скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы формирования этических норм муниципального служащего

2.3 Кодекс определяет:

основные морально-этические принципы поведения, которые должны соблюдать муниципальные служащие, независимо от замещаемой должности;

этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности муниципальные служащие;

поведение муниципальных служащих при осуществлении профессиональной деятельности.

3. Основные морально-этические принципы поведения муниципальных

служащих

Основными морально-этическими принципами поведения муниципальных служащих являются следующие принципы:

служение государству;

служение общественным интересам;

уважение личности;

законность;

лояльность;

политическая нейтральность.

4. Принцип служения государству

4.1 Муниципальный служащий обязан действовать в интересах Российской Федерации, того субъекта РФ и муниципального образования, на территории которого он проходит службу.

4.2 Интересы государства, а через него общества в целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности муниципального служащего.

5. Принцип служения общественным интересам

5.1 Муниципальный служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп.

5.2 Действия муниципального служащего не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения.

6. Принцип уважения личности

Муниципальный служащий должен уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления другим незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства индивидов.

7. Принцип законности

7.1 Морально недопустимо нарушать законы, исходя из политической, экономической целесообразности, а также по любым другим мотивам. Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой муниципального служащего.

7.2 Нравственный долг муниципального служащего обязывает не только его самого строго соблюдать нормы законов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.

8. Принцип лояльности

8.1 Муниципальный служащий обязан соблюдать принцип лояльности - осознанно, добровольно соблюдать установленные органами местного самоуправления района служебные распорядки; уважать и корректно относиться ко всем государственным и общественным институтам; поддерживать имидж властных структур, постоянно содействовать укреплению их авторитета.

8.2 Принцип лояльности распространяется на отношения:

ко всем ветвям власти;

ко всем государственным институтам;

к законодательно утвержденным общественным институтам, партиям;

к политическому большинству, находящемуся у власти;

к другим муниципальным служащим.

8.3 Муниципальный служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства.

8.4 Муниципальный служащий обязан вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет муниципальной службы.

9. Принцип политической нейтральности

9.1 Муниципальный служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность - не высказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях.

9.2 Муниципальный служащий не должен допускать использование административных и других ресурсов органов местного самоуправления района для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений, задач.

10. Соблюдение общих нравственных принципов

10.1 Муниципальный служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма и социальной справедливости.

10.2 Честность и бескорыстность - обязательные правила нравственного поведения муниципального служащего, непременные условия его служебной деятельности.

10.3 Нравственным долгом муниципального служащего является вежливость и доброжелательность по отношению к гражданам.

11. Социальная ответственность муниципального служащего

11.1 Муниципальный служащий и граждане:

служащий должен служить гражданам России, удовлетворяя их потребности в услугах государства;

служащий должен помнить, что, будучи налогоплательщиками, граждане содержат его и оплачивают его работу;

граждане вправе требовать от служащего быстрого, качественного и полного оказания соответствующих услуг;

граждане вправе рассчитывать на вежливое, корректное и непредвзятое отношение служащего к себе;

служащий должен стремится при исполнении своих обязанностей исходить из приоритета прав и свобод человека и гражданина;

служащий должен помнить, что круг его деятельности точно ограничен рамками закона и избегает выходить за его пределы;

служащий должен помнить, что его услуги уже оплачены и должен всемерно избегать получения от граждан дополнительной оплаты за свои услуги как в материальной (деньги, подарки), так и в нематериальной (услуги) форме.

11.2 Служащий и государство

служащий должен всегда помнить об обязательности для него решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Служащий должен стремиться:

исполнять свои обязанности, соблюдая закон, законные инструкции и связанные с его служебными обязанностями этические нормы;

к гласности в осуществлении муниципальной службы, достигая разумного компромисса между этим требованием и требованием безусловного соблюдения служебной тайны и тайны личности;

служащий должен избегать неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.

12. Профессиональная ответственность служащего

12.1 Служащий должен обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.

12.2 Служащий должен хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашает ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

12.3 Служащий должен строго придерживаться этических норм деловых отношений и осуществления профессиональной деятельности.

12.4 Служащий должен строго соблюдать распорядок трудового дня и трудовую дисциплину.

12.5 Служащий должен поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей, и постоянно повышает свой профессиональный уровень.

12.6 Служащий должен постоянно заботиться о повышении профессионального уровня и служебном росте своих подчиненных.

13. Личная ответственность служащего

13.1 Служащий должен стремиться всегда вести себя так, чтобы сохранять и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность и эффективность органов власти;

13.2 На работе, в быту, в обществе и семье служащий должен стремиться удовлетворять этически безукоризненным требованиям социально-культурных норм и обычаев, принятых в российском обществе;

14. Этика взаимоотношений с коллегами и подчиненными

14.1 Муниципальные служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений. Их конструктивное сотрудничество друг с другом является основой эффективной деятельности органа местного самоуправления района.

14.2 Муниципальный служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.

14.3 Муниципальный служащий, наделенный организационно - распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, быть примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

15. Коррупционно опасное поведение

15.1 Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для муниципального служащего ограничений, и порождающее их поведение (действия или бездействие) муниципального служащего признаются коррупционно опасными.

15.2 Обязанностью муниципального служащего является антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении муниципального служащего, содержащая конфликт интересов.

15.3 Нравственный долг муниципального служащего при осуществлении им профессиональной служебной деятельности заключается в том, чтобы внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов.

15.4 Нравственным долгом кандидата на замещение вакантной должности муниципальной службы, на которой высока вероятность возникновения конфликта интересов, является (наряду с предоставлением сведений, предусмотренных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации") заявление им при подаче документов на конкурс сведений о характере и степени своей личной заинтересованности. Любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на замещение вакантной должности муниципальной службы, должен быть урегулирован до назначения его на должность.

16. Соблюдение настоящего Кодекса

16.1 Муниципальный служащий обязан вести себя в соответствии с настоящим Кодексом, знакомиться с изменениями в нем. Если муниципальный служащий не уверен в том, как необходимо поступить, он должен обратиться к компетентному лицу.

16.2 Муниципальный служащий, наделенный организационно - распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, обязан следить за тем, чтобы они соблюдали настоящий Кодекс, и принимать или предлагать соответствующие меры пресечения любых нарушений его положений.

17. Ответственность за нарушение настоящего Кодекса

Муниципальный служащий должен понимать, что явное и систематическое нарушение норм настоящего Кодекса несовместимо с дальнейшей служебной деятельностью в органах местного самоуправления района.

18. Присяга муниципального служащего

При приеме на работу в качестве муниципального служащего, он (она) приносит присягу. Присяга приносится в торжественной обстановке перед лицом членов профессионального сообщества. Служащий расписывается на официальном бланке с текстом присяги. Подписанный служащим текст присяги хранится в его личном деле.

19. Этический совет Администрации

В административном органе создается общественный Этический совет. Членами Этического совета по должности являются руководитель административного органа, (его первый заместитель) и председатель профсоюзного комитета. Остальные члены Этического совета избираются на общем собрании служащих административного органа. Председатель Этического совета избирается на заседании совета.

Задачей Этического совета является поддержание и развитие этических норм работы и взаимодействия служащих административного органа, изложенных в Этическом кодексе, разрешение конфликтных ситуаций, связанных с этикой, выработка общих этических ценностей организации.


Заключение


Развитие общества неизбежно связано с разделением труда и появлением множества профессий.

В каждой профессии, связанной с взаимодействием людей, появляются свои нравственные искушения, моральные успехи и неудачи, возникают определенные противоречия, вырабатываются свои специфические способы их разрешения

Как только профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, начинают формироваться особые нравственные установки, соответствующие характеру труда, возникает профессиональная мораль.

Профессиональная мораль как элемент общественного сознания существует на двух основных уровнях:

как набор определенных моральных требований со слабо выраженной упорядоченностью чисто внешнего характера;

в виде нормативной системы, получившей четкое теоретическое обоснование.

Общество предъявляет повышенные моральные требования к представителям тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с людьми, их интересами.

Управленческая этика - это система этических знаний и практических рекомендаций, сориентированных на управленческую деятельность. Это образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных управленческих проблем.

В современных условиях этика государственного и муниципального служащего - это этические принципы и нормы, выражающие в общей форме моральные требования к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, назначению его деятельности, характеру его взаимоотношений с государством.

Базируясь на господствующей в обществе морали, профессиональная этика государственного и муниципального служащего представляет собой четкую систему этических принципов и норм.

Важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного и муниципального служащего является сегодня принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми прочими нормативными актами и должностными инструкциями.

Персональная ответственность муниципального служащего требует соблюдения таких стандартов этического поведения, которые от них ожидают граждане муниципальных образований. Этика поведения муниципального служащего должна строиться на основе осознания, что муниципальная должность является выражением общественного доверия и по результатам его работы формируется отношение граждан к власти в целом.

Муниципальные служащие должны соблюдать общие принципы поведения, которые применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять свои обязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные с их служебным положением этические нормы.

Одна из основных обязанностей муниципального служащего - это обязанность следовать высшим моральным принципам, нести ответственность за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами. Муниципальные служащие не должны совершать действия, которые противоречили бы этой обязанности.

В идеале гражданские качества, включая их морально - этические составляющие, должны быть определяющими при отборе кандидатов на государственную службу.

Переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих необходимы. Они должны осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:

повышение уровня профессиональных знаний и умений;

развитие нравственной составляющей муниципальных служащих путем введения на курсах переподготовки и повышения квалификации обязательного предмета "Этика и культура управления".

Муниципальные органы управления при подборе и расстановке кадров предъявляют необходимые требования к их квалификации и способностям, поведению на службе и вне её, включая вопросы служебной этики, отношения к политике, к качеству исполнения ими обязанностей в соответствии с муниципальными должностями.

В случаях, предусмотренных уставом и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы производится на конкурсной основе.

Целью конкурса является отбор наиболее подготовленного лица, имеющего необходимое образование, профессиональные знания и способности по своим личным и деловым качествам к муниципальной службе на муниципальной должности. Кроме того, конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой, отбор и формирование высокопрофессионального кадрового состава органов местного самоуправления.

Необходимость разработки Этического кодекса муниципального служащего, кажется, стала настолько явной, что уже не требует дополнительного обоснования.

Служащий, уверенный в своей моральной правоте и этической безукоризненности, уверенно и с большим удовлетворением выполняет свои обязанности. Этически безукоризненная власть адекватно и лояльно воспринимается гражданами.

Разрабатывая "Этический кодекс муниципального служащего" я исходила из того, что этот документ является не законом, а совокупностью этических ориентиров. Действие Этического кодекса видится аналогичным действию общих этических и моральных норм общества. Нарушитель таких норм не принимается обществом. Нарушитель этических норм профессионального сообщества встречается с более или менее серьезными трудностями пребывания в этом сообществе. Для профессионального сообщества муниципальных служащих эти трудности могут материализоваться при прохождении нарушителем очередной аттестации или в виде решения общественной комиссии по этике.


Список использованных источников и литературы


1.       Апресян Р.Г. Вид на профессиональную этику / Р.Г. Апресян // Обще профессиональная этика. Ведомости. - Тюмень: НИИ ПЭ,№28 2006.

2.       Атаманчук Г.В., Ионова А.И., Ульянова А.Я. Этика и культура муниципального управления / Г.В. Атаманчук., А.И. Ионова, А.Я. Ульянова. - М.: Флинта: МПСИ, 2005.

3.       Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы / В.И. Бакштановский, Ю. В Согомонов // СОЦИС. - М.: 2005. - №8.

4.       Валеев Д.Ж. Происхождение морали / Д.Ж. Валеев. - Саратов, 1981.

5.       Зотов В.Б., Муниципальное управление / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

6.       Коваленко А.И. Муниципальное Право / А.И. Коваленко. - М., 1997.

7.       Левый М.Г. Порядок и условия прохождения муниципальной службы: учебно-методическое пособие / М.Г. Левый. - М.: Редакционно-издательский центр "Муниципальная власть". - 1999.

8.       Протанская Е.С. Профессиональная этика / Е.С. Протанская. - С-П., 2003.

9.       Романов В Л. Социальная ответственность муниципальной службы / В Л Романов. - Майкоп-Ростов-на-Дону, 1999

10.  Соколов В.М., Турчинов А.И. муниципальная служба: нравственные основы, профессиональная этика / В.М. Соколов, А.И. Турчинов. - М.: Изд-во РАГС, 2006.

11.  Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем муниципальной службы / В. М Соколов // Служба кадров 7/2004.

12.  Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем муниципальной службы / В.М. Соколов // Служба кадров. - М.: 2004. - №7.

13.  Таболин В.В. Право муниципального управления / В.В. Таболин. - М., 1997.


[1] Протанская Е.С. Профессиональная этика / Е.С. Протанская. - С-П., 2003.

[2] Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем муниципальной службы / В.М Соколов // Служба кадров 7/2004.

[3] Протанская Е.С. Профессиональная этика / Е.С. Протанская. - С-П., 2003.

[4] Атаманчук Г.В., Ионова А.И., Ульянова А.Я. Этика и культура муниципального  управления / Г.В. Атаманчук., А.И. Ионова, А.Я. Ульянова. - М.: Флинта: МПСИ, 2005.

[5] Протанская Е.С. Профессиональная этика / Е.С. Протанская. - С-П., 2003.

[6] Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем муниципальной службы / В.М Соколов // Служба кадров 7/2004.

[7] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы / В.И. Бакштановский, Ю.В Согомонов // СОЦИС. – М.: 2005. - №8

[8] Протанская Е.С. Профессиональная этика / Е.С. Протанская. - С-П., 2003.

[9] Романов ВЛ. Социальная ответственность муниципальной  службы / В.Л. Романов. — Майкоп-Ростов-на-Дону,1999.

[10] Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем муниципальной службы / В.М. Соколов //Служба кадров. – М.: 2004. - №7

[11] Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем муниципальной службы / В.М Соколов // Служба кадров 7/2004.

[12] Романов В.Л. Социальная ответственность муниципальной  службы / В Л Романов. — Майкоп-Ростов-на-Дону,1999.

[13] Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем муниципальной службы / В.М. Соколов //Служба кадров. – М.: 2004. - №7

[14] Апресян Р.Г. Вид на профессиональную этику / Р.Г. Апресян // Обще профессиональная этика. Ведомости. - Тюмень: НИИ ПЭ,№28 2006

[15] Соколов В.М., Турчинов А.И. муниципальная служба: нравственные основы, профессиональная этика / В.М. Соколов, А.И. Турчинов.  – М.: Изд-во РАГС, 2006.

[16] Атаманчук Г.В., Ионова А.И., Ульянова А.Я. Этика и культура муниципального  управления / Г.В. Атаманчук., А.И. Ионова, А.Я. Ульянова. - М.: Флинта: МПСИ, 2005

[17] Левый М.Г. Порядок и условия прохождения муниципальной службы: учебно-методическое пособие / М. Г. Левый. – М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть». – 1999.

[18] Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление / В.Б. Зотов, З. М. Макашева. -    М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.

[19] Левый М.Г. Порядок и условия прохождения муниципальной службы: учебно-методическое пособие / М. Г. Левый. – М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть». – 1999.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.