Причины возникновения кризисов в организации
Причины возникновения кризисов в организации
Оглавление
Введение. 2
Глава
1. Основные причины возникновения кризисных ситуаций. 5
1.1 Причины
возникновения кризисных ситуаций на предприятиях и в организациях 5
1.2
Антикризисное управление и регулирование. 8
1.3
Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с
общественностью.. 10
1.4
Причины и последствия возникновения кризисов. Разновидность кризисов 12
Глава
2. Антикризисный финансовый анализ деятельности компании ООО «Планар-ТМ» 18
2.1
Оценка и анализ угрозы неплатежеспособности предприятия по методике ФСФО 18
2.2
Построение и анализ сравнительного аналитического баланса. 26
2.3
Анализ данных сравнительного баланса и других форм бухгалтерской отчетности 29
2.4 Анализ
ликвидности баланса. 38
Заключение. 48
Список
использованной литературы.. 51
Приложение
1. Бухгалтерский баланс ф. №1 за 2005 год. 55
Приложение
2. Отчет о прибылях и убытках ф. №2 за 2005 год. 56
Термин «антикризисное
управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления
заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении
России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ
станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен
вывести только новый тип управления.
Такое управление и
получило название «антикризисного». Но название названием, а суть его вызывает
большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь
пройдет. История экономического развития многих стран это подтверждает.
И надобность в
антикризисном управлении отпадет? Значит ли это, что такой тип управления имеет
временный характер или сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда изучать
его, создавать научную концепцию и готовить специалистов в системе высшего
образования?
Конечно, обострение
кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении.
Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут нас к
необходимости разработки концепции антикризисного управления.
Ее предпосылками
являются понятия циклического развития, управляемости, ресурсосбережения,
мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. Их
совокупность свидетельствует о реальной опасности кризиса при любом, даже самом
успешном управлении.
Объективно кризис
характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и
риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика,
стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который
не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но
и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики
рождает кризисные ситуации.
Антикризисное
управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни
России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки
отличия антикризисного и обычного управления.
Внимание, как правило,
акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и
механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена вся
управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления
не понятно.
Создается впечатление,
что единственным обоснованием существования термина являются правительственные
постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное
управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие, то есть
кризис-менеджмент (планирование кризиса, «поворотной точки») - это искусство
свести до минимума риск в управлении бизнесом и исключить неуверенность, чтобы
добиться наибольшей степени контроля над событиями.
В связи с
вышеизложенным выбранное направление курсовой работы является чрезвычайно
актуальным.
Объект работы – причины
возникновения кризисных ситуаций.
Предмет работы – методы
и принципы регулирования возникновения кризисных ситуаций.
Целью курсовой работы
является изучение причины возникновения кризисных ситуаций.
Для достижения
поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Изучить основные
причины возникновения кризисных ситуаций;
2. Провести
антикризисный финансовый анализ деятельности компании ООО «Планар-ТМ» .
Теоретической и
методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и
зарубежных учёных в области менеджмента.
При подготовке курсовой
работы были использованы нормативно-правовые акты по вопросам
предпринимательства и коммерческой деятельности в России.
Возникновение кризисных
ситуаций на предприятии или в организации обусловлено самыми разнообразными
причинами, которые в соответствии с теорией антикризисного управления могут
быть разделены на экономические, технические, социальные, политические,
природные и др. При этом отдельно рассматриваются внутренние и внешние по
отношению к предприятию или организации причины, а сами кризисы разделяются на
прогнозируемые и непредсказуемые.
Техническая катастрофа
или хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки
конкурентов или конфликт в собственном трудовом коллективе, потребительский
бойкот или некомпетентность руководства компании – вот далеко неполный перечень
причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии или в
организации.Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются,
как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.
Последствия кризиса
также могут быть достаточно разнообразными:
ü необходимость
уплаты штрафных санкций;
ü смена
руководства компании или собственника;
ü массовые
увольнения работающих;
ü отзыв
продукции с рынка;
ü остановка
производства;
ü ликвидация
(закрытие) предприятия;
ü поглощение
предприятия фирмой – конкурентом и др.
Главная причина
большинства кризисов – нарушение безопасных условий функционирования
предприятий и организаций. В настоящее время явно прослеживается тенденция к
осложнению криминогенной обстановки вокруг различных компаний.
Правоохранительные органы ежегодно выявляют десятки тысяч преступлений. Совершенных
в сфере экономики и влияющих на безопасность функционирования предприятий и
организаций.
Причины такой ситуации
достаточно многообразны:
ü использование
субъектами рыночных отношений различных форм недобросовестной конкуренции;
ü отсутствие
некоторых важных законов и невыполнение действующих законодательных актов по
вопросам развития экономики и предпринимательства;
ü социально
– экономическая нестабильность в обществе;
ü низкий
жизненный уровень основной массы населения, увеличение безработицы и, как
следствие, снижение гражданской ответственности членов общества за свои
противозаконные действия;
ü высокий
уровень преступности в стране и укрепление межрегиональных связей
организованных преступных групп с одновременным повышением их мобильности, технической
оснащенности и финансовых возможностей.
Успешная работа любого
предприятия и необходимость предотвращения кризисных ситуаций предполагает
создание надежной и эффективной системы защиты всех факторов и условий его
деятельности. Наиболее важными объектами защиты являются:
ü личная
безопасность персонала, работающего на данном предприятии;
ü собственность
предприятия в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные,
финансовые и информационные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и
др.);
ü права
предприятия как самостоятельного субъекта рыночных отношений, в т.ч. права его
структурных подразделений и отдельных сотрудников.
Обеспечение
безопасности предприятия и предотвращение кризисных ситуаций предполагают
прежде всего квалифицированную оценку уровня различных видов риска в
деятельности фирмы – геополитического, отраслевого, производственного
коммерческого, финансового, валютного, кредитного, транспортного,
инвестиционного и др. Реальный уровень безопасности предприятия или организации
в значительной степени определяется умением их руководителей и специалистов
эффективно использовать различные способы минимизации риска. Нарушение
экономической безопасности предприятия и возникновение кризисной ситуации
нередко являются следствием применения к нему другими хозяйствующими субъектами
различных форм недобросовестной конкуренции.
Специалистам
внутрифирменных служб по связям с общественностью необходимо учитывать в своей
деятельности недоброжелательное, а иногда и враждебное отношение фирм –
конкурентов к своей компании. Организация информационных взаимосвязей с данной
категорией общественности должна предусматривать необходимый уровень
безопасности собственного предприятия.
Наиболее характерные
формы проявления недобросовестной конкуренции определены законодательно:
ü распространение
ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому
хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
ü введение
потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления,
потребительских свойств, качества товара;
ü некорректное
сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности
производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих
субъектов;
ü самовольное
использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а
также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого
хозяйствующего субъекта;
ü получение,
использование, разглашение научно – технической , производственной или торговой
информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца.
Внутрифирменные службы
по связям с общественностью вместе с другими подразделениями компании должны
участвовать в предотвращении и ликвидации последствий кризиса. В зависимости от
его причины, масштабов и величины прогнозируемого ущерба должен разрабатываться
и реализовываться конкретный план информационного обеспечения и взаимодействия
с различными группами общественности.
Процесс реализации
антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников
называется антикризисным процессом. Мировой опыт показывает, что антикризисный
процесс в условиях рыночной экономики – управляемый процесс, включающий в себя
два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование. Антикризисное
управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к
конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями,
складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или
ликвидационных мероприятий. Кризисные ситуации возникают на всех стадиях
жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства
продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте
задолженности по налоговым платежам и т.д. Реализация всей совокупности
процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе
жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства,
характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.
Антикризисное регулирование – это воздействие на
должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры
организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны
государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций,
предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его
дальнейшего функционирования. Основными направлениями государственного
антикризисного регулирования являются:
ü совершенствование
законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
ü осуществление
мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание
государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение
инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
ü принятие
правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
ü приватизация
и добровольная ликвидация предприятий-должников;
ü создание
института арбитражных и конкурсных управляющих. Государственным органом,
проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба
по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН). ФСДН выполняет
следующие функции:
ü анализирует
экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки
несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;
ü проводит работу по
формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий,
ведет учет неплатежеспособных предприятий;
ü выступает уполномоченным
представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда
процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие
собственника предприятия.
Антикризисный процесс – применение к
предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается
с комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики
причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные
антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных
предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов
должников и кредиторов. Основными этапами антикризисного управления являются: (в
случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния)
ü разработка
бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;
ü регулирование
процесса финансового оздоровления; оценка глубины финансового и экономического
кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;
ü выбор
и реализация антикризисных процедур.
Во внешней и внутренней
среде любой компании всегда имеются определенные группы общественности
(конкуренты, местные органы власти, собственный персонал и т.п.),экономические
и политические интересы которых не совпадают с интересами развития фирмы.
Установление и
поддержание взаимосвязей с такими категориями общественности должно
предусматривать обеспечение безопасных условий функционирования компании. Для решения
этой задачи на предприятиях и в организациях с долгосрочными целями развития
целесообразно создать в рамках своей внутренней системы управления собственные
службы безопасности, тесно взаимодействующие с внутрифирменными службами по
связям с общественностью. Главными целями этих подразделений должны быть:
ü определение
важных направлений негативного изменения факторов внешней и внутренней среды
функционирования;
ü профилактика
возникновения угроз безопасности фирмы;
ü выявление
реальных действий конкурентов, партнеров, собственного персонала и
представителей других групп общественности, наносящих ущерб предприятию или
организации;
ü пресечение
выявленных мер безопасности;
ü ликвидация
негативных последствий и восстановление либо повышение первоначального уровня
безопасности.
При построении системы
безопасности предприятия должны соблюдаться принципы законности, комплексности,
своевременности, активности, универсальности, непрерывности, надежности и
эффективности. Работа службы безопасности предприятия и взаимосвязанного с ней
подразделения по связям с общественностью должна учитывать необходимость
обеспечения взаимной ответственности персонала и руководства, соблюдение
баланса интересов личности и предприятия, организацию тесного взаимодействия с
государственными структурами безопасности.
Основные задачи по
обеспечению безопасности предприятия или организации и профилактике
возникновения кризисных ситуаций при установлении и поддержании связей с
общественностью:
ü оценка
внешней и внутренней среды компании для 0конкурентов и собственных сотрудников;
ü комплексное
обеспечение безопасности функционирования предприятия при осуществлении им
научно – исследовательской, проектно – конструкторской, производственной,
торговой, рекламной, финансово – кредитной, посреднической, информационной и
иной деятельности;
ü обнаружение,
анализ и ликвидация возможных каналов утечки конфиденциальной информации;
ü всесторонняя
защита коммерческой тайны предприятия с использованием экономических, правовых,
организационных и технических методов защиты;
ü охрана
имущества предприятия в его различных видах (здания, сооружения, помещения,
оборудование, сырье, материалы, транспортные средства, полуфабрикаты,
комплектующие изделия, готовая продукция, денежные средства в рублях и валюте,
объекты интеллектуальной собственности и др.)
ü обеспечение
личной безопасности руководства предприятия и его ведущих специалистов;
ü разработка
внутренней нормативно – методической документации по различным вопросам
обеспечения безопасности предприятия;
ü подбор
и обучение персонала для работы непосредственно в подразделениях службы
безопасности предприятия и службы по связям с общественностью;
ü выработка
рекомендаций по подбору, обучению и расстановке кадров для различных
подразделений предприятия;
ü постоянное
совершенствование используемых методов и средств дневной работы соответствующих
служб последних достижений науки и техники в этой области. Использование
прогрессивного передового опыта защиты, организация непрерывного и
целенаправленного обучения сотрудников безопасности предприятия и подразделения
по связям с общественностью.
Причины кризиса могут
подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями
реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в
управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.) Причины кризиса могут
подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или
внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной
стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной
инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|