скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы муниципальной информационной политики

Проблемы муниципальной информационной политики

Содержание


Введение

1 Теоретические основы разработки информационной политики

1.1 Понятие, сущность и значение информации

1.2 Понятие муниципальной информационной политики

1.3 Нормативно-правовое обеспечение муниципальной информационной политики

2 Информационная политика органов местного самоуправления в России

2.1 Проблемы разработки муниципальной информационной политики в России

2.2 Анализ информационной политики органов местного самоуправления в субъектах РФ

2.3 Информационная политика Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения НМР

3 Основные пути решения проблем в области разработки муниципальной информационной политики

3.1 Опыт разработки муниципальной информационной политики в Республике Татарстан

3.2 Предложения по разработке муниципальной информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения НМР

4 Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Социальная значимость внедрения разработанных мероприятий

4.2 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников и литературы

Приложение А. Основные признаки информации органов муниципального управления

Введение


Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что социальная и политическая перестройка в России, формирование рыночных отношений объективно привели к повышению роли информации в жизни общества. Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества.

Сегодня во всём мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и приобретаемых знаний.

В нашей стране идет становление муниципального управления как института народовластия и все вопросы, связанные с увеличением эффективности его работы, приобретают особую важность.

Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, факторов, характеристик о соответствующих предметах, процессах, явлениях, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляют основу муниципального управления.

Управленческие процессы – это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, распространение социальной информации, то есть той информации, которая связана с отражением и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей.

Информационное обеспечение органов местного самоуправления в настоящее время является одной из самых насущных в то же время одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, за последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. Во-вторых, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации.

В современных условиях динамично меняющаяся социально-политическая и финансово-экономическая ситуация требует от органов власти осуществления повседневной деятельности по анализу и оценке складывающейся ситуации во всех сферах и отраслях жизнедеятельности общества, принятию соответствующих нормативных и распорядительных актов и решений на федеральном уровне, доведению этих решений до исполнителей регионального и местного уровней управления, контролю полноты, точности и своевременности их исполнения.

Одной из важнейших составляющих повышения эффективности функционирования органов муниципального управления является обеспечение эффективной работы с информацией.

Без эффективной организации информационного обеспечения невозможно обеспечить качественную работу органов управления.

Цель работы – проанализировать состояние информационной политики в муниципальном управлении и разработать предложения по совершенствованию муниципальной информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить понятие, сущность и значение информации;

изучить информационную политику органов местного самоуправления в России;

проанализировать информационную политику Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения НМР;

изучить опыт разработки муниципальной информационной политики в Республике Татарстан;

сформировать предложения по разработке муниципальной информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района.

Объект работы – деятельность органов местного самоуправления Краснокадкинского сельского поселения в сфере информатизации.

Предмет работы – особенности и проблемы разработки и реализации муниципальной информационной политики.

Степень разработанности темы. В настоящее время проблема информатизации муниципального управления стала объектом изучения многих ученых. Информатизацию современного общества изучали такие ученые, как Иванов А.А., Никитов В.А., Орлов С.В.. Теория государственного управления нашла свое отражение в трудах Атаманчука Г.В., Глазуновой Н.И.. Интерес к данной теме в современных условиях растет, многие ученые работают в этом направлении, разрабатывая и реализуя новые принципы информатизации органов муниципального управления.

Научная новизна работы. В работе установлено, что современная, отвечающая требованиям времени муниципальная информационная политика во многом определяет эффективность деятельности органов местного самоуправления и их взаимоотношения с населением. Автором в работе были разработаны и предложены мероприятия по формированию муниципальной информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района.

Эмпирическая база исследования:

законодательные и нормативные акты органов местного самоуправления Российской Федерации и Республики Татарстан;

материалы общероссийских и республиканских социологических исследований и социологических опросов;

результаты анкетного опроса, проведенного автором данной работы.

Для выполнения поставленных задач автором был использован большой объем специальной литературы по теме исследования.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов:

в принятии управленческих решений с учетом результатов исследования в работе данных об информатизации органов местного самоуправления;

в разработке эффективной муниципальной информационной политики;

при подготовке кадров в области информационной политики.

Теоретико-методологическая основа работы. Цель, задачи, предмет исследования определили методологическую базу как сочетание общетеоретических, специально-научных и эмпирических методов, позволяющих получить достоверное знание об объекте исследования.

В процессе работы над темой были использованы следующие методы и подходы.

Эмпирико-теоретический общенаучный метод – описание.

Логико-теоретические общенаучные методы – сравнение и историко-логический, позволяющий проследить процесс развития информатизации органов местного самоуправления

Комплексный подход, предполагающий использование субъектно-объектного анализа, выявляющий природу, сущность системы местного самоуправления с точки зрения информатизации.

Информатизация местного самоуправления была рассмотрена в качестве социального механизма, посредством которого реализуются сущностные интересы личности, общества и государства на местном уровне. Данный подход также позволил автору выделить информатизацию органов местного самоуправления как одну из основных форм организации, связанную с реализацией личностного потенциала жителей городских и сельских поселений в организации и деятельности местной власти в принятии управленческих решений.

Получить достоверную информацию об объекте исследования и определить практические рекомендации позволил эмпирический метод – опрос респондентов с помощью анкетирования.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и ссылок на использованные источники.

В первом разделе были рассмотрены теоретические основы разработки информационной политики, в частности, были определены понятие, сущность и значение информации и муниципальной информационной политики, отражено нормативно-правовое обеспечение муниципальной информационной политики.

Во втором разделе проанализирована информационная политика органов местного самоуправления в России. В частности, представлены проблемы разработки муниципальной информационной политики в России, проведен анализ информационной политики органов местного самоуправления в субъектах РФ, отражена информационная политика Исполнительного комитета Краснокадкинского сельского поселения НМР.

В третьем разделе представлен опыт разработки муниципальной информационной политики в Республике Татарстан и определены основные пути решения проблем в области разработки муниципальной информационной политики.

В четвертом разделе представлена программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы.


1 Теоретические основы разработки информационной политики


1.1 Понятие, сущность и значение информации


Социальная и политическая перестройка в России, формирование рыночных отношений объективно привели к повышению роли информации в жизни общества. Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества [1, с.128].

Изменившиеся условия функционирования органов местного самоуправления также привели к тому, что вопросы информатизации процессов управления муниципальным образованием входят в число приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления.

В ближайшие годы роль и значение информации и информационных технологий на всех уровнях управления будут возрастать и важнейшей задачей в данном случае становится стимулирование и координация данного процесса в целях обеспечения его эффективности [2, с.68].

На сегодняшний день практически во всех странах информация и информационно-компьютерные технологии становятся основными факторами, определяющими развитие и процветание национальных экономик. Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д. Все это связано с процессами передачи, хранения и переработки информации [3, с.78].

Сегодня, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования «информация». В переводе с латинского термин «информация» означает разъяснение, изложение. Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины 20 века информация сформировалась как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире [4, с.129].

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

Информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» рассматривал Винер своей работе «Кибернетика и общество» [5, с.172].

Киселев А.Г., рассмотрев различные подходы к определению термина «информация», приходит к выводу, что с точки зрения социологии информацию можно рассматривать как «совокупность систематизированных сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, объективно необходимых для устойчивого функционированного социального организма» [6, с.117].

В понятии информации следует различать два аспекта. Во-первых, информация представляет собой меру организации системы.

Во-вторых, информация является средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и приобретенных знаний.

Однако с позиции кибернетики, как науки об общих принципах управления, под информацией понимается не каждое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты, дополняющие его представление об изучаемом или анализируемом объекте (процессе).

Информация, являясь важнейшей составляющей кибернетики, одновременно представляет собой один из основных элементов социального управления. Она выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективнее принимаемые управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации [7, с.211].

Информация как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу муниципального управления.

По существу все управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в муниципальном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации [8, с.321].

По нашему мнению, в общем виде под информацией следует понимать сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

Определив понятие “информация”, рассмотрим особенности процесса информатизации, который является важным фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг могут превышать по объемам вложения в развитие энергетики благодаря рекордным темпам их окупаемости.

Наибольший экономический и социальный успех достигается там, где активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, медицинскую диагностику и многое другое.

Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.

Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной альтернативы, а лишь в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности муниципального образования.

Цель информатизации – приведение всех элементов информационной среды муниципального образования в такое состояние, когда информационные потребности субъектов удовлетворяются своевременно в необходимом объеме при соблюдении условий безопасности вне зависимости от расстояния и использования технических средств.

Достижение этой цели возможно только на основе создания единого информационного пространства путем объединения информационных ресурсов, информационных систем и развитой коммуникационной инфраструктуры.

Основные принципы информатизации:

последовательность (этапность и непрерывность);

направленность;

эффективность;

управляемость;

открытость;

ресурсная обеспеченность;

преемственность.

Главные компоненты, из которых складывается интегрированная информационная среда как основа единого информационного пространства, это:

информационные ресурсы, совокупность информации, содержащей данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы;

система подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды [9, с.66].

По характеру отношений и связей целесообразно обратить внимание на инфраструктуру управления, которая сегодня рассредоточена в структурных подразделениях администрации, муниципальных предприятиях и учреждениях и иных юридических лиц, участников информационных процессов, которые преследуют их собственные интересы, и руководствуются имеющейся нормативно-правовой базой. Преобладание децентрализованного начала в управлении информатизацией рождает проблемы, препятствующие ее планомерному и эффективному проведению.

Политика в области информатизации органов муниципального управления является неотъемлемой частью муниципальной социально-экономической политики, проводимой администрацией в интересах населения муниципального образования, и направлена на развитие информационной инфраструктуры, совершенствование системы управления территорией, на удовлетворения конституционных прав граждан и хозяйствующих субъектов на информационное обеспечение [10, с.67].

Подводя некоторые итоги отметим, что сегодня, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования «информация». Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины 20 века информация сформировалась как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире.

По нашему мнению, в общем виде под информацией следует понимать сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

С понятием «информация» связан термин «информатизация», который является важным фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Принципами информатизации является последовательность, направленность, эффективность, управляемость, открытость, ресурсная обеспеченность и преемственность. Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной альтернативы, а лишь в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности муниципального образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.