скачать рефераты

МЕНЮ


Психологические особенности содержания представлений образа как составляющие имиджа сотрудника ГИБДД

Психологические особенности содержания представлений образа как составляющие имиджа сотрудника ГИБДД

Министерство образования РФ

Калужский Государственный Педагогический Университет им. К.Э. Циолковского

Факультет: Психологии









Курсовая работа

Тема:

Психологические особенности содержания представлений образа как составляющие имиджа сотрудника ГИБДД













Калуга 2009


Введение


Актуальность исследования

Результаты многочисленных исследований показывают, что образ сотрудников ГИБДД в сознании автолюбителей характеризуется негативно, связан со взятничеством, профессиональной некомпетентностью.

Несмотря на требования приказа, регламентирующего деятельность сотрудника ГИБДД, признающего одним из основных направлений деятельности ОВД «повышение уровня защищенности граждан от ДТП и из последствий, укрепление доверия со стороны участников дорожного движения к сотрудниками ГИБДД», на практике по-прежнему преобладающей является административно-надзорная деятельность по выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.

В наше время повышается интерес к управлению транспортным средством, большое количество населения обучается.

В связи с этим частота контактов сотрудников ГИБДД и автолюбителей возросли.

Возрастает интерес к исследованию взаимоотношений сотрудников и автолюбителей, представлению сотрудников, их образу в сознании автолюбителей. Здесь неотъемлемой составляющей является имидж сотрудников. Но данная характеристика снижена, в частности, сотрудников ГИБДД, имидж которых во многом зависит от внешних признаков, социально-психологической компетентности; профессионализма.

Поэтому правоохранительным организациям стоит уделить внимание имиджу сотрудников, их самопрпезентации (профессиональная работа психолога в организации), чтобы обеспечить положительный образ в сознании автолюбителей. Необходимо повышение правовой и психологической культуры сотрудников с одной стороны и формирование адекватного образа в сознании автолюбителей с другой, плюс объективная презентация сотрудников СМИ для повышения их профессионального имиджа.

Объект исследования: автолюбители с разным водительским стажем (в возрасте от 18 до 50 лет).

Предмет исследования: психологические особенности содержания представлений образа сотрудника ГИБДД.

Цель исследования: изучение психологических представлений образа сотрудника ГИБДД в сознании автолюбителей с разным водительским стажем, выявление условий, направленных на повышение имиджа сотрудника ГИБДД.

Гипотеза исследования:

Образ сотрудника ГИБДД в сознании автолюбителей зависит от стажа вождения: чем больше водительский стаж, тем образ сотрудника ГИБДД позитивней, более сглаженный. Негативная окраска связана с отрицательно окрашенными социальными представлениями о профессиональной деятельности и особенностями личности сотрудников ГИБДД.

Задачи исследования:

1.       Провести теоретический анализ сложившихся в психологической литературе подходов к исследованию

2.       Выявить психологические особенности образа сотрудника ГИБДД в двух выборках: автолюбителей 1 группы (со стажем от 0 до 7 лет) и 2 группы (со стажем 8 до 20 лет).

Методологической и теоретической основой исследования послужили: теоретические принципы деятельностного подхода к развитию представлений в индивидуальном сознании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко, Д.А. Леонтьев), понимание обыденного сознания в психологической литературе       (С.М. Московичи, Н.А. Мусхелишвили, В.А. Шкуратов, А.Г. Шмелев).

Методами исследования выступили:

Семантический дифференциал, методика «Незаконченные предложения», ассоциативный эксперимент, проективная методика «Завершение рисунка», методы математической обработки результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе исследуются представления о сотруднике ГИБДД как составляющие имиджа сотрудника у автолюбителей с разным водительским стажем.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в решение более общей проблемы имиджа сотрудников правоохранительных органов.



Глава 1


§ 1. Образ мира. Значение как единица сознания


Проблема значения в психологии представлена работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, В.Ф. Петренко.

По Петренко В.Ф. значение - это обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности. Кодирование, категоризация исходного содержания в знаковой, символической форме ведут к обогащению его совокупным социальным опытом, к упорядочиванию исходного содержания, его организации в формах, выработанных общественной практикой.

Структуры значения, опосредующие восприятие, непосредственно вплетены в ткань образа; субъект видит не схему образа, воспринимает не значения, а означенный образ. Но сознание не просто дублирует с помощью знаковых средств отражаемую реальность, а выделяет в ней значимые для субъекта признаки и свойства, конструирует их в идеальные обобщенные модели действительности.

Лексика языка несет в себе в форме семантических компонентов идеальные эталоны, мерки, которые выделяют, вычленяют в отражаемой действительности те или иные аспекты. Семантические компоненты лексики - единицы более дробные, чем значения, образующие его структуру, - являются носителями этих эталонов, и соответствие им (полное или неполное) признаков отражаемого фрагмента действительности позволяет выразить этот фрагмент в слове (или другом нормированном эталоне). Языковое сознание при этом осуществляет не только аналитическую, но и синтетическую функцию.

Поскольку в значении фиксируются свойства объекта, существенные с точки зрения общественной практики, его можно рассматривать как превращенную форму деятельности.

Значение определяется операционально и функционально.

В операциональном определении значение задается как результат, продукт, которых достигает субъект, совершив ряд предписанных действий. Функциональное определение значения, так же как и операциональное, раскрывает его через действие, но не по построению объекта, а по его использованию, применению в деятельности. Определение А.Н. Леонтьевым значения как предметной, исторически фиксированной функции является функциональным определением.

Понятие значения является одним из основных в теоретическом аппарате советской психологии.

Существует несколько подходов к разработке этой проблемы. Один из них был задан Л.С. Выготским в представлении о знаковой опосредствованности высших психических процессов. Системный анализ человеческого сознания, исследование мышления и речи необходимо требуют, по мысли Л.С. Выготского, изучения этой единицы сознания, связывающей общение и обобщение. Он подчеркивал, что анализ значения требует разработки семантических методов. В теории А.Н. Леонтьева индивидуальное сознание рассматривается как система значений, данных в единстве с другими образующими: чувственной тканью и личностным смыслом. При этом значение, личностный смысл и чувственная ткань понимаются не как самостоятельные единицы, а как образующие - предельные абстракции различных аспектов некоторой целостности - индивидуального значения. Под психологической структурой значения понимается система соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в речевой и познавательной деятельности. Такое определение подчеркивает процессуальный характер значения, понимаемого как “движение от мысли к слову”.

В теории А.Н. Леонтьева подчеркивается двойственная природа значения. С одной стороны, значение выступает как единица общественного сознания, а с другой - как образующая индивидуального сознания. Представление о значении как единице общественного сознания, кристаллизующей совокупный общественный опыт, относится в первую очередь к его развитым понятийным формам, к формам фиксации общечеловеческих знаний. Но общественное сознание, как и индивидуальное, гетерогенно, и наряду с научным знанием в нем содержатся и житейские представления, социальные стереотипы, характеризующиеся той или иной степенью истинности, и даже суеверия и предрассудки. Последние также передаются из поколения в поколение и отражают определенные исторические национально-культурные формы общественного сознания. Наконец, определенные формы деятельности небольших социальных групп порождают свои специфические, только им присущие “фигуры” сознания людей, реализующих эту деятельность. Так, работники отделов кадров и руководящие работники, тренер спортивной команды, отбирающий игроков, следователь, ведущий дознание, официанты и шоферы такси - все они обладают своей системой значений, организующихся в “эталоны” и “стереотипы”, образующих категориальную сетку, сквозь призму которой они выделяют в ситуации, в другом человеке значимые для их деятельности признаки. В то же время в системе представлений каждого индивида есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Например, образы “хорошего родителя”, “идеального мужа или жены” формируются через непосредственное подражание, усвоение опыта родительской семьи, из прочитанных книг, каналов массовых коммуникаций и обусловливают формирование нравственных критериев, “идеальных мерок”, с которыми индивид подходит к оценке себя или других, и в конечном счете обусловливают организацию его жизни, определяют его личность. Такие более частные категории индивидуального сознания, отражающие индивидуальный опыт субъекта, его собственные “идеальные мерки” - личностные конструкты.

Являясь формой обобщения, значение выступает одновременно оператором классификации, упорядочивающим объекты, события окружающей действительности. Семантические компоненты значения, определяющие основания такой классификации, могут быть выделены в ряде процедур, выступающих в виде особым образом организованной деятельности испытуемых. Такими процедурами являются, например, оценка объектов (понятий) по специально отобранным и предложенным испытуемым шкалам, классификация объектов, понятий по заданному основанию, ассоциации, заполнение недостающего звена в предложении и т. п. “Психологическая структура значения, - пишет А.А. Леонтьев, - есть в первую очередь система дифференциальных признаков в значении, соотнесенная с различными видами взаимоотношений слов в процессе реальной речевой деятельности, система семантических компонентов, рассматриваемая не как абстрактно-лингвистическое понятие, а в динамике коммуникаций, во всей полноте лингвистической, психологической, социальной обусловленности слова”. Приведенному определению психологической структуры значения полностью соответствуют психолингвистические методы его анализа.

В рамках деятельностного подхода семантические компоненты значения рассматриваются как функциональные, а не морфологические единицы. Характер выделяемых семантических единиц зависит от экспериментального материала, позволяющего актуализоваться тем или иным отношениям, оппозициям, от мотивации испытуемого, от присущей ему системы категоризации - его когнитивного стиля, от инструкции и самоинструкции испытуемого, имманентно определяющих уровень категоризации и т. д. В этом плане психолингвистические методы исследуют не некую “застывшую”, раз и навсегда заданную систему значений субъекта, а, порождая психическую реальность речемыслительной деятельности, исследуют функционирование системы значений в рамках стоящей перед субъектом задачи, экстраполируя полученные результаты на моделируемый пласт реальной жизнедеятельности субъекта.

Основным методом экспериментальной психосемантики является метод реконструкции субъективных семантических пространств. Семантическим пространством называется совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты (значения) некоторой содержательной области. При этом выделяется некоторое правило группировки отдельных признаков (дескрипторов) в более емкие категории, которые и являются исходным алфавитом этого редуцированного языка - семантического пространства. Этому определению удовлетворяют, в частности, процедуры контентанализа или информационно-поисковые языки, применяемые в информатике для формализации и упорядочивания информации в рамках больших информационных массиво. В более узком смысле слова семантическим пространством называется такое пространство признаков, для которых правила объединения отдельных признаков-дескрипторов заданы статистическими процедурами. В качестве примера наиболее известного и простого варианта семантического пространства можно привести методику семантического дифференциала Ч. Осгуда. Математически построение семантического пространства является переходом от базиса большей размерности признаков описания к базису меньшей размерности (категориям-факторам). Семантически категории-факторы, являясь формой обобщения исходного языка описания, выступают метаязыком описания значений, позволяющим разложить (описать) значения в фиксированном алфавите категорий-факторов, выносить суждения об их сходстве и различии и т. п. Процедура построения семантического пространства включает реализацию трех последовательных этапов. Первый этап связан с выделением семантических связей анализируемых объектов (понятий, символов, изображений и т. д.). В экспериментальной семантике, психолингвистике в качестве методик выделения семантических связей используются ассоциативный эксперимент, где мерой семантической связи пары объектов является сходство дистрибуций их ассоциаций; семантический дифференциал, где мерой сходства объектов является сходство их оценок, данных по биполярным градуальным шкалам, содержащим в качестве полюсов прилагательные-антонимы; методика сортировки, где семантическое сходство пары объектов пропорционально количеству объединений их в общие классы при процедуре классификации и прочее.

Результаты, полученные с помощью опосредованных методов установления семантических связей, зависят от характера и полноты опосредующего звена (типа разрешенных инструкцией ассоциаций в ассоциативном эксперименте, выбора шкал в методе СД, контекстов - в методике подстановки), а также от задачи исследования, интуиции экспериментатора, от его знания некоторой содержательной области, позволяющей так построить опосредующее звено, чтобы затронуть все интересующие аспекты значения анализируемых объектов. Эксперименты в области психолингвистики, связанные с построением семантического пространства, обладают высокими степенями свободы в плане выбора методов установления семантических связей (первый этап) и способов математической обработки (второй этап). Третий этап построения семантического пространства связан с интерпретацией выделенных структур. Интерпретация выделенных факторов (кластеров) осуществляется на основе поиска смысловых инвариантов, объединяющих шкалы, объекты, сгруппированные в данный фактор, или кластер. Для формулировки гипотезы о содержании факторов привлекаются компетентные эксперты (метод независимых судей), для облегчения интерпретации в исходный набор вводятся эталонные объекты, исследуется конвергентная валидность с уже выделенными ранее и интерпретированными факторами и т. д.

Представление - мысленная репродукция, репрезентация имевших место в индивидуальном опыте человека предметов, явлений, событий. В любом случае представление - суть, конкретное содержание, процесс и результат акта мышления, которое символически воспроизводит что-то реальное и в данный момент отсутствующее, находящееся вне поля видимости и досягаемости субъекта.

Здесь исследования представления оказываются вплетенными в контекст проблемы значения и попадают в область психосемантики.

В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других, самого себя. Термин “психосемантика” используется нами для обозначения области исследования, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания.

Леонтьев А.А. отмечает, что в психологии все большую популярность получает понятие предметного значения, разрабатывавшееся (иногда под другими названиями) многими крупными психологами современности - от Л.С. Выготского до Дж. Брунера и лидера западногерманской марксистской психологии К. Хольцкампа. Это понятие сейчас обретает новую жизнь в связи с активизацией исследований по функциональной асимметрии полушарий коры головного мозга. Неразрывность предметного значения с вербальным (при всей их психологической специфике) очевидна, и проблематика когнитивной психолингвистики все больше становится ориентированной не только и не столько на вербальные, сколько на предметные значения, ставя задачей синтезировать психолингвистическую теорию слова (знака) и психологическую теорию осмысленного образа. Если вслед за А.Н. Леонтьевым (А.Н. Леонтьев, 1983) ввести понятие образа мира, то как раз предметные значения и являются теми «кирпичиками», из которых этот образ строится.

Образ мира, как он понимается сегодня психологами, - это отображение в психике человека предметного мира, опосредствованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии.

Мир презентирован отдельному человеку через систему предметных значений, как бы наложенных на восприятие этого мира.

Наиболее непосредственная ситуация встречи человека с миром - это непрекращающееся движение сознания в актуально воспринимаемом образе мира. Каждый из нас, воспринимая мир через образ мира, постоянно переносит светлое поле внимания с одного предмета на другой. Таким образом, движение сознания в образе мира имеет не планиметрический, а стереометрический характер. Сознание имеет глубину. Образ мира многомерен, как многомерен сам мир.

Но образ мира может быть не включенным в непосредственное восприятие мира, а полностью рефлексивным, отделенным от нашего действия в мире, в частности восприятия. Такой образ мира может быть ситуативным, т.е. фрагментарным, - например, так может обстоять дело при работе памяти или воображения. Но он может быть и внеситуативным, глобальным: тогда это образ целостного мира, своего рода схема мироздания. Такой образ мира в собственном смысле всегда осознан, рефлексивен, но глубина его осмысления, уровень рефлексии могут быть различными. Предельный уровень такой рефлексии соответствует научному и философскому осмыслению мира.

Если в первом случае мы имеем дело с непосредственным сознанием мира, то во втором - это теоретическое сознание разного рода, свободное от связанности с реальным восприятием.

Одним из первых, кто четко выразил их различие, был Михаил Михайлович Бахтин. Это его известная концепция «большого» и «малого» мира. Позднее он говорит - о «большом» и «малом» опыте: «В "малом" опыте - один познающий (все остальное - объект познания), один свободный субъект (все остальные - мертвые вещи), один живой и незакрытый (все остальное - мертво и закрыто), один говорит (все остальное безответно молчит).

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.