|
||||||
Общая численность работников в 2006 г. выросла на 14 человек по сравнению с предыдущим годом и составила 617 человек, а по сравнению с 2004 г. - выросла на 46 человек. Эти изменения произошли за счет того, что на предприятии происходило постепенное расширение штата сотрудников, а также происходило сокращение избыточного количества персонала на некоторых должностях. Неукомплектованность персонала нередко оказывает отрицательное влияние на динамику объема продукции и ее качество. Даже неукомплектованность непромышленного персонала косвенно влияет на ход деятельности предприятия. В ходе анализа следует проверить обеспеченность предприятия рабочими определенных профессий, сопоставив для этого фактическую и плановую численность рабочих по всем используемым профессиям. В случае выявления значительных отклонений по каким-либо профессиям необходимо установить конкретные причины и наметить мероприятия по их устранению. Значительная нехватка рабочих по какой-либо профессии затрудняет работу предприятия. Следует проанализировать соответствие квалификации рабочих требованиям технологии путем сравнения степени сложности работ с уровнем квалификации рабочих. Общая квалификация рабочих характеризуется средним тарифным разрядом, определяемым как средневзвешенная величина. Степень сложности работ определяется как средневзвешенная величина разряда работ и трудоемкости их выполнения. Средний разряд выполняемых работ должен быть несколько выше разряда рабочих для повышения их заинтересованности в повышении квалификации. Обеспеченность кадрами, особенно рабочими, зависит от их движения в течение анализируемого периода. Интенсивность движения рабочих кадров характеризуется коэффициентами: · оборота по приему; · оборота по выбытию; · общего оборота; · сменяемости кадров; · текучести кадров; · постоянства кадров; · стабильности кадров. Таблица 3 - Динамика показателей движения трудовых ресурсов | ||||||
Виды |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Относительное отклонение 2006 г. от |
||
2004 г. |
2005 г. |
|||||
Среднесписочная численность рабочих, чел. |
571 |
603 |
617 |
108,06 |
102,32 |
|
Принято рабочих - всего |
24 |
40 |
3 |
12,50 |
7,50 |
|
Выбыло рабочих - всего |
5 |
6 |
9 |
180,00 |
150,00 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
в связи с сокращением численности |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
|
по собственному желанию |
5 |
6 |
7 |
140,00 |
116,67 |
|
уволено за прогул и др. нарушения труд. дисциплины |
0 |
0 |
2 |
- |
- |
|
Коэффициенты: |
|
|
|
|
|
|
оборота по приему |
0,0420 |
0,0663 |
0,0049 |
11,67 |
7,39 |
|
оборота по выбытию |
0,0088 |
0,0100 |
0,0146 |
165,91 |
146,00 |
|
общего оборота |
0,0511 |
0,0785 |
0,0194 |
37,88 |
24,66 |
|
сменяемости кадров |
0,0088 |
0,0100 |
0,0049 |
55,68 |
49,00 |
|
текучести кадров |
0,0088 |
0,0100 |
0,0146 |
165,91 |
146,00 |
Коэффициенты движения кадров не планируются, поэтому их анализ производится сравнением показателей отчетного года с показателями предыдущих трех лет.
Текучесть рабочих играет незначительную роль в деятельности предприятия, т. к. составляет всего 0,0088, 0,0100 и 0,0146 в 2004-2006 гг. соответственно. Постоянные кадры, длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определенную деловую атмосферу в коллективе и активно влияют поэтому на уровень производительности труда.
Для оценки социальных результатов изучаются также коэффициенты постоянства и стабильности кадров.
Коэффициент постоянства кадров определяется как отношение численности работников, состоящих в списочном составе в течение года и более, к среднесписочной численности работников. Коэффициент постоянства кадров в 2006 г. составил 617 / 620 = 0,995. Коэффициент стабильности кадров - это отношение численности работников, проработавших на предприятии более 3-х лет, к их среднесписочной численности. Коэффициент стабильности кадров в 2006 г. составил 567 / 620 = 0,915.
Коэффициенты постоянства и стабильности кадров отражают уровень оплаты труда и удовлетворенность работников условиями труда, трудовыми и социальными льготами.
Наиболее частой причиной внезапного падения производственных и коммерческих показателей предприятия является ухудшение социально-психологического климата организации в целом или в отдельных ее подразделениях. Зачастую резкое изменение социально-психологического климата связано со сменой руководства. Новый начальник приходит со своим пониманием «правильных» отношений в коллективе и активно начинает внедрять их в жизнь. Последствия часто бывают плачевны: старые традиции, правила, наработанные отношения рушатся, а новые - не приживаются. Как итог - падение заинтересованности в результатах деятельности, повышение текучести кадров, снижение мотивации и т. п.
Изменения социально-психологического климата могут быть не так кардинальны. Однако кадровик-профессионал всегда помнит о необходимости периодического мониторинга социально-психологического климата во всех подразделениях организации - как ключевых, так и второстепенных.
Социально-психологический климат трудового коллектива - это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.
Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга. Межличностные отношения обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также ценностями, на которых основывается общение людей. Совместная деятельность любой организации связана с решением определенной задачи (производственной, научной, коммерческой) и наличием у ее участников единой цели.
Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.
Сплоченность - один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными - уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.