Сканированный текст Марр, Шмидт. Управление персоналом
Сканированный текст Марр, Шмидт. Управление персоналом
В распоряжении сотрудников, осуществляющих отбор персо- нала, имеется целый ряд разнообразных методов и приемов ко- торые компонуются в "пакет методов" в зависимости от особен- ностей конкретного рабочего места, на которое претендуют со- искатели. Перечислим основные методы отбора персонала для принятия окончательного решения. | (1) Оценка документов соискателя, в первую очередь: заявле- ния о приеме на работу, автобиографии, документов об образова- нии, пробных работ, рекомендаций, фирменного опросника. (2) Методы тестирования и проверки: тесты на способность к конкретным видам работ, психологические тесты (например, тест личности, тест интеллектуального уровня), метод "Assesment Center", под которым понимается комплексный, стандартизиро- ванный метод выявления и оценки различных способностей со- искателей, при котором соискатели разбиваются на группы (обычно по 6-8 человек) и совместно проходят разнообразные, как правило многодневные, многокритериальные программы тестирования. (3) Собеседование (интервью) с соискателем. (4) Испытательный срок. Таким образом, отбор персонала представляет собой много- этапный процесс (ил. 15). Оценка документов соискателей и при необходимости дополнительной информации о них служит пред- варительному отбору. Прошедшие его соискатели подвергаются затем, на втором этапе отбора, проверке путем непосредственно- го контакта с представителями организации, например в ходе собеседования. Признанных подходящими для работы в органи- зации соискателей после этого нанимают на работу, как правило, на испытательный срок, по завершении которого принимается окончательное решение. 12. Квалификация сотрудников и ее повышение 12.1. Развитие персонала путем повышения квалификации 12.1.1. Понятие "повышение квалификации" Профессиональное образование включает в себя два этапа: первичную профессиональную подготовку и последующее углуб- ление, расширение и дополнение ранее приобретенной квали- фикации. Учебные процессы после окончания первой фазы образова- ния обобщенно называются повышением квалификации. При этом 140
в зависимости от преследуемых целей выделяются различные ва- рианты повышения квалификации, в соответствии с которыми приобретенная ранее квалификация должна быть или сохранена, или углублена и расширена, или приведена в соответствие с из- менившейся обстановкой, или доведена до уровня, требуемого для работы на новой, более высокой должности. Иногда о повышении квалификации говорится только в тех случаях, когда речь идет об организованных учебных процессах или учебных занятиях. Подобная узкая трактовка в нашем случае нецелесообразна. Понятие "повышение квалификации" исполь- зуется в более широком значении, т.е. данный процесс включает в себя и учебу на рабочем месте, и самостоятельно организован- ную учебу, например чтение специальной литературы, обмен опытом, посещение выставок. В ряде случаев повышение квалификации трактуется как си- ноним развития персонала. Это тоже неоправданно. В соответст- вии с доминирующим представлением под развитием персонала понимается всеобъемлющая концепция стимулирования и ис- пользования человеческих ресурсов фирмы, и, значит, повыше- ние квалификации является одним из важных элементов разви- тия персонала. 12.1.2. Формы повышения квалификации Повышение квалификации осуществляется в различных фор- мах, которые отличаются друг от друга в зависимости от органи- заторов программ повышения квалификации, степени связи с практической деятельностью, степени организации процесса по- вышения квалификации, содержания, а также целевых групп это- го процесса. Ниже рассматриваются формы повышения квали- фикации в соответствии с указанными критериями. а) В зависимости от того, кто проводит программу повышения Квалификации, выделяют повышение квалификации работников на фирме (внутрифирменное) и за ее пределами (внешнее). Учебные мероприятия, которые планируются и реализуются для работников собственной фирмы, называются внутренним, или внутрифирменным, повышением квалификации. При этом не имеет значения, где именно проводятся эти мероприятия. Повышение квалификации за пределами фирмы (внешнее) •Осуществляется в учебных заведениях. Специальной формой внешнего повышения квалификации является межфирменное •Повышение квалификации. В этом случае несколько фирм объединяются и
выполняют функции соорганизаторов учебных мероприятий для повышения
квалификации своих работников. 141 Преимущества внутрифирменного повышения квалификация заключаются в следующем: - лучший учет потребностей в специфическом для данной фирмы виде повышения квалификации; - активизация внутрифирменной кооперации за счет обмена'! опытом между коллегами; - развитие соответствующего "духа фирмы"; - относительно однородный состав участников; - как правило, меньшие расходы и лучшие возможности контроля. Повышение квалификации за пределами фирмы имеет смысл в том случае, если число участников слишком мало, чтобы стои- ло затевать внутрифирменные программы, или если необходимо привлечь извне идеи для инноваций, или если особенно важна атмосфера раскованности в процессе обучения, например при отработке стилей поведения. б) В зависимости от характера связи с практической деятельно- стью выделяют повышение квалификации на рабочем месте и повы- шение квалификации вне рабочего места. Учебным формам подготовки в отрыве от рабочего места (се- минары, курсы, коллоквиумы и т.д.) отводятся задачи, состоящие в систематическом обзоре по определенным областям и тенден- циям развития, в стимулировании инициативы и формировании новых идей, в отработке поведения и получении информации о влиянии типичных стилей поведения. Под повышением квалификации на рабочем месте понимает- ся целенаправленная передача опыта — несистематические и слу- чайные учебные процессы в большинстве своем не принимаются во внимание. Типичными формами повышения квалификации на рабочем месте являются: направленная передача опыта, созда- ние подготовительных рабочих мест (например, мест для асси- стентов, учеников), планомерная и систематическая смена рабо- чего места, системы переводов с одной должности на другую (что часто является предпосылкой для занятия руководящих должно- стей), поручение особых задач и предоставление прав представ- лять фирму вовне, обсуждение актуальных рабочих проблем. Обу- чению на рабочем месте отводятся следующие задачи: ознаком- ление и приобретение навыков в работе на конкретном рабочем месте, претворение в жизнь новых идей, полученных в результа- те повышения квалификации на курсах и семинарах, а также вос- приятие проблем, обсуждавшихся на занятиях. С учетом особенностей обеих этих форм повышения квалифи- кации наиболее целесообразным представляется их сочетание. 142 в) В зависимости от степени организации процесса повышения квалификации выделяют организованное и неорганизованное повы- шение квалификации. Наряду с организованной формой повышения квалификации определенное значение имеет и неорганизованная, или так назы- ваемая самостоятельная, форма повышения квалификации. Наглядно это может быть продемонстрировано на результатах опроса 100 менеджеров высшего звена управления в немецких фирмах. На вопрос: "Как Вам удается следить за развитием в Вашей профессиональной области?" — 90% менеджеров высшего звена на фирмах с числом работников более чем 2000 человек ответили: "благодаря журналам и другой литературе по специаль- ности"; 58% — "благодаря специальным заседаниям, семинарам, коллоквиумам"; 48% — "благодаря тематическим совещаниям, дискуссиям и обмену опытом". Кроме того, подчеркивались кон- такты с высшей школой, посещение выставок, знакомство с от- раслевыми обзорами и т.д. Понимание того, что организованное повышение квалификации есть лишь часть квалификационной подготовки, характерно и для других групп опрашиваемых. Со- вершенно очевидно, что наряду с чтением специальной литера- туры особое значение приобретает организованный и неоргани- зованный обмен опытом. Если исходить из того, что важная ин- формация о собственном профессиональном опыте в большин- стве случаев может быть предоставлена лишь в обмен на равно- ценную информацию со стороны собеседника, то напрашивается вывод о том, что профессиональная компетенция является наи- важнейшей предпосылкой получения ценной информации. г) В зависимости от содержания мероприятий по повышению квалификации выделяют повышение квалификации в профессиональ- ной области, отработку поведения, проблемно-ориентированное по- вышение квалификации. Содержание мероприятий по повышению квалификации мож- но систематизировать по тематике и категориям целей, постав- ленных перед учебным процессом. Здесь характерны различия между ориентированными на долгосрочную перспективу стан- дартными программами и проблемно-ориентированными, т.е. краткосрочными мероприятиями по повышению квалификации. Стандартные программы включают в себя как программы, содер- жание которых ориентировано на конкретную профессиональ- ную область (учеба по специальности), так и тренировочные про- грамммы, содержание которых ориентировано на управление и поведение (отработка управления, отработка стиля поведения). Специфические тренировочные программы в подавляющем боль- 143
шинстве случаев привязаны к определенным управленческим концепциям. Проблемно-ориентированные мероприятия по повышению квалификации проводятся в зависимости от появления
проблем на фирме, например при увеличении процента брака или при внедрении нового технологического процесса. Эти мероприятия часто являются составной частью широкомасштабных концеп- ций организационных преобразований (организационного разви- тия). В этих случаях мероприятия по повышению квалификации могут являться подготовительным этапом к проведению органи- зационных преобразований или же проводиться одновременно с этими преобразованиями. Эмпирические исследования показа- ли, что содержание таких мероприятий по повышению квалифи- кации в значительной степени зависит от характера изменений "контекста" деятельности фирмы. Непосредственными импуль- сами к возникновению нового или измененного содержания ме- роприятий по повышению квалификации служат изменения тех- нологического характера, динамика рынка, а также предложения менеджеров, других сотрудников фирмы и предложения, исходя- щие от учебных заведений вне фирмы. д) В зависимости от целевых групп выделяют повышение квали- фикации руководящих работников, общее повышение квалификации работников фирмы (технических специалистов и специалистов экономических отделов фирмы, мастеров, молодых сотрудников, идущих на повышение) и открытые программы повышения квали- фикации (для всех сотрудников без ограничений, которые могут быть рассчитаны даже на членов их семей). 12.1.3. Цели и функции повышения квалификации Следует проводить различие между целями и функциями по- вышения квалификации. Цели — это состояние, которого стре- мятся достичь, а функции — это фактические воздействия. Цели фирмы характеризуются двумя признаками: они доста- точно конкретно обозначают желаемые состояния в будущем и отличаются от индивидуальных целей тем, что они обязательны для всех работников фирмы. Поэтому их, как правило, офици- ально утверждают, т.е. они провозглашаются руководством фир- мы. Эти цели определяют три функции: управление, координацию и контроль. Цели лежат в основе поведения, поэтому они управ- ляют поведением. Они позволяют достичь и улучшить взаимное согласование поведения и в этом смысле выполняют координи- 144
рующую функцию. И наконец, цели определяют выработку крите- риев для контроля. Если цели формируются и ставятся перед процессом повыше- ния квалификации, то на передний план выдвигаются обычно способности и навыки, которые должны быть приобретены ра- ботниками. Сформулированные в общем виде цели называются главными целями. Они в несколько этапов детализируются и на- полняются конкретным содержанием, а затем трансформируют- ся в так называемые учебные цели. Эти цели оказывают влияние на поведение, которое может быть проконтролировано. Формулировка целей обучения, ориентированная на повыше- ние лишь узкопрофессиональной квалификации, является слиш- ком ограниченной даже в том случае, если приобретению такой квалификации отводится центральное место. То, что возможный спектр целей, преследуемых повышением квалификации, содер- жит в себе дополнительные компоненты, становится очевидным, если мы рассмотрим функции повышения квалификации. Согласно организационным теориям, в основу которых поло- жена теория систем, можно назвать три группы условий, выпол- нение которых гарантирует существование организации (фирмы). Это эффективность выполнения задач, интеграция и гибкость. Эти три условия функционирования системы положены в основу структуры проведения анализа эффекта, ожидаемого от повыше- ния квалификации. Эффективность выполнения задачи. Непосредственное выпол- нение задачи занимает центральное место в дискуссиях по подго- товке персонала и повышению квалификации. При этом сначала рассматривается воздействие на профессиональную квалифика- цию, затем на мотивацию и, наконец, на наем персонала. Квали- фикационный показатель отражает влияние на способность эф- фективно работать, мотивационный — влияние на стремление выполнить работу, а воздействие на наем персонала означает воз- можность нанять для фирмы квалифицированных, готовых вы- полнить задачу работников. Мотивационное воздействие дости- гается за счет повышения квалификации прежде всего в том слу- чае, когда повышение квалификации открывает или по меньшей мере облегчает возможности для карьеры. Мотивационный эф- фект Достигается, однако, и в том случае, когда повышение ква- лификации способствует качественному и надежному выполне- нию сотрудником своей работы. Интеграция и управление. Организационная структура пред- приятия основана на разделении труда. Нецелесообразно и, кро- ме того, просто невозможно пытаться предвосхищать и заранее 145
планировать все рабочие процессы и все возможные ситуации. Поэтому фирмы вынуждены предоставить своим работникам возможность самостоятельно определять проблемы и действовать во имя достижения целей, поставленных фирмой. Для того чтобы работники могли это сделать, им необходимо располагать знаниями о взаимосвязях внутрифирменной органи- зации. Если повышение квалификации способствует тому, что сотрудники фирмы получают информацию о целях и важнейших внутрифирменных взаимосвязях, оно тем самым служит гаранти- ей совместных целенаправленных действий: эффект повышения квалификации в этом случае будет состоять в стимулировании интеграции и целенаправленных действий фирмы. Гибкость. Повышение квалификации может включать в себя инновационный эффект и повышение мобильности. Оба этих фактора объединены понятием "эффект гибкости". Благодаря повышению квалификации фирма наполняется новыми знания- ми, которые способствуют нахождению принципиально новых решений проблем или значительно их облегчают. Повышение квалификации способствует созданию инновационного климата на предприятии. Эффект мобильности срабатывает в том случае, если в резуль- тате мероприятий по повышению квалификации расширяется горизонт работников как специалистов в определенной профес- сиональной области, а также развивается их способность адапти- роваться к смене трудовых заданий. Упомянутые эффекты не достигаются автоматически, напро- тив, они возможны только в том случае, если мероприятия по повышению квалификации с самого начала ориентируются на достижение этих эффектов. 12.1.4. Факторы, влияющие на деятельность фирмы в области повышения квалификации Одно из эмпирических исследований, проведенных в Герма- нии, показало, что на предприятиях кожевенной, текстильной и швейной отраслей промышленности 3,1% сотрудников участвует во внутрифирменных мероприятиях по повышению квалифика- ции. В энергетике этот показатель составляет 18,2%, в кредитных институтах и страховых компаниях — 41,2% (Weber, 1985). Эти различия, наглядно представленные на ил. 16, не случайны: они объясняются, в частности, различными условиями деятельности в отдельных отраслях и соответственно на отдельных фирмах. 146 Проводились широкомасштабные исследования факторов, оп- ределяющих степень активности в области повышения квалифи- кации на фирмах (см., в частности, Weber, 1985). Потребность фирмы в повышении квалификации ее сотруд- ников находится в зависимости от трех факторов (схематически изображенной на ил. 17): - изменений во внешней среде и на самой фирме; - комплексности и концепции управления; - специфических особенностей продуктов фирмы. Рассмотрим их подробнее. (1) Изменения во внешней среде и на самой фирме Внешние изменения происходят, в частности, в технологии, в демографической области, в желаниях заказчиков или, напри- мер, в системе общественных норм и ценностей. Если фирмы хотят выжить в условиях пронизанного конкуренцией рынка, то они должны приспосабливаться к этим изменениям. Фирмы, работающие на динамичных, изменяющихся рынках, характеризуются стремлением добиться по меньшей мере вре- менного преимущества над конкурентами за счет инноваций. Эта стратегия находит отражение в высокой степени интенсивности проводимых исследований и разработок. Таким образом, первое место в процессе преобразований и изменений отводится НИОКР, которые требуют постоянной адаптации, актуализации знаний большей части сотрудников: из- менения в применяемой технике, новое оборудование, изменен- ные процессы, новые материалы и изделия неизбежно вынужда- ют практически каждого работника менять расстановку акцен- тов. Новые дополнительные знания необходимы для того, чтобы справиться с изменившимися задачами и требованиями. Наряду с этими, ощутимыми непосредственно на отдельных рабочих местах, последствиями изменений большое значение имеет тот факт, что происходящие перемены требуют от работ- ников гибкости. Необходимое желание и способность перестраи- ваться могут быть развиты в ходе соответствующих тренировоч- ных мероприятий. (2) Комплексность и концепция управления На крупных предприятиях, основанных на разделении труда,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|