скачать рефераты

МЕНЮ


Самопрезентация в управленческой деятельности

В завершение разговора о самопрезентации оратора напомним  две аксиомы.

1. Провал в подготовке - подготовка к провалу.

Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание (не меньшее чем вы уделяете содержанию) форме вашего выступления - деловым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.

2. Ошибок нет - есть практика.

Друзья, только регулярная практика, радость своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам найти свой, уникальный стиль публичного говорения.

И хочется напомнить вам слова из книги по публичному выступлению (Рон Хофф "Я вижу Вас голыми"):

"Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался, и даже самые смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки, - смело пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто останется в живых, нередко ждет овация".

1.3. Шаляпинская система самопрезентации

Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации аттракции.

Фастинация (очарование, обаяние) — словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации[5,90]. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично. Каждая из манер вызывает разный эффект у слушателей. Посредством искусной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение.

Аттракция  (привлечение, притяжение) — визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние больше характеризуется своей спонтанностью[9,75].

Практический интерес для постижения технологии фасцинации и аттракции представляет схема самопрезентации великого русского певца и драматического актера Ф. И. Шаляпина. Кажется, Бог ему дал все, чтобы стать фигурой необычной. Но, несмотря на это, он много сил тратил на самосовершенствование. Так, у него сложилась четкая система воссоздания художественных образов[]. В этой системе немало поучительных приемов.

1. Постижение характера изображаемого лица. Это достигалось благодаря внимательному изучению роли и литературных источников. Как пояснял Ф. И. Шаляпин, он просто усваивал урок, как ученик в школе.

2. Воображение— одно из самых главных орудий художественного творчества. Вообразить — это значит вдруг увидеть. Увидеть образ и в целом, и его характерные детали[].

3. Психологический грим. Никакой грим не поможет создать живой индивидуальный образ, если актер не передаст тончайшие нюансы души персонажа. Недаром Г. Лессинг подчеркивал: "Красота души придает прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладет на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение"[].

4. Жест — тоже важная составляющая сценического творчества. Малейшее движение лица, бровей, глаз (что называется мимикой) есть, в сущности, жест. Правда жеста и его выразительность — первоосновы актерской игры.

5. Дисциплина чувств. Свобода в искусстве, как и в жизни, только тогда благо, когда она ограждена и укреплена внутренней дисциплиной. Соблюдение художественной меры предполагает контроль над собой.

6. Постоянное накопление опыта. Зрительный зал и идущие из него на подмостки флюиды шлифуют образ, создаваемый актером. Чтобы держать публику в напряжении, одного таланта мало: нужна постоянная, прямо-таки каторжная работа.

В шаляпинской системе вхождения в образ каждый прием — это своеобразная мини-технология, отработанная с помощью многолетнего тренинга. Все эти мини-технологии нацелены на достижение эффекта фасцинации и аттракции.

Но фасцинация и аттракция — неотъемлемые элементы создания имиджа, который так необходим нашим политикам и бизнесменам.

Глава 2. Эффективность самопрезентации в управленческой деятельности


2.1. Проведение исследования по повышению эффективности самопрезентации

Для проведения исследования по повышению эффективности самопрезентации мы провели небольшой тренинг. Участвовала группа из 5 человек, объединенные по возрасту, но разные по своим способностям: два человека из них, обладающие актерским мастерством и остроумием.

Цель:

Повышение эффективности самопрезентации при достижении личных и рабочих целей.

Методика:

Индивидуальный подход,  краткие теоретические и методические материалы, анкетирование, ролевые игры.

Краткий теоретический материал

ТВОЕ ОБАЯНИЕ

Десять правил

В гневе, даже разумном, ты не будешь приятным человеком, а ты должен быть обаятельным, располагать к себе людей и вызывать у них доверие... И у тебя быстрее будут и  расти зарплата или доходы.

1. Твое дело вторично

 Человек (партнер, клиент, коллега очень интересен тебе своими желаниями, мнениями, проблемами. Хорошего контакта не будет, если тебя волнуют собственные дела.

2. Сначала выслушай

Умей слушать человека.  Часто это бывает более ценным, чем умение говорить. Позволь сначала высказаться другому. А потом говори с учетом услышанного.

3. Скажи, что ты дашь

Человек хочет иметь от тебя «пользу». Не рас­хваливай свою продукцию, не возвеличивай качество своих услуг или способностей. Лучше скажи конкрет­но, что будет он иметь, если примет твои предложения.

4. Критикуй осторожно

Часто критика бывает бумерангом. Начав критико­вать человека, помни, что тебе отплатят тем же. Критикуемый начнет защищаться, а лучший способ защиты — нападение. Не критикуй личность, а только действия и поступки. Не говори: «Ты — не обязатель­ный человек», скажи: «Ты не выполнил свое обе­щание». Говори позитивно: «Ты — умный человек, и понимаешь, что в этом случае...». Не обобщай: «Ты — злой», а лучше: «Твои слова меня обижают». Не обвиняй никогда людей в непонимании, упрямстве, неспособности слушать, в неумении сдерживаться. Не обвиняй вообще никого, ни в чем и никогда!

5 Без металла в голосе

У тебя появились подчиненные, нанятые тобой работники, и ты можешь им приказывать. Большинство людей не любят, когда им приказывают, напоминают об их обязанностях. Или говорят с ними в приказном, высокомерном, назидательном или поуча­ющем тоне. Взяв такой тон, ты ставишь человека в «детскую» позицию.

 И вполне естественно со стороны взрослого, и зависимого от тебя человека, сопротивление, раздражение или такой же тон. И будет не сотрудничество, а поединок, в котором оба участника проигрывают.

Убирай металлические нотки в своем голосе! Представь, что перед тобой хороший приятель или желающий им стать. Не возвышай себя, говори Мягко, спокойно, доверительно. Лучшая форма для приказа просьба, совет, предложение, вопрос.

  Не бойся хвалить людей

Обычно их ругают, а когда нужно похвалить, молчат. Замечай в первую очередь все то, что тебе нравится в людях, в их поведении. Говори об их достоинствах.

Может быть, эти достоинства еще в зачатке, но человек хочет оправдать твои ожидания и «закрепить» эти достоинства.

Вокруг тебя 5 % нечестных людей, и нельзя подозревать, что все остальные тоже могут быть нечестными. Лучше иногда ошибаться, чем постоянно не доверять людям. На этом ты потеряешь намного больше. Не бойся говорить комплименты и говори их искренне! Удачное начало разговора и лучший способ поднять настроение

В ходе тренинга было проведено тестирование « Умею ли я говорить публично?» (см. приложение №1). Цель этого теста – выявить свои недостатки и достоинства при публичном  выступлении и сравнить результаты своего тестирования с тем, кто более успешнее в этом деле.

Результаты тестирования

В результате тестирования выяснилось, что участники имеют навыки публичной речи. В частности, все они указывают на то, что при выступлении

ссылаются  только на достоверные факты, правильно  сочетают  общую и конкретную информацию, Вносят новизну в обсуждаемый вопрос, выступают полемично, стараются свободно владеть проблемой, привлекать и удерживать внимание слушателей, уважают своих слушателей. В качестве отрицательных сторон они отметили, что  говорят слишком быстро, не затрагивают интересы слушателей, выступают сложно или неточно для слушателей, нет  конкретных   идей   и предложений.

После тестирования участники прослушали по записи выступления оратора, и применили тот же тест. Результаты теста сравнили со  своим и сделали вывод каждый для себя : над чем необходимо работать.

Далее мы попросили каждого из участников попробовать, применяя свои способности, попробовать самопрезентовать себя в качестве студента. Естественно не каждый это смог сделать. Затем мы попросили одного из участников  эксперимента( участник команды КВН, имеющий навыки артистизма, выступления перед публикой, обладающий остроумием) тоже самопрезентовать себя. Получилось очень интересно и забавно.

"Предмет рассказывает о хозяине".

Правила: Каждый из участников берёт в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своём обладателе ("Я авторучка Марины, я у неё всего месяц и за это время я узнала о ней...").Другие "предметы" могут задать рассказчику любой вопрос о его хозяине.

Психологический комментарий: Такая форма самопредставления, когда человек говорит о самом себе в третьем лице, идентифицируясь с неодушевлённым предметом, позволяет быть более раскованным и поделиться сокровенным, облегчает задачу самораскрытия.

Продолжительность упражнения: Время на проведение этого упражнения необходимо выделить достаточно, может быть даже, что не менее часа. Иногда оно затягивается, что вызывает раздражение у некоторых участников, но очень важно для достижения нужного эффекта, чтобы каждый участник "побывал предметом".

Рекомендации ведущему: Оправданно поведение ведущего, если он начнёт первым, демонстрируя пример такой самопрезентации. Чем более откровенным и искренним он будет, тем успешнее пройдёт это упражнение.

Затем участникам был предложен текст готовой  самопрезентации(см. приложение №2).Один должен быть нанимателем, другой выступать с текстом самопрензентации  в качестве ищущего работу. В результате деловой игры, человек, нанимающися на работу должен убедить работодателя в своей компетенции.

  Итак, в ходе тренинга участники должны были убедиться, что самопрезентация  - это то, как человек подает себя. Одним словом - умейте себя подать. Учитесь быть самопрезентабельными.






Заключение

Самопрезентация – это умение продемонстрировать собеседнику качества, наиболее выгодные для вас в данный момент. Например, вы пришли с предложением заняться совместным бизнесом к человеку, которого недавно предал деловой партнер. В этом случае задача самопрезентации – показать себя так, чтобы бизнесмен поверил в вашу честность и подумал: «Он и способный, и остроумный, но самое главное – вряд ли способен на предательство».

Чтобы произвести впечатление, вы должны узнать, что именно хочет услышать от вас собеседник. Чтобы понять, с какой стороны себя показать, следует сконцентрироваться на том, что вам говорят, не пропуская ни одной мелочи. Например, одна из сторон на переговорах несколько раз повторила слово «благотворительность» («мы занимаемся благотворительностью», «у нас происходит ежеквартальное совещание по результатам работы благотворительного подразделения»). Это может означать, что данная тема для собеседника сейчас важна, и вам обязательно нужно что-то сказать о деятельности вашей фирмы в данном направлении.

Личное собеседование - это персональное знакомство работодателя с претендентом, с целью выяснения того, что человек собирается привнести в деятельность фирмы. Главная задача соискателя - убедить работодателя, что именно вы нужны фирме, причем на выгодных для обеих сторон условиях. Для ее выполнения претендент должен основательно подготовиться к разговору. И чем серьезнее компания, тем более кропотливой должна быть подготовка.

Внешний вид и манера держаться имеют очень большое значение и практически определяют первое впечатление. В любом случае вы должны выглядеть опрятно и аккуратно. Важна сама мысль, что необходимо оставить эмоциональный след, и неплохо бы, чтобы эта эмоция была позитивной. Стоит учитывать, что основную информацию несет не вербальный язык, а язык тела и интонация. Она не должна быть монотонной и равнодушной, а тем более, злобной.


Литература

1.        Джонс Р. Как сделать карьеру: Практическое руководство для всех:Пер. с англ. — Челябинск: Урал ПТО, 1999. — 314 с.

2.        Как добиться успеха? Практические советы деловым людям. — Республика, 1992. — 510 с.

3.        Дорошенко В. Ю. Деловое общение в рабочей группе. // Психология и этика делового общения. / Под  ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997.

4.        Зайцев Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджент - Спб., 1996- 241с..

5.        Иванцевич Д. Ж. Основы управления персон лом. М.,2000. -302с.

6.        Ирхин Ю.В. Психология успеха:Как влиять на людей и управлять собой- М.,1992.- 40с.

7.        Кнебель X. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу:Пер. с нем. - М.: АО «Интерэксперт», 1996. — 272 с.

8.        Пауэре П., Рассел Д. Найти свое дело. — М.: Детская деловая газе­та, 1994. - 184с.

9.        Поляков В.А. Технология карьеры. — М.: Дело ЛТД, 1995. — 128 с.

10.    Смирнова Е. Тест: Вы ищете работу? // Ровесник. — 1996. — № 4. - С, 6.

11.    Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. — М.:Дело, 1995. - 275с.

12.    Хорнби М. Я могу сделать это! 36 действий помогут получить ту работу, которую вы хотите / Пер. с англ. Т.А. Сиваковой. — Минск: Амалфея, 1996. -231 с.

13.    Чисхольм П. Уверенность в себе: ключ к деловому успеху: Пер. с англ. / Под ред. Л.А. Княжинской. - М.: ЮНИТИ, 1994. — 342 с.

14.    Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М„ 1989.

15.    Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология биз­неса. — М.: Прогресс, 1993. — 240 с.

Шебанова А. Вы поступаете на работу. — М.: ОАО «Изд-во «Радуга», 1998.-144 с.

Приложение № 1

Тест«Умею ли я говорить публично ?»

За каждый пункт (если тебе это свойственно) по­ставь +1 балл.

1.Знаю и учитываю установки слушателей.

2.Подаю информацию с позиции их интересов.

3Речь моя проста.

4Ссылаюсь только на достоверные факты.

5 Правильно  сочетаю  общую и конкретную информацию.

6.Вношу новизну в обсуждаемый вопрос.

7.Выхожу на конкретные идеи и предложения.

8.Выступаю обычно полемично.

 9.Свободно владею проблемой.

10.Привлекаю и удерживаю внимание слушателей.

11.Использую неожиданные приемы.

12.Мои речи наглядны и образны.

13.Уважаю своих слушателей.

14.Задаю им вопросы, вовлекаю в дискуссию.

15.Стиль моих выступлений демократичен.

16.Раскрываю смысл, необходимость, актуальность темы.

17.Структурирую тексты для выступления.

18.Облегчаю восприятие и запоминание их.

 19.Моя аргументация конкретна.

20.Моя информация нова, необычна, значима.

21Форма изложения оригинальна.

22Использую юмор для разрядки.

23.Воздействую на эмоции слушателей.

24.Веду со слушателями диалог.

Подсчитай сумму положительных баллов. Дальше ставь за каждый пункт отрицательный балл (-1).

1.Ссылаюсь на себя (свое мнение, свой опыт).

2.Не привлекаю внимание слушателей.

3.Не удерживаю их внимание в течение 15 минут.

4.Нет яркого начала в моей речи.

5.Нет хорошей концовки, резюме, обобщения.

6.Речь не структурирую.

7.Нет ясной цели моего выступления.

8.Нет контакта с аудиторией.

9.Хаотично располагаю аргументы.

10.Выступаю без эмоций.

11.Предвзят в своих выводах.

12.Некорректно отношусь к противнику.

13.В речи есть слова-паразиты.

14.Затягиваю выступление в целом.

15.Непропорциональны начало, середина и конец.

16.Говорю слишком быстро.

17.Говорю слишком медленно.

18.Не затронул интересы слушателей.

19.Сложно или неточно для слушателей.

20.Даю только позитивную информацию.

21.Нет  конкретных   идей   и предложений.

22.Поучительный,     назидательный или высокомерный тон.

23.Веду публично монолог.

24.Вижу проблему и собы­тия субъективно.

Подсчитай сумму штрафных баллов. Суммируй положительный и отрицательный ответы (суммы баллов). Запомни, что получилось. Затем проверь этим тестом своего начальника, преподавателя, лучшего оратора на ближайшем собрании, телезвезду, уважаемого тобой по­литика.


Приложение №2

Cамопрезентация (self-presentation).


Мне всегда был присущ живой интерес к людям, их психологической, духовной жизни, их оригинальной неповторимости и многочисленным талантам. Особенно меня интриговали скрытые способности окружающих, и я очень радовался, когда мои предположения вдруг «чудесным образом» оправдывались, человек открывал новую грань своей личности, которая начинала расти и развиваться при моем непосредственном участии.

Кроме того, мне достаточно легко удавалось налаживать коммуникации и способствовать взаимопониманию между людьми, выступая своеобразным посредником-переводчиком в тех случаях, когда в этом была насущная необходимость. Видя и сопоставляя потенциальные возможности человека с особенностями ситуации, в которой он находится, я всегда анализировал полученную информацию, делился с ним своими выводами и давал конструктивные советы. Частенько люди удивлялись их своевременности и актуальности.

Сколько себя помню, мне всегда нравилось находить выходы из различных житейских ситуаций, в которых я применял, прежде всего, свою смекалку и позитивный настрой на успех. С тех пор и до сегодняшнего дня я считаю основной своей миссией именно помощь людям в деле их личной самореализации и преодолении барьеров на пути к естественной целостности и самоадекватности.

В последнее время я занимаюсь кадровым консалтингом и управлением персоналом, и это позволило мне на собственном опыте ощутить, что тезис «кадры решают все» – правилен на все 100 %, и вдвойне справедлив для руководителей собственного бизнеса и топ-менеджеров или управляющих партнеров. Ведь весь бизнес-механизм и стратегический курс, которым идет компания, как и все рабочие процессы, проистекающие в ней - суть продолжение, внешнее воплощение личностей ее первых лиц, их психологических особенностей и ценностей. Компания как зеркало отражает и как губка впитывает равно как их идеалы, желания и способности, так и их страхи и неуверенность.

Поэтому в своей работе я считаю основными следующие направления:

Консультирование руководителей и ведущих менеджеров компаний по рабочим вопросам, касающимся менеджмента, управления персоналом, и тренинговых форм обучения персонала. Результатом этой работы станут: подробные рекомендации по ведению кадровой политики в вашей компании, нахождение возможностей для оптимизации ее организационной структуры, внедрение или модернизация имеющейся системы управления персоналом, реорганизация системы мотивации (поощрений, бонусов и нематериальных ресурсов), наладка механизма обучения персонала, подготовка и наполнение кадрового резерва вашей компании.

Консультирование руководителей и специалистов по задачам повышения личной эффективности, выработки новых стратегий поведения и успешного решения ряда общечеловеческих задач, таких как: построение межличностных отношений, персональный тайм-менеджмент, развитие креативности, забота о личном здоровье и отдыхе.

Что я предлагаю.

В настоящее время я перешел на персональную форму оказания услуг консалтинга, я консультант-фрилансер. Я считаю, что у такой формы работы есть много преимуществ перед традиционной, поскольку мой прямой контакт с заказчиком гораздо более надежен, эффективен и плодотворен, нежели наша работа с ним через одного или даже нескольких посредников.

Кроме того, я непосредственно сотрудничаю с рядом рекрутеров из специализированных кадровых компаний и руководителями HR-подразделений, что позволяет мне решать вопросы, касающиеся подбора персонала оперативно и по весьма конкурентной цене.

Мне не слишком импонирует популярный ныне термин «коучинг», который означает наставничество. В нем чувствуется некоторое декларируемое неравенство, в моей же практике все обстоит иначе, для меня консультация - это всегда партнерское сотрудничество клиента и консультанта, ведь только в атмосфере обоюдного уважения и взаимной открытости можно достигать действительно выдающихся результатов. Поэтому я предлагаю своим клиентам скорее психологическую и информационную поддержку-сотрудничество, причем, его условия всегда обсуждаемы в зависимости от уровня решаемых задач.

Я преподаватель, социоаналитик, тренер.

Мое первое знакомство с соционикой произошло в конце прошлого века. Я сразу оценил потенциал и перспективы внедрения этой науки в сферы консалтинга и управления персоналом. С 2002 года по настоящее время я преподаю в Московской Школе Соционики, участвую в разработке новых учебных программ, проведении тренингов и семинаров. Занимаюсь разработкой авторских методик типирования (в том числе определения черт характера и профессиональных наклонностей человека по внешности), соционическим консалтингом (составление профессиограмм, расчет интегральных типов рабочих групп, вероятностное прогнозирование развития проектов, оптимизация мотивационных механизмов).

Консультант, рекрутер, специалист в сфере HR.

Работать непосредственно в сфере кадрового консалтинга я начал в 2003 г. в Кадровом агенстве «VIP- Вакант». Мне очень повезло, поскольку в лице своего руководителя я встретил настоящего профессионала, мастера рекрутинга - Батуева Е.Н. Находясь на позиции рекрутера, я осуществлял поиск и подбор персонала для ряда организаций (преимущественно в cферах IT, FMCG, логистики, недвижимости и финансов), проводил мониторинг рынка труда и консультирование клиентов по вопросам открытия и заполнения их актуальных вакансий.

В 2004 году я перешел на должность Начальника управления по работе с персоналом (HR) Коммерческого банка «Витас». Основными задачами, которые я решал, являлись: внедрение внутрибанковских систем мотивации и управления персоналом, разработка регламентирующей документации (положений об отделах, должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка, трудовых договоров, и т.д.), оперативное решение административно-управленческих вопросов. Также я осуществлял непосредственный контроль за ведением кадрового делопроизводства, проводил прямой поиск и отбор персонала, взаимодействовал с рядом специализированных кадровых компаний, вёл постоянный мониторинг банковского сектора рынка труда (в т.ч. с целью создания и пополнения кадрового резерва), проводил собеседования и психологическое тестирование персонала, определял потребность в краткосрочном обучении (тренингах и специализированных семинарах) и способствовал ее реализации. В рамках поддержания корпоративной культуры я занимался разработкой, редакцией и внедрением основных её положений, внутренним PR-ом, администрировал и наполнял контентом корпоративный веб-сайт.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.