скачать рефераты

МЕНЮ


Региональные особенности развития рынка труда в РФ на примере ПФО

По профессиям и специальностям высшего профессионального образования наиболее востребованные в 2006 году специальности: инженер, врач, технолог, бухгалтер, менеджер. На долю этих пяти специальностей приходится почти 60% всей потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием на 2006 год. Всего требуются специалистов по 46 из 58 специальностей высшего профессионального образования, представленных в анкете. По профессиям и специальностям среднего профессионального образования наиболее востребованы агент (торговый представитель), оператор (линий, станков и т.д.), электрик/электромеханик, наладчик, лаборант, кассир, мастер, технолог, на долю этих специальностей приходится 72,5% потребности в специальностях среднего профессионального образования. Всего требуются специалисты 36 из 44 специальностей среднего профессионального образования, представленных в анкете. По профессиям и специальностям начального профессионального образования наиболее востребованы швея, оператор (автомата, автоматических линий, механизированных комплексов и т.д.), водитель, слесарь, электромонтер, тракторист, станочник, токарь, фрезеровщик, продавец, механизатор, газоэлектросварщик, сварщик, слесарь-сантехник, на их долю приходится 51% потребности в работниках с начальным профессиональным образованием. Всего требуется работники по 148 профессиям и специальностям начального профессионального образования из 241, представленной в анкете.

В 2007 году по специальностям высшего профессионального образования наиболее востребованная пятерка специальностей не изменилась по сравнению с 2006 годом: инженер, врач, технолог, бухгалтер, менеджер, однако доля этих специальностей в общей потребности в специалистах с высшим профессиональным образование сократилась до 57,4%. По профессиям и специальностям среднего профессионального образования наиболее востребованы агент (торговый представитель), оператор (линий, станков и т.д.), электрик/электромеханик, наладчик, кассир, бухгалтер, мастер, лаборант, на долю этих специальностей приходится 80,8% потребности в специалистах со средним профессиональным образованием. По профессиям и специальностям начального профессионального образования наиболее востребованы швея, оператор (автомата, автоматических линий, механизированных комплексов и т.д.), слесарь, водитель, электромонтер, станочник, токарь, тракторист, фрезеровщик, газоэлектросварщик, ремонтник, механизатор, продавец, наладчик, на долю этих профессий приходится 60,4% потребности в работниках с начальным профессиональным образованием.
 По специальностям среднего профессионального образования в 2007 году по сравнению с 2006 годом отмечается значительный рост потребности в агентах (в т.ч. рекламных)/торговых представителях – в 2 раза, кассирах – на 96%, наладчиках – на 15%, операторах (линий, станков и т.д.) – на 13,5%. По специальностям начального профессионального образования увеличивается потребность в сборщиках – на 50,5%, электромонтажниках - на 51%, ремонтниках – на 31,4%, рихтовщиках – на 26,8%, штамповщиках – на 21,5%, токарях - на 20%, слесарях по ремонту автомобилей – на 19,2%, шлифовщиках – на 16,5%, монтажниках – на 16,2%, малярах – на 13,8%, наладчиках – на 13,6%, станочниках – на 13,1%, фрезеровщиках – на 6%.

Прожиточный минимум в Ульяновской области за второй квартал 2006г. определён в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Законом Ульяновской области «О порядке установления величины прожиточного минимума в Ульяновской области».
 Исчисление величины прожиточного минимума произведено на основании состава и норм потребления товаров и услуг, установленных Законом Ульяновской области от 5 апреля 2006 г. №42-ЗО «О потребительской корзине в Ульяновской области», данных территориального органа Росстата по Ульяновской области об уровне потребительских цен в апреле, мае, июне 2006 года.
 Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения увеличилась во втором квартале 2006г. по сравнению с первым кварталом 2006г. на 28 рублей или на 0,95% и составила 2971 рубль. При этом стоимость набора продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 0,4%, минимального набора непродовольственных товаров - на 2,1%, минимального набора услуг – на 0,9%. Расходы по обязательным платежам и сборам выросли на 1,6%.

В результате, по сравнению с первым кварталом несколько изменилась структура прожиточного минимума. Доля стоимости набора продуктов питания составила 41,7% (-0,2%) от общей величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, набора непродовольственных товаров - 17,6% (+0,2%). Не изменились доля стоимости набора услуг - 34,3% и доля обязательных платежей и сборов занимает 6,4%.

К уровню первого квартала 2006 г. прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 101,1%, для пенсионеров – 100,7%, для детей – 100,8 %.

Среди городов и районов Ульяновской области самые низкие величины прожиточного минимума на душу населения во втором квартале 2006г. сложились в Новомалыклинском (2541 руб.) и Тереньгульском (2550 руб.) районах. Наиболее высокие величины прожиточного минимума на душу населения за отчетный период сложились в г. Ульяновске (3002 руб.), г. Новоульяновске (2921 руб.), а также в Николаевском (2799 руб.) и Инзенском (2720 руб.) районах.

14 февраля 2007 года в Управлении по труду Ульяновской области состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы и пути их решения при сертификации работ по охране труда в Ульяновской области» с участием представителей государственной инспекции труда, Фонда социального страхования, федерации отраслевых профсоюзов, руководителей органов по сертификации и аккредитованных в системе ССОТ испытательных лабораторий, а также организаций оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда.

В Ульяновской области при активном содействии Управления по труду создана организационная структура сертификации по охране труда. Государственную аккредитацию в системе сертификации работ по охране труда (СООТ) в Москве получили:

 - 3 органа по сертификации: ООО «Фаворит», ООО «Эксперт-центр», НП «Ульяновский областной учебно-методический центр охраны труда»;

- 3 испытательных (измерительных) лаборатории: ООО «Фактор», ООО «Эксперт-центр», Испытательный лабораторный центр ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области».

Еще один центр ООО «Техноритм» на базе бывшего Железнодорожного центра санитарно эпидемиологического контроля подал заявку на аккредитацию органа по сертификации и испытательной лаборатории.
14 экспертов по сертификации прошли аттестацию в аккредитованных центрах.

На заседании приняты решения:

 - о создании Советов при органах по сертификации, в состав которых необходимо включить представителей органов исполнительной власти, надзора и контроля в сфере трудовых отношений, профсоюзных органов;
- о проведении тематических семинаров и совещаний по актуализированной тематике;
- о своевременном информировании работодателей о выделении средств из бюджета Фонда социального страхования, в рамках финансирования им предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе и на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

- о сроке действия сертификатов безопасности с учетом завершения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Управлением по труду Ульяновской области в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ осуществляется Государственная экспертиза условий труда.

За 2006 год проведены 215 экспертиз, из них:
- 117 - проектов строительства новых и реконструируемых объектов, 61 из которых с замечаниями были предварительно возвращены на доработку; 
- 13 - экспертизы по результатам обследования условий и охраны труда при осуществлении лицензируемой деятельности, - 12 - по запросу судебных органов, работодателей и работников для решения вопроса об отнесении условий труда к вредным или опасным и представления в связи с этим компенсаций и льгот.

Проведена судебно-техническая экспертиза условий труда и принято участие в 9-и судебных заседаниях о предоставлении досрочной трудовой пенсии на льготных условиях работникам с вредными условиями труда. 
- 73 - экспертизы качества аттестации рабочих мест по условиям труда
За 2006 год специалисты Управления по труду приняли участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве в 58 организациях.
 В течение 2006 года продолжалась работа по совершенствованию системы обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и других категорий работников организаций области. 14 обучающим организациям осуществляют обучение руководителей и специалистов организаций области по вопросам охраны труда. 
Управлением по труду проверено качество обучения в 4 обучающих организациях. Областной аттестационной комиссией проведена проверка знаний 12 преподавателей обучающих организаций, центров охраны труда. Организовано обучение глав и специалистов поселковых и сельских советов муниципальных образований, обучено 83 человека (в 2005г – 43 чел.).
Всего обучено 8417 человек (2005г. – 8104 человека).
За счет привлеченных средств Фонда социального страхования в сумме 2,698 млн. рублей в области обучено 1900 человек: специалистов по охране труда, руководителей бюджетных организаций, работников сельского хозяйства, а также другой категории работников.


3.3. Программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2006-2008 г.г.


Основными задачами Управления по труду за 2006 год были вопросы регулирования оплаты труда, уровня жизни и доходов населения, развитие системы социального партнёрства, охрана труда, включая экспертизу его условий, содействие занятости через работу по созданию новых рабочих мест в организациях Ульяновской области.

I. Нормативно-правовое обеспечение

В целях реализации задач, относящихся к сфере социально-трудовых отношений, Управлением по труду Ульяновской области в 1 квартале 2006 года подготовлены следующие нормативные документы:

- Закон Ульяновской области от 09.03.2006 г. №20-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;

- Закон Ульяновской области от 09.03.2006 г. №21-ЗО «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений»;

- Закон Ульяновской области от 05.04.2006 г. №42-ЗО «О потребительской корзине в Ульяновской области»;

- постановление Губернатора Ульяновской области от 23.01.2006 г. №6 «О прожиточном минимуме в Ульяновской области за четвертый квартал 2005 года»;

- постановление Правительства Ульяновской области от 27.03.2006 г. №85 «Об организации и проведении месячника охраны труда»;

- постановление Правительства Ульяновской области от 27.03.2006 г. №83 «Об областной межведомственной комиссии по охране труда»

- подготовлены постановления Правительства Ульяновской области «О положениях по оплате труда работников государственных учреждений бюджетной сферы»;

- постановление Правительства Ульяновской области «О проведении областного конкурса «Эффективность производства, высокая социальная ответственность – основа развития социального партнёрства;

- методические рекомендации по разработке нормативных актов, регулирующих деятельность трёхсторонних комиссий муниципальных образований.

II. Оплата труда и уровень жизни населения

Очевидно, что повышение уровня жизни населения напрямую связано с увеличением заработной платы. Определённые позитивные изменения в этом направлении произошли. Об этом свидетельствуют следующие данные. Если на 1 января 2006 года оплата труда в целом по области была 5420 рублей, то на 1 марта 2006 года заработная плата выросла до 5724,7 рублей, т.е. рост на 105%. Рост заработной платы отмечается как в бюджетном, так и во внебюджетном секторе экономики. В бюджетном секторе экономики наибольший рост заработной платы за январь-февраль произошёл в здравоохранении и предоставлении социальных услуг и составил 112,3%, в образовании – рост на 109%, культуре и спорте - рост на 105,7%. Тем не менее, мы осознаём, что заработки у работников бюджетной сферы всё ещё существенно уступают размерам оплаты труда в производственной сфере. Вы знаете, что с 1 мая 2006 года тарифные ставки бюджетников будут индексироваться на 15% и с 1 октября – на 11%. В целом, общий размер повышения заработной платы у работников бюджетной сферы составит 26,75%. Помимо этого, Правительство области изыскивает возможность повысить оплату труда у бюджетников.

В целях формирования единых подходов к регулированию заработной платы работников бюджетных учреждений и разработки отраслевых положений по оплате труда была организована работа областной комиссии по разработке и экспертизе отраслевых положений по оплате труда.

В течение 1 квартала состоялось 5 заседаний комиссии, на которых рассматривались вопросы о системе оплаты труда работников бюджетной сферы в 2006 году, о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы в 2006 году, о ходе разработки отраслевых положений.

17 марта положения были утверждены соответствующими постановлениями на заседании Правительства.

В принятых отраслевых Положениях нашли отражение следующие вопросы: отнесение к разрядам оплаты труда тарифной сетки по оплате труда должностей и профессий работников отрасли, порядок тарификации работ, присвоения тарифных разрядов, порядок и условия повышения тарифных ставок (окладов) за работу в особых условиях, условия и размеры стимулирующих и компенсационных выплат, порядок аттестации работников, исчисление профессионального стажа работы, порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых выполнением важных и ответственных работ.

В целом, принятые положения законодательно закрепили применяемые на практике нормативные правовые акты по организации и оплате труда работников бюджетной сферы.

Кроме того, в положениях закреплено право руководителей бюджетных учреждений в пределах утвержденных средств на оплату труда устанавливать различные виды доплат и надбавок. Это позволит на уровне каждого конкретного учреждения использовать бюджетные и внебюджетные финансовые средства в целях повышения уровня заработной платы работающих.

Во внебюджетном секторе экономики основной задачей в течение 1-го квартала были вопросы доведения минимального уровня оплаты труда до уровня прожиточного минимума. С этой целью Управлением по труду ежемесячно проводится мониторинг уровня средней заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики.

Но, несмотря на принимаемые меры, анализ показывает, что из месяца в месяц количество предприятий - юридических лиц с заработной платой ниже прожиточного минимума остается на уровне 30% и перечень этих предприятий практически не меняется. Основную долю (свыше 50%) из них составляют предприятия сельского хозяйства, по 15-20% - предприятия промышленности и торговли.

В разрезе муниципальных образований в январе т.г. наибольшая по величине средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям отмечалась в гг.Ульяновске – 6899 руб., и Димитровграде – 6448 рублей, из сельских районов; в Новоспасском – 5293 руб., и Инзенском – 5191 руб. Соответственно, в этих же муниципальных образованиях и самая высокая покупательная способность заработной платы. Практически во всех муниципальных образованиях за январь имеет место рост заработной платы: наибольший достигнут в Барышском (1,3 р.), Цильнинском (1,27 р.), Тереньгульском (1,24 р.) районах

Наиболее низкая оплата труда в январе имеет место по-прежнему в Старокулаткинском (2902 руб), Барышском (2959 руб), Майнском (3092 руб.), Цильнинском (3176 руб.) районах. Здесь покупательная способность заработной платы составляет всего 1,3 потребительской корзины.

К сожалению, мы сегодня отмечаем и тот факт, что многие работодатели уверены, что они имеют право требовать от работника любую отдачу за установленную на таком уровне заработную плату. Не осознаётся работодателем необходимость обеспечения гарантий работнику по оплате его трудовых затрат. Да и со стороны муниципальных образований по отношению к работодателям нет активной наступательной позиции в вопросе повышения уровня оплаты труда. В результате чего заработная плата в области не оказывает стимулирующее воздействие и не влияет на мотивы поведения и деятельность работников. %.

Особого внимания требует оплата труда наёмных работников у индивидуальных предпринимателей – работодателей, у которых среднемесячная заработная плата ниже уровня ПМ на начало года имела место практически у 80% наёмных работников.

Проводимая работа по повышению уровня оплаты труда в первом квартале дает свои положительные результаты. В целом по области индивидуальными предпринимателями было перерегистрировано с целью доведения до ПМ заработной платы около 2700 наемным работникам. Практически не регистрируются договоры с зарплатой ниже ПМ в гг. Ульяновске, Новоульяновске, Димитровграде, Барыше. Активно идет процесс перерегистрации трудовых договоров с целью повышения уровня оплаты в Ульяновском, Чердаклинском, Мелекесском, Новоспасском районах.

В целом, за отчетный квартал численность наемных работников с зарплатой выше ПМ составила 56% от общего числа работников, занятых у ИП – работодателей. В целом по области - 64,9 %, т.е. количество работников у ИП - работодателей с зарплатой выше ПМ увеличилось на 15%.

Однако в отдельных муниципальных образованиях этот процесс еще не принял устойчивого характера. Особенно низка заработная плата работающих у индивидуальных предпринимателей в Павловском, Вешкаймском, Базарносызганском районах. На проводимых заседаниях областной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда чётко обозначен срок завершения работы по перерегистрации договоров муниципальными образованиями у ИП до 1 июля. Но, тем не менее, отдельные руководители муниципальных образований пока ещё не торопятся активизировать эту работу. В этом отношении необходимо отметить недостаточную работу в Базарно-Сызганском, Вешкаймском, Павловском, Сенгилеевском, Теренгульском, Инзенском районах. Так, с 10 по 14 апреля в Базарно-Сызганском районе перерегистрировали только 4 договора, в то время как у 73% наёмных работников заработная плата ниже ПМ; В Вешкаймском районе ни одного при 73% наёмных работников с оплатой ниже ПМ, в Инзенском районе – ни одного при 55% с оплатой ниже ПМ, В Павловском – 4 договора при 83,6% наёмных работников с оплатой ниже ПМ.

Ситуация с низким уровнем доходов и заработной платы в отдельных муниципальных образованиях усугубляется задолженностью по заработной плате.

Общий размер просроченной задолженности по заработной плате в целом по области на 1 апреля составил 134,4 млн.рублей, что на 1,9 млн.рублей или 1,5% выше уровня задолженности на 1 января т.г. В целом в 1 квартале т.г. долги по заработной плате росли в течение января-февраля и только в течение марта задолженность снизилась на 14,7 млн.руб. или 10%. 52% (69,7 млн.руб.) всех долгов – это задолженность предприятий сельского хозяйства. Полностью отсутствуют долги по заработной плате у работников бюджетных отраслей.

Среди муниципальных образований просроченная задолженность по заработной плате на 1 апреля полностью отсутствовала в гг. Барыше, Новоульяновске, Барышском и Тереньгульском районах.

За З месяца т.г. задолженность по заработной плате в целом была снижена во всех муниципальных образованиях, кроме Радищевского, Вешкаймского, Кузоватовского, Павловского, Мелекесского, Чердаклинского районов и гг. Димитровград и Ульяновск. Наибольшее снижение задолженности имело место в Новоспасском (на 64%), Николаевском (на 63%). Ежемесячно уменьшались долги по зарплате перед работниками предприятий Сенгилеевского (на 31%) и Карсунского (на 22%) районов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.