Разработка управленческого решения в сфере оптимизации органов Федерального казначейства
При
формировании множества альтернатив надо найти компромисс между полнотой этого
набора, с одной стороны, и реальностью и обозримостью задачи, с другой.
Конечно, чем ближе набор решений к своему наиболее полному варианту, тем больше
вероятность нахождения глобального оптимума или приближения к нему. Однако
сформировать все альтернативы в реальной ситуации невозможно не только из-за
дороговизны и объективных временных ограничений. Поэтому чаще процесс
формирования альтернатив оканчивают, как только найдено несколько перспективных
вариантов. Понятно, что чем сложнее и дороже процесс их разработке, тем меньше
их число, и, наоборот, чем ответственнее принимаемое решение - тем их больше.
Методы формирования
идей решений в порядке возрастания степени их новизны можно разбить на:
Заимствование
с адаптацией - готовое решение несколько корректируется с целью его большего
соответствия ситуации. Важным является то, сколько логических переходов или
изменений было сделано при их доработке;
Аналогий,
когда анализируется решение из абсолютно иной сферы деятельности, выявляются
его основные принципы и на их основе строится решение в требуемой области;
Качественно
новые решения.
4. Оценка
альтернатив.
Оценка каждой
из альтернатив осуществляется исходя из множества отобранных критериев. В
некоторых случаях часть из них может иметь количественный, а часть -
качественный характер.
5. Выбор
альтернативы.
Для решений
с четкой структурой методы выбора альтернатив содержаться в "Исследовании
операций". Одной из наиболее распространенных проблем, возникающих при
выборе таких управленческих решений, является множество требований,
предъявляемых к ним.
Основными
способами являются:
- свертка
критериев, т.е. конструирование на базе многих целей одной-единственной,
фиктивной, например, с помощью каких-либо арифметических действий;
-
определение тех вариантов, у которых улучшение ни одной из характеристик
невозможно без ухудшения других.
На
окончательный выбор между альтернативами сильнейшее влияние оказывает еще ряд
таких количественно трудно формализуемых факторов, как:
- имеющееся
число вариантов и качество их проработки;
-
длительность использования готовящегося решения и его регулярность;
- состав и
важность связанных с ним решений;
-
допустимость активизации решения, например, вследствие его непопулярности.
Все
предыдущие как формализуемые, так и не формализуемые критерии выбора исходили
из интересов объекта управления. Однако нельзя забывать о том, что у самого
менеджера тоже есть свои интересы. Поэтому иногда решающее значение на выбор
альтернативы имеет то, какова степень собственной моральной и материальной
удовлетворенности менеджера, связанной с этим решением.
6.
Реализация и контроль выполнения решений.
Важное
условие - признание коллективом. Для этого необходимо убеждать и привлекать
людей к принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в
какой-то мере участвовал в подготовке варианта, считает его "своим",
сопротивление ходу его реализации значительно снижается.
Затем
начинается следующая фаза рассматриваемого этапа - контроль за ходом
реализации, т.е. установление обратной связи для изучения соответствия
фактических результатов с ожидавшимися.
Примечания:
А). При
практическом использовании этапы необязательно проходят в приведенной
очередности, возможны срывы, перескакивания, возвраты, сцепления, перекрытия и
запараллеливание;
Б). Чем
сложнее принимаемое решение, тем, как правило, более многоэтапным и
индивидуальным оказывается процесс его разработки и принятия;
В).
Практика показывает следующие наиболее распространенные ошибки при процессе
разработки управленческих решений:
- исходно
предпочтение оказывается одной альтернативе, остальные вне зависимости от их
качества встречают сопротивление;
- руководители
придерживают выбранного решения, даже если процесс реализации показывает их
ошибочность;
-
рискованные решения в основном вызываются нежеланием сбора дополнительной
информации и привычкой к чисто интуитивным методам;
-
наибольшее моральное сопротивление оказывается срочным и точным решениям,
особенно, если есть удовлетворительные по своим качествам варианты.
II. Разработка
управленческого решения в сфере оптимизации органов Федерального казначейства
2.1 Общая характеристика
организации и деятельности органов Федерального казначейства
Указом
Президента РФ от 8 декабря 1992 года №1556 был в принципиальном, а
постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 в
организационном плане решен вопрос о создании Федерального казначейства в
составе Министерства финансов Российской Федерации.
В целях
проведения единой государственной бюджетной политики, эффективного управления
доходами и расходами в процессе исполнения Федерального бюджета Российской
Федерации, повышения оперативности в финансировании государственных программ,
усиления контроля поступления, целевого и экономного использования
государственных средств была образована в Российской Федерации единая
централизованная система органов Федерального казначейства.
Органы
казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы
расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных
функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со
своим наименованием.
Органы
казначейства несут установленную законодательством ответственность за
невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются
своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного
Управления Федерального казначейства Российской Федерации.
Казначейство
информирует высшие законодательные и исполнительные органы государственной
власти и управления Российской Федерации ежемесячно, а Министра финансов
Российской Федерации - ежедневно о результатах исполнения республиканского
бюджета Российской Федерации, иных финансовых операциях Совета Министров -
Правительства Российской Федерации, а также о состоянии государственных
внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.
В
соответствии с Положением о Федеральном казначействе № 864 от 27 августа 1993
года, утвержденным постановлением Правительства РФ, главными задачами органов
казначейства являются:
организация,
осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета Российской
Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства
в банках, исходя из принципа единства кассы;
регулирование
финансовых отношений между федеральным бюджетом Российской Федерации и
государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение
этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
осуществление
краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а
также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на
соответствующий период государственных расходов;
сбор
обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов,
представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной
власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях
Совета Министров - Правительства Российской Федерации по федеральному бюджету
Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а
также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
управление
и обслуживание совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными
банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
разработка
методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций
по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов
государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций,
включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных)
внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение
операций по учету государственной казны Российской Федерации.
С начала
2005 года Федеральное казначейство стало самостоятельной службой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №703
«О Федеральном казначействе» признано утратившим силу действующее прежде
постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 27 августа
2003 года №864 «О Федеральном казначействе Российской Федерации». Утверждено
новое положение о Федеральном казначействе, согласно которому Федеральное
казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной
власти (федеральной службой) и находится в ведении Министерства финансов
Российской Федерации.
Федеральное
казначейство, в соответствии с пунктом 4 данного Положения, осуществляет свою
деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом
Федерального казначейства от 29 марта 2005 года №55 утверждено Типовое
положение об Отделении Управления Федерального казначейства по субъекту
Российской Федерации.
Типовым
положением также установлено, что отделения Федерального казначейства являются
органами Федерального казначейства и находятся в непосредственном подчинении
Управления Федеральное казначейства по соответствующему субъекту Российской
Федерации.
Приказом
Федерального казначейства от 09 марта 2003 года №42 утверждены положения об
управлениях центрального аппарата Федерального казначейства. Каждое управление
является структурным подразделением центрального аппарата Федерального
казначейства.
Управления
центрального аппарата Федерального казначейства, в свою очередь состоят из
отделов, которые являются их структурными подразделениями.
В своей
деятельности казначейство руководствуется Конституцией Российской Федерации,
законами Российской Федерации, иными решениями Федерального Собрания Российской
Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением
о федеральном казначействе, а так же приказами и распоряжениями Министра
финансов Российской Федерации.
Органы
казначейства взаимодействуют с органами управления субъектов Российской
Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а
также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации.
2.2
Структура органов Федерального
казначейства
В настоящее
время система органов Федерального казначейства включает в себя центральный
аппарат Федерального казначейства (далее – ЦАФК), 83 управления Федерального
казначейства по всем субъектам Российской Федерации
(далее – УФК) и около 2200 отделений управлений Федерального казначейства по
районам, городам и районам в городах (далее – ОФК). Численность работающих в
казначейской системе составляет более 56 тысяч человек (Рис.1.).
Рис.1.
Существующая система органов Федерального казначейства
В состав
Управления Федерального казначейства по Ивановской области входят 22 отделения
Федерального казначейства.
Родниковское
отделение УФК по Ивановской области (далее - Отделение) включает следующие
подразделения:
отдел
расходов,
отдел
бюджетного учета и отчетности,
структурное
подразделение "Специалист по административной и кадровой работе".
Отделение возглавляет руководитель, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности руководителем УФК по Ивановской области.
Руководитель
Отделения:
- руководит
работой Отделения на правах единоначалия;
-
представляет Отделение без доверенности во всех взаимоотношениях с
учреждениями, предприятиями и организациями;
- несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Отделение задач и
осуществление им своих функций;
-
координирует и контролирует деятельность всех отделов;
- проводит
мероприятия, направленные на обеспечение неуклонного соблюдения законов и
принимает меры к предупреждению нарушений действующего законодательства;
- проводит
работу по созданию работникам Отделения необходимых условий труда, соблюдению
ими техники безопасности, правил пожарной безопасности;
- издает в
пределах компетенции Отделения приказы;
-
обеспечивает соблюдение финансово-штатной дисциплины,
сохранность
денежных средств и материальных ценностей;
- ведет
прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и
принимает по ним необходимые меры;
- контроль
за соблюдением сроков подготовки ответов,
-
разрабатывает структуру Отделения;
-
составляет штатное расписание Отделения в пределах установленного фонда оплаты
труда и численности работников и представляет его на утверждение руководителю
УФК По Ивановской области;
- проводит
работу по подбору кадров, их расстановке, повышению квалификации;
- назначает
на должность и освобождает от должности работников Отделения;
-
представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению
почетных званий и наград;
Работники
Отделения являются государственными гражданскими служащими. Права и обязанности работников Отделения, их социальные и правовые гарантии, связанные с исполнением
обязанностей, устанавливаются в соответствии с Федеральным Законом «О
государственной гражданской службе».
С момента
создания казначейской системы технологии, используемые Федеральным
казначейством, существенно изменились. Трудоемкость казначейских операций
постепенно снижается в связи с практической реализацией проекта «Модернизация
казначейской системы Российской Федерации». Внедрение принципиально нового
прикладного программного обеспечения Автоматизированной системы Федерального
казначейства (далее – АСФК) повлечет за собой устранение дублирования функций
между органами Федерального казначейства различных уровней (ЦАФК – первый
уровень, УФК – второй уровень, ОФК – третий уровень) и их рациональное
перераспределение.
Все эти
обстоятельства порождают необходимость оптимизации структуры и функций
Федерального казначейства
Оптимизация
разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Указом
Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти», распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной
реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах», Положением о Федеральном казначействе,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №
703, Положениями об управлениях Федерального казначейства по субъектам
Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 04.03.2005 №
33н, и Типовым положением об Отделении Управления Федерального казначейства
субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом Федерального казначейства
от 29.03.2005 № 55.
2.3 Цели и задачи оптимизации
Целями
оптимизации структуры и функций Федерального казначейства является:
- повышение
эффективности и результативности деятельности казначейской системы путем
исключения дублирования функций на разных уровнях органов Федерального
казначейства и сокращения излишних административно-хозяйственных расходов;
-
корректировка структуры Казначейства России путем создания межрегионального территориального
органа Федерального казначейства – центрального операционного управления
Федерального казначейства (далее – ЦОУФК) и изменение статуса ОФК путем закрепления
за ним правового положения территориально обособленного структурного
подразделения УФК (Рис 2.).
Рис.2.
Планируемая система органов Федерального казначейства
2.4 Принципы оптимизации
Основополагающими
принципами оптимизации структуры и функций Федерального казначейства являются:
- принцип законности и социальной справедливости, означающий
соблюдение прав и законных интересов работников казначейской системы, а так же
объективность и законность при проведении процедур оптимизации структуры ЦА ФК
и территориальных органов и высвобождения работников органов Федерального
казначейства;
- принцип
эффективности и результативности деятельности, заключающийся в выполнении Федеральным
казначейством в рамках установленных бюджетных полномочий своих функций, исходя
из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего
объема средств или достижения наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств;
- принцип
безусловного обеспечения качества и сроков выполняемых функций, означающий, что
проводимые в ходе оптимизации структуры и функций мероприятия обеспечат
стабильную, качественную и своевременную реализацию возложенных на Федеральное
казначейство полномочий;
- принцип
поэтапного осуществления мероприятий по оптимизации структуры и функций
Федерального казначейства, означающий, что оптимизационные мероприятия
осуществляются в определенной очередности;
- принцип
территориальности, заключающийся в сохранении схемы размещения территориальных
органов Федерального казначейства, а также обеспечение клиентам по месту их
нахождения доступности к услугам Федерального казначейства.
2.5 Задачи оптимизации
Основными задачами
оптимизации структуры и функций Федерального казначейства являются:
- оптимизация
структуры, функциональной и организационной деятельности ЦАФК, УФК и ОФК;
-
сокращение количества получателей бюджетных средств по главе 100 «Федеральное
казначейство» на величину равную количеству ОФК;
-
сокращение расходов на содержание казначейской системы с учетом инфляции не
менее чем на 10 %.
2.6
Основные направления оптимизации структуры и функций Федерального казначейства
Оптимизация
структуры и функций Федерального казначейства будет осуществляться после
внедрения АСФК и затронет все уровни органов Федерального казначейства.
Оптимизация структуры и функций ЦАФК должна состоять в выделении
из общего состава функциональных задач, решаемых ЦА ФК, ряда
функциональных задач, связанных с операционной деятельностью, и обособление
решения таких задач в отдельно выделенном межрегиональном территориальном
органе Федерального казначейства – Центральном операционном управлении
Федерального казначейства.
Оптимизация структуры и функций УФК предполагает перераспределение
существующих функций Федерального казначейства, включение новых и исключение
части действующих функций на уровнях УФК и ОФК.
За УФК будет сохранен статус только получателя бюджетных средств.
Оптимизация структуры и функций ОФК должна привести к тому, что
ОФК будут преобразованы в отделы УФК (далее - территориальные отделы) основной
задачей которых станет осуществление взаимодействия с участниками бюджетного
процесса, при этом все остальные функции, решаемые ОФК в настоящее время, будут
переданы на уровень УФК.
В
необходимых случаях территориальным отделам будут делегированы отдельные
полномочия представителя нанимателя, с правом участия в гражданском обороте,
делегированием иных полномочий по функциональной деятельности
2.7 Этапы оптимизации
Оптимизация
структуры и функций Федерального казначейства осуществляется после внедрения в
промышленную эксплуатацию АСФК в три этапа.
На первом
этапе, выполняются следующие мероприятия:
-
проводится анализ существующей структуры и функций Федерального казначейства, с
целью определения дублирующих функций на разных уровнях органов Федерального
казначейства;
-
проводится определение и оценка эффективности и результативности деятельности
Федерального казначейства по состоянию до начала оптимизации;
- готовятся
предложения по подготовке новых и редакции действующих нормативных правовых
документов;
-
разрабатывается порядок осуществления контроля за ходом реализации оптимизационных
мероприятий и оценке их результатов;
-
проводится финансово-экономическое обоснование организационно-структурных
преобразований, осуществляемых в рамках настоящей Концепции.
На втором
этапе осуществляется:
- принятие
соответствующих нормативных правовых документов на уровне Федерального
казначейства после получения нормативных актов Минфина России;
- создание ЦОУ
ФК;
-
перераспределение, включение и исключение части функций на различных уровнях органов Федерального казначейства;
-
закрепление за ОФК статуса территориально обособленного структурного
подразделения УФК;
-
сокращение количества получателей бюджетных средств по главе 100 «Федеральное
казначейство» на величину равную количеству ОФК;
-
перераспределение штатной численности между структурными подразделениями
органов Федерального казначейства и самими этими органами;
-
сокращение расходов на содержание казначейской системы с учетом инфляции на 10
%;
- контроль
исполнения запланированных оптимизационных мероприятий.
На третьем
этапе выполняются следующие мероприятия:
-
осуществляется определение и оценка результатов проведенной оптимизации;
- проводится
анализ оценок эффективности и результативности деятельности Федерального
казначейства, определенных до и после оптимизации.
2.8 Ожидаемые результаты оптимизации
Главным
результатом оптимизации структуры и функций Федерального казначейства должно
стать повышение эффективности и результативности его деятельности за счет
перераспределения и исключения функций на различных уровнях органов
Федерального казначейства, уменьшения трудоемкости проводимых операций, а так
же сокращения излишних административно-хозяйственных расходов.
Заключение
Подводя
итог, сделаем следующие выводы:
1. Решение
- это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется
сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает
на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции
менеджмента.
2. Принятие
управленческих решений в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного
человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.
3. На
характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и
достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого
решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения)
и риска или неопределенности (вероятностные решения).
4.
Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного,
всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что
приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.
5. Принятие
решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную
продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая
последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение
проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив,
выборе из них наилучшей и ее реализации.
Органам
Федерального казначейства приходится принимать какие-либо решения, будь то
повседневные или неожиданные проблемы, грамотный руководитель должен не бояться
этих проблем, а спокойно изучать и решать их. Для более эффективного решения
проблем надо что бы:
- менеджер
был образован, начитан, развит и хорошо ориентировался в своей области;
- коллектив
(подчиненные) должны работать слажено и сообща;
- в
каких-то случаях менеджер должен консультироваться со своими подчиненными.
Литература
1.
Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» учебник – 2002 г.
2.
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. «Менеджмент» учебное пособие 2-е издание
– 2002 г.
3.
Литвак Б.Г. «Разработка управленческого решения» учебник 4-е
издание – 2003 г.
4.
Орлов А.И. «Учебник по менеджменту».
5.
Ременников В.В. Разработка управленческого решения. М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.
6.
Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2000 г.
7.
Титова Н.Л. «Процесс разработки и
принятия управленческих решений» Москва, 2004 г.
8.
Трейдш Д. «Менеджмент с точки зрения здравого смысла» - 1993 г.
9.
Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Учебник. М.,
2000 г.
10.
Бюджетный кодекс Российской Федерации //М: Проспект.1999г.160с.
11.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный
текст. М.: Омега-Л. 2000.
12. Базарова Г.В. Роль
финансов в социально-экономическом развитии страны М.: Финансы и статистика,
1986г.
13. Комягин
Д.Л., Федеральное казначейство – из прошлого в будущее.//Финансы.1998.№7
14.
Меньшиков. Инфляция и кризис регулирования экономики//М:Мысль.1990.
Страницы: 1, 2
|