скачать рефераты

МЕНЮ


Сокращение инновационного цикла в условиях рынка

К основным мероприятиям можно отнести:

концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке;

реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризацию государственного сектора исследований и разработок;

обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов.

Основными результатами реализации данных мер станут:

увеличение доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки;

укрепление престижа российской науки, включая приток молодых кадров в научную сферу;

рост бюджетной обеспеченности работников в академическом секторе науки: в 2008 г. не ниже 750 тыс. руб. в год на человека (при этом средняя ежемесячная заработная плата в академическом секторе должна составлять не менее 30 тыс. руб.). Говоря об этом секторе науки, следует иметь в виду не только институты РАН, но и другие организации, активные в фундаментальных исследованиях.

Вторая задача - создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.

Важной представляется реализация мер по созданию благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры, в первую очередь дальнейшее развитие:

финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, в первую очередь "посевных" и венчурных технологических фондов;

технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий и т.п.;

Со второй тесно связана и третья задача - развитие институтов использования и защиты прав на ИС.

К основным мерам в этой области можно отнести совершенствование нормативно-правовой базы, в частности нормативного закрепления рационального порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности (далее - РНТД), созданные за счет бюджета. При этом необходимо отметить, что движение в данном направлении уже есть - недавно Правительство РФ утвердило Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на РНТД, полученные за счет средств федерального бюджета. Однако активизация инновационной деятельности и создание цивилизованного рынка объектов ИС будут возможны только в том случае, если в нормативные правовые акты различных отраслей будут внесены согласованные системные изменения и дополнения, направленные на стимулирование инновационной деятельности.

Основными результатами решения второй и третьей задач станут:

повышение патентной активности, капитализация научных результатов;

усиление роли малого и среднего бизнеса в сфере науки и инноваций;

существенное расширение масштабов деятельности фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов.

Четвертая задача - модернизация экономики на основе технологических инноваций. С одной стороны, это - технологическая модернизация отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок. Ускоренная модернизация отраслей - императив, необходимо содействовать всем ее формам: развитию корпоративных НИОКР; импорту передовых технологий; заказам российскому специализированному сектору исследований и разработок, прежде всего в рамках частно-государственного партнерства. Необходимо доводить до потенциального потребителя информацию о проводимых исследовательских работах госсектора науки, содействовать участию бизнеса в выборе технологических приоритетов, разрабатывать меры технического регулирования, политику долгосрочных контрактов в рамках государственных закупок, включая оборонный заказ, координировать планы технологической модернизации государственных корпораций.

Важнейшее направление - стимулирование спроса в предпринимательском секторе на инновации. Отнесение на себестоимость расходов корпораций на НИОКР - одна из мер стимулирования. В связи с этим актуальны принятые налоговые новации, вступающие в действие с 2006 г.3 Дальнейшее развитие налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности, в том числе на основе передового зарубежного опыта, принципиально важно.

С другой стороны, это - формирование и реализация национальных приоритетов технологического развития в рамках отраслевых целевых программ технологического профиля. Здесь актуальны: ориентация на рынок, развитая система частно-государственного партнерства, поддержка региональных инновационных кластеров. Поиск перспективных направлений, в том числе в рамках апробированного механизма "мегапроектов", о котором уже неоднократно докладывало Минобрнауки России. Сейчас происходит переход к реализации масштабных инвестиционных проектов4.

В рамках проектов (период реализации - три-пять лет) осуществляется полный инновационный цикл. В настоящее время Миноборнауки России финансирует девять проектов, шесть из них - c 2003 г., остальные - с конца 2004 г. Объем бюджетного финансирования составляет 2 760 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 939 млн. руб., за счет внебюджетного финансирования - 3 310 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 1 172,5 млн. руб.

Осуществление предлагаемых мер позволит достичь повышения инновационной активности в экономике, увеличения удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции, так и в ее экспорте.

Основой для уточнения мероприятий действующих ФЦП технологического профиля и формирования новых целевых технологических программ могли бы стать две базовые широкопрофильные технологические программы:

1) Программа развития научно-технологической базы;

2) Программа трансфера технологий двойного назначения.

В отношении Программы развития научно-технологической базы следует отметить следующее. Начиная с 2005 г. Министерство реализует новую редакцию ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 гг. В рамках этой Программы ресурсы сконцентрированы на шести приоритетных направлениях5, развитие которых направлено на достижение мультипликативного эффекта в отраслях экономики.

Реализация данной программы позволила добиться следующих качественных результатов:

сформирована система определения приоритетов для государственной поддержки в научно-технологической сфере и обеспечена консолидация средств федерального бюджета на этих направлениях;

отработаны механизмы поддержки инновационных проектов на стадиях инновационного цикла "генерация знаний - разработка и коммерциализация технологий";

создана организационная система, обеспечивающая согласование интересов государства, частного бизнеса и науки в реализации приоритетов технологического развития, включая существенное привлечение внебюджетных средств (до 50% по комплексным инновационным проектам).

Указанные механизмы и инструменты целесообразно использовать в разрабатываемой сейчас базовой программе в сфере науки и инноваций "Научно-технологическая база России" на 2007 - 2012 гг., обеспечив тем самым преемственность и логическое развитие программ.

В то же время при реализации новой программы планируется обеспечить смещение акцентов по ряду направлений, в том числе:

усилить непосредственное участие бизнеса в конкретизации национальных приоритетов технологического развития и отборе наиболее эффективных научных организаций для выполнения соответствующих НИОКР;

активно стимулировать устойчивые связи между элементами инновационной системы, включая интеграцию вузов, малых научных организаций в систему научно-технических связей;

усилить поддержку формирования негосударственных научных организаций, в том числе через развитие технико-внедренческих особых экономических зон и технопарков.

Предложения Стратегии базируются на объемах финансирования исследований и разработок гражданского назначения, определенных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 г. на период до 2010 г., а также предусматривают необходимые расходы на поддержку инновационной инфраструктуры. В упомянутом документе было предложено два подхода к финансированию: в текущих ценах и в доле от расходной части бюджета. Наиболее рациональным представляется промежуточный сценарий, сочетающий консервативность в увеличении бюджетных расходов и необходимую ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной Стратегии.

Основными принципами финансирования реализации Стратегии являются опережающий рост бюджетных расходов на фундаментальные исследования как безусловное обязательство государства и развитие ключевых элементов инновационной инфраструктуры.

В отношении прикладных разработок в целом при учете всех источников финансирования мероприятий Стратегии значительная доля средств придется на реализацию национальных приоритетов технологического развития.

Стратегию в области развития науки и инноваций предполагается реализовать в два этапа: первый - 2006-2007 гг.; второй - 2008 - 2010 гг.

Первый этап (2006 - 2007 гг.) - это дальнейшее развитие сектора исследований и разработок, реформирование государственного сектора науки, гармонизация и развитие институтов, влияющих на инновационно-инвестиционный климат. Необходимо также завершить институциональные изменения в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности.

Ключевыми задачами второго этапа (2008 - 2010 гг.) являются создание современной целостной инновационной системы, активное позиционирование отечественного сектора исследований и разработок в глобальной экономике, реализация крупных проектов по национальным приоритетам технологического развития в рамках частно-государственного партнерства.

Необходимо отметить, что в представленном документе мероприятия и соответствующие ресурсы определены на период до 2010 г., но эффекты от реализации Стратегии носят более долгосрочный характер, поэтому в Стратегии содержатся оценки на период до 2015 г.

Первое - устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки в случае реализации Стратегии с увеличением доли внебюджетных средств в этих затратах и доли сектора высшего образования.

Второе - обеспечение притока молодых кадров в сферу науки, рост доли российских авторов публикаций в ведущих научных журналах.

Третье - динамичный рост удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, а также доли инновационной промышленной продукции в общем объеме ее продаж. При этом ожидается получение по этим показателям значений, которые характерны для зарубежных стран с развитыми инновационными системами.

Предложенный в Стратегии подход к решению системной проблемы позволит:

создать базис для устойчивого экономического роста в средне - и долгосрочной перспективе;

создать условия для роста во всех отраслях экономики, использующих результаты интеллектуальной деятельности;

продемонстрировать на примере конкретных проектов и программ возможности экономики, основанной на знаниях,

повысить качество "человеческого капитала".

Почти в течение года Стратегия была открыта для обсуждения, проведен ряд заседаний экспертов по принципиальным вопросам, высказались точки зрения представителей федеральных органов исполнительной власти, научного сообщества и бизнеса.

Одновременно велась практическая работа по всем перечисленным выше направлениям, включая разработку нормативно-правовых актов. В результате представленный проект Стратегии был значительно переработан и дополнен, нем учтены также наиболее существенные замечания и предложения.

1. Доклад сделан на заседании Правительства РФ 15 декабря 2005 г. Опубликован в журнале "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" № 2, 2006

2. Министерство совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает ряд законопроектов, среди которых проекты федеральных законов "О передаче технологий", "О фондах поддержки науки и инноваций", "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий".

3. Предполагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ: ввести льготы по уплате налогов на прибыль и на имущество, а также на НДС. Эти льготы предусмотрены для предприятий, занимающихся освоением новой техники и технологий, содержащих объекты ИС, в том числе созданные за счет федерального бюджета.

4. Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения основана на долевом финансировании - за счет федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП)"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. финансируются стадии проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а из внебюджетных источников - освоение результатов НИОКР в производстве и выпуск продукции.

5. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (в рамках ФЦНПТ):

информационно-телекоммуникационные системы;

индустрия наносистем и материалы;

живые системы;

рациональное природопользование;

энергетика и энергосбережение;

безопасность и противодействие терроризму.


1.3 Взаимосвязь нововведений и текущего производства


Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики вроде бы ни у кого не вызывают сомнений. Но эта связь редко бывает ровной, сбалансированной. На самом деле в каждый конкретный отрезок времени можно наблюдать крен то в одну, то в другую сторону. Это, по-видимому, закономерно.

Перенося этот образ на ситуацию в образовании, можно сказать, что смещение акцентов в сторону новой или уже сложившейся, доказавшей свою эффективность, педагогической реальности не служит препятствием движению вперед, а скорее является одной из его инвариантных характеристик. С другой стороны, беспорядочный, сметающий все на своем пути прорыв в новое, связанный с игнорированием, а при случае и разрушением всего "старого", не учитывающий уроков прошлого, приводит, в конечном счете, к тому же, что и отказ от реформ в пользу традиционно привычного и притом не самого лучшего. Результатом и в том, и в другом случае будет отсутствие результата, по крайней мере, положительного.

Одной их характеристик научного знания является его кумулятивность, т.е. опора на ранее полученные научные результаты, которые ученый не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций. Таблица умножения остается при любых реформах, а зеркало нет необходимости менять каждый раз, когда в нем отражаются новые лица.

И так известно, что там, где инновации появляются не на голом месте, а на возделанной усилиями науки почве, они улучшают дело. Правда, под "наукой" понимают разное, да и "улучшение" - понятие не однозначное. Но это должно быть не столько предметом споров, сколько задачей спокойного анализа.

Подводя итог этому краткому обзору тенденций, поисков, неизбежных конфликтов между неизведанным и привычным в трудном и противоречивом процессе перехода к новой эпохе развития российского общества и его образовательной сферы, можно утверждать, что этот итог - в целом положительный.

Инновация - введение новшеств или новаций; рентабельное использование новых технологий, новой техники, новой продукции, организационно-технических и социально-экономических решений.

Новшество становится нововведением после того, как оно принято к рассмотрению.

Процесс введения новшества на рынок носит название процесс коммерциализации.

Период времени от зарождения идеи новшества, создания этого новшества и до его распространения носит название инновационный цикл.

Инновационный цикл состоит из 4 этапов:

1 этап: исследовательская работа и разработка новшества.

Этот этап включает в себя 2 подэтапа:

фундаментальные исследования (разработка теоретической основы будущего новшества. Выполняют специализированные институты)

исследования прикладного характера (для конкретных целей, для конкретных отраслей промышленности. Выполняют специализированные институты и научные подразделения компаний)

В зависимости от сложности новшества, разработка ведется от нескольких лет до нескольких десятилетий.

2 этап: изготовление или оформление новшества.

Изготовление - если новшество является средством труда, либо предметом труда, которое должно быть использовано.

Оформление - если это теоретическая разработка для конкретного процесса.

3 этап: Обращение и реализация новшества.

Если новшество разработано не для самого предприятия, и не засекречено то оно должно быть реализовано, то есть выпущено на рынок.

4 этап: Эксплуатация новшества.

Эксплуатация может быть по длительности различна.

Новшество может не дать ожидаемого результата и тогда оно может оказаться недолгосрочным в эксплуатации, а иногда может применяться многие годы, если дает положительный эффект.


Глава 2. Условия сокращения инновационного цикла в практике


2.1 Сокращение инновационного цикла - важный фактор интенсификации общественного производства


Инновационный процесс состоит из нескольких частей (фаз), которые в совокупности оставляют цикл инноваций.

Как правило выделяют 5 фаз инновационного цикла:

1. Фундаментальная наука

2. Прикладная наука

3. Разработка (Проектирование)

4. Производство

5. Потребление (эксплуатация)

Цикл инноваций может быть представлен в виде ленточной диаграммы (рис.1), отражающей последовательность и связь инновационного процесса.


Рис.1. Диаграмма инновационного процесса.


Инновационный процесс графически можно отразить в виде кривой жизненного цикла, отражающей не только очередность фаз инновационного процесса, но и распределение финансовых ресурсов - кривая прибыльности (рис.2)

Рис.2. Кривая жизненного цикла инноваций.


2.2 Пути сокращения цикла "исследование-производство"


К числу основных путей сокращения и оптимизации структуры цикла исследование - производство обычно относят комплекс мероприятий, связанных с совершенствованием форм планирования, координации научной деятельности, организационных форм реализации научных исследований механизмов хозяйственного регулирования; применение экономико-математических моделей и методов; рекомендации по установлению оптимальных соотношений объемов финансирования фундаментальных прикладных исследований и разработок; разработку организационно-методологических методов ускорения цикла.

Сокращение длительности всех этапов исследований и разработок, предшествующих промышленному производству, является важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства. Рассмотрим пути повышения эффективности цикла исследование - производство (на основе совмещения этапов цикла и реализации так называемых процессов итерации), определяющие глубокие изменения в содержании ее характере труда инженершах кадров и соответственно в системе их подготовки и повышения квалификации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.