скачать рефераты

МЕНЮ


Проффесиональное образование

p> Нехватка преподавателей по ряду научно-технических дисциплин приводит к активному привлечению в университеты высококвалифицированных кадров из-за рубежа. По данным за 1993 г., доля иностранцев среди преподавателей по инженерным наукам составляла 37%, по математике и программированию - 27%. В основном это ученые из стран Азии и Европы (прежде всего Индии, Китая,
Великобритании, Тайваня, Канады, Южной Кореи и России). Собственно, этот недостаток - нехватка собственных кадров - успешно преодолевается без дополнительных затрат со стороны государства с помощью так называемой утечки умов из-за ру-. бежа. Интересам американской науки и экономики служит и все возрастающее число докторских диссертаций, защищаемых в США иностранцами. В научно-технических дисциплинах оно удвоилось за период с
1986 по 1995 г. и достигло 10 тыс., демонстрируя среднегодовой рост 8,2%,
(соответствующий показатель для американских получателей докторской степени
-1,9%). При этом из защитившихся в США в период 1992-1996 гг. иностранцев
68% планировали остаться в США, а 44% - имели соответствующие предложения от работодателей. Особенно много таких ученых из Китая (59%) и Индии (57%).

Новые требования к квалификации кадров, особенно высшего звена, существенно меняют требования к системе высшего образования, обусловливают постоянный поиск оптимальных вариантов специализации студентов, методов их обучения.

В ведущих вузах США, прежде всего в исследовательских университетах, решение проблемы видят в отходе от узкой специализации (что является характерной чертой американской высшей школы), подготовке кадров широкого профиля, вооружении специалистов основными научными принципами вместо информативных знаний и конкретных навыков, т.е. в ставке на теорию, на системный подход. С такой задачей лучше всего справляются учебные заведения, в которых не только сложились научные школы в различных областях наук, обеспечивающие широкую междисциплинарную и фундаментальную базу образования, но и где получаемые знания постоянно используются в научных исследованиях, в которые вовлечены преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов.

Вузы стали более активно готовить специалистов новейших профессий - системных аналитиков, исследователей в области генной инженерии и т.д.
Только с.1971 по 1995 г. число выпускников вузов, чья специализация связана с информационными технологиями, увеличилось более чем в десять раз и достигло 24,4 тыс. За период 1980-1995 гг. численность населения в студенческом возрасте сократилась почти на 22% (с 22 до 17 млн. человек), количество же присвоенных квалификационных и ученых степеней (бакалавров, магистров и докторов наук) в среднем возросло на 27%.

Государство активно содействует дальнейшему развитию высшего образования в стране. Поставлена амбициозная задача - уже в начале XXI в. сделать высшее образование в США столь же доступным, как и среднее.
Планируется, что показатель уровня образования в стране в среднем составит не менее 14 лет обучения (в 1998 г. он равнялся 12,8 года, т.е. был несколько выше уровня 12-летней средней школы). Для реализации этой задачи в 90-е годы был принят ряд законодательных актов и государственных программ. Так, введены различные налоговые льготы и освобождения от уплаты налогов во время учебы в университетах и колледжах, в 1999 г. круг получателей грандов на обучение в вузах расширен до 5 млн. человек.

Международные сравнения в области профессионального

образования

В этой главе моего эссе я попытаюсь подвести итог того, что было сказано в 2-х предыдущих главах и сравнить наиболее неразвитый и проблемный уровень профессионального образования в России МВА с иностранными.

Программа "Мастер делового администрирования" (МВА) - в русской интерпретации более правильно назвать "Магистр управления" - является главной в системе образования руководителей.

В США функционирует Американская ассоциация университетских школ бизнеса
AACSB - American Assembly of Collegiate Schools of Business, утверждающая стандарты МВА. Она имеет 1200 членов, в том числе 680 школ бизнеса, из которых 286 аккредитованы в AACSB. Лучшие школы США аккредитованы в AACSB.
В остальном мире имеется около 500 школ бизнеса, выпускающих более 10 000 магистров бизнеса в год.

Черты МВА в США
1. Фундаментальная подготовка руководителя на базе высшего образования в очласти менеджмента и бизнеса.
2. Магистратура - это третий уровень обучения с получением академической степени и практической ориентацией на руководство бизнесом.

3. Длительность обучения от 10 до 24 мес. с учебной программой 720-1100 академических часов. Очень большой объем занимает самостоятельная работа студента в библиотеке и над проектами.

4. Сочетание базовых курсов (от 720 ч.) с профессиональными специализированными курсами по выбору (от 450 ч.).

5. Интенсивная самостоятельная работа студентов. Жесткий контроль знаний и успеваемости с помощью "зачетных очков".

6. Связь с практикой бизнеса, ориентированная на самостоятельное принятие решений (деловые игры, хозяйственные ситуации, работа над реальными проектами в фирмах).

Школа бизнеса Чикагского университета

Школа существует уже более 100 лет (основана в 1898 г.) и является пионером бизнес-образования в подготовке руководителей высшего звена, в разработке и внедрении учебных программ за рубежом. Чикагская школа бизнеса
- первая школа, член преподавательского состава которой стал Нобелевским лауреатом (Джордж Стиглер, 1982 г.).

Здесь же была создана первая программа МВА для руководителей в
1943 г. Ежегодно в эту школу поступают 1200 студентов программы МВА и 1500 слушателей краткосрочных программ повышения квалификации руководителей.

Учебная программа МВА школы бизнеса Чикагского университета имеет на три разновидности: программа МВА для дневного отделения (The Campus МВА
Program); программа МВА для вечернего отделения (The Evening МВА, Program); программа МВА для прохождения в свободные от работы дни (The Weekend МВА
Program). Продолжительность обучения - 21 месяц. Учебная программа состоит из четырех основных частей.

|Программа МВА школы бизнеса Чикагского университета |
|Русское название |Английское название |
|1. Базовые дисциплины (Foundations courses) • |
|Микроэкономика |Microeconomics |
|Финансовый учет |Financial Accounting |
|Статистика |Statistics |
|2. Общеобразовательные дисциплины (Breadth courses): |
|Макроэкономика |Macroeconomics |
|Управленческий учет |Management Accounting |
|Финансы |Finance |
|Управление человеческими |Human Resources Management |
|ресурсами | |
|Маркетинг |Marketing |
|Производство продукции |Production |
|3. Дисциплины по общему менеджменту (General Management |
|courses) охватывают методы и приемы эффективного управления|
|организациями. Наряду с теоретическими положениями большое |
|внимание уделяется решению конкретных ситуативных задач. |
|4. Дисциплины по выбору (Elective courses) позволяют |
|студентам приобрести углубленные знания в интересующих их |
|областях: поведение человека в коллективе, богословие, |
|социология, политология, статистика, урбанистка, спецкурсы |
|по Латинской Америке, Ближнему Востоку, Юго-Восточной Азии.|
| |

Для получения степени магистра каждый студент должен освоить, в общей, сложности, двадцать дисциплин.

Международная программа MBA (The International MBA Program).
Продолжительность обучения - 24 месяца. В основу этой программы положена стандартная программа MBA. Однако в дополнение к ней студенты овладевают также знаниями и умениями для ведения предпринимательской деятельности в различных странах мира. Так, студенты осваивают один иностранный язык, изучают культуру, государственное и общественное устройство той или иной страны и три месяца стажируются за границей.

Программа MBA для высших руководителей (Executive MBA Program).
Продолжительность обучения - 16 месяцев. Каждая учебная группа формируется из пяти человек, которые целенаправленно подбираются так, чтобы они обладали богатым профессиональным опытом или профильным образованием.

В основе этой программы также лежит стандартная программа MBA, однако больший упор делается на практическое применение получаемых знаний для анализа и решения проблем, реально стоящих перед менеджерами крупных компаний. Преподавание ведется только штатными преподавателями, работающими в университете на полной ставке.

Английский опыт программы МВА

Манчестерская школа бизнеса основана в 1965 г. и располагается в крупном индустриально-культурном городе Манчестере. Входит в состав университета Манчестера как самостоятельное подразделение. Располагает хорошей материальной базой: учебные аудитории, одна из лучших в Европе библиотека по бизнесу, гостиница на 160 мест, кафе-ресторан, офисы и др. В школе бизнеса обучается около 500 слушателей МВА. Ниже приведены сведения по учебным дисциплинам Манчестерской школы бизнеса.

|N1 Учебные дисциплины программы МВА ; |
|Русское название |Английское название |
|1. Менеджмент |
|Стратегический менеджмент |Strategic Management |
|Международный бизнес |International Business |
|Информационный менеджмент |Information Management |
|Сервисный менеджмент |Services Management |
|Индустриальная политика |Industrial Policy i |
|Развитие бизнеса |Business Development „ ' |
|Промышленная стратегия |Manufacturing Strategy ' |
|Финансовый менеджмент |Financial Management |
|Корпоративная |Corporate Responsibility |
|ответственность | |
|2. Финансы и бухгалтерский учет |
|Анализ отраслей экономики |Economic Sector Analysis |
|Бухгалтерский учет |Accounting |
|Управление бухгалтерским |Management Accounting and |
|учетом и контроль |Control |
|Экономика |Economics |
|3. Социология и психология |
|Организационная социология |Organizational Sociology |
|Организационное поведение |Organisational Behaviour |
|Социология и корпоративный |Sociology and Corporate |
|менеджмент |Management |
|4. Маркетинг |
|Маркетинг |Marketing |
|Реклама и маркетинг |Advertisement and Marketing |
|5. Функциональное управление |
|Производство. Операционное |Production/Operations |
|управление |Management |
|Банковское и финансовое дело|Banking and Financing |
| | |
|Розничная торговля |Retailing |
|Операционные исследования |Operational Research |
| |

Выводы

1. Манчестерская школа бизнеса входит в число трех ведущих школ
Великобритании и имеет хорошие условия для осуществления программы МВА
(преподаватели, программа, база обучения).

2. Студенты МВА представляют в основном резерв на выдвижение, т.к. большая часть из них (более 60%) специалисты.

3. Базовые дисциплины: менеджмент, финансы и бухгалтерский учет, социология и психология, маркетинг и функциональное управление.

4. Качество преподавания находится на высоком уровне.

5. Манчестерская школа располагает хорошим преподавательским составом.

6. С начала 90-х гг. в школе осуществляется подготовка руководителей и специалистов для стран восточной Европы и СНГ.

Российский опыт программы МВА

Российский опыт реализации программы МВА невелик и насчитывает всего несколько лет. Внедрению программы МВА в российских школах препятствовал ряд факторов: идеологическое неприятие западного опыта и подмена магистерской программы курсами повышения квалификации руководителей продолжительностью 3-6 мес. и неразвитая потребность в высшем профессиональном образовании среди руководителей предприятий и подразделений; неготовность профессорско-преподавательского состава, который до начала 90-х гг. не проходил долгосрочного обучения в лучших школах бизнеса США и Великобритании; отсутствие достаточного методического материала для программы МВА (хозяйственных ситуаций, деловых игр, тренингов), адаптированных к рыночным условиям России. С начала 90-х гг. началась целенаправленная работа по реализации программы МВА на русском языке в наиболее крупных институтах и школах бизнеса.

Московским журналом "Карьера" (1998, №4) было проведено исследование деятельности 300 институтов и школ бизнеса, действующих на территории
России, и подведен рейтинг лучших школ. В рейтинге оценивалось 9 показателей: количество аккредитованных программ, количество выпусков слушателей, число студентов на 1 преподавателя, процент дипломированных преподавателей (имеющих ученую степень кандидата или доктора наук), количество обязательных дисциплин сверх программы, количество дисциплин по выбору слушателей, библиотечный фонд, количество компьютеров, возможность получения международного диплома. Итоговый рейтинг определен как сумма баллов по перечисленным выше показателям.

Программа МВА НИМБ адаптирована к современным рыночным условиям России, реализуется с 1995 г. на русском языке по вечерней, а 1997 г. - по заочной формам обучения с привлечением профессоров самой высокой квалификации и с учетом индивидуальных пожеланий слушателей. Руководитель - заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор экономических наук А. П. Егоршин.

Цель программы - подготовка профессиональных руководителей с глубокими знаниями в области менеджмента и бизнеса для практической деятельности на предприятиях и в организациях. Содержание программы МВА: эффективный менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, макроэкономика, микроэкономика, бухгалтерский учет, управление персоналом, организационное поведение, функциональный менеджмент, правоведение, международный бизнес, деловой иностранный язык и др.

К обучению по программе МВА привлечены известные профессора и доктора наук, имеющие практический опыт консультирования крупных предприятий и фирм. Среди них: О. Т. Богомолов, В. А. Дергунов, А. П. Егоршин, Г. Н.
Власов, Д. Вир, В.А.Кручинин, Г. А. Мотин, Г. М. Озеров, Дж. Рэмсботтом.

Методы обучения: широко применяются современные технологии обучения, принятые в лучших школах бизнеса - "кейс-стади", "уорк-шоп", деловые компьютерные и ролевые игры, психологические тесты, видеопсихотренинги, программированное обучение. Эти методы прошли адаптацию к российскому менталитету и широкую апробацию на 120 краткосрочных семинарах института.

Программа магистратуры состоит из более 20 базовых дисциплин, изучаемых в течение 2-х лет обучения.

|Рейтинг высших международных бизнес-школ |
|Место|Название |Адрес, телефон, ФИО |Сумм|
|в | |руководителя |а |
|рейти| | |балл|
|нге | | |ов |
|1 |Институт бизнеса и |117571 Москва, пр-т |703 |
| |экономики АНХ |Вернадского, 82, т. | |
| | |434-9481, Гойзман Эдуард | |
| | |Исакович | |
|2 |Московская |113054 Москва, Стремянский |597 |
| |международная |пер, 36, (095) 237-82-77 | |
| |высшая школа |Савин Станислав Леонидович | |
| |бизнеса МИРБИС | | |
|3 |Институт бизнеса и |117571 Москва , пр-т |505 |
| |делового |Вернадского, 82, т. | |
| |администрирования |434-9253, Мясоедов Сергей | |
| |АНХ |Павлович | |
|4 |Международная школа|197376 Санкт-Петербург, ул.|392 |
| |менеджмента |Проф. Попова, 5, | |
| |ЛЭТИ-«ЛОВАНИУМ» |Т.(812)234-01212, Янчевский| |
| | |Александр Эдуардович | |
|5 |Санкт-Петербургский|193060 Санкт-Петербург, а/я|389 |
| |Международный |10, Смольный, 9-й подъезд, | |
| |институт |т. (812) 278-5650, Мордовии| |
| |менеджмента |Сергей Кириллович | |
|6 |Нижегородский |603600 Нижний Новгород, ГСП|354 |
| |институт |117, Окский съезд, 4, т. | |
| |менеджмента и |(8312) 33-02-51, Егоршин | |
| |бизнеса |Александр Петрович | |
|7 |Высшая школа |117571 Москва, пр-т |352 |
| |международного |Вернадского, 82, т. | |
| |бизнеса АНХ |434-2487, Евенко Леонид | |
| | |Иванович | |
|8 |Школа финансового |117571 Москва, пр-т |343 |
| |менеджмента АНХ |Вернадского, 82, т. | |
| | |434-9027 Лобанова Елена | |
| | |Николаевна | |
|9 |Высшая коммерческая|125474 Москва, ул. |328 |
| |школа МВЭС |Левобережная, 32, т. | |
| | |458-7494, Буренин Владимир | |
| | |Арсеньевич | |


| Базовые курсы МВА |
|СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ |
|I БЛОК-МОДУЛЬ - НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА |
|институциональная среда бизнеса микро- и макроэкономика |
|основы гражданского и предпринимательского права финансы, |
|денежное обращение и кредит бухгалтерский учет и аудит |
|количественные методы и деловая статистика информационные |
|технологии в бизнесе организационное поведение этика |
|бизнеса |
|II БЛОК-МОДУЛЬ - БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
|теория организации ' - ' общий менеджмент стратегический |
|менеджмент управление персоналом управление производством |
|маркетинг продукции и услуг финансовый менеджмент |
|инновационный менеджмент эффективные коммуникации |
|Ill БЛОК-МОДУЛЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ управление рисками • оценка|
|бизнеса • основы внешнеэкономической деятельности • |
|управленческий учет • антикризисное управление • |
|психология управления • деловой английский язык |
|ИНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
|IV БЛОК- Менеджмент и |МОДУЛЬ - КУРСЫ ПО ВЫБОРУ |
|маркетинг |Экономика и финансы |
|• управление ресурсами |• экономический анализ • |
|• международный |ценообразование • налоги |
|менеджмент • |налогообложение • техника |
|стратегический |валютных операций • финансы |
|маркетинг • техника |организаций • бюджетирование и |
|переговоров и |контроль • региональная экономика|
|презентаций • | |
|управление качеством • | |
|техника личной работы •| |
|маркетинг образования | |
|ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ |

На втором году изучаются специальные дисциплины по выбору студента с учетом его индивидуальных интересов. Выбор дисциплин осуществляется исходя из6 специальностей подготовки, указанных выше, однако специальные курсы магистра являются "продвинутыми" и имеют более практическую направленность, чем в программе "бакалавр" или "специалист".

В число обязательных дисциплин входит деловой английский язык. Форма обучения - без отрыва от производства (вечерняя). Продолжительность обучением - 2 года. Завершается обучение защитой дипломного проекта с получением дополнительного высшего профессионального образования с квалификацией "магистр управления".

В итоге очевидно, что отставание в сфере дополнительного, профессионального образования связано с экономическими проблемами в стране. существующего состояния системы образования Российской Федерации по отношению к высокоразвитым странам и позволяют определить ориентиры для разработки среднесрочных прогнозов развития социальной сферы. Наиболее известным в мировой практике является индексный метод, используемый в ежегодных "Докладах о развитии человека" ООН. Сущность метода заключается в расчете сопоставимых индексных показателей, характеризующих различные стороны экономической и социальной жизни стран мира за ряд лет, и определении интегрального "индекса развития человеческого потенциала"
(ИРЧП). В Докладе содержится от 30 до 50 разделов, или более 100 локальных показателей, характеризующих ИРЧП, причем показатели системы образования приведены в нескольких разделах. Рейтинг стран по ИРЧП меняется по годам, однако высокоразвитые страны "семерки" закономерно находятся в первой
"двадцатке" по ИРЧП.

Россия находится в зоне стран со средним уровнем развития, и ее положение существенно не изменилось в последние два года. В расчете ООН фигурируют 174 страны мира. Проанализировав некоторые показатели можно сделать следующий вывод, что России существенно не отличается от лучших показателей стран "семерки". Так, индекс уровня образования составляет соответственно 92% и 99%, уровень грамотности взрослого населения - 99% и
99%, число ученых и специалистов, занимающихся НИОКР, - 4,2 чел. и 7,1 чел. на 1 000 населения. Нет большой разницы в доле расходов на образование в процентах от ВНП - 4,1% и 7,0% и доле расходов на образование в процентах от общих государственных расходов - 9,6% и 14,4%, однако в 1999 г. они составляли всего 3,8% в России.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.