Профессиональное обучение: значение, сущность, проблемы
Таблица 1 Затраты на
обучение персонала
Год
|
Кол-во работников, прошедших обучение
и повышение кв-и
|
Затраты на обучение и повышение кв-и,
тыс. руб./
год
|
2003
|
4
|
14.000
|
2004
|
10
|
42.000
|
2005
|
17
|
84.000
|
2006
|
30
|
165.000
|
Таблица 2
Профессиональное обучение кадров ЗАО «ФПКЦ» за 2003-2006 г.г.
№
|
Наименование
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006г.
|
1
|
Всего работников, которые повысили квалификацию, прошли
подготовку и переподготовку
|
4
|
10
|
17
|
30
|
|
из них – рабочие цеха
|
4
|
10
|
14
|
24
|
|
менеджеры среднего звена
|
0
|
0
|
2
|
4
|
|
менеджеры высшего звена
|
0
|
0
|
1
|
2
|
2
|
Повысили квалификацию всего
|
4
|
10
|
17
|
30
|
|
в том числе: в учебных заведениях
|
0
|
0
|
4
|
9
|
|
на предприятии
|
4
|
10
|
13
|
21
|
3
|
Прошли профессиональную подготовку и переподготовку всего
|
4
|
10
|
15
|
25
|
|
из них – рабочие цеха
|
4
|
10
|
12
|
22
|
|
в том числе: обучено первой профессии
|
4
|
10
|
14
|
24
|
|
обучено другим (смежным) профессиям
|
0
|
0
|
3
|
6
|
|
переподготовлено
|
4
|
10
|
17
|
30
|
На протяжении четырех лет
удельный вес рабочих кадров при подготовке, переподготовке и повышении
квалификации увеличивается по отношению к общему количеству работников
предприятия, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В 2003 году проводилось
обучение рабочих цеха без отрыва от производства. В 2004 году количество
обучающихся увеличилось на 6 человек, но обучение также проводилось на рабочем
месте. В 2005 году переподготовку прошли менеджеры среднего и высшего звена. В
2006 году, в связи с покупкой нового оборудования, возникла необходимость
переобучить работников цеха (24 человека). Для этого трех рабочих направили на повышение
квалификации на завод ОАО «МККУ» (Московский комбинат картонной упаковки).
Приобретя необходимые опыт и знания, работники смогли обучать других рабочих
цеха благодаря наставничеству. Переподготовка менеджеров среднего звена
проводилось по договору с консалтинговой фирмой ООО «Добрый знак». Для
менеджеров среднего звена организовывались тренинги: «Командообразования», «По
управлению», «Переговоров». Менеджеры высшего звена участвовали в семинарах и
конференциях.
В ЗАО «ФПКЦ» предпочтение
отдаётся обучению непосредственно на предприятии, в силу ограниченности
финансовых ресурсов.
Повышение квалификации
персонала непосредственно на предприятии осуществляется:
·
на
производственно-экономических курсах на курсах целевого назначения;
·
в школах
передовых приёмов и методов труда;
Повышение квалификации
рабочих на производственно-экономических курсах организуется тремя этапами:
I. этап – повышение квалификации на
3-й разряд.
II. этап – повышение квалификации на 3-4
разряд.
III. этап – повышение квалификации на
5-6 разряд.
Занятия на
производственно-экономических курсах заканчиваются сдачей квалификационных
экзаменов.
Продолжительность
обучения на курсах не менее 36 часов.
Таблица 3 Образовательная
структура персонала ЗАО «ФПКЦ» 2003 –2006 г.г. (в % к общей численности)
Уровень образования
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Высшее
|
12,1
|
16,4
|
18,5
|
26,7
|
Среднее специальное
|
55,5
|
58
|
62,3
|
56,5
|
Среднее и неполное среднее
|
32,4
|
25,6
|
19,2
|
16,8
|
Из таблицы 3. видно, что
наибольшую долю представляют сотрудники со средним специальным образованием, в
то же время доля сотрудников с высшим образованием с каждым годом
увеличивается.
Также в 2006 году на
30,2% возросла доля персонала со средним специальным образованием по сравнению
с 2003 годом. Это говорит об эффективной работе отдела кадров: реализации
стратегии предприятия по обучению и повышению квалификации персонала.
Рис. 2.2. Образовательная
структура персонала ЗАО «ФПКЦ» в 2006 году.
2.3 Непрерывное профессиональное обучение
в торговой организации ТК "R -МОДУЛЬ"
В ходе разработки и
внедрения системы профессионального обучения персонала в ТК "R
-МОДУЛЬ" возникали определенные сложности. Рассмотрим их подробнее.
Торговая компания
"R-модуль" работает на рынке продуктов питания с 1994 года. В
настоящее время это стабильная и динамично развивающаяся компания,
представляющая собой торговый холдинг.
Подавляющее большинство
менеджеров имеет высшее образование и участвуют в семинарах и тренингах, проводимых
компаниями - производителями, однако не имеет необходимых базовых знаний в
области управления персоналом, необходимых для профессионального управления
компанией.
Учитывая, что слово
"обучение" в русском языке обладает очень широким понятийным полем, представляется
необходимым ввести некоторые ограничения и использовать его как термин в
следующем контексте: обучение - это систематический процесс целенаправленного
изменения знаний, рабочих навыков, мотивации и/или поведения. В современных
условиях жесткой конкуренции необходимо изначально задать высокий темп
изменения - только так можно выжить и победить на рынке.
В течение 2004г. в
компании прошло несколько семинаров и тренингов по темам: "Управление
финансами", "Индивидуальный подход руководства к каждому продавцу в
компании "R-Модуль" и Технология, и психология продажи". Для
персонала коммерческой службы, непосредственно занятого работой с клиентами и
продажами, был проведен семинар- тренинг по теме: "Технология и психология
продажи". Процесс обучения занял 1 рабочий день и 1 выходной день.
Обратная связь после проведения данного семинара - тренинга выявила следующие
недостатки: отсутствие связи обучения с реальной практикой работы
"продавцов" и слабое использование активных форм обучения.
Для топ-менеджеров
компании и руководителей отделов компании "R-Модуль" в самом начале
2004 года был проведен трехдневный семинар-тренинг "Индивидуальный подход
руководства к каждому продавцу в компании "R-Модуль"". К
сожалению, Перед началом проведения такого серьезного и, казалось необходимого
обучения, не были учтены реальные потребности менеджмента компании.
Кроме того, после
обучения на семинаре-тренинге выявились недостатки: отсутствие практического
опыта внедрения предложенной системы у руководства и слабая связь обучения с
реальной практикой работы менеджеров компании.
Анализ существующего
профессионального обучения персонала в компании "R-Модуль" показал
необходимость систематизации процесса обучения и разработки комплексной
программы профессионального обучения персонала копании. Система обучения
персонала должна отвечать следующим условиям: обучение должно проводится внутри
предприятия без отрыва от производства, в рабочее время, с обязательным
включением в учебный процесс активных форм обучения (деловые игры, тренинги,
самообразование и т.д.), с учетом специфики конкретного подразделения компании.
Учебные программы адаптируются или разрабатываются специально для нашей
компании с привлечение внешних специалистов - практиков, при условии, что
внутри компании нет таких специалистов. Входное (при найме) обучение
обязательно, равно как и перспективное, так как и то, и другое носят
упреждающий характер и направлено на развитие потенциала работника.
Чтобы учесть как
краткосрочные, так и долгосрочные потребности сотрудников в профессиональном
обучении, была предложена стратегическая цель в области обучения персонала
компании "R- модуль":
создание профессиональной команды менеджеров (руководителей), работа которых
нацелена на рост производительности труда и повышение качества работы торгового
персонала.
В связи с выбранным
главным направлением в области управления персоналом были предложены 2 основных
принципа обучения в компании "R- модуль": каждый сотрудник должен пройти не более 4-х тренингов в
год и принцип "Менеджер тренирует исполнителей".
Потребности сотрудников в
обучении выявляли путем анкетирования и опроса менеджеров компании в декабре 2004. г. Поскольку постоянно происходит обновление персонала компании, эффект единовременного обучения
в течение 1-2 лет может полностью сойти на нет. Поэтому, для поддержания и
улучшения результатов и необходима система обучения, то есть, регулярное
обучение вновь поступающих сотрудников и передача им накопленных знаний, опыта
и культуры в компании.
Вот почему, заказывая
какой-либо тренинг "на стороне", стоит задуматься, возможно ли
повторить этот тренинг через год, для вновь прибывших, с теми же тренерами, или
получить материалы, чтобы подготовить своих внутренних тренеров.
Подготовка собственных внутренних
тренеров, например, по основам продаж, или управленческим программам позволит
обеспечить качественное обучение с минимальными затратами для компании. В
настоящее время в отделе кадров консолидируется информация по профессиональному
обучению в виде следующих атрибутов: Библиотека тренинговых материалов для
тренеров и участников, Библиотека учебной литературы, База данных по обучению
сотрудников и т.п.
Поскольку важными
характеристиками культуры компании являются уровень образования персонала, его профессионализм
и умение работать в команде, то профессиональная подготовка и переподготовка
персонала приобретает стратегическое значение. Обучение персонала в таких
условиях становится одним из главных ключей к успеху, поскольку позволяет
переходить к профессиональным технологиям, в том числе и в области управления.
Процесс модернизации знаний и навыков должен носить постоянный характер, вот
почему перед руководством компании "R- модуль"
встает задача создания
обучающейся организации, умеющей использовать, полученный в процессе своей
деятельности опыт, в целях корректировки методов работы для решения реальных
проблем компании.
Компания ООО «ЕвроДнепр»
обязуется обеспечивать развитие соответствующих навыков и знаний у работников в
целях максимального повышения их вклада в достижение деловых целей и задач
компании. С этой стороны компания обеспечивает постоянное и эффективное обучение
и развитие сотрудников и команд в соответствии со стандартами компании и/или
принятыми общегосударственными стандартами. Обучение является важным фактором
получения и передачи знаний. Через обучение работники осознают цели и задачи в
области качества, влияющие на производственные процессы. Обучение и трудовая
деятельность работников тесно связаны.
Планирование
непрерывного обучения —
одна из главных составных частей планирования человеческих ресурсов, которая
включает в себя два этапа: первый — прогноз количественного и качественного
состава занятых в организации на рассматриваемый период; второй — составление
планов набора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В компании ООО
«ЕвроДнепр» необходимость обучения и развития регулярно рассматривается и
обсуждается индивидуально с каждым работником. Компания должна обеспечивать
сотрудников необходимым обучением в соответствии с выявленными потребностями.
Источники обучения могут быть внутренними и внешними, как и спектр методов
обучения (включая учебные комнаты, дистанционное обучение, обучение в процессе
работы и т.д.). В соответствии с нашими обязательствами по непрерывному
улучшению и удовлетворению потребителя, действительное обучение регулярно
оценивается для обеспечения последовательности в достижении деловых целей и
задач, а также для улучшения будущей эффективности. Данные по курсам обучения
документируются в графиках обучения филиалов. Если работник прошел обучение без
согласования с Дирекцией по развитию и обучению (например самообучение),
сведения о прохождении обучения должны быть переданы в Дирекцию по развитию и
обучению с целью занесения их в централизованные записи.
Методы обучения персонала
разнообразны: тренинги, видеотренинги, семинары, курсы повышения квалификации,
стажировки, инструктаж, наставничество и консультирование на рабочем месте,
использование программного обеспечения, делегирование полномочий и ротация
персонала, и многие другие.
Основное обучение
Информация о политике и
ценностях компании доводится до всех работников компании. Этим устанавливается
направление для формирования общих потребностей обучения. Предметы обучения
должны охватывать: обучение технике безопасности; обучение менеджменту для
агентов по торговле, которые работают непосредственно с потребителями и
клиентами; изучение делопроизводства, финансового менеджмента, информационных
технологий и др. для офисных работников. С помощью всех менеджеров процесса и
координаторов по обучению, предоставляющих ежегодно предложения по обучению
персонала филиалов, менеджер по развитию и обучению персонала готовит план
обучения, охватывающий все потребности в обучении. План обучения
разрабатывается и утверждается ежегодно. Текущий график обучения базируется на
плане обучения и может ежемесячно корректироваться.
Специальное обучение
Данный тип обучения
используется при необходимости особых потребностей, но не включается в основной
план обучения. Данное обучение согласовывается руководителями филиала и
главного офиса и передаются на рассмотрение менеджеру по развитию персонала.
Обучение на работе
Данный тип обучения
выполняется на непрерывной основе. Направления обучения не ограничены и могут
быть вызваны необходимостью изучения новых товаров поступивших на склад в
первый раз, новыми технологиями, усовершенствованиями рабочего процесса,
освоением новых территорий реализации продукции. Обучение осуществляется в
офисе, ежедневно до начала рабочего дня и по окончании. Больший упор идет на
конец рабочего дня, когда видны все движения в лучшую или худшую сторону.
Обучение проходит чаще всего в виде тренинга и результаты видны уже на
следующий день. Во время обучения возможна дегустация продукции для сравнения с
другими марками. В основном такое обучение проходят торговые представители, так
как они ближе всего к клиентам. И то, как они поставят нашу продукцию,
отражается на всей компании.
Подготовка и повышение
квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный характер и
проводиться в течение всей трудовой деятельности. Для эффективности
непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы.
Администрации нужно создать климат, благоприятствующий обучению. Предприятия
должны рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной
капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие
технологии.
Западные эксперты
отмечают, что в настоящее время необходимость профессиональное обучения
общепризнана, о чем свидетельствует, в частности, объем направляемых в эту
сферу средств. В то же время возрастают требования к его эффективности,
повышению качества услуг и их соответствию заказу, большей ясности принципов и
методов обучения. Следовательно, встает вопрос о повышении профессионального
уровня самих работников этой сферы, диверсификации их задач. Подчеркивается,
что в условиях повышения спроса на свои услуги профессиональное обучение должно
структурироваться, а его работники должны быть не просто педагогами, а
психологами и организаторами, беря на себя задачу воспитания своих заказчиков.
1.
Армстронг М.
Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание/ Перевод с
английского. Под ред. С.К. Мордовина.- Спб.: Питер, 2004.- 832с.
2.
Право на
профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных
условиях М. Лушникова, А. Лушников, Управление персоналом N7 2007
3.
Человеческий
капитал – неотъемлемый фактор экономического роста. Маркетинг №4(83), 2005 г. Н. Чеботарев.
4.
Финансы и кредит
№ 23(227)-2006. Инвестиции в человеческий капитал и эффекты образования. И.В.
Скоблякова.
5.
Человек и труд,
№8, 2004. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Л. Чижова
[1] Мировая экономика и
международные отношения, 2001, №12, С.42.
Страницы: 1, 2
|