скачать рефераты

МЕНЮ


Российская управленческая мысль

В обществе нет внутренних причин, побуждающих его выбрать один из типов цивилизации. Этот выбор определяется внешними причинами. Важнейшие из них: 1) природные условия и 2) внешняя опасность.

Если природная среда богата пищевыми ресурсами, но их освоение требует согласованной работы большого количества людей, то почти неизбежно возникновение служебно-домашней цивилизации мирного типа.

Если же природная среда образована небольшими и разнообразными ландшафтами, где рядом соседствуют горы, равнины, лесные массивы, а местность пересечена реками, текущими в крупные водоемы, то вероятнее возникновение рыночной цивилизации.

Что касается внешней опасности, то если она велика и постоянна, общество вынуждено концентрировать свои силы для борьбы с ней. Дополнительный продукт целенаправленно изымается для общественных нужд и сосредоточивается в руках государя. Возникает военизированная домашняя цивилизация, подчиняющая нуждам обороны всю свою жизнедеятельность. Когда же опасность невелика, то шансы на возникновение рыночной цивилизации предпочтительнее.

«Приложив» признаки, свойственные обеим цивилизациям, к России, мы без труда обнаружим в ней черты именно служебно-домашней цивилизации, возникшей под влиянием внешней угрозы в период формирования Московского государства. Веками русские «держали щит меж двух враждебных рас: монголов и Европы» (А. Блок), и это обстоятельство вынудило их принять тяжкую власть московских государей.

В Московской Руси сформировался особый тип государственности — служилое государство (А. Медушевский). Общество и государство в ней было трудно разграничить: каждое сословие, слой, группа выполняли только им присущие служебные функции, занимая строго определенное место в общественной иерархии, закрепленное в законодательстве. При этом формирование сословий происходило под непосредственным влиянием государства, а административные учреждения существовали для обеспечения функций каждого сословного слоя. В целом же все русское государство представляло собой совокупность сословий, так или иначе связанных с государевой службой (Л. Н. Гумилев).

Что касается модусов социальной значимости, то все они были доступны русским людям, но не на основе свободного выбора, а как представителям соответствующих социальных групп. Святость была уделом духовенства; богатство по преимуществу предназначалось купцам, хозяйство, как предприятие для получения прибыли, также вели купцы (для дворян хозяйство было средством обеспечить возможность несения ими государевой службы); власть принадлежала чиновникам (обычно дворянам), слава — военному сословию (преимущественно дворянам, как и власть), мастерством в России в связи со слабым развитием рынка интересовались относительно мало, но оно было доступно «розмыслам» (инженерам) и высоко ценилось мастеровыми (рабочими), о чем свидетельствуют сказы горнозаводского Урала и Тулы; знание осваивали разные профессиональные группы, но долгое время оно сохранялось по преимуществу духовенством. Крестьянам была дана возможность обеспечивать свое существование («кормиться от земли»), плодиться и размножаться. Им же государство позволяло расселяться на новых землях.

Взамен каждое сословие выполняло определенные функции. Духовенство просвещало и утешало народ, дворянство обеспечивало защиту Отечества и функционирование государственной машины, купцы снабжали государство необходимыми припасами, высшие аристократические круги вместе с государем формировали внутреннюю и внешнюю политику, а крестьяне кормили стальные группы и поставляли рабочую силу для выполнения всех «черных» работ.[5]

Функционирование общества на основе служебной деятельности имеет ряд довольно неприятных следствий.

Во-первых, эта деятельность консервативна. Она осуществляется на основе многочисленных документов — законов, инструкций и пр. Изменить же любую инструкцию достаточно сложно. Сначала нужно осознать, что она устарела. Затем кто-то должен предложить нечто новое и хотя бы формально узаконить ее (а инициатива, как известна, наказуема). Наконец, все работники, действия которых подпадают под положения инструкции, должны были изменить свою деятельность, что происходит медленно.

Во-вторых, эта деятельность имеет крупный недостаток, который можно назвать «служебным соблазном». Суть его в том, что служащий постоянно находится в ситуации нелегкого выбора. С одной стороны, служебный долг требует от него бескорыстия, в пределе — самопожертвования. С другой, — можно использовать служебные полномочия в корыстных целях. Возникает противоречие между естественным стремлением к социальной значимости (подкрепляемым инстинктом самосохранения) и служебным долгом. На личностном уровне оно может разрешиться как в пользу долга, так и в пользу эгоистических устремлений.

«Служебный соблазн» приводит к тому, что целый правящий слой или даже сословие «забывают» свои служебные функции, стремясь переложить все тяготы службы на низшие слои, а себе оставить лишь привилегии. В истории России это повторялось неоднократно. Так, когда боярская родовая знать не смогла обеспечить управление государством в новых условиях, московские великие князья и цари сформировали вокруг себя слой служилых людей — дворянство — как надежную опору трону и источник кадров для выполнения важнейших государственных функций. Но к царствованию Александра I дворянство постепенно освободило себя от них, не сумев при этом стать деятельным хозяйственным классом. Чтобы исправить ситуацию, Сперанский, используя петровскую Табель о рангах, привлек к работе «новый правящий класс», уравняв на службе дворянина с разночинцем. Но к концу XIX в. и новая бюрократия, разросшаяся донельзя, открыто и принципиально приносит в жертву личным и семейным интересам дело государства.

Октябрьская революция продолжила традицию расширения доступа к власти лицам из низов, изобретя Советы. Благодаря инициативе энергии «выходцев из народа» страна превратилась во вторую мировую сверхдержаву. К сожалению, советско-партийный руководящий слой деградировал еще быстрее, чем любой российский правящий класс до него. После Великой Отечественной войны, когда были решены задачи восстановления народного хозяйства, страна на волне патриотического подъема вырвалась в космос. Но в это же время «властвующая элита», с одной стороны, догматически твердила о недостижимых целях, не давая возможности трезво и спокойно обсудить перспективы развития страны, а с другой — полностью предала забвению государственные и национальные интересы.

В-третьих, поскольку консервативная служебная деятельность приводит к постоянному технологическому отставанию служебно-домашней цивилизации от рыночной, возникают еще два неприятных дополнительных эффекта.

Первый из них заключается в том, что для ликвидации отставания общество вынуждено концентрировать свои ресурсы и совершать «рывок». Результат при этом достигается коллективными усилиями и за счет принесения интересов личности в жертву общественным. Необходимая энергия в массах возбуждается путем пропаганды, романтических лозунгов, эксплуатации чувства патриотизма и подкрепляется репрессиями. Пока разрыв в технологических уровнях обеих цивилизаций не слишком велик, он может быть ликвидирован путем рывка. Но результат его не может быть прочным. Как только цель достигнута, общество «успокаивается», начинает восстанавливать силы и... отставать вновь. Ибо ни характер деятельности, ни люди не изменились.[6]

Второй неприятный эффект — возникновение «цивилизационного соблазна». Суть его в том, что часть правящей и интеллектуальной элиты, видя комфорт, свободы и защищенность личных интересов в рыночной цивилизации, начинает смотреть на свою страну как на что-то ущербное, неполноценное, подлежащее радикальному и быстрому исправлению. В результате элита утрачивает способность видеть реальные национальные интересы, а также моральную готовность твердо и настойчиво их защищать. В целом правящая верхушка оказывается не в состоянии проводить последовательную внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивающую интересы страны.

Анализ ценностей русской сельской общины показывает, что она не способствовала прогрессу материальной хозяйственной деятельности. В ней нельзя было получить социальную значимость через модусы, свойственные рыночные цивилизации (хозяйство, богатство, мастерство). Фундаментальные ценности, на основе которых функционировала община, обеспечивали:

- биологическое выживание в суровых исторических условиях, а в благоприятных — и процветание русского народа (с середины XVI до начала XX в. население страны увеличилось примерно с 10 млн. до 170 млн. человек);

- колонизацию громадных диких просторов, которая происходила способом перелета (В. О. Ключевский), т. е. возникновения поселений, слабо связанных с материнской метрополией путями сообщения и товарооборотом.

Древнейшей и важнейшей ценностью русской общины была сама община, «мир» как основа и предпосылка существования любого ее члена. В условиях жестокого внешнего давления со стороны Востока и Запада русские могли сохраниться как самобытный народ и найти необходимые ресурсы противодействия лишь коллективными усилиями и лишь за счет принесения интересов личности в жертву могли конкурировать с деятельностью рыночного типа, занявшей господствующее положение в западной цивилизации.

В советское время тип развития страны принципиально не изменился. Только после нэпа была практически полностью перекрыта струя рыночной деятельности, которая в царской России имелась и даже постепенно усиливалась. Проигрыш России в мирном соревновании с Западом был предопределен.

«Перестройка» и «рыночные реформы» были нужны. Но проводить их следовало с учетом общей бесперспективности рыночной цивилизации, ясно понимая и защищая коренные интересы России. Прежде чем менять тип цивилизации, — а в стране идет именно этот процесс, — нужно было четко определить, насколько это возможно и необходимо.

Главная проблема человечества состоит в том, чтобы обеспечить стремление людей к социальной значимости, не подорвав при этом условия собственного существования. Принципиальный выход один: направить их энергию в сферу духа, которая безгранична. Только дух способен бесконечно поглощать человеческую энергию, возвращая ее людям в виде новой облагороженной силы. Нужно расширять доступность для людей «нематериальных» модусов значимости (праведность, знание, мастерство), чтобы самореализация человека в обществе не подрывала условий существования ни того, ни другого. Доступнее для людей должны стать и «политические» модусы — власть и слава, ибо общество также способно поглотить часть человеческой энергии без вреда для природы. Необходимо строить подлинную демократию.[7]

Вторая важная проблема — как и чем заполнить свободное время, появляющееся у человека в результате научно-технического прогресса. Современные технологии способны обеспечить удовлетворение важнейших жизненных потребностей личности при относительно коротком включении ее в процесс производства. Нынешнее общество пытается заполнить досуг всякого рода «развлечениями», для чего построило мощную индустрию шоу-бизнеса, туризма, спортивных соревнований и т. п. Оно также предоставило человеку сексуальную свободу, снабдило его видеотехникой, электронными играми и проч. К сожалению, качество большинства развлечений весьма сомнительно. Они основаны на эксплуатации низменных сторон человеческой души — физиологической чувственности, стремлении человека к агрессии, насилию и разрушению, жадности и властолюбии. Все они в своей массе «снижают» человеческий дух, разрушают его светлые и благородные стороны — бескорыстие, любовь к ближнему, чувство долга, способность к интеллектуальным наслаждениям, романтику героизма и пр.

Принципиальный выход здесь видится в переориентации человеческой активности в сферу «священных игр» (Платон), играя в которые человек мог бы укреплять свой дух и получать радость жизни как подлинно свободное существо. В частности, было бы полезно подумать о восстановлении и укреплении обрядовой стороны жизни, об использовании религиозных ритуалов и традиций, отработанных веками, о массовых праздничных действах, о спортивном движении и т. д.

В целом же речь должна идти о построении цивилизации, где гармонично сочетались бы основные разновидности деятельности — деятельность для себя (эгодеятельность), деятельность для другого (служебная) и игра. При этом самоутверждение человека происходило бы преимущественно в сфере духа. Пусть в своем окончательном воплощении эта цивилизация была бы недостижима. Но, двигаясь в направлении ее, человек мог бы, самоограничиваясь в материальной сфере, реализовывать себя как духовно-социальное существо.

Подчеркнем, подобная перспектива — всего лишь абстрактная возможность. Воплотить ее в жизнь неимоверно трудно. Но другого выхода, по-видимому, нет, поскольку длительное существование рыночной цивилизации весьма сомнительно.[8]


2. Особенности современной российской управленческой мысли

2.1 Современные российские менеджеры

Каждая организация - живой организм. Работа организации - это ее жизнь. У всех она складывается по-разному. Несмотря на большое количество работ, анализирующих причины успехов и неудач в бизнесе, практически невозможно сказать точно, отчего расцвела или, наоборот, закончила жизнь та или иная фирма. Опыт показывает: глубокие знания специалистов и профессионализм управленцев являются необходимыми, но недостаточными условиями постоянно эффективного бизнеса. Для стабильно успешной работы нужна некая жизненная энергия, получаемая из другого, во многом неведомого, источника. И зачастую, чтобы найти его, надо выйти за узкопрофессиональные рамки, стремясь к формированию более широкого видения мира и своего места в нем. Для компаний это воплощается в особенностях корпоративной культуры. В растущем количестве фирм склонны считать, что состояние души играет важную роль в успехе организации и во многих случаях является не только конкурентным преимуществом, но и фундаментом всей деятельности компании.

Сейчас в России работает первое поколение отечественных менеджеров. Многие из них сделали достаточно быструю карьеру в условиях слабой конкуренции. Они занимают высокие посты просто потому, что подобно многим бизнесменам "первой волны" вовремя сориентировались и достаточно случайно попали в ту или иную быстро развивающуюся компанию.

С бизнесменами жизнь уже многое расставила по своим местам. На смену персонажам авантюристического толка уже практически везде пришли более адекватные предприниматели. Аналогичные процессы происходят сейчас и в среде менеджеров. Для развития бизнеса необходимо осваивать эффективные технологии работы, модернизировать производство и т.д. В этом заинтересованы как собственники, так и наемные менеджеры. Бизнесу все больше требуются эффективные руководители, способные целенаправленно внедрять рациональные технологии управления и повышать результативность компаний.

Важнейшим фактором стабильно эффективного бизнеса становится профессионально грамотный конструктивный менеджмент. В России, как и во всем цивилизованном мире, постоянное наращивание знаний и навыков менеджеров стало необходимым условием успешного бизнеса. Руководитель любого уровня должен быть обучаем и обязан повышать свое профессиональное мастерство. Ему также должен быть присущ творческий подход к управлению. Все это становится неотъемлемыми чертами отечественного топ-менеджера. Этого требует бизнес, этого требует жизнь. Руководители, не понявшие сути происходящих перемен и не начавшие осваивать рациональные технологии управления, столкнулись с большими трудностями.

В итоге процесс пошел: отечественные руководители все более отчетливо осознают необходимость "регулярного" менеджмента, внедрения эффективно-конструктивных управленческих технологий в своих компаниях. Современный топ-менеджер почувствовал острую потребность расширять и углублять свои базовые знания и навыки. В начале XXI в. стало заметно, как быстро отечественные управляющие освоили стандартные западные учебники. Безусловно, само по себе знакомство россиян с лучшими образцами теории и практики мирового менеджмента является положительным фактором развития отечественного бизнеса. Также позитивно и стремление применить зарубежный опыт в своих организациях. Однако попытки внедрения западных управленческих технологий сопряжены с большими проблемами. Очень часто эффект оказывается незначительным. Компании либо разочаровываются и теряют желание что-то изменить, либо продолжают тратить ресурсы на поиски все новых "правильных" решений.[9]

Еще одна важная составляющая эффективно-конструктивного менеджмента связана с ключевым параметром - эмоциональным состоянием персонала. Практика показывает, что зачастую разница в производственных успехах лишь отчасти зависит от знаний и навыков сотрудников. Кроме профессионализма важнейшим качеством руководителя оказывается не таранный, агрессивно-истеричный напор, а житейская мудрость и умение создать позитивный настрой.

Самые великолепные планы и проекты часто губит отсутствие энтузиазма и хорошего настроения. Любые стратегические и тактические проблемы решают люди, и если их чувства не соответствуют масштабу поставленных задач, то эффективность бизнеса резко снижается. Поэтому конструктивный менеджер должен быть эмоционально зрелым и компетентным. Согласно достаточно распространенной точке зрения работа не место для развлечений, а офис - территория "без эмоций".

В реальной жизни эффективность работы во многом зависит от того, что люди чувствуют, выполняя ее. Любую, даже самую тягомотную, работу можно делать весело, с огоньком. И наоборот, даже самой творческой деятельностью можно заниматься со злобно-звериной серьезностью и агрессивной истеричностью. Корпоративное чувство юмора, взаимное внимание, множество ежедневных взрывов смеха на каждого сотрудника - важнейший стратегический ресурс любой компании. В конечном счете успех любого бизнеса зависит в том числе и от эмоционального настроя сотрудников.

Подавление и отсутствие эмоций - отнюдь не синонимы их рационализации. Подавление означает, что человек силой воли заставляет себя не чувствовать возникающих эмоций. Но при этом теряется информация, сообщаемая эмоциями. Более того, рано или поздно подавленные эмоции все равно найдут выход, и вполне вероятно, что восприятие ситуации будет искажено: люди начнут раздражаться, обвинять во всех неудачах фирму, других сотрудников, обстоятельства или, наоборот, заниматься самобичеванием. Эмоции в конечном счете влияют на все наши решения и действия. Эмоциональная компетентность - это способность определить свое состояние и оценить его влияние на наше поведение.

Если мы адекватно понимаем эмоциональные импульсы, то способны "подсказать" своему мозгу, что делать. Результатом становятся не только рациональные действия, но и спокойствие, внутренний баланс, устойчивость. Задача эмоционально зрелого, конструктивного руководителя - научиться предугадывать эмоции, направлять их в нужное русло, а не подпадать под их влияние. Эмоциональная компетентность - это отнюдь не исключительно "подавление и сокрытие" эмоций. Как и не свобода всегда выражать свои эмоции "без тормозов".

Понимая природу своих эмоций, люди способны уберечь свои ощущения и восприятие действительности от искажения. Реальная оценка ситуации приводит к правильным действиям. Все это открывает большие перспективы и создает весомые конкурентные преимущества эмоционально разумным менеджерам и компаниям. Специалисты уже отмечали, что, по данным исследований успешных руководителей и компаний, эмоционально разумные и компетентные лидеры достигают лучших результатов, чем те, кто опирается исключительно на интеллект и знания в области менеджмента. Эмоциональная компетентность оказывается не только важным фактором гармонии в жизни людей, но и существенным конкурентным преимуществом в бизнесе. "Эмоционально разумные компании", стремящиеся понимать людей, по своим результатам все чаще и чаще превосходят компании, где такому пониманию не уделяется должного внимания.[10]

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.