скачать рефераты

МЕНЮ


Социально-психологический климат

1

1

1

0

0

Зав. магазином

3

3

3

0

0

Зав. секцией

35

37

36

1

-1

Зам. директора

5

5

6

1

1

Зам. зав. магазином

5

7

9

4

2

Кассир

72

77

72

0

-5

Кладовщик

3

3

5

2

2

Комплектовальщик

6

8

9

3

1

Маркетолог

2

4

4

2

0

Менеджер

8

5

4

-4

-1

Охранник

11

15

13

2

-2

Повар

2

2

3

1

1

Помощник администратора

1

1

1

0

0

Продавец

177

181

186

9

5

Продавец-консультант

54

58

57

3

-1

Рабочий

41

45

47

6

2

Рабочий-бригадир

4

4

5

1

1

Столяр

8

7

6

-2

-1

Товаровед

2

2

2

0

0

Уборщик

42

45

38

-4

-7

Фасовщик

15

14

18

3

4

Экономист

7

6

7

0

1

Юрист

2

2

3

1

1

Итого

571

603

617

46

14


Общая численность работников в 2006 г. выросла на 14 человек по сравнению с предыдущим годом и составила 617 человек, а по сравнению с 2004 г. - выросла на 46 человек. Эти изменения произошли за счет того, что на предприятии происходило постепенное расширение штата сотрудников, а также происходило сокращение избыточного количества персонала на некоторых должностях.

Неукомплектованность персонала нередко оказывает отрицательное влияние на динамику объема продукции и ее качество. Даже неукомплектованность непромышленного персонала косвенно влияет на ход деятельности предприятия.

В ходе анализа следует проверить обеспеченность предприятия рабочими определенных профессий, сопоставив для этого фактическую и плановую численность рабочих по всем используемым профессиям. В случае выявления значительных отклонений по каким-либо профессиям необходимо установить конкретные причины и наметить мероприятия по их устранению. Значительная нехватка рабочих по какой-либо профессии затрудняет работу предприятия.

Следует проанализировать соответствие квалификации рабочих требованиям технологии путем сравнения степени сложности работ с уровнем квалификации рабочих.

Общая квалификация рабочих характеризуется средним тарифным разрядом, определяемым как средневзвешенная величина. Степень сложности работ определяется как средневзвешенная величина разряда работ и трудоемкости их выполнения. Средний разряд выполняемых работ должен быть несколько выше разряда рабочих для повышения их заинтересованности в повышении квалификации.

Обеспеченность кадрами, особенно рабочими, зависит от их движения в течение анализируемого периода. Интенсивность движения рабочих кадров характеризуется коэффициентами:

·                   оборота по приему;

·                   оборота по выбытию;

·                   общего оборота;

·                   сменяемости кадров;

·                   текучести кадров;

·                   постоянства кадров;

·                   стабильности кадров.

Таблица 3 - Динамика показателей движения трудовых ресурсов


Виды

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Относительное отклонение 2006 г. от

2004 г.

2005 г.

Среднесписочная численность рабочих, чел.

571

603

617

108,06

102,32

Принято рабочих - всего

24

40

3

12,50

7,50

Выбыло рабочих - всего

5

6

9

180,00

150,00

в том числе:

 

 

 

 

 

в связи с сокращением численности

0

0

0

-

-

по собственному желанию

5

6

7

140,00

116,67

уволено за прогул и др. нарушения труд. дисциплины

0

0

2

-

-

Коэффициенты:

 

 

 

 

 

оборота по приему

0,0420

0,0663

0,0049

11,67

7,39

оборота по выбытию

0,0088

0,0100

0,0146

165,91

146,00

общего оборота

0,0511

0,0785

0,0194

37,88

24,66

сменяемости кадров

0,0088

0,0100

0,0049

55,68

49,00

текучести кадров

0,0088

0,0100

0,0146

165,91

146,00


Коэффициенты движения кадров не планируются, поэтому их анализ производится сравнением показателей отчетного года с показателями предыдущих трех лет.

Текучесть рабочих играет незначительную роль в деятельности предприятия, т. к. составляет всего 0,0088, 0,0100 и 0,0146 в 2004-2006 гг. соответственно. Постоянные кадры, длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определенную деловую атмосферу в коллективе и активно влияют поэтому на уровень производительности труда.

Для оценки социальных результатов изучаются также коэффициенты постоянства и стабильности кадров.

Коэффициент постоянства кадров определяется как отношение численности работников, состоящих в списочном составе в течение года и более, к среднесписочной численности работников. Коэффициент постоянства кадров в 2006 г. составил 617 / 620 = 0,995. Коэффициент стабильности кадров - это отношение численности работников, проработавших на предприятии более 3-х лет, к их среднесписочной численности. Коэффициент стабильности кадров в 2006 г. составил 567 / 620 = 0,915.

Коэффициенты постоянства и стабильности кадров отражают уровень оплаты труда и удовлетворенность работников условиями труда, трудовыми и социальными льготами.


1.3. Социально-психологический климат в коллективе


Наиболее частой причиной внезапного падения производственных и коммерческих показателей предприятия является ухудшение социально-психологического климата организации в целом или в отдельных ее подразделениях. Зачастую резкое изменение социально-психологического климата связано со сменой руководства. Новый начальник приходит со своим пониманием «правильных» отношений в коллективе и активно начинает внедрять их в жизнь. Последствия часто бывают плачевны: старые традиции, правила, наработанные отношения рушатся, а новые - не приживаются. Как итог - падение заинтересованности в результатах деятельности, повышение текучести кадров, снижение мотивации и т. п.

Изменения социально-психологического климата могут быть не так кардинальны. Однако кадровик-профессионал всегда помнит о необходимости периодического мониторинга социально-психологического климата во всех подразделениях организации - как ключевых, так и второстепенных.

Социально-психологический климат трудового коллектива - это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.

Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга. Межличностные отношения обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также ценностями, на которых основывается общение людей. Совместная деятельность любой организации связана с решением определенной задачи (производственной, научной, коммерческой) и наличием у ее участников единой цели.

Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.

Сплоченность - один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными - уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.