Психологические особенности содержания представлений образа как составляющие имиджа сотрудника ГИБДД
В большом
опыте все живо, все говорит, этот опыт глубоко и существенно диалогичен. Мысль
мира обо мне, мыслящем, скорее я объектен в субъектном мире...».
Мир «событийствует»
не вне нас, не независимо от нас. Мы участники этого «событийствования». Мы часть
этого мира, находящаяся в непрестанном общении с другими его частями. И без
нашей мысли, нашего отражения мира, нашего действия в мире мир будет другим
миром.
Язык и есть
система ориентиров, необходимая для деятельности в этом вещном и социальном, одним
словом - предметном, мире.
Наряду с
текучими, индивидуальными характеристиками личностно-смысловые образования
имеют и некоторую культурную «сердцевину», единую для всех членов социальной
группы или общности и фиксируемую в понятии значения в отличие от личностного
смысла. В последнее время возникло даже понятие <профессионального образа
мира>, формирование которого является одной из задач обучения специальности.
Вообще процесс обучения может быть понят как процесс формирования инвариантного
образа мира, социально и когнитивно адекватного реальностям этого мира и
способного служить ориентировочной основой для эффективной деятельности
человека в нем.
Так или
иначе, наше знание о мире неразрывно с нашей деятельностью в мире, нашим
диалогом с миром.
Чуфаровский
отмечает, что процесс приема и переработки знаковой информации следует
рассматривать как особую психосемиотическую систему, формирование которой
происходит у человека в результате взаимодействия с объективной системой
знаковой информации.
Психосемиотическую
систему можно определить как психологическую знаковую функциональную систему,
обеспечивающую процесс преобразования и декодирования неязыковых систем. Она не
может быть сведена ни к первой сигнальной системе человека, ни ко второй. В ней
происходит процесс интеграции образа объекта и образа знаков в определенном
семантическом комплексе.
Результатом
переработки информации является формирование образно-понятийной модели
деятельности, а также оперативных образов, отражающих взаимосвязь знаков и
обозначенных предметов. Как правило, процесс формирования этой модели имеет три
ступени:
- выделение
информативных блоков, то есть формирование семантических групп и комплексов,
которые обеспечивают наибольшую эффективность решения задачи;
- формирование
на основе информативных блоков семантического поля и пространства, наиболее
характерного для данного типа деятельности;
- локализация
информативных пунктов путем мысленного установления пространственно-временных
ориентиров, которые необходимы как наглядная опора для определения взаимосвязей
обозначаемых объектов.
При
формировании образно-понятийной модели деятельности создается информационная
система, которая включает зрительные образы, вербальный и семантический
компоненты, которые объединяются для решения определенных оперативных задач и
выполняют в процессе разные функции: познавательные и управляющие.
§ 2. Имидж
как необходимая составляющая образа профессии
Понятие «имидж» давно на
слуху. Как это ни покажется неожиданным, но первыми активно начали работать с ним
экономисты, занимающиеся предпринимательством Известен такой факт американский
экономист Болдуинг в 60-х годах XX века ввел в деловой оборот понятие «имидж» и
обосновал его полезность для делового преуспевания
Затем «имидж», как
специфический феномен, был взят на вооружение нарождающейся политологией,
специалисты увидели в нём важное направление своей работы. Психологическое
обоснование имиджирования стало объектом и предметом исследования социальных и
политических психологов. Владея знаниями законов процесса социального
восприятия и субъектного осознания внешнего образа, они придали этой проблеме
теоретико-прикладное обоснование.
В 70-х
годах имидж стал появляться в СССР в журнальных и реже в газетных публикациях
как категория отрицательная. Его рассматривали в основном как манипулятивный
приём буржуазной политики и средств массовой информации, используемый в целях
идеологической обработки массового сознания людей. Подобное отношение к имиджу
не способствовало объективному интересу к нему со стороны советских учёных.
В переводе с английского
имидж – это образ, изображение. В самом же деле – это непосредственно или
преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной
структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности
сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего
познания, каковой признано представление. Имидж, как правило, «располагается» в
низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или в пластах
обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия
людьми и цепкость присутствия в их сознании. Если об имидже говорить как о
конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка,
как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его
одновременного проявления во всех названных сферах психики человека.
ИМИДЖ
(англ, - образ) - целостный, качественно определенный образ данного объекта,
устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании.
Имидж возникает и корректируется в результате восприятия и сопутствующего
профильтровывания поступающей из внешней среды информации о данном объекте
сквозь сеть действующих стереотипов, В качестве обладателя имиджа может
выступать любой объект окружающей действительности,
Имидж
социально обусловлен и выполняет ряд важных функций, что выражается в
следующем: 1) обнаруживает свое существование только в условиях общества; 2)
субъектом имиджа выступает человек как продукт общества - человек социальный;
3) общие характеристики имиджа того или иного объекта (его валентность, сила,
определенность) зависят не только от самого объекта, но и от особенностей
конкретного общества, в котором этот имидж формируется, - от его ценностей,
норм, традиций, установок и т.п. Это положение вытекает из 2), поскольку
социальность субъектов предполагает оценочность восприятия ими мира окружающих
объектов и самих себя вследствие усвоенного опыта, знаний предшествующих
поколений и принятой роли так называемого обобщенного другого; 4) уже
сложившийся имидж: а) определяет характер последующего восприятия объекта со
стороны лиц, усвоивших этот имидж, посредством сведения указанного процесса
восприятия к процедурам идентификации, узнавания объекта и (при наличии новой,
возможно, диссонирующей информации) коррекции соответствующего образа (функция
экономии мышления социальных субъектов); б) способствует формированию
устойчивого отношения к данному субъекту (функция социальной оценки); в) служит
основанием для субъективного выбора адекватной модели связанного с объектом
поведения (функция руководства к действию, или регулятивная функция).
Формирование
имиджа идет по следующему пути: выявление сложившихся у аудитории представлений
об объекте; определение предпочтений, ожиданий и требований аудитории, черт и
характеристик, которыми, по мнению аудитории, должен обладать претендующий на
позитивный имидж объект; конструирование имидж. данного объекта; разработка
стратегии формирования имиджа - плана действий; перевод сконструированной модели
в реальные контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.); контроль за
реализацией плана, замер промежуточных результатов, корректировка при
необходимости модели и стратегии; мониторинг сформированного имиджа. Та или
иная аудитория выдвигает собственные требования к имиджу, но должен сохраняться
основной каркас, к которому присоединяются дополнительные характеристики.
Правильно подобранный имидж является наиболее эффективным способом работы с
массовым сознанием. Имидж, отражая ключевые позиции, на которые реагирует
массовое сознание, вызывает автоматические реакции у населения.
Можно обозначить две
группы функций имиджа.
Ценностные функции
имиджа:
Личностно возвышающая.
Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально
востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.
Комфортизация
межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно
привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную
меру терпимости и такта.
Психотерапевтическая.
Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной
незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное
настроение и уверенность в себе.
Таким образом, ценностные
функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании
здоровой душевной организации личности. Философская связка «форма и содержание»
объясняет закономерность функционирования имиджа как внешнего проявления
духовного здоровья личности, состояния её биоэнергетического потенциала.
Технологические функции
имиджа:
Межличностной адаптации.
Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную
социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить
доброжелательные отношения.
Высвечивания лучших
личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно
представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя
соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или
доброе расположение.
Затенения негативных
личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров,
причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает
человек.
Организация внимания.
Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а
потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или
демонстрирует.
Преодоления возрастных
рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется
в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно
комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и
профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.
Знание технологических
функций имиджа предлагает широкое практическое его использование.
Таким
образом, имидж – это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен.
Имидж бывает достоянием
конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или
государственной структуры. Как правило, имидж – явление положительное.
К
сожалению, имеется немало людей, которые недооценивают роль имиджа в деловом
преуспевании.
Итоги
многих опросов населения показывают, что их имидж у сотрудников
правоохранительных органов имеет негативную окраску. Поэтому правоохранительным
организациям стоит уделить внимание имиджу сотрудников, их самопрпезентации
(профессиональная работа психолога в организации), чтобы обеспечить
положительный образ в сознании автолюбителей.
§ 3. Профессиограмма
сотрудника ГИБДД как основа знания о профессии и психологтческих качествах
сотрудников
Деятельность
инспектора ГАИ связана, в основном, с регулированием движения транспорта и
предупреждением дорожно-транспортных происшествий на улицах и дорогах.
Структура профессиограммы инспектора ГАИ сложная, включающая в себя ряд
профессий. В первую очередь это профессия инспектора правоохранительного
органа, в которой реализуется шесть сторон деятельности каждой юридической
специальности: социальную, поисковую,
реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.
1.Социальная
деятельность охватывает политический аспект в деятельности следователя,
прокурора, оперативного работника, воспитателя исправительного учреждения и
т.д. как организаторов борьбы с преступностью на порученном им участке. Включает
профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании
преступника для возвращения его к социальной норме поведения.
2.
Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой
для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее
высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.
3.Реконструктивная
деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по
делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих
версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной
деятельности.
4.Коммуникативная
деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения.
Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в
деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных
учреждений.
5.Организационная
деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих
версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и
организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.
6.Удостовернтельная
деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную,
законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.).
Работник
ГАИ должен хорошо управлять различными транспортными средствами, и для этого
обладать качествами, входящими в профессиограмму водителя. Он должен быть
внимательным, решительным человеком, к тому же обладать повышенным чувством
ответственности за свои действия.
Водитель
автомобиля должен знать правила дорожного движения, основы безопасности
управления; устройство и принцип действия механизмов, систем и приборов
автомобиля; правила обкатки и хранения автомобилей, эксплуатации аккумуляторных
батарей и автомобильных шин; марки и свойства топлив и масел; правила перевозки
различных грузов; правила охраны труда.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ТРУДА:
Тип профессии
-"человек-техника". Работа на открытом воздухе. Ручные и
механизированные орудия труда.
Профессия – водитель:
1.Область базовых знаний основного уровня - управление транспортом. Их уровень - высокий (практическое
использование знаний). Область базовых знаний вспомогательного уровня - механика,
техника. Их уровень – средний (знания получены опытным путем). Профессиональная
область – транспорт, транспортные перевозки. Межличностное взаимодействие – редкое.
Доминирующий интерес – реалистический. Дополнительный интерес – конвенциональный.
Условия работы – вне помещения, сидячий.
2. Доминирующие
виды деятельности: осуществление транспортных и пассажирских перевозок; эксплуатация,
управление автомобилем; наблюдение за показателями приборов (амперметра,
указателей температуры воды и давления масла и т.д.); техническое обслуживание
автомобиля (мойка, заправка топливом и маслом, смазка, осмотр и пр.); регулярное
проведение осмотров транспортного средства перед выездом из гаража; обнаружение
и устранение неисправности в результате поломки на дороге; участие в ремонте
автомобиля в стационарных условиях.
3. Качества,
обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
-
концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься
определенным видом деятельности);
- хорошая
переключаемость внимания;
- большой
объем внимания (то количество явлений, которое человек может замечать
одновременно);
- хорошая
зрительная память;
- хорошая
моторная память;
- хорошая
реакция на возможные неожиданные ситуации на дороге;
- высокая
помехоустойчивость;
- хорошее
пространственное воображение;
-
способность контролировать свои эмоции;
- хороший
глазомер.
Личностные
качества, интересы и склонности:
-
дисциплинированность;
-
осторожность;
-
рассудительность;
-
самообладание;
-
находчивость;
-
уравновешенность;
-
уверенность;
- выносливость.
Качества
препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность, рассеянность;
- эмоциональная неустойчивость;
- быстрая психическая утомляемость;
- злоупотребление спиртными напитками;
- недисциплинированность;
- агрессивность.
Нельзя преувеличивать или преуменьшат опасность того или иного
действия участника дорожного движения и тем более подходит ко всем с общей
меркой. Каждое правонарушений имеет свои особенности, а действие
правонарушителей -индивидуальные. Нарушения могут быть совершены по
неосторожности или неопытности.
Б.В. Росинский относит «недостаточный интеллектуальный,
образовательный и моральный уровень сотрудников ДПС; неумение строить законные
и доброжелательные взаимоотношения с участниками дорожного движения» к одной из
объективных причин, затрудняющих осуществление дорожного надзора за соблюдение
правил дорожного движения (ПДД).
Немало ценных советов, касающихся специфики взаимоотношений с
участниками дорожного движения, которые до сих пор не утратили свою
актуальность, содержалось и в методических рекомендациях Всесоюзного
научно-исследовательского института МВД СССР: « колебания при выборе меры
административного воздействия, ее последующее смягчение или ужесточение не
допустимы. Они снижают авторитет и воспитательное значение правовой нормы.
Инспектор обязан быть сдержанным, твердым и справедливым в своих решениях».
Большинство
населения непосредственно не сталкивается с сотрудниками ГИБДД поэтому представление
о сотрудниках ГИБДД базируется на второстепенной информации и из средств
массовой информации, что может не соответствовать действительности и
формировать искаженный образ данной профессии.
Прежде чем
исследовать особенности образа сотрудников ГИБДД в представлениях сознания
автолюбителей, перечислим основные задачи их профессиональной деятельности.
Основные
задачи сотрудников ГИБДД:
- надзор за дорожным движением, предупреждение, выявление и
пресечение нарушений правил дорожного движения и других нормативных актов,
действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, привлечение к
административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения:
- регулирование дорожного движения;
-
осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, проведение
дознания по делам о совершенных преступлениях в сфере дорожного движения;
- оказание доврачебной
помощи гражданам, пострадавшим при
дорожно-транспортных
происшествиях.
- участие в
охране общественного порядка и борьбе с
преступностью
- проведение
мероприятий по розыску угнанных, похищенных и скрывшихся с места происшествия
транспортных средств;
- участие в
проведении мероприятий по обеспечению беспрепятственного проезда автомобилей
специального назначения, сопровождение в установленном порядке таких
транспортных средств, а также автомобильных колонн;
- оказание
помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и
интересов, информирование населения об обстановке в сфере дорожного движения;
- создание
условий для безопасного движения пешеходов и транспорта; контроль за состоянием
и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, принятие
неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного
движения;
- участие в
осуществлении контроля за соблюдением водителями транспортных средств условий
лицензирования деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств и
др.
Для
овладения данной системой профессиональных знаний, умений и навыков и для
успешного осуществления своей профессиональной деятельности сотрудник ГИБДД
должен обладать следующими качествами:
- высокая
скорость реакции
Страницы: 1, 2, 3
|