Реинжиниринг: сущность и методология
Реинжиниринг: сущность и методология
Реинжиниринг: сущность и методология
Владимир Александрович Баринов, доктор экономических
наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента Российской
экономической академии им. Г.В. Плеханова.
Реинжиниринг
— это радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для
достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей
деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы.
Современные
предприятия в значительной мере все еще базируются на принципах,
сформулированных Адамом Смитом в его фундаментальном труде «Благосостояние
наций», опубликованном в 1776 г. Производственный процесс он предлагал разбить
на элементарные, простые задания (работы), чтобы каждое из них мог выполнять
один рабочий; при этом от рабочего не требовалось высокой квалификации и умения
выполнять работу в целом, достаточно, чтобы он специализировался на одном или
нескольких простейших заданиях. Это легко реализуемая идея, в связи с чем
предложенные принципы были и остаются весьма успешными в массовом производстве
типовой продукции, выполняемой силами большой армии неквалифицированных
рабочих, использующих простое оборудование.
Принципы,
сформулированные Смитом и революционные для его времени, не соответствуют
требованиям современной индустрии, так как продукция в наше время должна быть
ориентирована в основном на узкие группы потребителей, исполнители хорошо
образованны, не боятся ответственности и стремятся к решению по-настоящему
сложных задач; рынок продуктов стал намного шире, а конкуренция и борьба за
потребителя — более агрессивной.
Мир,
в котором живут современные предприниматели, за последние 10 лет существенно
изменился.
Во-первых,
потребители в цивилизованном мире взяли в свои руки контроль на рынке. Они
намного лучше чем в начале 80-х годов осведомлены о своем положении на рынке и
о возможностях выбора продукции, которые у них имеются.
Во-вторых,
сформировались новые ожидания относительно предлагаемых потребителям товаров и
услуг. Потребляемой становится продукция, которая адаптирована к определенным
нуждам конкретного потребителя и доставляется наиболее подходящим способом в
момент, установленный потребителем.
В-третьих,
существенно изменились средства производства и технологии, а среди последних —
прежде всего информационные. Информационные технологии — это не только база
многих других важных технологий (вычислительных, коммуникационных,
робототехники, распределенных баз данных и пр.), но и способ, с помощью
которого информация, предлагается потребителю.
Однако
несмотря на эти изменения, многие компании с длительной историей хозяйствования
на рынке продолжают по инерции держаться за старые управленческие идеи. Поэтому
необходимо переосмыслить способы организации бизнеса и использовать
принципиально иной подход, который позволит в полной мере реализовать
преимущества новых технологий и человеческих ресурсов. Этот подход — основа
инжиниринга бизнеса (бизнес-процессов), наиболее важным направлением которого является
реинжиниринг, или перестройка существующих компаний.
Проблемы
повышения эффективности бизнеса и усиления его конкурентоспособности остро
стоят перед российскими предприятиями, переживающими переходный период.
Результативно решить данные проблемы можно при помощи подходов, базирующихся на
реинжиниринге бизнес-процессов. Поэтому необходимо разобраться в сущности
реинжиниринга как одного из направлений предотвращения кризисных явлений на
предприятии.
Реинжиниринг
бизнес-процессов предприятий используется в случаях, когда необходимо принять
обоснованное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях,
реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые и пр.
Предприятие, стремящееся выжить или улучшить свое положение на рынке, должно
постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации
деловых процессов. Для этого прибегают к консалтингу, который базируется на
прошлом опыте, суждениях специалистов готовых апробированных решениях,
аналогиях, эвристических оценках, сопоставлении мнений. Но можно использовать и
альтернативный путь, которым является инженерная деятельность. Такой подход
гарантирует получение результата при условии соблюдения правил и методик
применения инструментов реинжиниринга, он позволяет контролировать пол ноту
исполнения предлагаемых решений и оценивать их качество. Этот подход основан на
концепции и методах реинжиниринга бизнес-процессов.
Понятие «реинжиниринг бизнеса»
Инжиниринг
бизнеса — это набор приемов и методов, которые компания использует для
проектирования бизнеса в соответствии со своими целями.
Реинжиниринг
— это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых
процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных
показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и
темпы (термин «реинжиниринг» ввел М. Хаммер).
Это
определение содержит четыре ключевых слова: «фундаментальный», «радикальный»,
«резкий (скачкообразный)» и «процесс» (наиболее важное слово).
Фундаментальный.
На начальной стадии реинжиниринга необходимо ответить на такие основные
вопросы:
почему
компания делает то, что она делает?
почему
компания делает это таким способом?
какой
хочет стать компания?
Отвечая
на эти вопросы, специалисты должны переосмыслить текущие правила и положения
(зачастую не сформулированные в письменной форме) ведения бизнеса и часто
оказывающиеся устаревшими, ошибочными или неуместными.
Радикальный.
Радикальное перепроектирование — это изменение всей существующей системы, а не
только поверхностные преобразования, т.е. входе радикального перепроектирования
предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.
Резкий
(скачкообразный). Реинжиниринг не применяется в тех случаях, когда необходимо
улучшение либо увеличение показателей деятельности компании на 10—100%, а
используются более традиционные методы (от произнесения зажигательных речей
перед сотрудниками до проведения программ повышения качества), применение
которых не сопряжено со значительным риском. Реинжиниринг целесообразен только
в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения
показателей деятельности компании (500—1000% и более) путем замены старых
методов управлении новыми.
Различия
между совершенствованием и реинжинирингом бизнеса представлены в таблице.
Сравнительная
характеристика совершенствования и реинжиниринга бизнеса
|