и оценки результатов деятельности;

- социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени;

- юридические инновации - это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;

- экологические нововведения - изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду.

Техническое развитие предприятия - процесс формирования и совершенствование технико-технологической базы предприятия, ориентированный на конечные результаты его хозяйственной деятельности за счет технико-технологических нововведений.

Целями технико-технологических инноваций являются:

- снижение конструктивно-технологической сложности выпускаемых изделий за счет конструктивных новшеств;

- снижение материалоемкости изделий за счет применения новых материалов;

- комплексная механизация и автоматизация технологических процессов;

- применение робототехники, манипуляторов и гибких автоматизированных систем;

- снижение технологической трудоемкости изделий и затрат ручного труда за счет повышения технического уровня и качества технологической оснастки, инструментов, приспособлений, научной организации труда;

- комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством на основе электроники и компьютерной техники и т.д.

Развитие технико-технологической базы осуществляется за счет модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и расширения, нового строительства.

Выбор конкретного направления технического развития предприятия проводится на основе результатов диагностического анализа и оценки технико-организационного уровня производства. Основные показатели этой оценки:

- степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом;

- техническая оснащенность труда (фондовооруженность труда и энерговооруженность труда);

- доля новых технологий в объеме или трудоемкости продукции;

- средний возраст применяемых технологических процессов;

- коэффициент использования сырья и материалов (выход готовой продукции из единицы сырья);

- мощность (производительность) оборудования;

- удельный вес прогрессивного оборудования в общем его парке;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.