скачать рефераты

МЕНЮ


Совершенствование разработки управленческих решений в жилищной сфере (на примере городского округа "Город Хабаровск")

Совершенствование разработки управленческих решений в жилищной сфере (на примере городского округа "Город Хабаровск")

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточная академия государственной службы

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

Курсовой проект

по дисциплине «Разработка управленческих решений»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ разработки УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ХАБАРОВСК»)

Хабаровск 2010

ВВЕДЕНИЕ

До перехода на рыночные отношения основными источниками пополнения жилого фонда нашей страны были государственное жилищное строительство и строительство жилья предприятиями и организациями, а кооперативное и индивидуальное жилищное строительства играли вспомогательную роль. Однако в начале 90-х гг. наметилось резкое свертывание темпов строительства жилья со стороны государства, предприятий и организаций, что привело к почти полному исчезновению какой либо поддержки населения в жилищной сфере.

Благодаря проведенным в 1991–2005 годах реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому нет нужды вспоминать прошлое – надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Причем изобретать велосипед вовсе не требуется: во многих странах такой механизм давно работает. Это – сформированный рынок жилья. Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка.

Однако, в результате кризисов, потрясших экономику страны в конце XX века, а также нынешнего мирового финансового кризиса, в России сильно возросла дифференциация доходов населения. В силу этих причин одной из важнейших социальных проблем сегодня является обеспечение населения жильем. В России жилье является дорогостоящим объектом и покупка данного товара при разовом получении дохода (заработная плата) для многих россиян практически невозможна.

Нужно подчеркнуть, что такая социальная проблема как проблема развития системы ипотечного кредитования в России является актуальной в социально-экономическом плане. В России за 20 лет рыночных преобразований так и не был создан фонд социального жилья. Действительно социального жилья. Того, которое нельзя приватизировать ни при каких обстоятельствах, которое предоставляется на ограниченный срок до улучшения экономического положения семьи. Временно предоставляется малоимущим, безработным, беженцам, лицам, вернувшимся из мест заключения, молодым семьям, откладывающим деньги для первоначального взноса по ипотеке. Почти во всем мире оно есть: от малопригодных для жизни бараков, до вполне приличных многоэтажек, напоминающих наши гостиницы «три звездочки».

Да, известна сверхгуманная практика европейских стран, например, Германии, где «социалы» живут в муниципальном жилье поколениями, да еще и на вполне приличном пособии. Практически не предпринимая усилий найти работу. В России немецкая практика вызывает удивление. Но еще большее удивление вызывает у немцев российская практика.

В России нет «немецкого» социального жилья даже для работающих. Даже для молодых семей, которые хотят работать, рожать, копить деньги на первоначальный взнос по ипотечному кредиту. При этом Россия делает то, чего не делают богатейшие страны мира - просто дарит жилье, но только незначительной части нуждающихся, выделенных по условным и сомнительным критериям.

В «очередь» могут встать те, у кого на каждого члена семьи приходится менее 10 кв.м, и никаких шансов не имеют те, у кого есть, скажем, 10,1 кв.м. В «очередь» ставятся граждане, чьи официальные доходы едва превышают прожиточный минимум. И этим же гражданам государство предлагает ускоренные варианты получения жилья (субсидии или использование социальной ипотеки) при частичной оплате жилья гражданином за счет собственных накоплений! И граждане со справками о полуголодном существовании оплачивают 1/3 или 2/3 квартиры на радость себе и администрации города, гордящейся своими социальными достижениями.

15 января 2010 года Госдума приняла поправки в закон о введение в действие Жилищного кодекса, вновь продлившие бесплатную приватизацию жилья, теперь до 1 марта 2013 года. Председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников горестно прокомментировал решение коллег: «В результате вновь на несколько лет откладывается формирование фонда социального жилья, а, значит и возможность неимущим гражданам улучшить свои жилищные условия».

Актуальность темы. В городе Хабаровске огромное количество семей в возрасте от 18 до 30 лет нуждаются в улучшении жилищных условий. Низкий процент нуждающейся молодежи из ее общего числа объясняется тем, что многие молодые семьи, которые реально нуждаются в улучшении жилищных условий, не обращались в органы исполнительной власти из-за отсутствия перспективы получить жилье. По данным социологического исследования по проблеме обеспечения жильем молодых семей, молодые люди пессимистично оценивают свои шансы на получение или приобретение жилья. Каждая вторая молодая семья считает ситуацию безвыходной.

В качестве основных причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, в подавляющем большинстве случаев назывались отсутствие перспектив улучшения жилищных условий или низкий уровень доходов. Неудовлетворенность жилищным положением ведет к снижению уровня рождаемости и увеличению количества разводов среди молодых семей.

Я считаю, что одной из приоритетных задач администрации города Хабаровска должна быть поддержка молодых семей при решении своих жилищных проблем. Являясь гражданином Российской Федерации и коренным жителем города Хабаровска, я хотел бы внести свой вклад в решение одной из важнейшей общественной проблемы нашего времени и предложить свой вариант социального ипотечного кредитования.

В данной работе, мною был предложен проект создания на муниципальном уровне ОАО "Агентства по социальному ипотечному кредитованию молодых семей в городе Хабаровске" (АСИК).

Целью проекта является:

- анализ управления администрации города Хабаровска в системе ипотечного, социального кредитования;

- создание на муниципальном уровне Агентства по социальному ипотечному кредитованию в городе Хабаровске – решение общественной проблемы, обеспечения молодых семей города Хабаровска жильем.

Задачами проекта являются:

1. Рассмотрение основ системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.

2. Анализ состояния и выявление основных проблем в деятельности администрации города Хабаровска по вопросам ипотечного кредитования.

3. На основании выявленных проблем, разработать проект решения этих вопросов.

Объектом исследования является система ипотечного жилищного кредитования.

Предметом исследования является деятельность администрации города Хабаровска, в сфере ипотечного жилищного кредитования.

Анализ изученных источников и литературы. При написании данного курсового проекта были изучены научные публикации, учебные пособия, статьи, законодательные акты, программы по развитию ипотечного кредитования в РФ, Хабаровском крае, городе Хабаровске, а именно:

1.                Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон РФ от 16.07.1998 №102-ФЗ (с изменениями на 17 июля 2009 года) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №29.- 3400;

2.                Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в российской Федерации: постановление Правительства от 08.05.02 г. №302 // Собрание законодательства Р.Ф. - 17.01.2000. - №3. - С. 278;

3.                Концепция внедрения и развития системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае: постановление Губернатора Хабаровского края от 20.10.2006. №175 // Сборник нормативных актов администрации Хабаровского края. - 2000. - №6. - С. 231;

4.                О порядке и условиях предоставления государственной поддержки жителям Хабаровского края в строительстве жилья на условиях ипотеки с привлечением бюджетных средств: постановление Губернатора Хабаровского края от 15.03.05 №61 // Собрание законодательства Хабаровского края. - 2005. - №3. - С.207-212;

5.                Об утверждении городской целевой программы "Социальная ипотека для жителей города Хабаровска на 2006-2017 годы" решение Хабаровской городской Думы от 20.06.06. №270 // Сборник нормативных актов администрации города Хабаровска и Хабаровской городской Думы. - 2006. - №6. - С.75-87;

6.                Об утверждении городской целевой программы "Жилье для молодых семей на 2006-2009 годы" решение Хабаровской городской Думы от 20.06.06 №269 // Сборник нормативных актов администрации города Хабаровска и Хабаровской городской Думы. - 2006. - №6. - С.89-100;

7.                Грудцина, Л.Ю. Инструменты ипотечного кредитования / Л.Ю. Грудцина // Законодательство и экономика. - 2006. - №2. - С. 66-67;

8.                Саркисян, А.Г. Ипотечное кредитование на современном этапе / А.Г. Саркисян // Банковское дело. - 2006. - №8. - С.46-52.

Для наиболее полного и достоверного изложения фактов, описывающих выбранную тему, необходимо было изучить законодательную базу Российской Федерации, Хабаровского края, города Хабаровска в области развития ипотечного кредитования.

Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации и Концепция внедрения и развития системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае определяют основные проблемы развития ипотечного кредитования на федеральном уровне и уровне субъекта РФ. В данных документах отражены пути решения ипотечного кредитования, приведен перечень программ по развитию ипотеки, которые затрагивают и социальную ипотеку, и ипотеку для молодых семей. Концепции определяют общие направления, на которые должны ориентироваться органы власти местного самоуправления для принятия собственных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования населения.

Для исследования ипотечного жилищного кредитования населения в городе Хабаровске был изучено и проанализировано решение Хабаровской городской Думы от 20.06.06 №270 «Об утверждении городской целевой программы - социальная ипотека для жителей города Хабаровска на 2006-2017 годы» и решение Хабаровской городской Думы от 20.06.06 №269 «Об утверждении городской целевой программы - жилье для молодых семей на 2006-2009 годы». В перечисленных документах обзорно освящена сущность проблемы социальной ипотеки и ипотеки для молодых семей. Разработан механизм выдачи кредитов, сроки выплаты процентов, льготы. Проведенный анализ выше названных законодательных актов позволил сделать вывод о несовершенстве механизма ипотечного жилищного кредитования в городе Хабаровске.

А.Г. Саркисян в своей статье «Ипотечное кредитование на современном этапе» определил насущные проблемы ипотечного жилищного кредитования, существующие как в Российской Федерации, так и на уровне субъекта РФ и местного самоуправления.

Методами исследования в данной работе являются, абстрактно-логический, монографический и аналитический.

Эмпирической базой курсового проекта является Федеральное законодательство, нормативно-правовые акты субъектов РФ, данные периодических изданий, а также Интернет - сайтов российских операторов ипотечного жилищного кредитования.

Хронологические рамки охватывают период: 2002-2010гг.

Практическая значимость заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы органами муниципальной власти города Хабаровска для улучшения жилищных условий молодых семей и тем самым усовершенствовании деятельности администрации города Хабаровска по вопросам ипотечного кредитования.

1. ОСНОВЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1 Ипотека: понятие и сущность

Ипотека - это одна из форм имущественного обеспечения обязательства должника, при которой недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества. Обязательство должника может быть не только банковским, но и обязательством, основанным на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда и т. п.

Из сказанного следует, что можно выделить следующие принципы ипотеки:

-   гласность, или публичность - доступ каждого заинтересованного лица к информации, содержащейся в ипотечной книге;

-   специальность - возможность установления ипотеки только к определенной недвижимости и в определенном объеме;

-   достоверность - записи в публичных книгах означают, что в отношении данного имущества нет иных прав и правовых ограничений, кроме обозначенных;

-   старшинство - преимущество одного закладного права перед другим в зависимости от времени внесения его в ипотечную книгу;

-   бесповоротность - ипотека прекращается лишь в случаях, прямо предусмотренных в законе или договоре; неприменимости погасительной давности к занесенным в ипотечную книгу правам.

Таким образом, ипотечный кредит - это кредит, обязательство, возвращение которого обеспечено залогом недвижимого имущества (ипотекой).

Ипотечное кредитование - это целостный механизм реализации отношений, возникающих по поводу выдачи, продажи и обслуживания ипотечных кредитов.

Ипотечные кредиты могут быть обычными и комбинированными (выдаваемыми несколькими кредиторами), а также субсидиарными и выдаваемыми на общих условиях.

Широкое использование кредита является необходимым условием нормального функционирования экономики любого государства и невозможно без серьёзного обеспечения интересов кредитора. Наиболее эффективно эти интересы могут быть защищены посредством использования сторонами залога недвижимости (ипотеки), поскольку:

1) недвижимость сравнительно мало подвержена риску гибели или внезапного исчезновения, а её наличие легко проверяется;

2) недвижимость обладает осложнённой оборотоспособностью (связанной с необходимостью регистрации сделок с ней в государственных органах), что позволяет кредитору легко проконтролировать либо вообще запретить её отчуждение;

3) стоимость недвижимости имеет тенденцию к постоянному росту, что даёт кредитору гарантии полного погашения задолженности;

4) высокая стоимость недвижимости и риск её потери являются мощным стимулом, побуждающим должника точному и своевременному исполнению своих обязательств.

Ипотека - это предоставление ссуды под залог недвижимости.

К недвижимому имуществу, которое является предметом ипотечного обязательства, относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и всё, что прочно связано с землёй, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В залог не принимаются особо охраняемые земельные участки, муниципальное и государственное имущество, а также имущество, в отношении которого факт приватизации признан недействительным.

Но наибольший интерес представляет ипотечное кредитование жилья, т.к. жильё в рыночной экономике - наиболее представительный индикатор роста, отражающий динамику развития различных секторов экономики и уверенность населения в своем будущем, в будущем страны в целом.

В настоящее время в стране созданы необходимые предпосылки, как на федеральном, так и региональном уровнях для начала реализации системы ипотечного жилищного кредитования.

Основные участники ипотечного кредитования:

1.                Заемщики - физические и юридические лица, обратившиеся за получением ипотечного кредита, квалифицированные кредитором как надёжные и платёжеспособные и, на основании этого, получившие ипотечный кредит, добровольно предоставляющие уже имеющееся у них собственности и/или приобретаемое на средства кредита жильё в залог и способные внести авансовые платежи при приобретении жилья;

2.                Кредиторы - банки и другие финансовые кредитные учреждения, предоставляющие ипотечные кредиты заемщикам на основании оценки их кредитоспособности и осуществляющие последующее обслуживание данных ипотечных кредитов;

3.                Продавцы жилья - это физические и юридические лица, продающие собственное жильё или жильё, принадлежащее другим физическим и юридическим лицам по их поручению;

4.                Риэлтерские организации - лицензированные продавцы жилья, осуществляющие продажу жилья по поручению других участников рынка, из собственных жилищных фондов, а также участвующие в организации и проведении торгов по реализации жилья, на которое наложено взыскание;

5.                Страховые компании - лицензированные страховые компании, осуществляющие страхование заложенного жилья, страхование жизни и трудоспособности заёмщика и страхование гражданско-правовой ответственности участников ипотечного рынка;

6.                Оценочные агентства - лицензированные страховые компании, осуществляющие независимую профессиональную оценку жилых помещений, являющихся предметом залога при ипотеке;

7.                Операторы вторичного ипотечного рынка - юридические лица, осуществляющие выкуп ипотечных кредитов у первичных кредиторов и выпускающие на их основании ценные бумаги;

8.                Инвесторы - юридические и физические лица, приобретающие ценные бумаги операторов вторичного ипотечного рынка (в основном институциональные инвесторы - пенсионные фонда, страховые компании);

9.                Правительство - регулирует первичный и вторичный ипотечные рынки, предоставляет поручительства инвесторам по ценным бумагам, участвует в управлении операторов вторичного ипотечного рынка .

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.