Содержание и технология менеджмента
Содержание и технология менеджмента
1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Термины “менеджмент”, “менеджер” быстро и прочно вошли в наш словарный
обиход, заменив используемые нами ранее термины “управление”, “управленческая
деятельность”, “руководитель”, “директор”.
Термин “менеджмент” (“menedgment”) американского происхождения и не
переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин “менеджмент” по
своей сути является аналогом термина “управление”, это его синоним, однако не в
полной мере. Термин “управление” намного шире, поскольку применяется к разным
видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным
сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах,
управление государством); к органам управления (подразделениям в
государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в
объединениях).
Применительно к предпринимательской деятельности, менеджмент - это
самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной
на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в
рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального
использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций
и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого
профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют
ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс
менеджмента предполагает выполнение функций планирова-ния, организовывания,
координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для
производительного и эффективного труда занятых в организации работников и
получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и
умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы
поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для
рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного
работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных
результатов.
Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и
как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством
должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в
организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.
Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и
аппаратом управления.
Менеджмент - специфический орган современных организаций, как
коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное
образование не может существовать и работать эффективно.
Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний
накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций,
теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет
свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей
между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых
совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что
организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование
которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так
внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый
главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода,
но и искусства его применения в конкретных ситуациях.
Таким образом, менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной
экономики, что означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных
потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются
спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства: с
меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
• хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия
решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности
фирмы или ее подразделений;
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния
рынка;
• конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно
самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования современной информационной базы с
компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и
оптимальных решений.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или
доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации
производственного процесса, включая управление производством и развитие
технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового
потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и
лояльности каждого работника.
Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования
фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а
результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок.
Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в
положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии
хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли
на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента
в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не
только в настоящем, но и в будущем.
В связи с этим в задачи менеджмента входит:
·
обеспечение автоматизации
производства и переход к использованию работников, обладающих высокой
квалификацией;
·
стимулирование работы
сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и
установления более высокой заработной платы;
·
постоянный контроль за
эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:
·
определение конкретных
целей развития фирмы;
·
выявление приоритетности
целей, их очередности и последовательности решения;
·
разработка стратегии
развития фирмы — хозяйственных задач и путей их решения;
·
выработка системы
мероприятии для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
·
определение необходимых
ресурсов и источников их обеспечения;
·
установление контроля за
выполнением поставленных задач.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства,
требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных,
финансовых, трудовых и др.
3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Характерные для менеджмента черты включают экономический,
социально-психологический, правовой и организационно - технические аспекты.
Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства,
в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов,
необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой
группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для
достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством
которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также
социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции,
ценности и обычаи.
Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных,
политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое
ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по
вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а
также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское
законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.
Организационно - технический аспект менеджмента включает рациональную
оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную
разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов,
рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями,
необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей,
осуществляющих эту работу.
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно
разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление;
контроль.
Стратегическое управление включает:
·
выработку цели
менеджмента;
·
прогнозирование как
предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих
факторов;
·
перспективное планирование
как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов
от установленной цели.
Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных
мер, которая подразделяется на:
·
организацию как создание
нужной структуры и необходимых ресурсов;
·
руководство как
распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.
Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и
выступает как исходный пункт нового цикла управления.
Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса
управления как единство экономического, организационно-технического и
социально-психологического аспектов управления.
4. МИССИЯ И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ
Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он
извлечет из своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал,
достаточный для продолжения своего дела в более широких масштабах, можно только
в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у
потребителей. Значит, предпринимателю, менеджеру, прежде всего, следует
продумать, каким направлением бизнеса он должен заниматься, т.е. определить
предпринимательскую идею.
Предпринимательская идея — основа любого делового начинания. Чтобы она постоянно
формировалась у человека, нужно обладать предпринимательскими способностями,
иметь необходимые знания о производстве той или иной продукции, о торговле,
посреднической и инновационной деятельности в сфере финансов.
Чтобы реализация предпринимательской идеи принесла положительные
результаты, необходимо разрабатывать стратегию хозяйственной деятельности,
определяющую главные цели, генеральную программу действий с выделением
приоритетных проблем и важнейших ресурсов для достижения этих целей.
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради
достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как
целостная система. Целеполагание - это исходный момент в деятельности менеджера,
приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.
Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия,
выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается
такими понятиями как "политика", "философия",
"миссия". В ней обычно детализируется статус предприятия,
декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения
руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и
методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее,
показывая на что, будут направляться усилия и какие ценности будут при этом
приоритетными.
Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии
развития и установления ключевых целей по таким функциональным важнейшим
подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы,
менеджмент.
Примеры формулировок миссии:
|