скачать рефераты

МЕНЮ


Совершенствование разработки управленческих решений в жилищной сфере (на примере городского округа "Город Хабаровск")

Первичный рынок определяется взаимодействием заемщика и банка, а его инструментами являются собственно ипотечные кредиты. Цепочка банк - посредник - инвестор составляет содержание вторичного ипотечного рынка, инструментами которого являются ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами.

Реализация экономических отношений участников ипотечных отношений по существу происходит на первичном ипотечном рынке. Должники в качестве исполнения обеспечения разного рода обязательств, предоставляют кредиторам в залог недвижимое имущество.

Перечень объектов, являющихся недвижимым имуществом, а также вещей, приравненных к нему, приведен в п. 1 ст. 130 ГК РФ.

В п. 1 ст. 5 Закона «Об ипотеке» установлено, что предметом ипотеки может быть недвижимое имущество по классификации ГК РФ, при наличии на него прав, зарегистрированных в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Таким образом, ипотека - это залог недвижимости, подвергнутый государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В качестве предмета ипотеки может выступать любое недвижимое имущество, которое может находиться в гражданском обороте и имеется возможность его отчуждения. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона «Об ипотеке» в отношении отдельных видов недвижимого имущества установлен различный правовой режим, требующий тщательного учета. Помимо этого, определение ограничения права отдавать имущество в залог по договору об ипотеке содержится в ст. 6 Закона «Об ипотеке».

В сущности, первичный рынок ипотечных кредитов - сегмент ипотечного рынка, непосредственно охватывающий всю совокупность деятельности кредиторов и должников, вступающих между собой в соответствующие обязательственные отношения, при которых должник (залогодатель) в качестве способа обеспечения обязательства предоставляет, а кредитор (залогодержатель) принимает в залог недвижимое имущество.

Вторичный рынок ипотечных кредитов - сегмент ипотечного рынка, в котором происходит формирование совокупного кредитного портфеля ипотечной системы за счет трансформации персонифицированных прав по кредитным обязательствам и договорам об ипотеке.

Таким образом, вторичный рынок является связующим звеном между инвесторами и кредиторами на первичном ипотечном рынке, обеспечивая аккумуляцию денежных средств инвесторов и направляя финансовые потоки (через выпуск облигаций и их размещение на фондовом рынке) в ипотечные кредиты. При этом важной задачей вторичного рынка является предоставление инвестору дополнительных гарантий в отношении вложенных им средств.

1.2 Основные проблемы, существующие на современном этапе развития ипотечного кредитования


Первой проблемой ипотечного жилищного кредитования является нехватка долгосрочных ресурсов. Обеспечивать ипотечные кредиты за счет вкладов очень опасно из-за разрыва в сроках. Для рефинансирования ипотечных кредитов, рынок нужно обеспечить необходимыми ипотечными ценными бумагами, иначе ипотека не получит масштабного развития.

Следует отметить, что в некоторых странах (США, Великобритания, Швейцария и Германия) уже давно существуют механизмы рефинансирования, позволяющие заемщику увеличивать свою кредитную линию по мере увеличения стоимости его жилья и таким образом использовать полученные средства для приобретения «сопутствующих товаров», например, электробытовых приборов, автомобиля и т.д.

Несмотря на сильную социальную составляющую ипотеки, все больше кредитов предоставляется на приобретение индивидуальных жилых жомов, земли, а также даются нецелевые кредиты под залог недвижимости. В ближайшей перспективе наиболее интересным представляется кредитование на этапе строительства жилья. Для подобного рода кредитов основной риск для банка и заемщика - возможная незавершенность строительства, в остальном же подобные кредиты намного надежнее классического кредитования на покупку вторичного жилья, поскольку обеспечением является залог прав требования и в случае неплатежей отсутствуют дилемма выселения или принятия убытков.

Сейчас ни один банк не решается значительно отклониться от общепринятых стандартов кредитования из-за риска неудачного рефинансирования. Так или иначе, в настоящий момент оценка хороших или рисковых кредитов и заемщиков происходит по наитию, поскольку российская ипотека только появляется.

Второй проблемой ипотечного жилищного кредитования является цена ипотеки. Причем стоимость жилья эконом - класса растетет стремительнее, чем элитное жилье. Рост цен на жилье в России обгоняет европейские тенденции.

Снижение рублевой процентной ставки у Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) привело к снижению ставок по банковским кредитам. Однако экономически не просчитанное снижение процентных ставок ниже уровня инфляции может привести не только к дополнительной эскалации роста цен на недвижимость, но и к неудачам при размещении ипотечных ценных бумаг на открытом рынке. В последнее время ставки по ипотечным кредитам снижаются довольно стремительно. В то же время в обозримом будущем ожидать значительного понижения процентных ставок по этим кредитам не стоит.

Выходом из этой ситуации будет ипотечное страхование. Ипотечные кредиты выдаются под залог приобретаемого жилья. Банк, заинтересованный в сохранности предмета ипотеки, требует от заемщика, чтобы предмет ипотеки был застрахован в пользу банка дополнительным обеспечением возврата кредита. В случае уничтожения предмета ипотеки или потери заемщиком титула собственника банк получает страховое возмещение и закрывает кредит.

На российском рынке объем страхования крайне мал, этим видом страхования охвачен очень узкий слой населения. В развитых же странах полис страхования жизни потому и используется в схеме ипотечного кредитования, что он есть практически у каждого работающего и получающего доход человека.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА ПО РЕШЕНИЮ ЖИЛИЩНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

2.1 Реализация муниципальной политики по решению жилищных вопросов молодых семей города Хабаровска

Муниципальное жилье - жилье, которое на праве собственности принадлежит муниципалитету.

Муниципальное жилье распределяется бесплатно остро нуждающимся: работникам муниципальных бюджетных учреждений города, ветеранам и состоящим на учете молодым семьям, но на условиях предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения из муниципального жилищного фонда (служебные жилые помещения, то есть без права приватизации и продажи этого жилья), а также на условиях предоставление жилья по договору социального найма жилого помещения из муниципального жилищного фонда (социальные жилые помещения, с правом приватизации этого жилья).

В настоящее время в городе Хабаровске реализуется долгосрочная целевая программа «Строительство муниципального жилья в Хабаровске». Программа, рассчитана на 2008-2013 годы, утверждена депутатами Хабаровской городской думы. За это время из бюджета города планируется выделить более миллиарда рублей, что позволит построить жилье для 260 семей.

Объем средств, необходимых для выполнения программы, рассчитывался, исходя из средней рыночной цены квадратного метра жилья в краевом центре, нормы предоставления общей площади на одного члена семьи. Что же касается числа членов семьи, то для расчета бралась средняя цифра - 3 человека.

Сегодня на учете в мэрии зарегистрирована 131 семья, которая в соответствии со всеми требованиями закона признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилья из муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Документы для постановки на учет рассматривает специальная жилищная комиссия, созданная при администрации города. В комиссию входят и представители городской думы. Квартиры, которые планируется строить в рамках принятой программы, будут предоставляться состоящим на учете семьям, а также нуждающимся в жилье работникам муниципальных учреждений города - в этом случае они будут оформляться на основании договоров найма служебных жилых помещений.

Также в целях более эффективного решения проблемы обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", на основании Устава городского округа "Город Хабаровск" Хабаровской городской Думой была утверждена городская целевая программа "Жилье для молодых семей на 2006 - 2009 годы". Количество молодых семей, улучшивших свои жилищные условия через строительство жилья по данной программе должно было быть 280 семей – программа полностью провалилась.


2.2 Основные проблемы администрации города по вопросам ипотечного кредитования в Хабаровске

Проблемы жилищной политики администрации города носят не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивающий жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности.

Мне кажется, что все усилия предпринимаемые властями города Хабаровска по решению жилищных проблем молодых семей являются непродуктивными.

В городе Хабаровске просто огромное количество людей, в том числе и молодых семей, которые реально нуждаются в жилье или улучшении своих жилищных условий. По моему глубокому убеждению, администрация города Хабаровска просто не справляется с поставленными перед ней задачами в виду таких причин как:

1) Коррупция или нецелевое использование денежных средств.

 Поясню на примере городской целевой программы “Жилье для молодых семей на 2006 - 2009 годы. Она предполагала строительство для молодых семей двух домов на 280 квартир в новом микрорайоне “парус”.

Проект строительства жилого микрорайона "Парус", который до сих пор возводят в краевой столице в рамках социальной ипотеки, оказался несостоятельным.

Из 286 человек, которые планировали получить здесь квартиры, новоселом станет, видимо, всего один.

Он сумел полностью оплатить стоимость своей будущей квартиры в этой новостройке, где цена одного квадратного метра выросла с запланированных 29 тысяч рублей до 54. Остальным участникам программы "Парус" стал не по карману. А взять денег негде. ОАО "Хабаровское краевое ипотечное агентство", которое было оператором этого проекта, перестало финансировать дольщиков. В свою очередь застройщик - МУП "Управление капитального строительства" - пытается через суд вести процедуру расторжения договоров с дольщиками.

На заседании городской думы начальник управления экономического развития администрации Хабаровска Александр Анисимов заявил, что программа "Социальная ипотека для жителей Хабаровска на 2006-2017 годы", утвержденная в свое время городскими депутатами, сейчас фактически находится в тупике. Напомню, по условиям программы заказчиком строительства явилась мэрия Хабаровска, застройщиком - городское управление капитального строительства" (УКС), а единственным кредитором - Хабаровское краевое ипотечное агентство (мэрия должна разрешить дольщикам брать ипотечный кредит не только в ХКИА, которая де-факто вышла из программы, но и в других банках). Программа предусматривала, что две трети процентной ставки по ипотечным кредитам дольщикам будут компенсированы за счет городской казны. При этом участники программы должны были самостоятельно оплатить первоначальный взнос, составляющий не менее 10 процентов от стоимости своей будущей квартиры.

При таких условиях в феврале 2007 года был составлен список из почти трех сотен семей, желающих стать участниками программы. Им предстояло заключить договоры и пройти еще ряд процедур. После чего весной того же года 85 хабаровчан официально стали участниками программы. Однако утверждение сроков ввода в эксплуатацию дома и заключение договоров долевого строительства затянулось больше чем на год. За это время из программы вышли почти все ее участники. К марту 2008 года в ней были официально зарегистрированы всего шесть семей. Но и у них возникла проблема: ипотечное агентство отказало в займе, сославшись на то, что УКС не согласовало с ней перенос сроков строительства. Цена квадратного метра в жилом комплексе за три года выросла почти вдвое.

Как быть дольщикам, которые никак не желают добровольно покинуть "Парус"? Чиновники мэрии считают, что выход только один: они должны оплатить все сто процентов от стоимости жилья, либо отказаться от него полностью. Однако дольщики не согласны с этим. И теперь пытаются добиться справедливости через суд.

Итоги городской целевой программы “Жилье для молодых семей на 2006 - 2009 годы:

I) Эта ситуация лично взята на контроль полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе В.И. Ишаевым.

II) Прокуратура возбудила уголовное дело по статье "Нецелевое использование денежных средств"

III) Следственное управление при УВД по Хабаровскому краю возбудило уголовные дела по факту хищения денежных средств при строительстве жилых домов в Хабаровске.

2) Несовершенное законодательство.

Поясню опять - таки на примере городской целевой программы “Жилье для молодых семей на 2006 - 2009 годы".

Ознакомившись с этой программой, то есть решением Хабаровской городской думы от 20 июня 2006 г. N 269, я сразу задался вопросом, а почему предельный срок возраста участников программы составляет 30 лет и не годом больше. По моему субъективному мнению срок возраста молодых семей должен быть увеличен хотя бы года на три или даже на пять лет. Это обосновывается тем, что многие молодые люди не желают вступать в брачные отношения пока не стабилизируется их социальное и финансовое положение. Амбиции современного поколения мешают им создавать семью на ранних этапах. Несовершенство рынка труда привело к тому, что средней заработной платы, даже обоих супругов, не позволяет брать ипотечный кредит. Поэтому многие созревают для этого только к 35 годам, когда финансовое положение позволяет оплатить ипотеку.

 Просматривая дальше эти документы, я наткнулся на решение Хабаровской городской думы от 28 апреля 2009 г. № 31 "О протесте Прокурора города Хабаровска на пункт 4 (где указан возраст участников программы) Городской целевой программы "Жилье для молодых семей на 2006 - 2009 годы". Протест прокурора города Хабаровска был отклонен. Но спустя семь месяцев Хабаровская городская дума выносит решение от 27.10.2009 № 117 "О внесении изменения в раздел 4 Городской целевой программы " Жилье для молодых семей на 2006 - 2009 годы". Согласно изменению возраст участников программы увеличен с 30 до 35 лет.

Не вольно задумываешься, а почему представительным органам власти понадобилось целых семь месяцев, чтобы внести такое нужное изменение. Ведь с такой полезной поправкой увеличивается возрастной ценз молодых семей, а соответственно их возможности в получении жилья.

3) Нарушение антимонопольного законодательства.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Некоммерческого партнерства «Дальневосточный научный центр местного самоуправления» на действия Хабаровской городской Думы, связанные с принятием решения от 20.06.2006 № 270 «Об утверждении городской целевой программы «Социальная ипотека для жителей Хабаровска на 2006-2017 годы», в части определения в качестве исполнителя программы в приоритетном порядке ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» (ХКИА).

В этом обращении говорилось, что определение агентства в качестве исполнителя программы без проведения торгов исключает возможность иных хозяйствующих субъектов претендовать на оказание услуг, поименованных в программе, необоснованно предоставляет преимущество в осуществлении агентством коммерческой деятельности.

Из материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что торги на право осуществления функций исполнителя программы органами местного самоуправления г. Хабаровска не проводились.

Исходя из характера установленных программой функций и услуг ХКИА, Комиссия пришла к выводу, что оказание таких услуг не связано с наличием специального разрешения, услуги не отнесены к исключительным полномочиям органов власти и органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, следовательно, могут осуществляться любым хозяйствующим субъектом, при наличии доступа к участию в программе в качестве исполнителя.

Хабаровская городская Дума, определив в приоритетном порядке в качестве исполнителя программы ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство», создала агентству преимущественные условия хозяйственной деятельности на рынке посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, работающими на этом же товарном рынке, что привело к ограничению конкуренции на рынке таких услуг, а следовательно, к нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Вместе с тем, статьей 41.1 Закона о защите конкуренции установлен трех летний срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, истечение которого является безусловным основанием прекращения рассмотрения такого дела.

Учитывая, что решение «Об утверждении городской целевой программы «Социальная ипотека для жителей Хабаровска на 2006-2017 годы» была принята Хабаровской городской Думой 20.06.2006, то на основании этого, к моему сожалению, рассмотрение настоящего дела было прекращено. Таким образом, я еще больше убеждаюсь, в несовершенстве нормативно-правовой базы.

Поэтому чтобы установить конкуренцию на рынке Хабаровского ипотечного кредитования, я предложил создать ОАО "Агентство по социальному ипотечному кредитованию молодых семей на местном уровне. Агентство будет решать вопросы местного значения в предоставлении социальной ипотеки молодым семьям города Хабаровска. А вот «Хабаровское краевое ипотечное агентство» пусть занимается обеспечением социального жилья всего населения Хабаровского края, ну и может быть пока обеспечением социального жилья населения города Хабаровска ("очередники", молодежь, работники бюджетной сферы, военные и т.д.).

Создание АСИК должно привести к благоприятной конкуренции на рынке ипотечного жилья, а это в свою очередь должно содействовать снижению ставки по социальному ипотечному кредитованию в городе Хабаровске и в конечном результате приведет к положительному, социальному климату среди населения.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

3.1 Описание проекта


ОАО "Агентство по социальному ипотечному кредитованию молодых семей в городе Хабаровске" (далее именуется "Агентство") должно быть под руководством Администрации города Хабаровска, и его деятельность должна быть направлена на улучшение социальной жизни молодых семей города.

Свою деятельность Агентство должно осуществлять на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законов Хабаровского края, постановлений Губернатора, Правительства края, а также муниципальных правовых актов, которые являются непосредственным источником права, четко отвечающим, вопросам местного значения и руководствуется настоящим проектом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.