скачать рефераты

МЕНЮ


Рынок труда и реализация трудового потенциала в системе

Соотнесенность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает, что сфера управления соответствует требованиям объекта управления. Так, качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е годы, потребовали определенной трансформации всего аппарата управления в Китае, что получило свое отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось в 1975 г. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям научно-технического прогресса, обрели тенденцию устойчивого поступательного развития, и без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

К числу общих закономерностей управления можно отнести и усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, т.е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести закономерность изменения функций управления, оптимизацию числа ступеней управления, концентрацию функций управления и закономерность распространенности контроля.

Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т.п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т.е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, которая наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отражает зависи­мость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7—10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже, при изучении управления персоналом и процесса формирования наиболее эффективных групп.

Закономерности управления, как общие, так и частные, имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

Принципы управления — это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.

Важнейшими принципами управления персоналом являются:

•    целенаправленность;

•    планомерность;

•    ответственность;

•    дисциплина;

•    иерархичность;

•    компетентность;

•    стимулирование.
Рассмотрим эти принципы.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей каждому предприятию и каждому подразделению. При этом цель должна быть реальной, достижимой, и она должна быть определена предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Торговому предприятию и его подразделениям в качестве целей устанавливаются обычно задания по объему товарооборота. Причем задания по этому показателю определяются, как правило, конкретным числом.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать дости­жению целей.

Принцип планомерности управления тоже связан с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий, ее реализацию. Планомерность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, в координации действий исполнителей и их инструктировании, а также в организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом. Реализация этого принципа на практи­ке придает плановую организацию всей системе управления.

Одним из основных принципов управления является ответственность. Этот принцип отражает характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Различают юридическую и моральную ответственность. Юридическая ответственность предполагает безусловное выполнение законодательных актов, нарушение которых карается в судебном порядке.

4. Система органов управления трудовыми ресурсами РФ

Государственная система управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательство в области социально-трудовых отношений находится в компетенции Совета Федерации и Государственной Думы. В Совете Федерации существуют следующие комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений:

•    по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

•    по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

•    по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям;

•    по социальной политике.

В Государственной Думе законотворческая деятельность в области управления трудовыми ресурсами сосредоточена в следующие комитетах:

•        по законодательству и судебно-правовой реформе;

•    по экономической политике;

•    по бюджету, налогам, банкам и финансам;

•    по труду и социальной политике;

•    по образованию и социальной политике и др.

Важнейшим органом исполнительной власти, осуществляющим управление трудовыми ресурсами, является Министерство труда и социального развития РФ (далее Минтруда РФ). Основными задачами этого министерства являются:

•    выработка социально-трудовой политики;

•    координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;

•    подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

•    регулирование рынка труда и занятости населения и др.

При Минтруде РФ имеется ряд организаций, которые способствуют решению поставленных перед этим министерством задач. Важнейшими из этих организаций являются Институт труда, Всероссийский центр производительности, Центральное бюро нормативов по труду, Всероссийский центр уровня жизни.

Институт труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения.

Всероссийский центр производительности разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда, формирует Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов, обеспечивает информационное обслуживание предприятий и служб занятости, проводит анализ статистических показателей по труду.

Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования в области разработки норм и нормативов по труду и кадрам.

Всероссийский центр уровня жизни проводит научные исследования по определению минимального уровня оплаты труда и дифференциации его оплаты, разрабатывает классификацию труда рабочих и служащих по профессиям (должностям) в зависимости от тяжести и напряженности труда, проводит социологические исследования и др.

Деятельность перечисленных органов и самого Минтруда РФ трудно оценить однозначно. Наряду с позитивными предложениями, которые от них поступают, существует немало еще нерешенных проблем или решенных неудовлетворительно. Например, нельзя признать удовлетворительным существующее ныне соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, действующая система оплаты труда не стимулирует высокопроизводительный труд на государственных предприятиях и т.д.

Определенную роль в управлении трудовыми ресурсами отраслей играют и отраслевые министерства.

Судебную власть представляют Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный, федеральные суды, а также Министерстве, юстиции. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, т.е. наказание нарушителей закона, разрешение конфликтов, связанны) с нарушением трудового законодательства и т.п.

5. Российский рынок труда и роль Федеральной государственной службы занятости в управлении трудовыми ресурсами


Рынок труда в России имеет ряд особенностей: он формировался на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время; его развитие происходило в условиях общего кризиса хозяйственной системы и большого удельного веса теневой экономики. Российский рынок труда характеризуется низкой ценой рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости. В частности, доля фонда оплаты труда в ВВП страны составляет около 30%, тогда как в развитые странах она составляет 50—60% и более.

Рынок труда в России имеет существенные региональные особенности, обусловленные общеэкономическим состоянием регионов и территориальной специализацией регионов в общероссийском разделении труда. Так, в регионах с развитыми отраслями добывающей промышленности ситуация на рынке труда более благо приятна, чем в регионах, в экономике которых преобладают отрасли обрабатывающей промышленности.

Российский рынок труда слабо сбалансирован: с одной стороны его объем избыточен, а с другой — он является трудодефицитным по своей структуре. В частности, невостребованными оказались многие высококвалифицированные специалисты оборонных отраслей, станкостроения, электроники, а спрос на продавцов, валютных кассиров охранников, бухгалтеров, брокеров и т.п. повысился.

Для разработки и осуществления политики занятости с 1991 i. £ России функционирует Федеральная государственная служба занятости (ФГСЗ). Она организована по территориальному принципу и призвана регулировать спрос и предложение на рынке рабочей силы, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве осуществлять их профессиональную переподготовку, оказывать социальную поддержку безработным.

Основными функциями ФГСЗ являются:

•    прогнозирование занятости населения и информирование о положении на рынке труда;

разработка и реализация целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

•    содействие гражданам в поиске работы, а работодателям — в поиске необходимых работников;

•    организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

•    осуществление социальных выплат в виде пособий по безработице, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и находящимся на их содержании членам их семей.

ФГСЗ организационно самостоятельна. Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, которому подчинены территориальные органы службы занятости. Органы ФГСЗ вместе с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют политику в области занятости, которая должна включать:

•    разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики,   направленных  на  рациональное  размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;

•    правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

•    совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

•    создание и развитие инфраструктуры рынка труда.

Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, ФГСЗ образует и реализует Государственный фонд занятости, порядок образования и расходования которого определен Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Государство на рынке труда может осуществлять пассивную или активную политику.

Пассивная государственная политика на рынке труда ограничивается регистрацией ищущих работу безработных, определением пособий по безработице, организацией системы их предоставления, осуществлением различных форм поддержки безработных и членов их семей.

Активная политика занятости, проводимая государством, направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочие места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования. Логика такой политики сводится к тому, что каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи, а государство является лишь посредником, предоставляющим ему возможность занятости. К важнейшим целям активной политики относятся:

•    быстрое вовлечение безработных в экономическую жизнь;

•    предоставление работы каждому, кто ее ищет;

•    стимулирование процесса перераспределения высвобождающихся работников.

Направления активной политики занятости включают социальную поддержку, развитие гибкого рынка труда, его правовое обеспечение, трудоустройство, подготовку и переподготовку кадров. Рынок труда, являясь составной частью рыночной экономики, не может в своем развитии не зависеть от состояния и развития рынка товаров и капиталов. Например, обесценение накоплений в результате инфляции и высокая стоимость кредитов привели к резкому падению инвестиционной активности, снижению спроса на товары и услуги, сокращению количества рабочих мест.

Заключение


Трудовые ресурсы — главная производительная сила общества. К трудовым ресурсам относится трудоспособное население, которое обладает физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для производства материальных благ или для работы в непроизводственной сфере.

Качество трудовых ресурсов характеризуется общей и профессиональной трудоспособностью, а также трудовым потенциалом работников

Рынок труда можно представить как рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. При этом рынок рабочей силы, как правило, больше, чем рынок рабочих мест. Поэтому даже в развитых странах существует проблема занятости.

Различают фрикционную, институционную и вынужденную безра­ботицу. Вынужденная безработица подразделяется на технологическую структурную, экономическую, маржинальную и молодежную.

Система органов управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В нашей стране в эту систему входят различные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы, Минтруда РФ и подведомственные ему организации, Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и федеральные суды.

Рынок труда в России имеет ряд особенностей: он формировался на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время; его развитие происходило в условиях общего кризиса хозяйственной системы и большого удельного веса теневой экономики. Российский рынок труда характеризуется низкой ценой рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости. В частности, доля фонда оплаты труда в ВВП страны составляет около 30%, тогда как в развитые странах она составляет 50—60% и более.

Рынок труда в России имеет существенные региональные особенности, обусловленные общеэкономическим состоянием регионов и территориальной специализацией регионов в общероссийском разделении труда. Так, в регионах с развитыми отраслями добывающей промышленности ситуация на рынке труда более благо приятна, чем в регионах, в экономике которых преобладают отрасли обрабатывающей промышленности.

Российский рынок труда слабо сбалансирован: с одной стороны его объем избыточен, а с другой — он является трудодефицитным по своей структуре. В частности, невостребованными оказались многие высококвалифицированные специалисты оборонных отраслей, станкостроения, электроники, а спрос на продавцов, валютных кассиров охранников, бухгалтеров, брокеров и т.п. повысился.

Для разработки и осуществления политики занятости с 1991г. России функционирует Федеральная государственная служба занятости (ФГСЗ). Она организована по территориальному принципу и призвана регулировать спрос и предложение на рынке рабочей силы, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве осуществлять их профессиональную переподготовку, оказывать социальную поддержку безработным.

Список литературы.


1.                 Климов Е.А. Управление кадрами организаций. – М., 2005.

2.                 Травин В.В. Кадровая политика в современных условиях. – М,. 2006.

3.                 Базаров Т.Ю. Управление персоналом организаций. – М., 2006.

4.                 Фалмер Р.М. Современное управление кадрами предприятий и организаций. – М., 2005.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.