скачать рефераты

МЕНЮ


Региональные особенности развития рынка труда в РФ на примере ПФО

Вместе с тем, рост задолженности допущен в Мелекесском (в 2,7 раза), г.Димитровграде (в 1,7 р), Вешкаймском (на 59,7%) и Радищевском (на 32,5%) районах.

По-прежнему, «лидерами» по размеру задолженность из сельских районов остаются Чердаклинский (14,1 млн.руб.) и Цильнинский (10 млн.руб.) районы. Только за апрель в Чердаклинском районе долги по зарплате не только не снизились, но и увеличились на 711 тыс.руб. или 5,3%.

Анализ задолженности в разрезе отдельных предприятий показывает, что из месяца в месяц в списки должников попадают одни и те же организации. По отдельным муниципальным образованиям количество предприятий, которые имеют задолженность не сокращается, а растёт. Так, в Кузоватовском районе на 1 января таких предприятий было 19, то на 1 апреля их стало 28

Ещё хуже ситуация с выплатой задолженности по заработной плате на предприятиях – банкротах. По состоянию на 1 января таких организаций было 55 и на их долю приходилось 48,9 млн.рублей (36,9%) от всей задолженности в целом по области, на 1 апреля – 51 организация и 46,5 млн.рублей или 34,6% от общего размера задолженности. В свою очередь, из них на предприятия в последней стадии банкротства (конкурсное производство) приходилось свыше 75% долгов – 35,1 млн.рублей, на предприятия с внешним управлением и наблюдением – 11,4 млн.рублей.

Наибольшее количество несостоятельных организаций, имеющих долги по заработной плате, приходится на Новомалыклинский, Ульяновский и Цильнинский районы и г. Ульяновск. В Ульяновском и Чердаклинском районах на предприятия-банкроты приходится свыше 80% из общей задолженности.

В течение января-марта долги по зарплате по предприятиям-банкротам были снижены в целом на 4,6 млн.рублей, в т.ч.: в ФГУП «ПО «УМЗ» - на 2 млн.руб., ОАО «Авиастар» - на 1,5 млн.руб., АОЗТ «Иштекс» - на 252 тыс.рублей (с 2,9 до 2,7 млн.руб), в филиале МСО № 51 – на 317 тыс.рублей, МУУП «Спецремстрой» - на 262 тыс.рублей., ОАО «Инзенский мехэнергосервис» (на 297 тыс.руб) и др.

Практически не снизилась задолженность в течение 3-х месяцев в ЗАО «Озерки» Чердаклинского р-на, ОАО «Домостроитель», ОГУСЭП «Водстрой», ОГУСП «Белый ключ», ООО «МК-100».

Не только не снизились, но и увеличились долги по зарплате в ГУП «Ульяновскптицепром» (на 266 тыс.руб), ОАО «Завод «Искра» - на 2,3 млн.руб. в связи с начислениями выходного пособия при сокращении работников. Кроме того, ожидается массовое сокращение работников на ЗАО «Аэропорт «Ульяновск-Восточный», где только на 1 апреля задолженность по заработной плате составляла свыше 5 млн.рублей Необходимо отметить и тот факт, что конкурсная масса для погашения задолженности имеют не более 30% предприятий- банкротов.

Надо признать, что работа с конкурсными управляющими по вопросу ликвидации задолженности на этих предприятиях действительно крайне затруднена. Несовершенство закона «О банкротстве» этому содействует, когда конкурсные управляющие подотчётны только арбитражному суду. И порой бывает даже очень трудно получить первичную информацию. Кроме того, у самих конкурсных управляющих много времени уходит на оформление правовой документации по установлению права собственности на землю и имущество. И этот процесс затягивается на годы. Бесконтрольность за работой арбитражных управляющих приводит и к нарушениям с их стороны. Но уже неоднократно обсуждался вопрос о необходимости создания своей саморегулируемой организации арбитражных управляющих, но до сих пор в этом вопросе ничего не сделано. И при таких темпах снижения задолженности по заработной плате на предприятиях – банкротах, в том числе и в сельском хозяйстве, уже можно спрогнозировать, что до конца года задолженность ликвидировать не удастся, если не будут приняты кардинальные меры.

Основным инструментом в работе по повышению уровня заработной платы, как на предприятиях, так и у занятых у ИП, снижения задолженности по заработной плате является работа областной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда.

В январе - марте текущего года проведено 19 заседаний областной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда, из них 15 выездных совместно с районными комиссиями по укреплению дисциплины оплаты труда. На заседаниях комиссии были заслушаны отчеты руководителей 175 организаций в городах Ульяновске, Новоульяновске и Барыше, Новомалыклинском, Майнском, Сурском, Инзенском, Кузоватовском, Барышском, Базарносызганском, Вешкаймском, Карсунском, Новоспасском, Николаевском, Чердаклинском, Старомайнском районах. Из общего количества рассмотренных организаций по вопросу задолженности – 37, по вопросу повышения уровня заработной платы – 138 организаций.

В результате проведенной работы, из 138 рассмотренных организаций по уровню оплаты труда, заработная плата выросла практически во всех организациях, в том числе довели до уровня прожиточного минимума – 93 организации более 1300 работникам.

Из 37 рассмотренных организаций по вопросу задолженности – на 13 предприятиях полностью ликвидирована задолженность: ГП «Сурский ЛМЗ», Салон «Центр Моды», ОАО Метбытремонт, ОАО Ульяновский Авторемонтный завод», ОАО ПКХ «Стройдеталь» г.Ульяновска, ООО «Промзино» Сурского района, ООО «Луч» Новоспасского района, МУП «Теплосеть Инзенского района, ГУП «Майнская швейная фабрика», ПО «Майна», ГП «Тагайский промбыткомбинат», ФГУП ПМК-8 Карсунского района. В срок до 1 апреля не выполнили решение комиссии по ликвидации задолженности по заработной плате только 2 предприятия (ОАО «Ульяновский НИАТ», г.Ульяновск, ООО «Чернореченское» Вешкаймского района).

В целом за отчетный период областной и районными комиссиями по укреплению дисциплины оплаты труда проведено 155 заседаний, на которых были заслушаны отчеты руководителей 524 организаций и 537 индивидуальных предпринимателей.

Положительный результат дала работа комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда в г. Димитровграде, Ульяновском, Чердаклинском, Новоспасском районах.

Несмотря на значимость решения проблемы районными комиссиями, до сих пор приходится говорить о том, что практически не работают комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда в таких районах как: Николаевский, Павловский, Старокулаткинский, Вешкаймский районы, где за отчетный период проведено по 2-3 заседания комиссии.

А резервы повышения заработной платы в организациях имеются. Об этом свидетельствует тот факт, что руководители большинства предприятий сразу же после рассмотрения их на комиссии, значительно увеличивали заработную плату своим работникам. Так, например, из 87 организаций и ИП, рассмотренных в феврале-марте на заседании областной комиссии 54 повысили своим работникам заработную плату в установленные им сроки. Не выполнили решения комиссии 33 организации и ИП. По всем руководителям, не выполнившим решения комиссии дела для принятия мер будут переданы в Государственную инспекцию труда и районные прокуратуры, и органы внутренних дел.

В настоящее время решение практически всех вопросов регулирования заработной платы законодательно делегировано на уровень субъектов.

Для решения вопроса есть механизм социального партнерства. Необходимо отметить, что механизм социального партнерства в муниципальных образованиях работает недостаточно эффективно, обязательства по повышению уровня оплаты труда, закрепленные соглашениями разного уровня, выполняются не везде. Это видно по напряженному ритму работы областной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда и работе телефона доверия в Управлении по труду.

Всего с 1 января т.г. по 1 апреля на «телефон доверия» поступило свыше 80 звонков от работников более 40 предприятий всех форм собственности. Основными вопросами поступивших сообщений были: задолженность по заработной плате (17 организаций), заработная плата, выдаваемая «в конвертах» (11 организаций), не оформляются трудовые договоры, задерживаются расчеты при увольнении и др.

Управлением по труду по сообщениям приняты следующие меры: направлены письма о необходимости устранения допущенных нарушений руководителям 16 организаций:

- информация о «конвертных» выплатах зарплаты направлена в районные прокуратуры,

- руководители 8 организаций были вызваны на областную комиссию по укреплению дисциплины оплаты труда,

- информация о нарушениях трудового законодательства по отдельным организациям направлена в государственную инспекцию труда

В результате в ЧОП «Филин» и ЧОП «Тайфун» зарплата доведена до прожиточного минимума, выплачена задолженность по зарплате в ОАО «Трест№3», Компании «Максима-Х», ОАО «Стройдеталь», ООО «Домострой», ЗАО «КПД-1». При задержках расчетов уволенных работников обращение непосредственно к руководителям приводит, как правило, к устранению нарушения.

Основным и грубым нарушением последних лет в сфере трудового законодательства было и остаётся ущемление конституционного права наших земляков на вознаграждение за труд. Вопросы своевременной выплаты зарплаты напрямую связаны с так называемой неформальной экономикой, которая является питательной средой «серого» трудового рынка, на котором процветает «конвертная оплата». Недобросовестные предприниматели, не оформляя с работниками официальные трудовые отношения и выдавая им зарплату в конвертах, уклоняются тем самым от уплаты целого ряда налогов, в частности на доходы физических лиц и единого социального налога.

Более того, решая за счёт дешёвой рабочей силы свои проблемы, предприниматели создают ситуацию, при которой рядовые труженики, задействованные в «серых» схемах, напрочь лишаются возможности получать достойную медицинскую помощь в случае потери собственного здоровья. Проблемными становятся вопросы пенсионного обеспечения. Более того, «теневой» сектор экономики порождает коррупцию. Следовательно, в легализации «серого» рынка должна особое место занимать деятельность силовиков в части выявления, прежде всего, фактов злоупотреблений должностными полномочиями, должностного подлога, взяточничества. Необходимо отметить, что стабилизация экономического роста в области, усиление контроля над организациями, повышение оплаты труда до ПМ способствовали выведению части заработной платы из тени. Разумеется, не во всех отраслях экономики и у ИП темпы «обеления» одинаковы. Предстоит в этом направлении серьёзная работа, и, прежде всего, органов правопорядка.

Таким образом, в работе по соблюдению законодательства о труде и защите прав работника Управлением по труду задействованы все имеющиеся правовые механизмы. Перед нами поставлена одна задача: до конца 2006 года ликвидировать отставание уровня заработной платы от средней по ПФО. Задача сложная, но выполнимая, если решением этого вопроса заниматься постоянно, а не от комиссии до комиссии, как это чаще всего имеет место в работе отдельных муниципальных образований.

Нас сегодня не удовлетворяет, что по абсолютному уровню заработной платы Ульяновская область среди регионов ПФО в январе т.г. занимала только 10 место и ее величина составляет только 62,4% от уровня средней заработной платы по РФ, в то время как по итогам 2005 года она составляла 63,7%. и 83,2 % от уровня средней заработной платы по Приволжскому Федеральному округу. Для решения проблемы повышения уровня оплаты труда предлагаем:

1. При подготовке предложений о применении к предприятиям мер государственной поддержки оказывать помощь только тем предприятиям, где минимальная заработная плата не ниже величины ПМ.

2. При проведении конкурсов по закупке товаров, услуг для государственных нужд исключить из числа участников конкурса предприятия, где минимальная зарплата ниже ПМ.

3. Организациям, осуществляющим контрольные и надзорные функции при планировании проверок уделять особое внимание предприятиям, допускающим выплату заработной платы ниже ПМ, особо обратив внимание на сферу торговли.

Одним из главных направлений работы Управления по труду за отчётный период была реализация программных мероприятий, направленная на повышение уровня жизни населения, борьбу с бедностью. В этих целях Управлением по труду проведена работа по повышению важнейшего социального норматива – прожиточного минимума. Эта мера позволит населению получить дополнительные денежные доходы: увеличится число получателей и размер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, число получателей детских пособий и государственной социальной помощи. И основное увеличение доходов с учетом повышенного стандарта прожиточного минимума произойдет за счет повышения работодателями заработной платы своим работникам. А с увеличением заработной платы напрямую связано повышение уровня жизни населения.

По оценке в связи с вышеперечисленными изменениями состава и объемов потребления потребительской корзины величина прожиточного в среднем на душу населения увеличится на 4,8%. Наибольшее увеличение прожиточного минимума произойдет для пенсионеров – на 7,5%, для трудоспособного населения – на 4,0%, для детей – на 3,8%.

Задача на 2006 год одна – снизить уровень бедности в Ульяновской области до 20%, который по итогам 2005 года составляет 28,5%.

III. Занятость населения. Создание новых рабочих мест.

Одним из основных условий повышения уровня жизни населения является содействие его занятости через создание новых рабочих мест.

С начала текущего года на территории Ульяновской области создано 4244 рабочих места, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Так, в январе текущего года было создано 1617 рабочих мест, в феврале - 1348, в марте - 1279. Средний уровень заработной платы по области на вновь создаваемых местах за I квартал 2006года составил 3344 рубля.

В разрезе отраслей создание рабочих мест в первом квартале 2006 года выглядит так:

- 3401 рабочее место – в сфере торговли и услуг;

- 611 рабочих мест – в сфере промышленности;

- 66 – в сфере управления;

- 53 – в сфере лесного хозяйства;

- 40 – в сфере сельского хозяйства

- 33 – в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- 14- в сфере культуры;

- 8 - в сфере здравоохранения;

- 7 –в сфере строительства;

- 6 – в сфере связи;

- 4 – в сфере игорного бизнеса;

- 1 рабочее место – в сфере транспорта.

 Положительная динамика в плане открытия новых рабочих мест по сравнению с 1 кварталом 2005года отмечается в Карсунском, Мелекесском, Старокулаткинском, Сурском, Тереньгульском, Ульяновском, Цильнинском, Новомалыклинском, Новоспасском, Николаевском районах. Но напряженной остается ситуация по созданию рабочих мест в следующих районах:

- Барышский район – сокращение числа создаваемых новых рабочих мест в 1,4 раза, в то же время уровень безработицы составляет – 4,22%, Вешкаймский район – в 1,9 раз, уровень безработицы – 5,18 %, Павловский район – в 2,5 раза, уровень безработицы 8,06%, Старомайнский район - в 2 раза, уровень безработицы – 6,76 %. По – прежнему, область среди регионов ПФО по официально регистрируемому уровню безработицы занимает последнее место, который составляет по г. Ульяновску 1,9%, по районам области – 4,43, в целом по области 3,1%.

Анализ работы по созданию новых рабочих мест в муниципальных образованиях Ульяновской области показывает, что не всегда рост числа новых рабочих мест прямо влияет на снижение уровня безработицы. Здесь важную роль играет и предлагаемый на новых рабочих местах уровень оплаты труда, и достаточно ограниченный спектр видов деятельности организаций и предприятий области, которые предоставляют новые рабочие места. Сегодня больше мы должны говорить о сельской безработице. Пути решения этой проблемы есть. Это создание новых рабочих мест в рамках участия в федеральных и областных целевых программах, развитие малого бизнеса, кредитование личного подсобного хозяйства, как источника самозанятости сельского человека, разработка программ создания рабочих мест на уровне каждого поселения, особенно в населённых пунктах с напряжённым уровнем занятости.

IV. Потребность рынка труда в кадрах

Но всё чаще со стороны работодателей можно услышать о кадровом голоде, особенно на вновь создаваемых производствах. Вроде бы парадокс; уровень безработицы высокий, а рабочих рук не хватает. Это наглядное проявление структурной безработицы. Но от того, что мы знаем её характер, суть дела не меняется. Причин тут много – и несоответствие рынка труда области и рынка образовательных услуг; недостаточная профессиональная квалификация безработных, и низкая зарплата, и неблагоприятные условия труда, и недостатки в профориентационной работе, прежде всего среди молодёжи. Ежегодно Управление по труду определяет потребность предприятий и организаций во вновь подготовленных квалифицированных рабочих и специалистах, как на предстоящий год, так и на перспективу.

На 2006 год потребность предприятий в кадрах составляет 12630 работников, на 2007 год 13085 работников. По уровню образования структура потребности в кадрах следующая:

- на 2006 год: высшее – 19,8%, среднее – 14,0%, начальное – 66,2%;

- на 2007 год: высшее – 17,0%, среднее – 17,1%, начальное – 65,9%.

Территориальная структура потребности в кадрах значительно смещена в пользу городских рынков труда: на 2006 год доля г.Ульяновска и г.Димитровграда в общей потребности составляет 63,5%, на 2007 год – 68% (Городские рынки труда также предъявляют спрос на более квалифицированную рабочую силу

По профессиям и специальностям высшего профессионального образования, наиболее востребованные в 2006 году специальности: инженер, врач, технолог, бухгалтер, менеджер. Всего требуются специалистов по 46 из 58 специальностей высшего профессионального образования. По профессиям и специальностям среднего профессионального образования наиболее востребованы агент (торговый представитель), оператор (линий, станков и т.д.), электрик/электромеханик, наладчик, лаборант, кассир, мастер, технолог, на долю этих специальностей приходится 72,5% потребности в специальностях среднего профессионального образования. Всего требуются специалисты 36 из 44 специальностей среднего профессионального образования. По профессиям и специальностям начального профессионального образования наиболее востребованы швея, оператор (автомата, автоматических линий, механизированных комплексов и т.д.), водитель, слесарь, электромонтер, тракторист, станочник, токарь, фрезеровщик, продавец, механизатор, газоэлектросварщик, сварщик, слесарь-сантехник, на их долю приходится 51% потребности в работниках с начальным профессиональным образованием. Всего требуется работники по 148 профессиям и специальностям начального профессионального образования из 241.

7 апреля 2006 г. решением координационного совета согласованы предложения Департамента образования Ульяновской области, Департамента здравоохранения Ульяновской области, Управления по делам культуры и искусства Ульяновской области по контрольным цифрам приема (госзаказу) в подведомственные учреждения начального и среднего профессионального образования на 2006/2007 учебный год. Но опять вновь мы вынуждены говорить о том, что в учреждениях профессионального образования недостаточно готовятся кадры нужные рынку труда. Так, например, по специальности «слесарь» будет приняты 306 человек, потребность – 800, по специальности «электромонтёр» контрольные цифры приёма 273, потребность рынка труда – 600 чел. И таких примеров можно приводить множество. В связи с этим, вопрос приведения рынка образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда требует безотлагательного решения, чтобы нам не готовить специалистов, которые придут на биржу труда и не выбрасывать бюджетные деньги на ветер. Необходимо к вопросу подготовки кадров привлечь работодателей, которые должны вкладывать средства в подготовку для себя нужных кадров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.