скачать рефераты

МЕНЮ


Психология управления поведением личности подчиненного

Психология управления поведением личности подчиненного

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕСРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С КУРСОМ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКИМ ДЕЛОМ








Дипломная работа

по специальности 040600 – Сестринское дело

(квалификация “Менеджер”)

Психология управления поведением личности подчиненного









Хабаровск, г.


Содержание


Введение

Глава 1. Психология управления о личности руководителя как субъекте управленческой деятельности

1.1 Структура личности руководителя

1.2 Профессиональные способности руководителя

1.3 Стили управления, их обусловленность особенностями личности руководителя Глава 2. Личность подчиненного как объект управления

2.1 Индивидуально-типологические особенности личности подчиненных и их использование в управлении

2.2 Особенности управления сотрудниками, имеющими выраженные признаки различных акцентуаций

2.3 Ролевые стереотипы поведения сотрудников. Нейтрализация негативных последствий «психологических игр» подчиненных

Глава 3. Исследование основных психологических аспектов управления персоналом лечебно-профилактических учреждений (на примере краевой клинической больницы №2 г. Хабаровска)

3.1 Методы и организация исследования

3.2 Результаты исследования и их интерпретация

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Актуальность проблемы исследования. В современных условиях как никогда необходима качественная подготовка административных кадров, умеющих создать условия и психологическую атмосферу для оказания населению специализированной медицинской помощи. В тоже время в быстро меняющейся обстановке в Российском здравоохранении проблема эффективности управления персоналом сегодня стоит наиболее остро.

Выдвижение на руководящие и организаторские должности, как правило, обусловлено высоким уровнем овладения техническими навыками медицинского работника. Многие врачи, медицинские сестры получили свою первую управленческую должность (заведующего отделением, старшей медсестры), благодаря, прежде всего, своим профессиональным навыкам в технической (собственно медицинской) области, а не лидерским качествам или выраженным способностям к управленческой деятельности.

Однако по мере продвижения по ступенькам служебной лестницы все более важными для эффективной профессиональной деятельности становятся навыки и умения разработки, принятия и реализации управленческих решений, оценки эффективности деятельности подчиненных, подбора высококвалифицированных сотрудников для реализации целей лечебно-профилактического учреждения.

Специфика управления в системе здравоохранения состоит, прежде всего, в том, воздействуя на подчиненных (рядового врача или медсестру), управленец воздействует на качество оказываемой медицинской помощи пациентам, а значит на их здоровье.

Последствиями неправильного с психологической точки зрения управления могут быть: халатное отношение подчиненных к работе, разобщение внутри бригады, недоверие друг к другу и др. Все это неизбежно приводит к снижению уровня медицинского обслуживания пациентов [8,13].

В работах Блохина А.Б., Вялкова А.И., Нефедова В.С., Райзберга Б.А., Шиленко Ю.В. указывается на то, что во многом эффективность деятельности лечебно-профилактического учреждения зависит от соответствия руководителя требованиям, которые предъявляет к нему управленческая деятельность.

Поэтому очень важно, чтобы руководители лечебно-профилактического учреждения умели не только правильно обследовать, точно ставить диагнозы, эффективно лечить, а в частности отлично оперировать, но и выполнять свои прямые административные обязанности.

Ведь руководителем принято называть специалиста использующего знания, опыт, интеллект и мотивы поведения других людей для достижения целей организации, то есть выполнение работы чужими руками.

Очевидно, что работа руководителя в здравоохранении базируется на управлении трудовыми ресурсами лечебно-профилактического учреждения. Поэтому для эффективной работы руководитель должен обладать необходимыми личными качествами, профессиональными способностями к управленческой деятельности, знать средства влияния и стили поведения, которые будут наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации.

Проблема видится в том, что существует несоответствие между имеющимся уровнем психологической компетентности руководителей среднего звена лечебно-профилактических учреждений, развития их личностных качеств, управленческих способностей, знаний, навыков и умений и современными требованиями к ним.

Цель исследования: определить основные психологические аспекты управления персоналом лечебно-профилактических учреждений в условиях профессиональной деятельности.

Объект: процесс управления персоналом лечебно-профилактического учреждения

Предмет: взаимосвязь стиля управленческой деятельности и индивидуально-типологических особенностей личности руководителя среднего звена лечебно-профилактического учреждения.

Основные задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме развития способностей к руководству, формирования стилей управленческой деятельности, их зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности руководителя.

2. В ходе анализа теоретических источников и результатов эмпирических исследований определить особенности управления в зависимости от специфики личности подчиненного как объекта управления.

3. Осуществить подбор методов и методик исследования по проверке выдвинутых гипотез.

4. В ходе эмпирического исследования определить наличие (отсутствие) зависимости стиля управления от индивидуальных свойств личности руководителя (темперамента, акцентуаций, качеств личности).

5. Выявить степени значимости преобладающих компонентов управленческих способностей руководителей в зависимости от пола, образования и стажа работы непосредственно на руководящей должности.

В ходе исследования нами были сформулированы рабочие гипотезы о:

1. зависимости стиля управления от темперамента руководителя;

2. зависимости стиля управления от акцентуаций характера руководителя;

3. зависимости эффективности управления от уровня развития качеств личности руководителя;

4. различиях степени значимости преобладающих компонентов в структуре управленческих способностей от пола, возраста и стажа работы руководителей.

Исследование проводилось на базе Краевой клинической больницы №2 г. Хабаровска, типичного лечебно-профилактического учреждения с точки зрения управленческой деятельности врачей-руководителей и старших медицинских сестер. Общее число обследованных - 45 врачей-руководителей и старших сестер, имеющих значительный разброс по возрасту, стажу работы на руководящих и организаторских должностях и различный уровень профессионального образования.

В ходе работы были использованы следующие теоретические методы: изучение литературы по психологии управления, отбор и систематизация материалов по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение, опрос, корреляционный анализ.


Глава 1. Психология управления о личности руководителя как субъекте управленческой деятельности

1.1 Структура личности руководителя


Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших человечество. Для всестороннего анализа этого социального феномена необходимо развести ряд понятий – «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Эти понятия не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Человек – это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. Человек – это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам.

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек (и новорожденный, и взрослый на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны) – это индивид.

Но, появившись на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Еще в детстве индивид включается в сложившуюся систему общественных отношений. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, то есть как реального человека, не только не похожего на других, но и не так как они, действующего, мыслящего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Таким образом, личность – это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек – носитель самых разных свойств, то личность – это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает ответственность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

В отечественной и зарубежной психологической литературе существует большое количество определений личности, зависящее от уровня развития личности или методологической позиции автора. На наш взгляд, одним из наиболее удачных является определение, данное психологом А.В. Петровским [14].

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других.

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Она проявляется в чертах темперамента, характера, в привычках, в преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальность – это непременный и важнейший признак личности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Следует сказать, что до сих пор понятие «личность» на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 – 479 гг. до н.э.), для которого «личностью» был «благородный муж», то есть активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность – это, прежде всего, индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности – человек, добровольно отдающий себя служению обществу.

Различные научные подходы к рассмотрению личности. Особенно психолого-управленческого подхода. Как известно, личность изучают многие дисциплины, в том числе социология, общая психология, психология управления. Какова же специфика рассмотрения личности этими дисциплинами?

Социология изучает личность не как индивидуальность, а как социальный тип. Ее интересуют лишь те черты, которые схожи во многих людях, которые «привязывают» личность к группе. Она обращается к проблеме личности через призму специфики общественных отношений. При этом имеется в виду, что такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе социально заданных функций и ролей.

Общая психология изучает личность как конкретного человека, во всем его своеобразии и неповторимой уникальности личностных качеств. Она фокусирует свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами.

Опоры лишь на социологический или общепсихологический подход явно недостаточно для того, чтобы научиться управлять личностью подчиненного. Ведь нас интересует не личность подчиненного вообще, а подчиненный как представитель определенной организации. Именно в ней он себя проявляет как личность, именно во взаимодействии с другими он способен заявить о себе и быть уверенным, что его голос будет услышан.

Для психологии управления наиболее близок подход социальной психологии [3,20]. Вместе с тем есть и определенное своеобразие. Психологию управления интересует, как те или иные типологические особенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психологии, в социологии, сказываются на участии личности в сфере управленческих отношений, то есть ролевое разнообразие проявлений личности в этой сфере.

Кроме того, психология управления рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а важнейшие ее разновидности – в организации; точнее, ее интересует результат, получаемый от многообразия взаимоотношений личности в организации, прежде всего по вертикали. Например, психологию управления интересует индивид Иванов, прежде всего, как руководитель соответствующего подразделения организации, как подчиненный Петрова. Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Особое внимание акцентируется на личности руководителя, на необходимых личностных качествах [12,40,53].

Психология управления поведением личности подчиненного – это совокупность приемов, форм и методов воздействия руководителя на формирование, развитие и использование личностного потенциала подчиненных в достижении целей деятельности лечебно–профилактическом учреждении.

Таким образом, главная сфера приложения психологии управления – исследование всей сложности проявлений участия личности в управленческих отношениях, управленческой деятельности. А значит, для психологии управления важными являются знания о структуре личности (как руководителя так и подчиненного).

В структуре личности выделяют следующие составные части:

1. Психические процессы как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на:

-                     познавательные, позволяющие ориентироваться в окружающем мире (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, речь, внимание);

-                     эмоциональные, выражающие отношение к окружающему миру;

-                     волевые, определяющие саморегуляцию деятельности;

2. Психические состояния как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующему влиянию на деятельность различают:

-                     положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.);

-                     отрицательные состояния, то есть затрудняющие решения задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.);

-                     психические образования как продукты психической активности человека. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт;

3. Психические свойства как самое важное в человеке, его системное качество. Выделяют следующие психические свойства:

-                     самосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире («Что такое «Я»?»);

-                     направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, целей, ценностей, потребностей, идеалов, установок, убеждений («Чего хочет человек? К чему он стремится?»);

-                     способности, то есть особенности человека, позволяющие ему успешно справиться с тем или иным видом деятельности («Что может человек?»);

-                     характер, то есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в общении, поведении, деятельности («Как человек относится к себе, к окружающим и к делу?»);

-                     темперамент, то есть природнообусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов («Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?»).

Наиболее важными элементами структуры личности руководителя с точки зрения психологии управления признаются его ценности и профессиональные способности, а также индивидуально-психологические особенности, обуславливающие стиль управленческой деятельности.

1.2 Профессиональные способности руководителя

Психологи считают, что способности не даются человеку от природы в готовом виде. Человек рождается с задатками, врожденными особенностями организма. Из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств и самой деятельности человека развиваются способности [17,18,24,33].

Способности - свойства функциональной системы формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности личности, определяющие эффективность формирования и функционирования системы деятельности.

Исследование проблемы способностей в отечественной психологии связано с именем Б.М.Теплова, который рассматривал способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. Б.М.Теплов выделил три их признака [43].

Во-первых, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Специальные исследования и обширная практика показывают, что главное в развитии способностей руководителя - его деятельность, поэтому, рассматривая содержание и структуру управленческих способностей, необходимо иметь четкое представление о содержании и структуре управления.

Определяя структуру управления, М. Марков выделяет в ее составе пять стадий: целевую, дескриптивную, прескриптивную, реализационную и ретроспективную[26]. Каждая из перечисленных стадий представляет собой обособленную часть управленческого акта, в рамках которого совершаются в последовательном порядке определенные процедуры, действия и операции. Так, первая – целевая стадия начинается с узнавания и осознания проблемы и необходимости ее решения и завершается формулированием цели. На второй - дескриптивной стадии, производится сбор и обработка информации, необходимой для реализации сформулированной или заданной цели. Третья – прескриптивная стадия, связана с трансформацией описывающей информации в предписывающую или командную информацию. Далее следует реализационная стадия – этап организации исполнения принятого решения в реальных условиях. И завершает управленческий цикл ретроспективная стадия, основное содержание которой, сводится к анализу, обобщению и оценке достигнутого фактического результата и его сравнения с заданным. Ретроспективная стадия дает возможность обнаружить новые проблемы, и тем самым положить начало новому циклу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.