Из представленной модели видно,
что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: чистой
рентабельности продаж (NPM); ресурсоотдачи (ТАТ);
структуры источников средств, авансированных в организацию (kf). Эти факторы обобщают все стороны
финансово-хозяйственной деятельности организации: первый фактор обобщает отчет
о прибылях и убытках, второй - актив баланса, третий - пассив баланса.
ROE =
14322/231740 + 1622 = 6,137;
Прогнозный период:
ROE =
16530/224937 + 1622 = 7,296;
Таблица 2.9
- Факторы рентабельности собственного капитала организации
Создается новое малое
предприятие (дочерняя компания), которое будет реализовывать продукцию для
туристов, производимую материнской компанией. Необходимо спрогнозировать
основные финансовые показатели материнской и дочерней компаний.
Дочерняя компания будет
реализовывать два вида продукции А и В, причем реализация зависит от состояния
погоды. Закупочная цена единицы продукции А - $3,5, цена реализации - $5; закупочная
цена единицы продукции В $6, а отпускная цена - $9. На реализацию расходуется
$100. В хорошую погоду реализуется 604 единиц продукции А и 105 единиц
продукции В, в плохую погоду - 124 единиц продукции А и 404 единиц продукции В.
Используя элементы теории игр определить ежедневный объем закупки каждого вида
продукции с целью получения оптимальной прибыли.
Чистые стратегии предприятия:
S1
- расчет на хорошую погоду;
S2
- расчет на плохую погоду
Чистые стратегии природы:
S3
- хорошая погода;
S4
- плохая погода.
Цена игры - прибыль: Р
= S - С, где Р
- прибыль, S - выручка
от продаж, С - затраты на закупку и реализацию продукции.
СИТУАЦИИ:
1. Предприятие - S1, природа - S3. В расчете на хорошую погоду
Предприятие закупит 105 единиц продукции А и 604 единиц продукции В
и реализует всю эту продукцию.
С1 = 105 х
$3,5 + 604 х $6,0 + $100 = $367,5 + $3624 + $100 = $4091.5
S1
= 105 х $5,0 + 604 х $9,0 = $525 + $5436 = $5961
Р1 = $5961 -
$4091.5 = $1869.5
2. Предприятие - S1, природа - S4. В расчете на хорошую погоду
Предприятие закупит 105 единиц продукции А и 604 единиц продукции В
но реализует только 105 единиц продукции А и 124 единиц продукции В.
С2 = 105 х
$3,5 + 604 х $6,0 + $100 = $4091.5
S2
= 105 х $5,0 + 124 х $9,0 = $1641
Р2 = $1641 -
$4091 = - $2450 (убыток).
3. Предприятие - S2, природа - S3. В расчете на плохую погоду
Предприятие закупит 404 единиц продукции А и 124 единиц продукции В
но реализует только 105 единиц продукции А и 124 единиц продукции В.
С3 = 404 х
$3,5 + 124 х $6,0 + $100 = $2258
S3
= 105 х $5,0 + 124 х $9,0 = $1641
Р3 = $1641 -
$2258 = - $617 (убыток).
4. Предприятие - S2, природа - S4.
В расчете на плохую погоду Предприятие закупит 404 единиц
продукции А и 124 единиц продукции В и реализует всю закупленную
продукцию.
На основании платежной матрицы
определяем оптимальную стратегию закупки товара, такую стратегию, когда
при любой стратегии природы Предприятие будет иметь постоянную среднюю прибыль.
X - частота применения Предприятием стратегии S1;
(1 - X)
- частота применения Предприятием стратегии S2.
Составляем уравнение:
1869.5 X - 617 (1 -X) = - 2450X + 878 (1 - X)
1869.5X - 617 + 617X = - 2450X + 878 - 878X
1869.5X
+ 617X + 2450X +
878X = 617 + 878
5814.5X
= 1495
X
= 0,26, 1 -X = 0,74, отсюда
(105 А + 604 В) х
0,26 + (404 А + 124 В) х 0,74 = 27 А + 157 В + 299 А
+ 92 В = 326 А + 249 В.
Вывод: Закупая ежедневно
323 единиц продукции А и 245 единицы продукции В Предприятие при
любой погоде будет иметь среднюю прибыль:
(326 х $5,0 + 249 х $9,0) - (326
х $3,5 + 249 х $6,0 + $100) = $1136.
Copt=
√2FT/k = √2*140*5600000/0,15 = $102242. n = T/ Copt= 5600000/102242 = 55. Средний остаток средств на счете равен 102242/2 = 51121 или
$51200. ТС = (С/2) *k + (T/C) *F = 51200*0,15 + 55*140 = $15380.
Целевой остаток Z = (3F σ2/4k) 1/3+ L, где k - относительная величина
альтернативных затрат в расчете на день. Верхний предел Н = 3Z
- 2L. Средний остаток средств на счете
Z m =
(4 Z - L) /3
σ2 = 10002
= 1000000.
Целевой остаток
Z = (3*140*1000000/4*0,00035)
1/3 + 0 = 6694 $.
Верхний предел
H =
3*6694 - 2*0 = 20082 $.
Средний остаток средств на счете
Z m = (26776 - 0) /3 = 8925 $.
Стоимость источника "привилегированные
акции" kpp = D
/ ppp, где: D - годовой дивиденд, ppp -
цена привилегированной акции.
Стоимость источника "обыкновенные
акции" kcs = D
/ pcs + g, где: g -
годовой прирост дивиденда, цена обыкновенной акции -pcs
Стоимость источника "нераспределенная
прибыль" kр = (1 - n)
kcs, где: n - ставка налога на доходы физических лиц (дивиденды). Средневзвешенная
стоимость капитала - WACC = Σ ki*di
Таблица 2. Инвестиционная
программа компании
Проекты
IRR
%
I, $тыс.
Кредит
Дополнительный кредит
Обыкновенные акции
Привилегированные акции
Нераспределенная прибыль
WACC%
k,%
С, $тыс.
k,%
С, $тыс.
kcs
С, $тыс.
kpp
С, $тыс.
kp
С, $тыс.
А
23
550
20
500
22,1
В
22
550
20
350
15
50
20,7
100
21,6
С
21
704
15
200
20,7
500
20,5
Д
20
240
18,4
604
18,0
Е
19
640
15,4
204
15,0
Итого
2684
204
604
850
250
600
WACC =
19,52%, IRR = 21,04% Инвестиционная программа приемлема.
Деятельность любого
коммерческого предприятия не обходится без риска. Риск, определяемый структурой
источников капитала, называется финансовым риском. Одна из важных характеристик
финансового риска это соотношение между собственным и заемным капиталом. Привлечение
дополнительных заемных средств выгодно предприятию, с точки зрения получения
дополнительной прибыли, при условии превышении рентабельности совокупного
капитала рентабельности заемного. Управлять большим предприятием и работать на
нем выгоднее и престижнее чем на маленьком. Для большего совокупного капитала
шире инвестиционные возможности. Но при этом необходимо учитывать, что проценты
за использование заемного капитала необходимо платить в полном объеме и в срок,
в отличие, от дивидендов. При уменьшении объема продаж, перебоев с поставками
комплектующих или сырья, кадровых проблемах и т.д. риск банкротства выше у
предприятия с большими расходами по обслуживанию займов. Как следствие
увеличения финансового риска, увеличивается цена на дополнительно привлекаемый
капитал.
Производственный риск - это
риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой
активов, в который фирма решила вложить свой капитал.
Леверидж - это особая часть
финансового менеджмента связанная с управлением прибыльностью. Использование
левериджа может привести к существенному изменению финансового состояния
предприятия, повлиять на его риск и доходность.
Общий леверидж состоит из
операционного и финансового левериджа. Уровень финансового левериджа - это
характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой
организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Эффект
операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от
реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Отсюда следует, что мы должны
достаточно большое внимание уделять финансовому левериджу, структуре капитала
организации, соотношению собственных и заемных средств.
Таким образом, мы можем с полной
уверенностью сказать, что финансовый и операционный леверидж имеют очень
большое влияние на прибыль предприятия, и, следовательно, на эффективное
функционирование всего предприятия. Финансовый и операционный леверидж является
одним из эффективных инструментов, помогающих менеджерам управлять финансами
предприятия.