скачать рефераты

МЕНЮ


Региональные особенности развития рынка труда в РФ на примере ПФО

V. Государственное регулирование охраной труда

На основе годового планирования приоритетных направлений Управлением по труду проведена определенная работа, направленная на улучшение условий труда, снижение производственного травматизма. И как результат, за 1 квартал текущего года отмечается снижение количества несчастных случаев со смертельным, тяжелым исходом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не произошло ни одного группового несчастного случая.

Однако считать, что ситуация изменилась к лучшему, нельзя. К сожалению, работодатель забывает, что сохранение жизни и здоровья работающего человека должно быть для него приоритетом. Нарушение трудовой дисциплины, нахождение работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, привело к тому, что до 50% всех несчастных случаев на производстве происходит именно по этой причине.

С ростом экономического потенциала практически во всех сферах материального производства области обострились проблемы с обеспечением безопасности труда работников.

Состояние условий и охраны труда во многих организациях отраслей экономики продолжает оставаться сложным и является серьезной социально-экономической проблемой. К сожалению высокой остаётся численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Более 27% списочного состава работников в промышленности, строительстве, на транспорте и связи работают в неблагоприятных производственных условиях. На промышленных предприятиях женщины составляли более трети занятых на рабочих местах такого рода, в строительстве – более 10%. И здесь надо учесть, что такая отрасль как сельское хозяйство не подлежит обязательной статотчетности. А если говорить об условиях труда в этом виде экономической деятельности, то показатели будут неудовлетворительные.

Во многих организациях нарушаются права и гарантии работников на безопасный труд, не предоставляются компенсаций за неблагоприятные условия.

На то, чтобы переломить такую ситуацию, направлена областная Программа улучшения условий и охраны труда на 2005 – 2008 годы, ход выполнения которой контролируется областной межведомственной комиссией по охране труда.

Отмечено, что намеченные к выполнению мероприятия выполняются. В 18 районах области приняты аналогичные «Программы улучшения условий труда в муниципальных образованиях (округах) на 2006-2008 годы».

С целью оказания методической помощи, специалистам и руководителям организаций проводятся совещания, «Дни охраны труда», семинары. В 1 кв. текущего года такие мероприятия проведены в 7 районах области, 4 из них с выездом в сельские районы, на которых рассмотрены вопросы состояния производственного травматизма, условий труда, требования к работодателям по созданию здоровых и безопасных условий труда. Участие руководителей и специалистов в данных мероприятиях составило более 600 человек.

Продолжается работа по организации и координации обучения и проверки знаний требований безопасности труда у руководителей, специалистов и других работников организаций.

За 1 квартал аттестовано по охране труда 1740 руководителей и специалистов организаций, что на 28 % больше аналогичного периода прошлого года.

В целях создания безопасных условий труда, защиты прав работников на безопасный труд и предоставления компенсаций за неблагоприятные условия труда Управлением по труду проводится экспертиза проектов строительства и реконструкции производственных объектов (проведено 24 экспертизы); обследуется состояние условий труда у соискателей лицензии на право обращения с опасными отходами.

В 63 организациях г.Ульяновска проведена проверка выполнения коллективного договора, в 15 организациях пресечены случаи незаконного отказа работникам в предоставлении компенсаций.

Организовано обеспечение организаций нормативно-правовыми актами по охране труда и консультирование работодателей.

По инициативе управления созданы и эффективно работают 9 организаций, оказывающие консалтинговые услуги в области охраны труда. За отчетный период услуги по решению различных вопросов по охране труда оказаны 31 организации малого бизнеса, с численностью работающих 460 человек (против 9 организаций за аналогичный период 2005 г.).

В течение 1 квартала т.г. в 15 организациях более чем на 3,0 тыс. рабочих мест, с охватом 4377 работника, проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; по результатам аттестации более 1500 рабочих мест доведены до оптимальных и допустимых при которых условия труда соответствуют требованиям норм. На остальные рабочие места разработаны мероприятия по устранению нарушений и созданию здоровых и безопасных условий труда.

Но при всей этой работе, проводимой Управлением по труду, необходимо отметить, что на уровне муниципальных образований вопросы охраны труда контролируются слабо.

Особое внимание Управлением по труду уделяется совершенствованию работы управления охраной труда в городах, районах и непосредственно в организациях области. Но, принятое постановлением Правительства Ульяновской области «Положение о системе управления охраной труда» не реализуется в полном объеме. Нет отрегулированной системы управления на муниципальном уровне, во многих случаях специалисты по труду не занимаются вопросами охраны труда. Поэтому Управлением по труду предложена и отработана система заключения Соглашений с муниципальными округами по взаимодействию в реализации государственной политики в области охраны труда.

В целях реализации государственной политики в области охраны труда в регионе принято постановление Правительства Ульяновской области «Об областной межведомственной комиссии по охране труда». Но вместе с тем, не во всех муниципальных образованиях такие комиссии созданы (Новоспасский район, Вешкаймский) или работают только «на бумаге».

Необходимо отметить, что координация работы по охране труда осуществляется именно через районные межведомственные комиссии по охране труда, которые призваны анализировать положение дел в районе, разрабатывать и предлагать работодателям те направления работы, которые помогут им в создании здоровых и безопасных условий труда. Необходимо строго спрашивать с отдельных руководителей за несоблюдение требований законодательства в части улучшения условий труда и охраны труда.

Работы районных МВК порой сводится только к рассмотрению уже свершившихся случаев производственного травматизма и совсем не отражают вопросы профилактической работы по улучшению условий труда: проведению аттестации рабочих мест, обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, прохождению периодических медицинских осмотров, не рассматриваются вопросы организации обучения руководителей и специалистов по охране труда.

В таких муниципальных образованиях как Новоспасском, Тереньгульском, Вешкаймском, Базарносызганском, Старомайнском, Новомалыклинском, Николаевском районах нет районных Программ по улучшении условий и охраны труда.

В ряде районов, где данная Программа существует ни один год (такие, как Чердаклинский, Мелекесский, г.Димитровград) отсутствует информация об их реализации и социальному эффекту.

В муниципальных образованиях недостаточно ведется работа со средствами массовой информации в вопросах охраны труда.

Управлением по труду с целью информирования населения области по вопросам охраны труда подготовлено 3 статьи в прессе, 4 выступления по областному радио, 2 сюжета по телевидению.

Первоочередными задачами в области улучшения условий и охраны труда в муниципальных образованиях Ульяновской области должно стать совершенствование системы управления охраной труда на всех уровнях, активизация работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, организации должного обучения по охране труда, налаживанию системы административно-общественного контроля.

VI. Социальное партнерство

Свои взаимоотношения с работодателями Управление по труду строит на основе социального партнёрства. Следует отметить, в более 50% организаций, имеющих коллективные договора, в 1 квартале текущего года состоялись собрания с отчётами работодателей и профсоюзов об их выполнении. В организациях агропромышленного комплекса собрания проведены в 80% организаций. В их работе приняли активное участие представители администрации, члены трёхсторонних комиссий по регулированию социально- трудовых отношений.

Активно работали в течение 1 квартала трёхсторонние комиссии в городах Димировграде и Барыше, Майнском, Ульяновском, Цильнинском, Мелекесском, Сенгилеевском, Кузоватовском. Новомалыклинском районах, на заседаниях которых были рассмотрены вопросы работы с коллективными договорами в организациях, занятости населения, повышения уровня заработной платы, развития физкультуры и спорта.

Вместе с тем не проведено ни одного заседания этих комиссий в Чердаклинском, Вешкаймском, Новоспасском, Инзенском и Старомайнском районах, мотивируя это тем, что вопросы компетенции трёхсторонних комиссий рассматривались на заседаниях других комиссий. Такая постановка вопроса слишком узкая, ибо районные трёхсторонние соглашения по социальному партнёрству охватывают весь круг вопросов, касающихся социально-трудовых отношений между работниками, работодателями и органами исполнительной власти.

9 марта текущего года принят Закон Ульяновской области «О территориальных трёхсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений». Необходимо на его основе разработать соответствующие положения о трёхсторонних комиссиях муниципальных образованиях и внести их в органы представительной власти. При необходимости внести изменения в состав комиссий и организовать их чёткую работу в соответствии с регламентом.

Основой взаимоотношений правительства, профсоюзов и работодателей является областное трёхсторонне соглашение. Взаимодействие социальных партнёров осуществляется в различных формах: углублённый переговорный процесс, достижение договорённостей по наиболее злободневным вопросам, участие в работе различного рода комитетов, комиссий, проведение совместных семинаров, конференций. Но цивилизованная рыночная экономика требует дальнейшего прогресса и в этой сфере. И если давать характеристику решению проблем социального партнёрства, то мы только сейчас входим в русло социального диалога, когда наконец-то, начал работать областной союз промышленников и предпринимателей.

Заключение

В нашей работе мы попытались дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда в России, Приволжском федеральном округе и конкретно Ульяновской области, реальности и перспективы рынка труда, а так же его региональные особенности. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.

 Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений- государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений .

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.

Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений.

Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор.

Следовательно, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

По моему мнению, особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда. В области занятости населения наблюдается значительный наклон в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. Вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях различных форм собственности помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации; отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости.

Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться.

Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

- макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

- государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово- кредитными методами;

- регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

- регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Я думаю, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

Основными задачами государства в области обеспечения занятости населения на данный момент являются:

-                   обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест;

-                   развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России;

-                   регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

-                   формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест;

-                   развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы;

-                   создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

-                   предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы развитие системы общественных работ.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решаться обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем.


Список литературы

1.                 Абалкин А.И. Вопросы экономики .- М, 2006. – 178 с.

2.                 Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2005. – 136 с.

3.                 Винокуров Г. А. За цивилизационный рынок труда // ЭКО.- 2006.-№2.

4.                 Гринченко В. С. Что с тобой делать, рабочая сила? // ЭКО.- 2006.-№2.-

5.                 Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.- 2005.-№1.

6.                 Дунаева Н. А. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики.- 2005.-№1.

7.                 Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30, 1997г.

8.                 Заславский И. К. О цене труда и безработицы // Вопросы экономики.- 2003.-№12.

9.                 Заславский И. К. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.// Вопросы экономики, 2006. - №2.

10.              Лещинская Г. Молодежный рынок труда. //Экономист, 2005. - №8.

11.              Любимов Л. Л., Раннеева Н. А. Основы экономических знаний. - М, 2005. – 332 с.

12.              Майбурд М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М, 2005. – 439 с.

13.              Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М, 2004.- 656. с

14.              Мэнкью Н. Грегори Макроэкономика. - М, 2004. – 334 с.

15.              Микульский К. Формирование новой модели занятости. //Экономист, 2006. - №3.

16.              Миляева Л. Экономические стороны «Скрытой» безработицы // Экономист, 2005.- №5.

17.              Обзор экономики России. Основные тенденции развития. Раздел рынок труда.\ пер. с англ. - М, 2006. – 133 с.

18.              Павленков В.А. Рынок труда. - М, 2005. – 333 с.

19.              Cоциально-экономические проблемы рынка труда в России.\Под ред. Титова В.Н. - М., РАН., Институт социально-экономических проблем народонаселения.- 2006. – 230 с.

20.              Сидорович. В. А. Курс экономической теории. - М.: Экономика, 2005. – 640 с.

21.              Социально-экономическое положение России. Январь-октябрь 2006 г. -М.: Госкомстат России, 2007. – 102 с.

22.              Соболева И. Скрытые формы безработицы в России. - М.: ИЭ РАН, 2005. – 434 с.

23.              Соколов Т.В. Рынок труда. – Труд за рубежом. – 2002г.- №1.

24.              Токсанбаева М.С. Самозанятость и ее противоречия//Экономическая наука в современной России. – 2006, №5.

25.              Человек и работа.- 2005. - № 3-9.

26.              Чепурин М.Н. Курс экономической теории. - Киров, 2005. – 318 с.

27.              Чернина Н. О новой модели занятости.// Российский экономический журнал, 2006. - №11-12.

28.              Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда.// Вопросы экономики», 2006. - №2.

29.              Четвернина Т., Л.Лакунина Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления (в статье использованы результаты, полученные Центром исследований рынка труда ИЭ РАН в 2005-2006 гг.) // Вопросы экономики, 2006. - №2.

30.              Интернет-ресурсы:

www.gks.ru

 www.economika.info

 «Словарь экономических терминов» #"OLE_LINK48">Трудоустройство граждан органами государственной службы занятости1)


Обратились по вопросу
трудоустройства

Трудоустроены

1995

2000

2004

2005

1995

2000

2004

2005


Тысяч человек

Всего

5122,4

4745,9

6603,6

6438,0

2217,9

3199,4

4154,4

4075,8

в том числе:









занятые трудовой деятельностью

169,9

177,7

174,2

172,5

17,9

96,7

115,0

116,6

учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время

849,1

1285,2

1481,3

1225,3

806,1

1242,6

1444,7

1194,2

незанятые трудовой деятельностью2)

3937,3

3283,0

4948,1

5040,3

1362,5

1860,2

2594,7

2765,0

из них ищущие первую работу
(ранее не приступавшие к
трудовой деятельности)

619,3

2049,1

2706,6

2470,5

194,5

1622,5

2021,4

1828,9


В процентах к итогу

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:









занятые трудовой деятельностью

3,3

3,7

2,6

2,7

0,8

3,0

2,8

2,9

учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время

16,6

27,1

22,4

19,0

36,3

38,8

34,8

29,3

незанятые трудовой деятельностью2)

76,9

69,2

74,9

78,3

61,4

58,1

62,5

67,8

из них ищущие первую работу
(ранее не приступавшие к
трудовой деятельности)

12,1

43,2

41,0

38,4

8,8

50,7

48,7

44,9


Заявленная в органы службы занятости потребность в работниках на конец 2005 г. составила 816,7 тыс. человек.Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию составила 2,5 человека. __________1) По данным Федеральной службы по труду и занятости.

2) С 2000 г. - включая пенсионеров.



Приложение 3



Экономическая активность и занятость населения за период 1995-2005 г.г.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.