скачать рефераты

МЕНЮ


Разработка стратегии развития города Сибай Республики Башкортостан

Группа факторов

Фактор

Проявление

Возможные ответные меры предприятия

1. Экономические

1.1.Угроза высоких темпов инфляции.

Эмиссия денежная

Обесценивание накоплений завода

Введение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность средств

1.2.Рост курса доллара

Трудности с получением долгосрочных кредитов

Сокращение кап. строительства и свертывание НИОКР с отдаленными во времени результатами

1.3. Дефицит государственного бюджета

Сокращение или прекращение дотаций Отсутствие оплаты за продукцию

Лоббирование в органах государственного управления

Улучшение качества технико-экономических обоснований проектов по новейшим методикам

1.4. Изменение структуры государственных расходов

1.5. Спад производства

Отмена гос. заказа на продукцию, задержка оплаты Дефицит и удорожание ресурсов Банкротство поставщиков и покупателей

Снятие с производства продукции, ранее шедшей на гос. заказ Стимулирование оказания услуг по кооперации и поставок с помощью кредитов поставщикам смежникам, бартер

1.6. Рост безработицы (в т. ч. из-за конверсии)

Удешевление рабочей силы. Высвобождение работников

Формирование рациональной кадровой структуры

1.7. Изменение системы налогообложения

Отток средств из сферы производства в бюджет Сокращение или рост платежеспособного спроса

Завышение себестоимости продукции. Изыскание путей минимизации налогов. Нарушение налогового законодательства или рост налоговой дисциплины.

2. Правовые

2.1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу

Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений

Добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам

2.2. Реестр монополистов

Резкое увеличение отчислений средств заводов-монополистов в бюджет

Лоббирование. Осторожная ассортиментная политика (предпочтение немонопольным товарам)

3. Политические

3.1. Ориентация на рыночное регулирование экономики

Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности

Изыскание новых направлений деятельности

Ослабление дисциплины платежей и поставок

Страхование поставок, стимулирование партнеров

3.2. Снижение стабильности в обществе

Увеличение вероятности социальных потрясений

Страхование от политических рисков

3.3. Проявление в органах государственной власти лобби от различных политических групп

Влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество

Косвенное стимулирование участия в политике лиц, представляющих интересы предприятия. Активная политическая позиция руководства предприятия

4. Международные

4.1. Либерализация внешнеэкономического сотрудничества

Возможность выхода на внешний рынок

Получение международного сертификата на продукцию

Приток зарубежных товаров-конкурентов

Использование ценового преимущества, снижение издержек

5. Социальные

5.1. Рост мобильности населения

Отток работников в т. ч. с вредных и тяжелых производств

Совершенствование системы стимулирования. Автоматизация и механизация труда

Снижение уровня образования 5.3. Рост уровня образования

Снижение трудовой дисциплины и возникновение конфликтов. Проблемы освоения новых технологий Рост эффективности производства

Создание службы социально-психологической поддержки. Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров

6. НТП (научно-технический прогресс

6.1. НТП в сфере производства

Появление новых материалов, оборудования, технологии

Дополнительные вложения в ноу-хау и обновление мощностей

Сокращение сроков амортизации

Увеличение объема амортизационных отчислений

6.2. НТП в социальной сфере

Рост уровня потребностей населения

Маркетинг. Улучшение условий труда и быта работников предприятия

Таблица 3

SWOT - матрица стратегического анализа г. Сибай

ВНЕШНЯЯ

СРЕДА

ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ - S:

1. Наличие опытных квалифицированных кадров.

2. Наличие современной специализированной техники.

3. Наличие устойчивого производства

4. Современная технология по добыче и обогащению медно-цинковых руд.

5. Наличие ВУЗов и СУЗов

ВНУТРЕННИЕ СЛАБОСТИ - W:

1. Ограниченность сырьевой базы.

2. Относительно низкая прибыльность.

3. Низкое бюджетирование

4. Большие расходы по социальному обеспечению

5. Проблемы ЖКХ

6. Жилищная политика

ВНЕШНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ - О:

использования долгосрочной стратегии развития для разработки среднесрочных планов;

принятия стратегических и тактических решений высшего руководства на основе различных альтернатив развития;

четкого позиционирования региона среди регионов РФ по комплексному критерию качества жизни населения;

комплексного развития социальной сферы;

обеспечения сбалансированности бюджета социальной сферы по доходам и расходам;

перестройки системы управления социальной сферой в соответствии с изменением стратегии развития;

обоснованного привлечения инвестиций для реализации целевых программ;

развития социального партнерства как основы реализации социальной политики.

ПОЛЕ - SO:

1. O1, S1, S2, S3, S4 – наращивать объемы производства.

2. О1, О2, О3, S1, S2, S3, S4 –обеспечить возможность получения большей прибыли.

ПОЛЕ – WO:

увеличение объемов производства

улучшение уровня жизни населения региона

сокращение бюджетного дефицита

доходы населения;

инвестиционный климат;

издержки производства;

развитие производственной инфраструктуры;

собираемость налогов;

налоговые льготы;

политические и экономические преференции региону.

ВНЕШНЯЯ УГРОЗА - T:

1. Конкуренция промышленных предприятий между Гайским ГОКом, Учалинским ГОКом, Александринской горнорудной компанией.

2. Проблема неплатежей в бюджет.

3. Значительные инфляционные процессы.

4. Несовершенная система налогообложения .

5. Кризис

ПОЛЕ - ST:

1. T2, T3, S1, S2 – проводить правильный и регулярный экономический анализ города.

2. T2, S1 – повысить эффективность работы администрации и руководителей предприятий города.

3. Разрабатывать и принимать антикризисные меры.

ПОЛЕ – WT:

1. Развивать направление стратегии SO.


Таблица 4

Взвешенная оценка факторов инвестиционного климата г. Сибая

Факторы инвестиционного климата

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

1.Ресурсный фактор

2.Промышленный фактор

3.Потребительский фактор

4.Инфраструктурный фактор

5.Бюджетно-финансовый фактор

6.Инновационный фактор

7.Трудовой фактор

8.Институциональный фактор

0.19

0.24

0.03

0.07

0.22

0.09

0.15

0.01

4

5

3

4

4

4

3

3

0.76

1.2

0.09

0.28

0.88

0.36

0.45

0.03

Итого:

1


 4.05


В целом наиболее значимыми факторами инвестиционного климата являются промышленный, бюджетно-финансовый и ресурсный факторы, что одновременно является сильной стороной для г. Сибай, а слабыми являются для Сибая потребительский и институциональный факторы.

Динамика показателей экономического роста г. Сибая, хозяйственная специализация которых связана с цветной металлургией, демонстрирует наличие следующих тенденций:

более высокие темпы роста объема промышленного производства;

взаимосвязь динамики городского объема промышленного производства и объема инвестиций с динамикой валютного курса и конъюнктурой мирового рынка;

увеличение темпов роста объема городских инвестиций начинается не одновременно с ростом объема промышленного производства;

в целом город с добывающей хозяйственной специализацией демонстрируют более медленные темпы экономического роста, т.к. за счет ограниченной номенклатуры выпускаемой продукции и ограниченных возможностей по повышению качества исходного сырья, фаза экономического подъема оказывается для них более короткой.

Принципы формирования программы инвестиционной политики:

согласование интересов;

адекватность используемых количественных и качественных оценок;

оценка инвестиционного потенциала городской экономики и реализация наиболее оптимальных мероприятий.

Жилищная политика

Впервые за несколько лет возобновилось строительство жилья. Начато строительство нового 5-этажного дома по ул. Индустриальное шоссе, а так же начато строительство нового жилого поселка.

Проблемы ЖКХ

отсутствует продвижение городской очереди на муниципальное жилье

отсутствует муниципальный маневренный фонд.

проблема содержания многоквартирных домов.

требуется модернизация лифтового оборудования.

автодороги и дворы находятся в плохом состоянии.

проблемы с периодической загазованностью города из-за ТЭЦ и СФ «УГОК».

отсутствие свободных земель под расширение городского кладбища.

Общественная жизнь

В 2007 г. создан Бизнес-инкубатор, в который вошли представители малого, среднего и крупного бизнеса. Создан Совет молодежи. Эта организация активно вовлекает в общественную жизнь молодежь и подростков, уводя их «с улиц».

Социальная сфера, здравоохранение

В городе имеется:

Отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями,

Отделение социальной реабилитации несовершеннолетних,

Отделение социально – трудовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями трудоспособного возраста,

Отделение социальной реабилитации для пожилых граждан и лиц с ограниченными возможностями,

Отделение социальной помощи на дому для одиноких пожилых граждан.

Социальными услугами Центра воспользовались 2197 чел., 1281 семья с детьми. Всего оказано социальных услуг 237905.

Имеется городская поликлиника, горбольница, развивается Сибайский диагностический центр.

Образование

В городе Сибай 14 общеобразовательных школ, 12 дошкольных образовательных учреждений, 4 учреждения дополнительного образования. Политехнический колледж, Педагогический колледж, ПЛ – 24, Торгово-экономический колледж, Сибайский институт. В учреждении дополнительного образования ДЮЦт занимаются 1200 детей и подростков.

Культура

Сеть учреждений культуры состоит из подразделений:

- Культурно-спортивный комплекс (Дом культуры, центр спорта «Беркут», городские библиотеки, детская библиотека, спорт-школа, молодежный центр).

- Детская музыкальная школа

- Детская художественная школа

Как показывает табл. 3, в г. Сибай наиболее значимым для инвестиционного климата города являются промышленный, бюджетно-финансовый и ресурсный факторы. Средний удельный вес имеют трудовой, инновационный и инфраструктурный. Наименьшим удельным весом обладают потребительский и институциональный факторы. Взаимосвязь факторов инвестиционного климата города показала также, что удельный вес связан со специализацией города с его промышленным назначением.


2.3 Перспективы стратегического развития г. Сибай


В Сибае открылся территориальный бизнес-инкубатор. С ним связаны надежды на более динамичное и эффективное развитие малого предпринимательства, появление новых рабочих мест и решение других социальных задач. В торжествах принимают участие премьер-министр правительства Башкортостана Раиль Сарбаев, министр внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства РБ Борис Колбин, представители местных органов власти, бизнес-сообщества республики.

Территориальный бизнес-инкубатор открылся в трехэтажном административном здании общей площадью 2090 квадратных метров, из которых 1780 "квадратов" предназначены для размещения субъектов малого предпринимательства, в оставшейся части расположится управляющая компания - МУП "Деловой мир Зауралья". К основному зданию примыкает выставочный зал.

Бизнес-инкубаторы уже действуют в Салавате и Октябрьском. В Башкортостане в рамках программы государственной поддержки малого предпринимательства, реализуемой совместно с Минэкономразвития России, предусмотрены меры по расширению сети бизнес-инкубаторов. В прошлом году Сибай выиграл конкурс на создание собственного бизнес-инкубатора. На финансирование работ в 2008 году было выделено 10,2 миллиона рублей из бюджета республики. Такая же сумма поступила из федерального бюджета в текущем году. В общей сложности на создание бизнес-инкубатора было направлено 20,4 миллиона рублей.

Территориальный бизнес-инкубатор (ТБИ) будет способствовать развитию рыночной инфраструктуры Сибая и прилегающих районов: Баймакского района и города Баймака, Абзелиловского, Хайбуллинского, Зилаирского, Бурзянского и Зианчуринского районов. От него ждут сокращения числа безработных и снятия социальной напряженности путем создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

В задачи ТБИ входит многое: проведение конкурсного отбора среди потенциальных участников, создание банка данных бизнес-идей, предоставление возможности получения знаний в области предпринимательства для участников проекта, содействие предприятиям малого бизнеса в получении инвестиций на развитие и становление, помощь в становлении инфраструктуры предприятия, поиске деловых партнеров, развитии рынка сбыта товаров и услуг, обеспечение сотрудничества и взаимодействия организуемых предприятий с городскими органами власти. Основную цель организаторы бизнес-инкубатора видят в создании условий, обеспечивающих успешное начало и быстрое становление СМП, высокую выживаемость малых предприятий.

ТБИ будет сотрудничать с финансовыми учреждениями, крупными предприятиями города, инвесторами, лизинговыми и страховыми компаниями, в перспективе - с зарубежными партнерами. Бизнес-инкубатор обеспечивает своим клиентам три уровня сервиса: аренду помещения и предоставление офисных услуг, консультации и сопровождение, взаимопомощь и взаимную поддержку предпринимателей.

При экспертизе бизнес-планов и идей будут приниматься во внимание следующие факторы: новизна предлагаемого продукта (услуги); перспективы рынка продукта или услуг; наличие у предпринимателя средств на закупку или лизинг оборудования и начало бизнеса; наличие у претендента опыта работы на избранном поле деятельности; влияние конкуренции в данном сегменте рынка. По экспертному заключению консультантов будет определяться степень готовности предприятия к выходу из бизнес-инкубатора. Его место займет новый претендент, только что начавший собственное дело.


Заключение


В курсовой работе подробно проанализированы угрозы и возможности стратегического развития г. Сибай. Для формирования благоприятного стратегического развития администрации муниципального образования необходимо учесть ряд следующих мероприятий, которые позволят:

повысить эффективность взаимодействий местных органов власти и естественных монополий;

снизить барьеры развития предпринимательства и разработать предложения по совершенствованию лицензионной деятельности;

провести конкурсное распределение городских заказов и ресурсов, а также принять пакет нормативных документов, обеспечивающих равнодоступность для всех хозяйствующих субъектов городских заказов на продукцию и услуги и находящихся в распоряжении города ресурсов;

установить единые принципы предоставления льготных режимов хозяйствования экономическим субъектам и принятие пакета нормативных актов, определяющих порядок предоставления льгот хозяйствующим субъектам на территории города;

разработать администрацией города и городской Думой пакета документов регулирующих инвестиционную деятельность для субъектов действующих на территории муниципальных образований и для привлечения потенциальных инвесторов на данную территорию;

предоставить администрацией города инвесторам информационных и организационных гарантий;

определить наиболее приоритетные для города инвестиционные проекты;

обеспечить предоставление потенциальным инвесторам консалтинговых, организационных и информационных услуг;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.